СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современных средств обучения на уроках родного языка и литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сборнике собраны доклады и уроки родного языка и литературы, использование современных средств, методов обучения учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Применение современных средств обучения на уроках родного языка и литературы»

Министерство образования и науки РД

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12» г Избербаш



Алибекова Э.М.

Из опыта работы







2020 г.





Методическое пособие составлено на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС);

- Рабочего учебного плана образовательного учреждения на2020-2021 учебный год.







Автор-составитель: Алибекова Эльмира Мусаевна, учитель родного (даргинского) языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г. Избербаш.





Рецензент: Алиева Рукият Абдусамадовна, преподаватель ГБПОУ «Профессионально-педагогический колледж им. М.М.Меджидова», г. Избербаш, РД.



























Содержание:



1. Доклад «Актуальные проблемы применения современных средств обучения родному языку и литературе» ………………………

2. Доклад «Использование различных методов и технологий при решении задач по мотивации учащихся к изучению даргинского языка»………………………………………………………………………

3. Сценарий урок родного (даргинского) языка в 10 классе на тему «Существительное»………………………………………………………..

4. Используемая литература……………………………………………..

































Введение.

Важнейшей задачей современных педагогов является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания подрастающего поколения.

Учителю необходимо уметь быстро осваиваться в современном высокотехнологичном мире: учиться владеть компьютером, интерактивной доской, применять в своей практике новые технологии обучения, что приведет к повышению интереса учащихся к урокам. Так учителям родных языков необходимо разнообразить уроки для мотивации учащихся к предмету, так как для современной молодежи изучение родного языка равносильно изучению иностранного языка. Поэтому современные учителя заинтересованы найти такие методы, способы обучения, чтобы увлечь учащихся.

Применение данного пособия позволит учителям найти оптимальные методы и способы передачи знаний подрастающему поколению.



Данное пособие нашло апробацию в образовательных организациях

г. Избербаш, РД.



























ДОКЛАД

«Актуальные проблемы применения современных средств обучения родному языку и литературе»

Тема была выбрана не случайно. Вопросов было очень много: какой быть нашей школе в XXI веке? Каким быть учителю наступившего столетия? Каким должен быть учебник родного языка для школы и вуза? Есть ли он вообще? Что и как нужно изменить в системе вузовской подготовки будущих учителей?

Современная школа требует от учителя повышения его профессионализма, правильного выбора деятельности учащихся на уроке.

Изучение предмета родной (даргинский) язык и литература в городской школе предполагает не только обучение грамматике, но и обучение родной речи, родной культуре, так как многие дети просто не говорят на родном языке. Даргинский язык объективно является одним из сложных школьных дисциплин для учащихся, которые проживают в городе и вызывает трудности у них. В каждом классе имеется некоторое число учащихся с выраженными способностями к этому предмету, наряду с детьми, которые даже не понимают родной речи. Перед учителем встаёт задача – поиск более гибких форм организации учёбы. Для того, чтобы найти оптимальные формы организации учебной деятельности, повышения мотивации учащихся, я стала включать в учебный процесс такие современные технологии, как:

  • групповые технологии,

  • здоровье сберегающие технологии,

  • игровые технологии,

  • компьютерные технологии,

  • личностно-ориентированные технологии,

  • игровые технологии,

  • технология проблемного обучения,

  • технология развития критического мышления учащихся,

  • проектные технологии,

  • активные методы обучения,

  • технология оценки и самооценки результатов.

I. Одна из форм - это групповая работа. В этой форме работы самое главное - не делить учеников на сильных и слабых, а организовать и научить детей взаимообучению, методом совместно-групповой учебной деятельности.

Задачи: Включить каждого ученика в работу, обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей, т.е. разрабатывается такое задание, и такая методика, позволяющие ученику обязательно справиться. Класс разбивается на 2-3 группы. Дети в группах разноуровневые. Группы получают определенные задания. Задания выполняют все, при этом, сильный ученик помогает - слабому. Итак, все ученики свое время потратили на достижение главной цели урока.

II. Большое значение на уроках уделяю здоровье сберегающей технологии.

Задачи: Помочь каждому ребенку преодолеть усталость, уныние, неудовлетворённость. У учащихся развита способность улавливать эмоциональный настрой учителя, поэтому с первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, непринужденности, положительный эмоциональный настрой. На уроках использую простейшие упражнения, физминутки.

III. Игровую технологию использую при изучении темы, объяснении нового материала и его закреплении, при обучении устным видам речевой деятельности.

