СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современных образовательных технологий на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе анализирутся образовательные технологии ,которые  используются мною на уроке физики.

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Применение современных образовательных технологий на уроках физики"»



Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение Новосибирской области

«Карасукский политехнический лицей»












Доклад



«Применение современных образовательных технологий на уроках физики"









Подготовила преподаватель физики

Бальчугова Галина Николаевна














Карасук 2020




В настоящее время в условиях современного образования методика обучения переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, построенного на компетентностном подходе. По утверждению исследователей современный период развития образования характеризуется тем, что традиционная образовательная парадигма больше не удовлетворяет требованиям, предъявляемым обществом к современному образованию. Основными причинами тому являются ускорения темпов развития общества, изменение ситуации на рынке труда (появление новых профессий, необходимость менять работу, учиться на протяжении всей жизни и т.п.), возрастание процессов информатизации. Возникла необходимость формировать такие качества личности, которые позволят стать ей инициативной, самостоятельной, компетентной (в широком смысле этого слова). Развитие педагогической науки привело к тому, что появилась новая образовательная цель: формировать у обучающихся ключевые образовательные компетенции. Быстрым темпом развиваются компьютерные технологии. Успех обучения во многом зависит от мастерства преподавателя и учета в индивидуальных способностей обучающихся.

Такая учебная дисциплина как физика, общество давно отнесло к категории сложных. Поэтому перед преподавателем ставиться основная задача – пробудить интерес к предмету. Не отпугнуть обучающихся сложностью дисциплины, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики.

Особенно актуальна в настоящее время проблема развития творческих способностей обучающихся, основной задачей, которой стало воспитание творческой личности средствами каждой учебной дисциплины. Чтобы учение не превратилось для студентов в скучное и однообразное занятие, нужно на каждом уроке вызывать приятное ощущение новизны познаваемого.

Цель моей педагогической деятельности: создание условий, способствующих развитию разносторонней личности, способной осуществлять продуктивную и осознанную деятельность. Считаю необходимым организовать учебный процесс так, чтобы он обеспечивал благоприятные условия для достижения всеми обучающимися базового уровня подготовки, соответствующего Государственному Стандарту.

Основной задачей педагогической деятельности считаю : создание на уроках физики такой образовательной среды, которая способствует самореализации обучающихся, повышению их образовательного уровня, формированию коммуникативных навыков, творческого мышления, познавательной активности. Стараюсь создавать благоприятные условия для достижения всеми студентами базового уровня подготовки, соответствующего Федеральному государственному стандарту.

Применение современных образовательных технологий на уроках физики.

Знакомясь с множеством современных педагогических технологий по направлениям модернизации, я выбрала технологии на основе активной деятельности обучающихся: технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии.

Наличие компьютеров и свободного доступа к Интернету способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс, использование которых позволяет рационально организовать процесс обучения, добиваться хороших результатов.

  1. Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Традиционное обучение, как правило, обеспечивает обучающихся системой знаний и развивает память, но мало направлено на развитие мышления, навыков самостоятельной деятельности. Проблемное обучение устраняет эти недостатки, оно активизирует мыслительную деятельность, формирует познавательный интерес.

Степень познавательной активности на уроках зависит от того, какими методами пользуется на уроке преподаватель. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции обучающихся на уроках физики. Эта технология привлекает меня своей нестандартностью, открывая большие практические возможности, способствует развитию творчества, преодолению пассивности на уроке, повышению качества знаний по учебной дисциплине.

Технология проблемного обучения предусматривает:

1. Создание проблемной ситуации, анализ ее и в ходе анализа подвести обучающихся к необходимости изучения определенной проблемы.

2. Включение обучающихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей.

3. Предполагаемое решение проблемы проверяется иногда теоретически, чаще экспериментально. Проблема решается, и на основе этого решения делается вывод, который несет в себе новое знание об изучаемом объекте.

При использовании данной технологии формируются познавательная, коммуникативная, личностная компетенции.

  1. Информационные технологии.

На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии занимают всё большее и большее место в образовательном процессе. Главным преимуществом этих технологий является наглядность, так как большая доля информации усваивается с помощью зрительной памяти, и воздействие на неё очень важно в обучении. Информационные технологии помогают сделать процесс обучения творческим и ориентированным на обучающегося. ИКТ использую на уроках, применяя образовательные и обучающие программы, создаю к урокам презентации, использую мультимедийное оборудование для показа видео по различным темам.

Преподавание физики, в силу особенностей самого предмета, представляет собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий.

ИКТ на уроках физики мне позволяет: сделать процесс обучения более интересным, ярким, увлекательным за счёт богатства мультимедийных возможностей; эффективно решать проблему наглядности обучения; расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для студентов.

Даже пассивные обучающиеся с огромным желанием включаются в работу. Использую ИКТ на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала; при закреплении, повторении, на этапе контроля знаний ,умений и навыков.

Мною было проведено анкетирование среди студентов моей группы по следующим вопросам:

    1. Как вы считаете, необходимо ли использование ИКТ на уроках физики ?

А)да, на всех – 15

Б)нет – 2

В)затрудняюсь ответить – 1

Г)не всегда – 6

Д)свой вариант(напишите) – 1

2. Изменилось ли ваше отношение к учебной дисциплине при компьютеризации учебного процесса

А)да, ко всем – 11

Б)да, к некоторым (каким) – 4

В) нет – 9

Г)затрудняюсь ответить

Д)свой вариант

3. Как часто вы используете ПК при подготовке к урокам?

