П
рименение техники "сторителлинг" на уроках химии как средство формирования коммуникативной компетенции
Одним из наиболее интересных и самых производительных современных методов обучения является сторителлинг.
Как заинтересовать учеников своим предметом или новой темой? Чтобы правильно понять новую тему, она должна быть как минимум хорошо и логично структурирована, а как максимум — эффектно подана. И первым, и вторым занимается сторителлинг. В последнее время появляется всё больше приложений и сервисов, позволяющих преподнести новую тему не только в виде лекции и презентации, но и в виде комикса или смсок.
Сторителлинг представляет большой интерес для педагогов и психологов по всему миру, поскольку объяснение материала в виде рассказывания историй развивает фантазию, логику и повышает культурное образование. Истории позволяют рассказать о том, как принимаются решения и строятся отношения. Через обмен историями, выстраивая эмоциональные связи, ученики и учителя создают правильные и более качественные взаимоотношения.
“Storytelling”, или “рассказывание историй” – это вариант неформального обучения с использованием любого сюжетно связанного повествования, в котором передается какая-то ценность. Метод был изобретен и успешно опробован Дэвидом Армстронгом, главой международной компании Armstrong International. Разрабатывая свой метод, Дэвид Армстронг учел известный психологический фактор: истории более выразительны, увлекательны, интересны и легче ассоциируются с личным опытом, чем правила или директивы. Они лучше запоминаются, им придают больше значения и их влияние на поведение людей сильнее.
Сторителлинг — это создание эмоциональных связей, с помощью которых можно управлять вниманием и чувствами слушателя, расставлять нужные акценты, заостряя внимание на важных вещах, для того чтобы история осталась в памяти на долгое время.
Для чего детям сказки, истории, фильмы и мультики? Прежде всего для того, чтобы передавать опыт, рассказывать о поведении и его последствиях, развивать фантазию и пробуждать эмоции. Это необходимо для развития человека. По сути, любая из этих форм повествования является направлением сторителлинга
Сторителлинг — педагогическая техника, построенная на использовании историй с определённой структурой и героем, направленная на решение педагогических задач обучения, наставничества, развития и мотивации.
Существует два основных вида педагогического сторителлинга:
Классический сторителлинг. Реальная жизненная ситуация (или придуманная история) рассказывается преподавателем самостоятельно. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ служит для трансляции явного знания. Явное знание выражается вербально или существует в виде текста. При использовании классического сторителлинга преподаватель передаёт студентам конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы и пр., облечённую в яркую форму запоминающейся истории.
Активный сторителлинг.
Преподавателем задаётся «канва истории», определяются её цели и задачи. Слушатели активно вовлекаются в процесс создания и рассказывания историй. Обучающиеся могут: ● создавать истории самостоятельно, следуя заданию и рекомендациям преподавателя;
● моделировать различные ситуации и искать пути выхода;
● анализировать истории самостоятельно или с преподавателем.
Активный сторителлинг способствует передаче не только явного, но и неявного знания. Неявное знание — это такой вид знания, который логически не оформляется и вербально не выражается. Оно особым образом проявляется в практической деятельности и представляет собой передачу умений и навыков. Следует отметить, что в реальной педагогической практике преподаватель может комбинировать классический и активный сторителлинг.
Педагогический сторителлинг, как техника подачи учебной информации, выполняет следующие функции:
● наставническая;
● воспитательная;
● мотивирующая;
● образовательная;
● развивающая.
Сторителлинг — это не просто рассказывание историй, а рассказ истории с определённым сюжетом и задачами.
Есть несколько моментов, которые необходимо учитывать при создании истории для детей.
Готовясь рассказывать истории детям, прежде всего, необходимо учесть их основные возрастные особенности, то есть интеллектуальный, эмоциональный, физический и духовный уровень развития.
В истории должен быть персонаж - герой или герои истории. У всех персонажей должны быть свои особенности характера, которые будут отражаться в рассказанных событиях. Главный герой обязательно должен вызывать симпатию.
История интересна лишь тогда, когда слушатель может ей сопереживать, подсознательно представляя себя на месте персонажа. То есть изложение фактов это ещё не история.
Дети воспринимают мир целостно, поэтому к фактам нужны эмоции. И не забывать о чувстве юмора, оно всегда помогает решать любые проблемы. Также не стоит забывать, что фантазия у детей более гибкая чем у взрослого. Стимулирование воображения ребенка способствует развитию метафорического языка. А известно, что метафоры глубоко проникают в наше подсознание. Символический язык ярких придуманных рассказов развивает гибкость ума.Стараться привлекать детей к участию в истории, используя открытые вопросы.
