СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Просмотр содержимого документа
«Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.»


Применение современных образовательных технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями


Г.А. Баранова

к.п.н., доцент

Государственное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Тульской области

«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»,

г. Тула, РФ


Ю.В. Конова

учитель ОБЖ и технологии

МКОУ «Чернская средняя общеобразовательная школа № 1»,

п. Чернь, Тульская область, РФ

 

Аннотация. В статье раскрываются научно-методические аспекты применения современных образовательных технологий в работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Определены основные требования к организации учебного процесса.

Ключевые слова: гуманизация образовательного процесса, максимальное раскрытие потенциальных возможностей каждого ребенка, дети с особыми образовательными потребностями, современные образовательные технологии, обеспечение бесконфликтных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов; развивающее педагогическое взаимодействие, личностно-ориентированные технологии, индивидуальные особенности каждого ребенка, субъект - субъектные отношения педагога и ребенка, со-трудничество, со-творчество, приоритет положительного стимулирования, право ребенка на ошибку, свободный выбор, конструирование индивидуальных программ развития, их коррекция. развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности, технологии развивающего обучения, субъектный опыт учащихся; технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе.



Сегодня особое значение приобретает гуманизация образовательного процесса, создание условий для максимального раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.

Большое внимание в организации образовательного процесса уделяется вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Для таких детей должны создаваться новые программы, дидактические пособия с учетом особенностей и возможностей их развития[3].

Одним из направлений в создании благоприятных условий для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями является применение в педагогическом процессе современных образовательных технологий. Их использование будет способствовать обеспечению комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов; становление в учебном процессе развивающего педагогического взаимодействия[7].

Рассмотрим подробнее особенности применения в учебном процессе современных образовательных технологий. Например: личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская, Ш.А. Амонашвили) «…направлены на организацию образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор» [1.С.21]. Технологии реализуют партнерство в субъект - субъектных отношениях педагога и ребенка, когда совместно определяются цели, содержание, оценки, находясь в состоянии со-трудничества, со-творчества. Особенностями личностно-ориентированных технологий является:

– приоритет положительного стимулирования;

– терпимость к детским недостаткам; право ребенка на ошибку, свободный выбор;

– стиль отношений педагога и воспитанников: не принуждать, а убеждать; не запрещать, а направлять; не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.

– видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать, понимать, верить в нее;

– создавать для ребенка в учебном процессе ситуации успеха, поддержки, одобрения, доброжелательности;

– прогнозирование развития личности ребенка; конструирование индивидуальных программ развития, их коррекция.

– предоставлять возможности и помогать детям реализовывать себя в учебном процессе;

– развитие творческих способностей ребенка, его индивидуальности[5].

Особое внимание в работе с детьми с особыми образовательными потребностями уделяется реализации в учебном процессе технологии развивающего обучения.

В истории педагогической мысли теория развивающего обучения нашла отражение в научных трудах И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д. Ушинского и др. Научное обоснование данная теория получила в исследованиях Л.С. Выготского в раскрытии проблемы становления личности ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Свое дальнейшее развитие идеи Л.С. Выготского получили в исследованиях Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Н.А. Менчин-ской и др. В их концепциях обучение признается ведущей движущей силой психического развития ребенка[6].

Опираясь на исследования вышеназванных авторов можно определить основные положения технологии развивающего обучения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями:

– в учебном процессе должны быть использованы разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрывать субъектный опыт учащихся;

– ребенок является в учебном процессе полноценным субъектом деятельности, осуществляющим самостоятельно все этапы: целеполагание, планирование, реализацию цели и анализ (оценку) результата;

– формирование у ученика внутренних познавательных мотивов, идущих от познавательных потребностей[4];

– наличие цели сознательного самоизменения, понимание и принятие ребенком учебной задачи; ученик стремится учить себя сам;

– учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирует учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

– учитель оценивает не только конечный результат, но и процесс деятельности ученика;

– учитель поощряет стремление ученика находить свой способ работы, анализировать способы работы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

– преобразующий характер деятельности учащихся (на уроках дети наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности);

– интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, связанная с эмоциональным переживанием, которая сопровождается эффектом неожиданности задания, включением ориентировочно-исследовательской реакции, механизма творчества, помощью и поощрением со стороны учителя[5];

– коллективный поиск, направляемый учителем, который обеспе-чивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями;

– создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика;

– гибкая структура урока; общие цели и средства организации урока конкретизируются учителем в зависимости от назначения урока, его тематического содержания;

– ученик ставится в положение исследователя-творца (чтобы ученик мог овладеть принципом, открыть его, надо провести исследование);

– рефлексивный характер рассмотрения оснований собственных действий; опыт творческой рефлексии является основополагающим элементом в формировании личности;

– на уроках используются различные методы и методические приемы: проблемное изложение, метод учебных задач, моделирование и др.

– проблемное изложение: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и по возможности ведет их по пути открытия, заставляет следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска;

– решение на уроках различных учебных задач; учебная задача похожа на проблемную ситуацию; это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, но решение учебной задачи состоит не в нахождении конкретного выхода, а в поиске общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач;

– темпы развития личности глубоко индивидуальны и задача учителя заключается в том, чтобы вывести личность каждого ученика в режим развития, пробудить в ребенке инстинкт познания, саморазвития.

Следует отметить, что большое внимание в работе с детьми с особыми образовательными потребностями уделяется реализации в учебном процессе технологии, предполагающие построение учебного процесса на взаимной основе. Авторы этого вида технологии (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) определили ее содержание следующим образом: «Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого»[5.С.101]. В содержании ФГОС нового поколения данному виду педагогических технологий уделяется особое внимание, так как коллективные способы обучения направлены на:

– включение в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар; реализацию субъект-субъектных отношений; формирование умений: слушать, стать на точку зрения другого; разрешать конфликты; работать сообща для достижения общей цели; осуществление сотрудничества и взаимопомощи между учащимися;

– в процессе обсуждения и передачи информации друг другу идет успешный процесс развития мыслительных операций, включается работа памяти, мобилизация и актуализация предшествующего опыта, знаний учащихся;

– обсуждение одной информации с другими учениками увеличивает число ассоциативных связей, что обеспечивает более прочное усвоение;

– обучение по способностям каждого ученика; воспитывается самоуважение; адекватная самооценка личности.


Список литературы и источников

1. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-16.

2. Баранова Г.А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 1. С.21.

3. Куценко Е. Все дети – особые: советы по организации инклюзии // Классное руководство и воспитание школьников. 2014. № 7/8. С. 10-11.

4. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. М.: РООИ «Перспектива», 2011. 176 с.

5. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов педагогических специальностей / под общей редакцией В.С. Кукушина. М.: ИКЦ «МарТ»: Ростов- н/Д: издательский центр «МарТ». 2006. 336 с.

6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование. 1998. 256 с.

7. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии: учебное пособие для академического бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2015. 259 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!