СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современных образовательных технологий на уроках "Основы экономикия2

Категория: Экономика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление перед преподавателями на региональной конференции «Современное образование. Сохраняя прошлое, создаем будущее: традиции, опыт, инновации» по обмену опытом в использовании на занятиях современных образовательных технологий

Просмотр содержимого документа
«Применение современных образовательных технологий на уроках "Основы экономикия2»

ДОКЛАД

«Применение современных образовательных технологий на уроках Основы экономики» на региональной конференции.


Одной из основных целей современного профессионального образования является подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего профессией, обладающего социальной и профессиональной мобильностью. Качество образования в настоящее время характеризуется не только суммой усвоенных знаний и умений, но и опытом деятельности по применению знаний для решения нестандартных профессиональных задач и ситуаций. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание таких дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.

Одним из требований к организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования является широкое использование активных и интерактивных методов обучения для формирования у обучающихся необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Их использование создает условия для самореализации студентов, усиливаются эмоциональные контакты между студентами, развиваются коммуникативные умения и навыки, повышается мотивация к учебной и профессиональной деятельности.

Освоение учебной дисциплины « Основы экономики» должно способствовать овладению обучающимся компетенциями, такими как:


  • Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.


  • Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.


- Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с

коллегами, руководством, клиентами


-Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном

языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

- Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.


Помочь студентам в овладении этими компетенциями можно используя различные образовательные технологии.

Технология обучения – это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающую наиболее эффективное достижение поставленных целей (А.Я. Савельев)

Сегодня существует огромное разнообразие технологий. Описание и систематизация их могут быть произведены по разным основаниям, а также по критериям, имеющим комплексные характеристики. Систематизация технологий проведена на основе разных критериев с целью разностороннего их описания. Использование одной из них не исключает возможности применения других систем. Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применения зависят от множества факторов, к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.

В материалах федерального Приоритетного национального проекта «ОБРАЗОВАНИЕ»: приведен перечень образовательных технологий, рекомендуемых для использования.

- опережающее обучение;

–развивающее обучение;

–коллективная система обучения (КСО);

–технология решения исследовательских задач (ТРИЗ);

–исследовательские и проектные методы;

–технология модульного и блочно-модульного обучения;

–технология «дебаты»;

–технология развития критического мышления;

–лекционно-семинарская система обучения;

–технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

–обучение в сотрудничестве;

–информационно-коммуникационные технологии;

–здоровьесберегающие технологии;

–система инновационной оценки «портфолио»;

–технологии интерактивного и дистанционного обучения.

«Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве случаев кроется в забвении учителем того, что урок - это совместный труд детей и педагога, что успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися» В.А. Сухомлинский.

Именно это высказывание Василия Александровича Сухомлинского послужило отправной точкой в моей педагогической деятельности более 30 лет назад. Не могу сказать, что я приверженец какой - то конкретной технологии, поскольку на своих занятиях я использую формы, методы и средства обучения разных образовательных технологий.

Коротко остановлюсь на некоторых.

Опережающее обучение; Строгого определения и развернутого теоретического обоснования этой технологии в педагогической литературе не существует.

Согласно теорииЛ.В.Занкова, вся эффективная организация обучения направлена на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучаемого, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с другими обучаемыми  то есть саморазвиваться. Процесс овладения знаниями необходимо организовывать так, чтобы вносить новые элементы, формировать новые отношения, обеспечивая тем самым развитие. Опережающее обучение неразрывно связано с развивающим обучением, обученим, опирающимся на самостоятельный поиск знаний, на творческую 

деятельность обучающихся, которая характеризуется функционированием механизма догадок, переносом знаний и умений в новую ситуацию. 

В связи с этим, я давно отказалась от задиктовывания темы урока, подготовила лекции по преподаваемой дисциплине в электронном виде. Одна из любимых мною форм проведения учебного занятия – это самостоятельная подготовка студентами плана изучения темы. На уроке один из студентов пишет свой план на доске, остальные комментируют, исправляют, добавляют что-то свое, приходя к общему «знаменателю». Только затем переходим к изучению темы согласно скорректированному общими усилиями плану. Есть еще один вариант, который я использую при изучении тем Основные и Оборотные средства, Производительность труда и пр. Каждому выдается так называемый «Экономический диктант» по еще не изученной теме, который они должны написать, используя конспект, после чего разбираем эту тему сообща.