В каждой хорошей истории легко различить структуру. Слушатель, скорее, ощущает ее сердцем, нежели осознает разумом. Сюжеты, рассказанных историй, должны задевать людей за живое, только тогда они запоминаются.
1) Вступление. Вступление к истории, как правило, должно быть коротким. Оно играет важную роль, ставя вопрос, обозначая конфликт или проблему, которую нужно решить. Сделать это надо таким образом, чтобы пробудить у слушателя любопытство и увлечь его. Если дети, слушая, витают в облаках, то вступление, предваряющее историю, должно зацепить их внимание и удерживать его. Вступление заставляет нас навострить уши и задать себе вопрос: «А что же будет дальше?». Вступление сжато и ясно очерчивает сложную ситуацию. Мы тотчас же задаемся вопросом, что же будет с этим персонажем.
Вступление к рассказу должно быть связано с главной темой вашей истории. Оно сосредотачивает внимание детей на проблеме или вопросе, которому она посвящена и на который в конце истории будет получен ответ. Вдобавок, вступление должно быть обращено к реальному опыту ребенка. Вступление в истории не должно содержать подсказки к решению проблемы.
2) Развитие события.
Здесь раскрывается сюжетная линия и характеры действующих лиц. Эта часть позволяет нам глубже проникнуть в проблему или конфликт, о котором мы узнали из вступления. Подобно тому, с каким трудом отыскивается решение проблем в жизни, в истории ситуация тоже часто ухудшается, прежде чем изменится в лучшую сторону. Эта часть истории усугубляет проблему, создавая тем самым определенное напряжение, Ситуация не разрешена — по сути, она становится все напряженнее.
3) Кульминация.
Когда напряжение достигает апогея и ситуация начинает казаться невыносимой, возникает решение. Загадка раскрыта. Наконец-то мы получаем ответ на вопрос, и этот ответ, как правило, совсем не тот, которого мы ожидали.
4) И наконец мы переходим к заключению. По сути, кульминация завершила историю; но здесь должно быть краткое заключение, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне - мораль.
Метод сторителлинга не только вызывает положительные эмоции, но и позволяет применять знания в изменённой ситуации. Учащийся, владея закреплёнными способами применения знаний на практике, может использовать знания и умения в нестандартных учебных ситуациях. Приведу примеры историй. Учащимся необходимо прослушать историю по теме, ответить на вопросы.
1.История, в которой оказался замешан элемент № 15.
«... Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана... Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.»
Вопросы:
• Вы узнали произведение, кто его автор?
• О каком элементе идет речь?
• Почему пальцы засветились в темноте?
• Автор произведения допустил серьезные ошибки и нам необходимо их найти.
2. Истории про аммиак
А) История произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля.
Вопросы:
• Выскажите предположение, какой газ был использован немецкими моряками?
• Как удалось немецкому эсминцу избежать пленения?
• Какой газ оказывает физиологические действия, описанные в рассказе?
Б) Это вещество имеет древнюю историю. Арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали — и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до «аммиак». В средние века этот газ называли «щелочной воздух», а его раствор до сих пор называется «нашатырный спирт». Чистый аммиак был получен английским химиком Джозефом Пристли в 1774 году. Промышленную технологию получения аммиака разработали и осуществили в 1913 году немецкие химики Фриц Габер и Карл Бош, которые за свои исследования получили Нобелевскую премию. Аммиак применяется при изготовлении азотной кислоты, лекарств, взрывчатых веществ, красителей, в холодильных установках, в медицине. В медицине 10%-й раствор аммиака известен как нашатырный спирт. Резкий запах аммиака раздражает специфические рецепторы слизистой оболочки носа и способствует возбуждению дыхательного и сосудодвигательного центров, поэтому при обморочных состояниях пострадавшему дают вдыхать пары нашатырного спирта. Газообразный аммиак является токсичным соединением. Он опасен при вдыхании. При остром отравлении аммиак поражает глаза и дыхательные пути. При высоких концентрациях возможен смертельный исход. Жидкий аммиак вызывает сильные ожоги кожи, поэтому его перевозят в стальных баллонах (окрашены в желтый цвет, имеют надпись «Аммиак» черного цвета), железнодорожных и автомобильных цистернах, специальных танкерах. Незначительные количества аммиака присутствуют в воздухе при разложении животных и растительности. В малых количествах он может входить в состав дождевой воды. Вопросы:
• Кем и когда был открыт аммиак?
• Какое физиологическое действие оказывает аммиак?
• К каким последствиям приводит нахождение людей в помещении с высокими концентрациями аммиака?
• Как аммиак используют в медицине?