Задачи игровой технологии: вовлечь учащихся в общение, развивать коммуникативность учащихся; правильно выбрать роль между детьми, так как их речевая подготовка не одинакова; создание ситуации взаимопомощи, активного устно-речевого общения, эмоциональное состояние учащихся, влияющее на качество усвоения материала и результат игры. С целью формирования лексических навыков использую инструменты интерактивной доски: «перо», «прожектор», «шторка», «перетаскивание». Все эти технологии развивают критическое мышление, учат детей успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем и развивают коммуникативные качества.

Во время игры учащиеся более свободны, ориентируются в той или иной ситуации, могут свободно импровизировать. У них появляется живой интерес к уроку. В ролевой игре можно работать в паре, в составе группы.

IV. Компьютер - это один из важных и новых средств в учебном процессе, использование которого способствует появлению новых информационных технологий. Компьютерные технологии позволяют реализовать основные методы обучения даргинскому языку: показ презентаций, рисунков, портретов, объяснение, коррекция, оценка знаний.

Использование компьютера на уроках даргинского языка помогает:

1) наглядно показать учащимся культуру, быт, историю наших предков,

2) формировать речевые навыки на изучаемом языке,

3) контролировать знания, определённой степени формирования умений и навыков.

Задача при организации такой формы работы - правильно ориентироваться в потоке нововведений, выбрать наиболее оптимальный вариант изложения учебного материала на каждом этапе урока.

V. Используя в своей практике личностно-ориентированные технологии, главной задачей ставлю не только дать определенные знания, но и развивать у них интерес к родному языку, культуре, истории; стремиться использовать полученные знания самостоятельно; учитывать индивидуальный подход; построить учебный процесс в форме диалога, в демократичном стиле работы с учеником.

В такой работе мне очень помогает разработка и применение различных видов дидактического материала, которые позволяют восполнить ограниченность в заданиях учебников, разнообразить формы обучения, повышают творческую активность и интерес учащихся. Применяя такие карточки на уроках, я замечаю, что учащиеся приобретают умения и навыки. Они не замечают, что учатся, познают, увлекаются и проявляют творчество.

Благодаря системе приемов и методов технологии развития критического мышления формируются:

  • навыки логического мышления,

  • умение выражать свою точку зрения,

  • умение представлять и сравнивать ее с другими мнениями,

  • навыки анализа и синтеза,

  • умение находить общие моменты теорий, их отличия,

  • навык видеть в любом вопросе несколько сторон,

  • умение противопоставлять ложные факты истинным.

Как бы не был оснащен образовательный процесс, его эффективность все же зависит от правильного выбора учителем той или иной формы проведения урока. Современному учителю при моделировании урока следует придерживаться следующих правил:

  • Четко поставить перед собой цели и задачи урока, и его место в учебной программе: чего учитель хочет добиться; что ему поможет, как он будет действовать.

  • Отобрать учебный материал. При планировании практической части на уроке следует учитывать способности учащихся.

  • Отобрать эффективные методы и приемы обучения данного урока в конкретном классе. Современные технологии развивают у школьников умения и навыки самостоятельного поиска информации и саморазвития.

Определить согласно ФГОС, как, с помощью каких инструментов, проводить оценку учебных достижений. Наряду с традиционной системой оценивания можно использовать и другие методики: взаимопроверку, рефлексию.

Проблема организации современного урока родного (даргинского) языка сложна и многогранна. Новые цели в обучении родного языка, применение современных технологий, новое содержание в УМК отражаются и на структуре урока. Остается надеяться, что учителя быстрее среагируют на эти изменения, работая над самообразованием в плане методики преподавания.

Таким образом, использование новых технологий на уроках даргинского языка, формируют интерес к предмету, активизируют познавательную и мыслительную деятельность, творческие способности, развивают наблюдательность. Такие яркие уроки помогают детям легко и быстро усвоить как английский, русский и родные языки.























Доклад

«Использование различных методов и технологий при решении задач по мотивации учащихся к изучению даргинского языка»


Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества, то создавай

такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали

царство мыслей,  дай возможность им почувствовать

себя в нём властелинами. 
Ш.А. Амонашвили



В свете новых требований к современной школе основными целями образования являются формирование креативного и критического мышления, умения ориентироваться в большом потоке информации, и применять знания на практике. Современная школа приветствует разные стратегии обучения: чем больше будет альтернативных методических решений, тем эффективней будет поиск новых путей обучения предмету в целом. Сегодня главной целью школы становится не передача готовых знаний, а развитие личности ученика путем его непосредственного участия в учебном процессе. Это возможно лишь в результате мотивации школьника к учебному процессу и объединения усилий учителей разных предметов.