Обучение в сотрудничестве. Эту технологию эффективнее использовать, я считаю, на уроках- конференциях, которые дают возможность студентам приобретать навыки публичных выступлений, которые им необходимы при защите курсовых и дипломных проектов. При защите практических работ использую форму пресс-конференции( сразу несколько студентов садятся за столы остальные задают им вопросы, затем по высказанному их мнению принимаем решение – защищена работа или нет.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

Обязательным условием при подготовке к новой теме, помимо составления плана изучения темы, является подготовка глоссария, который мы используем на следующем занятии при повторении пройденной темы, проверяем знания этих терминов при помощи игры «Крокодил», когда студенты только мимикой и жестами должны объяснить, что это за слово или термин, «Где логика?», когда по представленным картинкам, они должны записать формулу, например фондоотдачи, или выработки. Очень часто использую урок –аукцион. При изучении темы Бизнес-план использую метод «Мозгового штурма»: студентов разбиваю на несколько команд и даю им абсолютно абсурдные задания, например, придумать как можно больше возможных применений одного кирпича, огарка от свечи, камеры от футбольного мяча и пр. и составить мини -бизнес-план.

Исследовательские и проектные методы. При изучении темы «Издержки производства и себестоимость продукции» я прошу студентов расписать бюджет своей семьи на месяц, проанализировать и найти возможности сокращения затрат. Практическая работа «Разработка калькуляции программного продукта», дает возможность студентам выбрать программный продукт на свое усмотрение и рассчитать затраты на его реализацию( в дипломном проекте есть раздел «Экономическая часть», где они рассчитывают затраты на разработку программного продукта).

Система инновационной оценки «портфолио». Допуском к экзаменам является собранная папка, обязательным содержанием которой является: конспект лекций; тетрадь для практических работ, рабочая тетрадь, тестовые опросы и экономические диктанты, а также доклады и сообщения, подготовленные к урокам.

Несмотря на то, что национальный Проект «Образование» в качестве современных определяет ранее перечисленные технологии, я в своей работе не могу отказаться от тех форм, которые я использую на протяжении всей своей преподавательской деятельности, которые вызывают особый интерес у студентов – это использование литературных произведений, фрагментов из художественных фильмов, отечественных мультфильмов, о которых не все студенты знают, либо никогда не слышали и не видели.

Например, знакомство с наукой Экономика мы начинаем с произведения Д.Деффо «Робинзон Крузо». Ведя диалог со студентами о роли и значении экономики в нашей жизни, я читаю им отрывок из стихотворения Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором», прошу назвать услышанные экономические термины и по возможности объяснить их значение.

При изучении темы «Планирование как одна из функций управления» на примере рассказа Льва Николаевича Толстого «Мужик и огурцы» мы разбираем, что такое планирование, система планирования и пр.

При изучении темы «Маркетинг, его основы и концепции» использую похождения Чичикова из произведения Н.В.Гоголя «Мертвые души». Практически на каждом занятии я стараюсь использовать то или иное литературное произведение, народные сказки, поговорки, пословицы, которые возможно увязать с темой занятия. Так же использую отрывки из художественных фильмов, мультфильмов(благо, что для этого в нашем колледже есть все условия: интерактивные доски, мультимедийные проекторы с экраном, интернет. Очень люблю использовать фрагменты из мультфильмов «Трое из Простоквашино» и «Каникулы в Простоквашино»,( к темам «Имущество и капитал», «Организационно-правовые формы предприятий» и пр.) После каждого просмотра видиофильма или прочтения отрывка из литературного произведения разбираем его содержание. И надо отдать должное, что у студентов возникает желание прочесть полностью произведение или просмотреть фильм.

И в конце своего выступления я хочу пожелать в повседневной и практической работе следовать советам поэта Бориса Пастернака.

Во всем мне хочется дойти

До самой сути.

В работе, в поиске пути,

Сердечной смуте.

До сущности протекших дней,

До их причины,

До оснований, до корней,

До сердцевины.

Все время схватывая нить

Судеб, событий,

Жить, думать, чувствовать, любить,

Свершать открытья.

Любите жизнь, любите людей, любите свою профессию.

Шевцова Т.Н., преподаватель экономических дисциплин КМиС

3