3.Сказка о мудром азоте
Как-то ночью, когда Азот сладко спал, раздался звонок соседа по телефону из квартиры № 6. Звонил, как всегда чумазый, Углерод: «Выйди ты из своей квартиры. Успокой ты Кислорода и Водорода. Опять спорят, кто из них главнее в нашей Солнечной системе? Скоро подъезд взорвётся от их жаркого спора». «Да что мне с ними спорить? — ответил Азот. — Я знаю, что я четвёртый. Пусть спорят». «Ты же один пожар можешь остановить! Вылезай из своей квартиры», — шумел в трубку Углерод. Нехотя Азот открыл свою дверь, а там … уже взрывом пахнет. «Чего спорим, ребята, заходите в гости», — деловито проговорил он. «Ну да, к тебе зайдёшь, ты же один 78% своей квартиры займёшь, повернуться негде», — проворчал Кислород. «А я зайду», — запросто сказал Водород. «Не вздумай! — замахал руками Углерод, высунувшийся из своей квартиры. — Да после вашего общения опять весь подъезд аммиаком провоняет». Тут по лесенке скатился юркий Литий: «Я тоже люблю общаться с Азотом, и даже при обычных условиях». «Ну и общайтесь, — вздохнул Углерод. — А мне завтра с утра снова в печку лезть, так что я спать пошёл».
Вопросы:
• Как вы думаете, почему водород и кислород могли взорваться после жаркого спора?
• Что значит — занять 78%?
• Объясните тот факт, что после общения водорода и азота «провоняет аммиаком»?
Напишите уравнение реакции.
• Почему углерод «полезет в печку»?
4. «Рождение Серной кислоты»
В одном химическом королевстве у Ее Величества Воды и Его Величества Оксида Серы Шестивалентного родился младенец. Всем хотелось, чтобы родился мальчик - наследник престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку, как она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка.
(Демонстрация: в пробирку с раствором серной кислоты добавили синий лакмус. Окраска изменилась на красную.)
Девочке дали красивое имя - Кислота, а фамилию отца - Серная.
Вопросы :
• Какими физическими свойствами обладает Серная кислота?
• Что за раствор прилили к кислоте в Демонстрации?
• Почему он изменил окраску?
• О наличии каких ионов говорит это изменение?
5. История открытия натурального каучука.
Каучук существует столько лет, сколько и сама природа. Окаменелые остатки каучуконосных деревьев, которые были найдены, имеют возраст около трёх миллионов лет. Каучуковые шары из сырой резины найдены среди руин цивилизаций инков и майя в Центральной и Южной Америке, возраст этих шаров не менее 900 лет.
Родина каучука - Центральная и Южная Америка. По беpeгaм реки Амазонки, во влажных жарких тропиках растет необычное дерево, которое называется бразильская гевея (Неиеа brasilieпsis). Если на коре дерева сделать надрез, то из ранки вытекает сок молочно-белого цвета, называемый латексом. На воздухе сок постепенно темнеет и затвердевает, превращаясь в резиноподобную смолу. Латекс содержит примерно 30% натурального полимера, крохотные частички которого находятся во взвешенном состоянии в воде, образуя эмульсию. Аналогичную эмульсию представляет собой молоко - в нем мельчайшие капельки жира взвешены в водном растворе. Сок дерева гевеи туземцы назвали каучук (это название берет свое начало от двух индейских слов: сао – дерево и Сhи - течь, плакать), что можно перевести как «слезы дерева». Уже в ХV в. индейцы придумали, как можно использовать каучук в хозяйстве. Они пропитывали млечным соком лодки, корзины, одежду, чтобы те не пропускали воду. "Из каучука стали изготавливать факелы, которые долго и равномерно сгорали, распространяя приятный запах. Если каучуком обмазать глиняную бутылку, а затем, после затвердевания полимера, разбить и вынуть через горловое отверстие глиняныe черепки, то получится легкая и: небьющаяся емкость, для различных, жидкостей. Аналогичным способом туземцы научились изготавливать даже каучуковую обувь.
Первое знакомство европейцев с натуральным каучуком произошло почти пять веков назад.
В 1493 году корабль Христофора Колумба во время второго путешествия в Америку пристал к острову, названному именем Эспаньола (Гаити).
Высадившись на берег, испанцы были удивлены весёлой игрой индейцев, похожей на наш баскетбол. Они в такт песне подбрасывали чёрные шары, которые, упав на землю, делали, словно живые, высокие и забавные прыжки. Взяв эти шары в руки, испанцы нашли, что они довольно тяжелы, липки и пахнут дымом.