Одним из таких дисциплин является даргинский государственный язык. Он так же, как и другие предметы, должен сыграть свою роль в обучении школьника и в дальнейшей его жизни.

Даргинский язык осваивается в процессе устного общения на производстве и в быту, а также в общеобразовательных учреждениях и высших учебных заведениях. Обучение даргинскому языку должно не только обеспечить детей еще одним способом общения, но и ввести их в мир другой культуры, а именно культуры того народа, которого они представляют, вносить вклад в общее гуманитарное развитие личности, воспитывать в духе мира, доброжелательного отношения к другим народам. Процесс обучения родному языку, как и иностранному, сопровождается неосознанно и ненамеренно. Л. С. Выготский писал: «Усвоение иностранного языка идет путем прямо противоположным тому, которым идет развитие родного языка. Ребенок усваивает родной язык неосознанно и ненамеренно, а иностранный - начиная с осознания и намеренности». В наши дни многие дети, проживающие в городах, изучают родной язык намеренно, этому способствуют родители и учителя родного языка.

Одним из важнейших мотивов в изучении даргинского государственного языка являются литературные произведения. Это один из стимулов к обучению, потому что узнавать литературные произведения всегда интересно. Так как целью учителя даргинского языка и литературы является развитие интереса учащихся к его изучению, то использование игровых методик может способствовать мотивации учащихся. Игра - это способ, посредством которого ребенок приобретает множество основных навыков. Именно в игре впервые появляются первые элементы обучения. В игре начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре. Так, например, при заучивании стихотворения Р. Рашидова «Нушала шилизи буг1ярдеш бак1иб» используется игровая технология. Вначале учитель подготавливает детей к восприятию стихотворения: проводит кратковременную вводную беседу. Учитель обращается к образной, эмоциональной памяти детей, помогает припомнить созвучные образы (картины веселого праздника, снежную зиму). Можно показать предмет, игрушку, картинку, близкие теме стихотворения (картина с изображением зимнего пейзажа, мягкие игрушки волка, зайца и т. д.)

Мотивация учащихся происходит через игру не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Разученные в процессе игр стихи дети могут прочитать на утреннике, конкурсе. Учителю нужно интересоваться так же тем, какие стихи дети выучили дома; какие узнали сказки, рассказы, некоторые можно прослушать на занятиях, вечерах досуга.

Так, примером такого вечера является мероприятие-конкурс для одиннадцатого класса «Поэтическое чтиво» по стихотворениям М.Х1ямидова.

Вначале конкурса класс делится на две подгруппы. Первым заданием является составление четверостишья на даргинском языке из разбросанных частей стихотворений. Преимуществом такого задания является то, что дети учатся подбирать рифмы. Следующим заданием является разыгрывание сценки по произведению. В конце мероприятия учащиеся рассказывают стихи М.Х1ямидова наизусть. Таким образом, происходит заучивание стихотворений на даргинском языке в рамках мероприятия.

Таким образом, игровые технологии способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. То есть в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.


Проект осуществляется по определенной схеме:

1) Подготовка к проекту. Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий: предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика, выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2) Организация участников проекта. Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы.

3) Выполнение проекта. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.) Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное - не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4) Презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом.

5) Подведение итогов проектной работы. Так, например, на уроке по теме «Дагестан- любимый край», посвященному Дню республики, учащиеся делятся на группы, получают задания на дом и на уроке представляют результаты проделанной работы. Дети демонстрируют материалы, собранные о Республике Дагестан; о суверенитете Республики Дагестан, об успехах жителей республики, об успехах своей гимназии и своего класса. Эти материалы учащиеся показывают на уроке с презентацией. Затем эти же группы готовят дополнительные задания. Ученики на вырезанных цветах представляют Дагестан, каким он будет через десять лет. Через определенное время каждая группа представляет свое видение Дагестана и оформляет на карте Дагестана свой цветок. Таким образом, дети получают устойчивую мотивацию к дальнейшему изучению предмета, метод проекта формирует коммуникативную компетенцию учащихся.