А) да, ко всем – 2

Б) да, к некоторым – 20

В)нет– 1

Г) )затрудняюсь ответить-1

Д)свой вариант

4. Есть ли у вас возможность работать на ПК?

А)да, дома – 24

Б)да, в лицее – 24

В) нет возможности

5. Я использую ресурсы Интернет:

А)при подготовке к урокам – 18

Б)при подготовке исследовательской работы – 24

В)для поиска дополнительного материала – 22

Г)для поиска игровых программ – 10

Д) для общения – 18

Е) для дистанционного обучения. – 2

Таким образом, современный молодой человек не может обходиться без ПК и интернета.

Применяю информационных технологии на уроках физики в следующих направлениях:

  • мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков;

  • подготовка дидактических материалов для уроков;

  • использование готовых программных продуктов по своей дисциплине;

  • работа с электронными учебниками на уроке;

  • поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;

  • поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке;

  • работа на уроке с материалами Web-сайтов;

  • интерактивные тесты;

  • интерактивные лабораторные работы;

  • применению компьютерные тренажеры для организации контроля знаний.

На всех уроках использую мультимедийный проектор и интерактивную доску, благодаря этому записи всем в классе хорошо видны, более чётки и ясны.

Провожу тестирование по текущим темам в течение всего учебного года. Тестирование осуществляется также дистанционно, регулируя время выполнения и количество попыток, осуществляя не только локальный контроль то темам, но и фронтальный, по выбранным темам, задавая случайный выбор вопросов.

Проверку заданий можно провести сразу на уроке и выявить индивидуальные ошибки каждого студента. По результатам анализа ошибок обучающиеся получают индивидуальное домашнее задание.Таким образом, можно проследить динамику обучения по дисциплине.

Помимо тестов имеется возможность изучить лекции, выполнять различные задания в режиме on-line, имеются ссылки на полезные web-страницы, различные виды ЭОР.

Программный материал стараюсь сопровождать заданиями, упражнениями, опросами различного уровня, которые помогают закреплению излагаемого материала.

Данная технология обучения носит более индивидуальный характер, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля. Дает возможность углубленно изучать темы не только разделов рабочей программы, но и вне курса, а также ликвидация пробелов в знаниях, умениях по определенным темам; подготовка обучающихся, не имеющих возможности посещать лицей в течение какого-то периода времени; дополнительное образование по интересам; подготовка студентов к экзаменам.

Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.

Многие студенты, имеющие дома компьютер, используют обучающие программы для выполнения творческого домашнего задания, с результатами которого выступают на уроке. Это позволяет мне проводить индивидуальную работу, расширять образовательную среду.

В современных условиях предъявляются высокие требования не только к уровню знаний обучающихся, но и к умению работать самостоятельно, к способности рассматривать проблему с точки зрения различных наук. Одной из форм моей работы со студентами является формирование у них исследовательской, информационной и личностной компетенции. Обучающиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, изучают проблемы с разных сторон, у них усиливается стремление к получению теоретических знаний в области физики.

3.Личностно-ориентированное обучение

В основе этой технологии лежит гуманистическое отношение к личности обучаемого. Главной отличительной чертой гуманистического подхода является внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование различных форм и методов организации учебной деятельности. Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп обучающихся, работающих совместно над решением какого-либо вопроса или изучением темы. Эта технология ориентирована на то, чтобы обучающийся учился учиться.

Хотела бы выделить те положительные моменты и трудности, которые, на мой взгляд, дает использование этой технологии.

Плюсами я считаю следующее:

  1. при подготовке выступления создаются условия для активной собственной познавательной деятельности обучающихся, это дает лучший результат, чем пассивное приобретение знаний в готовом виде;

  2. формируются навыки сотрудничества со сверстниками и взрослым в образовательной учебно-исследовательской деятельности;

  3. развивается готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности (умение поиска, анализа, планирования и отбора информации, владение навыка работы с различными источниками информации);

  4. во время выступления ребята развивают устную речь, учатся задавать и отвечать на вопросы, анализировать факты, отыскивать причины явлений;

  5. развиваются коммуникативные навыки: умение работать в группе, нести ответственность за успех или неуспех всей группы;

  6. работа на таком уроке развивает уверенность обучающихся в собственных силах, в возможности достижения успеха;

  7. развивается навык оценки и самооценки.

Трудности:

1. Преподавателю надо создать на уроке атмосферу заинтересованности каждого студента в работе класса, стимулировать обучающихся к высказываниям;

2. Преподаватель является полноправным участником процесса обучения, помощником, и справиться с этой новой ролью непросто ;

И все же сотрудничество, приобщение к знаниям через совместные действия, уверена, дадут результат. Ведь именно через них идет процесс изменения сознания личности.

Целью личностно-ориентированной технологии являются личностные достижения обучающегося, а их связывают с уровнем компетентности обучающегося в образовательном процессе. Перечисленные положительные, результаты позволяют формировать различные компетенции: учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, здоровьесберегающую.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления, активизируя учебную деятельность обучающихся.

В результате применения инновационных технологий создаются условия для отношений творческого сотрудничества между преподавателем и студентом. Практика показала, что эти технологии позволяют активизировать познавательный интерес к физике, учитывают индивидуальные особенности обучающихся, позволяют выстраивать траекторию развития каждого студента.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!