В первой половине ХVIII в. образцы, каучука попали в Европу. Такой эластичный материал в то время могла создавать только природа. Открывались все новые свойства необычного вещества. Из него можно было изготавливать шары, подпрыгивающие при ударе (аналоги современных мячей). Оказалось, что каучук хорошо стирает рисунок или текст, выполненный карандашом.
В 1823г. английский химик, член Лондонского королевского общества Чарльз Макинтош запатентовал свое изобретение. Он придумал непромокаемую ткань, состоящую из двух слоев материи, соединенных раствором; каучука в специальном растворителе. Изобретатель наладил производство из новой ткани плащей, которые получили название «макинтош». Примерно в то же время было налажено производство из каучука галош, а в Петербурге в 1832 г. построена первая фабрика по производству обуви с каучуковым покрытием.
Однако новый материал имел большой недостаток: он сохранял свои полезные свойства только в узком интервале температур. На морозе каучук становился хрупким, а на солнце, мягким и липким. Химики стали искать способ, как улучшить свойства натурального каучука. «Первый шаг сделал немецкий химик Людерсдорф. Он обнаружил, что каучук, обработанный раствором серы в скипидаре, становится более устойчивым. Это открытие было сделано в 1832 г. Почти в то же время американец Хейворд установил, что свойства каучука улучшаются, если в него добавить серу; такой материал, например, не делается липким на солнце. Этим заинтересовался Ч. Гудьир, торговавший различными товарами, в том числе и пластинками каучука. Чтобы пластинки не слипались, он пересыпал их серой. Гудьир пытался выяснить, как влияют добавки серы на свойства каучука. Оказалось, что тот действительно терял липкость, но только в поверхностном, слое, внутри же масса оставалась прежней. Счастливый случай помог этому предприимчивому человеку. Однажды Гудьир уронил пластинку каучука на печь. Обжигая руки, схватил пластинку и стал ее мять, чтобы убедиться, не испортилась ли она. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что пластинка не только не липла, но стала упругой и эластичной. Дальнейшие опыты помогли Гудьиру окончательно решить проблему. Так в 1839 г. была oткpытa вулканизация каучука - процесс, который и в настоящее время широко при меняется в промышленности. Независимо от Гудьира англичанин Т. Гэнкок в 1843 г. открыл аналогичный способ, который именно он и назвал вулканизацией (по имени Вулкана – древнеримского бога подземного огня), а новый продукт - резиной (от лат. resiпa – смола)».
В 1843 году Гэнкок независимо от Гудьира так же нашёл способ вулканизировать каучук погружением его в расплавленную серу, а несколько позднее Паркс открыл возможность получения резины обработкой каучука раствором полухлористой серы (холодная вулканизация).
Англичанин Роберт Вильям Томсон, который в 1846 году изобрёл «патентованные воздушные колеса» и ирландский ветеринар Джон Бойд Денлоб, натянувший каучуковую трубку на колесо велосипеда своего маленького сына, не подозревали, что этим положили начало применению каучука в шинной промышленности.
Вопросы:
• Как получают натуральный каучук?
• Кто первым привез каучук в Европу?
• Какой английский химик запатентовал непромокаемую ткань?
• Как назывались первые непромокаемые плащи из каучука?
• Какая реакция лежит в основе вулканизации каучука?
Таким образом, сторителлинг способствует качественному усвоению информации в более краткие сроки, способствует формированию системы ценностей, мотивирует на творчество и креативность, учит работать в команде. Применение техники сторителлинга вызывает эмоциональный отклик у обучающихся и, следовательно, делает учебный процесс более привлекательным для слушателей, а также активизирует познавательную активность обучаемых, делает учебную информацию более доступной, наглядной и запоминающейся.
Литература
Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В., Герасимова И. Н., Смирнова В. А. Сторителлинг как педагогическая техника передачи явного и неявного знания в вузе // Образовательные технологии. 2017. № 1. С. 73-90. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/storritelling-kak-pedagogicheskaya-tehnika-konstruirovaniya-uchebnyh-zadach-v-vuze.
Секреты сторителлинга [сайт]. URL:http://distantsiya.ru/read/sekrety-storitellinga/
Сторителлинг. Как рассказывать истории, которые продают [сайт].URL:https://bizcase-lab.ru/blog/ storytelling
Тодорова О.В. Cторителлинг как инновационный pr-инструмент // Современные проблемы науки и образования. 2014.№ 4. С. 610.
Челнокова Е. А., Казначеева, С. Н., Калинкина, К. В., Григорян, Н. М. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций// Перспективы науки и образования 2017. №5 (29) стр. 8. С. 7-12. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/storitelling-kak-tehnologiya-effektivnyh-kommunikatsiy