Успешность реализации проектной деятельности учащихся будет зависеть от следующих факторов:

  • личный интерес учащегося

  • четкость и конкретность постановки цели проекта

  • определение планируемых результатов

  • констатация исходных данных

Организуя проектно-исследовательскую деятельность при изучении даргинского языка необходимо учитывать возрастные и психологические особенности учащихся, задания должны усложняться в зависимости от уровня класса (группы) и возраста; работа над проектами должна быть систематической и обязательно включение межкультурного и межпредметного компонента.


Методы исследования: теоретический, анализ педагогической литературы по исследуемой  проблеме, анкетирование, наблюдение, сравнительный анализ качественной успеваемости.


Заключение

Воспитание мотивации надо строить не как «приспособление» к наличным, сложившимся у ребенка уровням мотивации, а как перевод школьников к новым ее формам, к более зрелым способам регуляции своего учебного поведения.

При формировании мотивации необходимо учитывать сведения об отдельных сторонах мотивационной сферы, их проявлениях в разные возрасты. Наряду с этим никогда нельзя упускать из виду, что все стороны мотивации следует рассматривать только в контексте целостной личности; личность каждого ребенка — в контексте возраста, а возраст — в контексте развития всего школьного периода детства. Одни и те же мотивы в структуре личности различных учеников и в разные возрастные периоды приобретают неодинаковую смысловую нагрузку.



Этот широкий анализ может помочь определить учителю основные направления развития мотивации в каждом возрасте. Анализ периодизации возрастного развития в школьном возрасте позволяет наметить определенную стратегию формирования мотивации от начальной школы к средней.

Задачи формирования мотивации определяются ее резервами в каждом возрасте, зоной ее ближайшего развития. Эти резервы не актуализируются сами по себе, а мобилизуются только в ходе включения школьников в активные виды деятельности и социальных взаимодействий.

Мотивация к изучению даргинского языка способствует не только пробуждению интереса к самому языку, но и к изучению культуры, нравов, традиции даргинского народа.

Дети 6,7,9,10,11 классов, в которых я преподаю, стали давать положительные результаты: учащиеся с большим интересом изучают предмет, активно участвуют как в урочной, так и во внеурочной деятельности, принимают активное участие во всех мероприятиях, конкурсах, олимпиадах. У школьников появились стимул и мотивация к обучению предмета.








Дарган мезла дарс 10 – ибил класслис.

Дарсла тема: "Существительное"

Дарсла мурадуни:

а) багьудилашалти: существительноеличила гьаб-уб касибси багьуди тикрарбарни, чеимц1абарни, кагахъни;

б) бяркълашалти: дурх1назир дарган мезличи ва литератураличи диги адикьни;

в) гьалабях1 арбукнилашалти: мурхьли пикрибик1ахъес, существительноеби пайдаладирахъес дурх1ни бурсибарни. Чула пикри бурахъес бажардибикахъни.

Пайдаладирути ваях1: жуз, суратуни, презентация, компьютер, проектор.

Дарсла жура: белч1унси материал тикрарбарни.


Дарсла башри:

1. Дурх1ни дарсличи х1ядурбарни (класс 2 кьукьяличи бут1ни, группабазиб х1янчи дураберк1ни):

Муг1яллим: - Салам, дурх1ни.

Дурх1ни: - Салам.

Муг1яллим: - Ишбарх1и, иш г1ях1си атх1ебла барх1и, цаличи ца х1ердилзех1е, цаличи ца пишдирхъех1е. Дурабурк1ех1е нушани г1ядатлаах1енси дарс. Даширая, дурх1ни, Дагъиста Даргала районтазирад дарх къунзкадулхъех1е.


2. Сагаси темаличи дурх1ни кабукни:

Муг1яллим: - Х1ушани сегъунти даргала шими даладая?

Дурх1ни: -Ахъуша, Лаваша, Мух1и, Бурдеки, К1иша, Г1ярбук1 ва ц.

Муг1яллим: - Илди шимала вакилтас чи бик1ара?

Дурх1ни: -Ахъушан, лавашакан, мик1х1ен, бурдекан, к1ишан, г1ярбук1ан.

Муг1яллим: -Илди шимазибадти машгьурти чиди поэтуни, писательти баладая х1ушани?

Дурх1ни: - С.Н.Г1ябдуллаев, Г1. Абу-Бакар, М.-Р. Расулов ва ц.

Муг1яллим: - Чи саю С. Н.Г1ябдуллаев?

Дурх1ни: С. Г1ябдуллаевличила къант1ли буру.

Муг1яллим: - Мух1и, мух1ен, С.Н.Г1ябдулаев ибти дугьби чиди гъайла бут1ни сари?

