Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями
Г.А. Баранова
к.п.н., доцент
Государственное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
Тульской области
«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»,
г. Тула, РФ
Ю.В. Конова
учитель ОБЖ и технологии
МКОУ «Чернская средняя общеобразовательная школа № 1»,
п. Чернь, Тульская область, РФ
Аннотация. В статье раскрываются научно-методические аспекты применения современных образовательных технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Определены основные требования к организации учебного процесса.
Ключевые слова: гуманизация образовательного процесса, максимальное раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка, дети с особыми образовательными потребностями, современные образовательные технологии, обеспечение бесконфликтных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов; развивающее педагогическое взаимодействие, личностно-ориентированные технологии, индивидуальные особенности каждого ребенка, субъект - субъектные отношения педагога и ребенка, со-трудничество, со-творчество, приоритет положительного стимулирования, право ребенка на ошибку, свободный выбор, конструирование индивидуальных программ развития, их коррекция. развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности, технологии развивающего обучения, субъектный опыт учащихся; технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе.
Сегодня особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.
Большое внимание в организации образовательного процесса уделяется вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Для таких детей должны создаваться новые программы, дидактические пособия с учетом особенностей и возможностей их развития[3].
Одним из направлений в создании благоприятных условий для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями является применение в педагогическом процессе современных образовательных технологий. Их использование будет способствовать обеспечению комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов; становление в учебном процессе развивающего педагогического взаимодействия[7].
Рассмотрим подробнее особенности применения в учебном процессе современных образовательных технологий. Например: личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили) «…направлены на организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор» [1.С.21]. Технологии реализуют партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка, когда совместно определяются цели, содержание, оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества. Особенностями личностно-ориентированных технологий является:
– приоритет положительного стимулирования;
– терпимость к детским недостаткам; право ребенка на ошибку, свободный выбор;
– стиль отношений педагога и воспитанников: не принуждать, а убеждать; не запрещать, а направлять; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
– видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать, понимать, верить в нее;
– создавать для ребенка в учебном процессе ситуации успеха, поддержки, одобрения, доброжелательности;
– прогнозирование развития личности ребенка; конструирование индивидуальных программ развития, их коррекция.
– предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в учебном процессе;
– развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности[5].
Особое внимание в работе с детьми с особыми образовательными потребностями уделяется реализации в учебном процессе технологии развивающего обучения.
В истории педагогической мысли теория развивающего обучения нашла отражение в научных трудах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование данная теория получила в исследованиях Л.С. Выготского в раскрытии проблемы становления личности ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Свое дальнейшее развитие идеи Л.С. Выготского получили в исследованиях Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.А. Менчин-ской и др. В их концепциях обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка[6].
Опираясь на исследования вышеназванных авторов можно определить основные положения технологии развивающего обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями:
– в учебном процессе должны быть использованы разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;
– ребенок является в учебном процессе полноценным субъектом деятельности, осуществляющим самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата;
– формирование у ученика внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей[4];
– наличие цели сознательного самоизменения, понимание и принятие ребенком учебной задачи; ученик стремится учить себя сам;
– учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
– учитель оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика;
– учитель поощряет стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
– преобразующий характер деятельности учащихся (на уроках дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности);
– интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя[5];
– коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспе-чивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями;
– создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;
– гибкая структура урока; общие цели и средства организации урока конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания;
– ученик ставится в положение исследователя-творца (чтобы ученик мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование);
– рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий; опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формировании личности;
– на уроках используются различные методы и методические приемы: проблемное изложение, метод учебных задач, моделирование и др.
– проблемное изложение: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска;
– решение на уроках различных учебных задач; учебная задача похожа на проблемную ситуацию; это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в поиске общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач;
– темпы развития личности глубоко индивидуальны и задача учителя заключается в том, чтобы вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ребенке инстинкт познания, саморазвития.
Следует отметить, что большое внимание в работе с детьми с особыми образовательными потребностями уделяется реализации в учебном процессе технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе. Авторы этого вида технологии (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) определили ее содержание следующим образом: «Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого»[5.С.101]. В содержании ФГОС нового поколения данному виду педагогических технологий уделяется особое внимание, так как коллективные способы обучения направлены на:
– включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар; реализацию субъект-субъектных отношений; формирование умений: слушать, стать на точку зрения другого; разрешать конфликты; работать сообща для достижения общей цели; осуществление сотрудничества и взаимопомощи между учащимися;
– в процессе обсуждения и передачи информации друг другу идет успешный процесс развития мыслительных операций, включается работа памяти, мобилизация и актуализация предшествующего опыта, знаний учащихся;
– обсуждение одной информации с другими учениками увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение;
– обучение по способностям каждого ученика; воспитывается самоуважение; адекватная самооценка личности.
Список литературы и источников
1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-16.
2. Баранова Г.А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 1. С.21.
3. Куценко Е. Все дети – особые: советы по организации инклюзии // Классное руководство и воспитание школьников. 2014. № 7/8. С. 10-11.
4. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М.: РООИ «Перспектива», 2011. 176 с.
5. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей редакцией В.С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов- н/Д: издательский центр «МарТ». 2006. 336 с.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование. 1998. 256 с.
7. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2015. 259 с.