Дурх1ни: - Существительноеби.

Муг1яллим: - Х1ебиалли, селичила гъайдик1ех1е ишбарх1и? Дарсла тема сегъуна саби?

Дурх1ни: - Существительное.


3.Сагаси тема бурни:

Муг1яллим: - Белк1еная дарсла тема. (Доскаличиб лук1а)

Существительное.

Муг1яллим: - Дурх1ни, гьари бирц1ахъех1е ишгъуна таблица (метод ЗУХ). Цаибси кьанилаб лук1адая х1ушани существительноеличила балуси , к1иибиллизиб – багьес дигуси сек1ал, х1ябъибил кьани – бирц1ахъидая дарсла ахирличиб.


Балулра

Багьес дигулра

Багьурра







Дурх1нани лук1а, бирц1ахъу таблица.

Муг1яллим: - Даргая существительноеби:

а) жагаси, духуси, ахъси;

б) х1ябал, к1ик1ел, даршал;

в) жуз, тукенчи, авлахъ, юрт;

г) вак1иб, асес, дуриб.

Дурх1ни: - .....

Муг1яллим: - Цакамси х1ялумц1лашал х1янчи дурабурк1ех1е. Схема ва вывод бирех1е.

Муг1яллим: - Селис бик1ара существительное? Х1еръая доскаличи, белк1и правило леб, сунезирра чумал дев урдатурли сари. Х1ушани х1яжатти дугьби кадатирая ва белч1еная правило:

Существительное - гъайла бут1а саби, ..... иргъахъуси ва ...... ибти суалтала цалис жаваб лугуси.

Дурх1ни: - Существительное гъайла бут1а саби, сек1ал иргъахъуси, чи? се? ибти суалтала цалис жаваб лугуси.


4. Тема кагахъни:

Муг1яллим: (Технология КЛАСТЕР)

- Существительное ибси дев аргъибх1ели, сегъунти пикруми алк1улив?

- Сегъунти дугьби урк1ила ляркьулив? (дудеш, арши, Г1яли, далай, ши, мукьар, Пат1имат, хала неш)

- Лерилра ишди дугьби сен-сен дут1ес вирара? ( м.ж., хь.ж,у.ж.)

- Лерилра дугьбала хасдеш селизиба? (сек1улти сари)

Слайд

Существительное


дудеш арши Г1яли далай ши мукьара Пат1имат хала неш



мурул жинс хьунул жинс урга жинс


сек1улти



Муг1яллим: - Х1яз дурабурк1ех1е (пикридухъеная ва жавабти дурая): Арцанна дукала - адамла ... (някъ)

жаниварла кач1а - адамла ... (кьяш)

галгубала к1ари - адамла ... (палтар)

бец1ла кьак - адамла ... (мух1ли)

машинала мотор - адамла ... (урк1и)

жярла галгала шин - адамла ... (х1и)

Муг1яллим: - Се сари х1ушани дурибти?

Дурх1ни: - Дугьби.

Муг1яллим: - Чиди гъайла бут1нив?

Дурх1ни: - Существительноеби.

Муг1яллим: - Илди существительноеби чиди жинслизир дак1илив?

Дурх1ни: - Урга жинслизир.

Муг1яллим: - Адам ибси дев чиди жинслизиба?

Дурх1ни: - Мурул жинслизибра биэс бирар, хьунул жинслизибра биэс бирар.

Муг1яллим: - Сен-сен дарган мезлизиб кабизахъес вирара жинс?

Дурх1ни: правило буру.

Муг1яллим: - Дурабурк1ех1е х1яз "Духутала абз".

Гьарил кьукьялис лугас карточкаби (карточка № 1), чузирра лер дугьби (существительноеби). Цаибил кьукьялис цалихъ формализир сари существительноеби, к1иибиллис - дахълихълизир. Къалабали царх1ил форма барая, цаибил кьукьяли - дахълихъла форма, к1иибилли - цалихъла форма. Вывод барая.



Дурх1ни:

(1 кьукья) Вывод: аргъ, дях1и, гьанк, яни, зак - мурталра дузахъу цалихъ формализир.

(2 кьукья) Вывод: къугъни, зубри, шутри, умцанти - мурталра дузахъу дахълихъла формализир.

Муг1яллим: - Гьайгьай, баянбирнила словарь (толковый) гIяхIси кумекчили бетарар нешла мез руркъухIели , илдала лексикалашалси мягIна умцIухIели (исследоватьдирухIели). ДурабуркIехIе словарьличил хIянчи. Касая словарьти, цаибил кьукьяли баргая гьими , к1иибилли - ахир ибси девла лексикалашалси мягIна, гьаргбарая.

Муг1яллим: - Х1ерая ишди предложениебачи:

Къянала ахир хайрила х1ебирар. (къяна пучкабируси саби)

Бурулра ибси девлизиб ахир баргая. (морфемала бут1а)

Хала бег1ти бик1ули бири: «Ахир замана лябкьян (дунъяличир г1ямру кадерни)

Дурх1ни: - Вывод: ахир ибси дев (существительное) чумал мяг1нализиб бузахъули саби.

Муг1яллим: - Цаибил предложение се саби?

Дурх1ни: - Бурала.

Муг1яллим: - Сегъуна къиликъ руркъулив нушазиб ил буралали?

Дурх1ни: - Бархьдеш бурни.

Муг1яллим: - Ил г1ях1си къиликъ саби. Къяна бурес асух1ебирар, гьачам пучкабиалли - игьдибарлизирад дулхъидая.

Муг1яллим: - Х1ушала гьалар лер карточкаби (карточка № 2).

Цаибил кьукьяли делк1еная хасти существительноеби, к1иибилли - т1инт1ти.

Дурх1ни: тетрадунази лук1а ва ахъли дуру.

Муг1яллим: - Падежунардарая дугьби цаибил кьукьяли - Х1ясан, к1иибилли - рузи.

Дурх1ни: - Гьарил кьукьяла цаца дурх1я доскаличи дурабулхъан, лук1а, г1урилтани тетрадуназир дугьби падежунардиру.

Муг1яллим: - Ишди дугьби чиди склонениела сари?

Дурх1ни: - Х1ясан - 2 скл., рузи - 1 скл.

Муг1яллим: - Сен-сен багьес вирара дарган мезлизиб существительноела склонение?

Дурх1ни: - Актив падежла ахир х1ясибли багьес вирар существительноела склонение.

Муг1яллим: - Бархьси саби.

Муг1яллим: - Абхьая жузи, бях1 47, бирех1е х1янчи 60. Белч1еная хъарбаркь, се барес г1яг1нисил (Жузличил х1янчи)

Дурх1ни: ахъли буч1а.

Муг1яллим: - (Иргъахъу хъарбаркь). Х1ушала-х1ушани тетрадуназиб барая, ахтардибирисра.

Дурх1ни: х1янчи тетрадунази лук1а.

Муг1яллим: чумал дурх1яла тетрадуни ахтардидиру.


5. Рефлексия…

Муг1яллим: - Гьари, дурх1ни гьанна чардулхъех1е таблицаличи. Биц1ахъая х1ябъэсил кьани, белк1еная х1ушани ишбарх1и дарсличиб се багьадал.


Балулра

Багьес дигулра

Багьурра







6. Хъули х1янчи:

Муг1яллим: - Существительноебачил шел предложение пикридарая ва делк1еная.


7. Дарсла ахир каъни:

Муг1яллим: - Ишбарх1и … дурх1ни г1ях1ил бузиб. Илдас кадалтех1е г1ях1ти кьиматуни. Баркалла дурх1ни.



Дарс дураберк1ес х1яжатси материал


Бузерила к1ап1ри.

ФИО____________________________________

класс_______

  • Дурх1ни, биц1ахъая иш таблица. Цаибси кьанилаб белк1еная х1ушани балуси баян существительноеличила, к1иибиллизиб – багьес дигуси, х1ябъибил кьани – бирц1ахъидая дарсла ахирличиб.


Балулра

Багьес дигулра

Багьурра

















Карточка № 1

1. Набадари, хъали, аргъ, дях1и, х1яйван, гьанк1, х1ева, бек1, яни, кьял, зак .

2. Къадурби, абзани, къугъни, далуйти, зубри, шутри, кьяшми, къянкъуби, умцанти, бурги, далуйти.


Карточка № 2

Жумяг1, варачан, Г1ярбук1, "Лачин", шагьар, авлахъ, адавзи, Сулахъ, Х1ямри, т1ент1,Бях1ц1а, "Замана", кьакьа.




Используемая литература:

  • Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с.

  • Полат Е.С.Обучение в сотрудничестве. М.: Иностранные языки в школе, 2000, №

  • - Ильин Е. П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.

- Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.,1983

- Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы иподходы - М., 1996.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!