Просмотр содержимого документа
«Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой.»
"ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Н. П. ГРИШАЕВОЙ"
Подготовила: Степанова ГБ
воспитатель высшей категории
Причины низкой социализации детей
- чрезвычайная занятость родителей
- разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье
- отсутствие дворовой социализации
- ослабление формального и неформального контроля, как фактора социализации.
- непонимание родителями значимости развития социальных навыков у дошкольников
- чрезмерная озабоченность родителей интеллектуальным развитием детей
Саморегуляция?
*процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками
*развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей в соответствии с ФГОС ДО
ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Н. П. ГРИШАЕВОЙ
- Автор: Гришаева Наталья Петровна Старший научный сотрудник ФГБУН ИС РАН
- Основная цель технологии – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
- Технологии эффективной социализации существует более 20 лет.
- В данный момент она состоит из 10 подтехнологий, реализованных во многих детских садах России и 3 новых подтехнологий, проходящих апробацию
Задачи социального развития детей в ДОУ (Н.П. Гришаева)
- Освоение норм и правил общения и поведения детей со взрослыми и друг другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.
• Обучение навыкам безопасного поведения в потенциально опасных для ребенка ситуациях.
• Развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие.
• Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я –член коллектива, я –член семьи, я –мальчик или девочка; я –житель того города, где находится ДОУ), я –житель России, я –житель Земли, я –часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях.
• Развитие способности к принятию собственных решений –на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- реализация ФГОС
- развитие социальных навыков
- развитие умения делать выбор
- развитие познавательного интереса
- сплочение коллектива детей
- получение жизненного опыта
- получение возможности детям быть счастливыми
- повышение посещаемости детского сада
- увеличение сплоченности коллектива
- повышение профессиональных компетенций педагогов
- уменьшение конфликтов с родителями и педагогами
- привлечение родителей в реальную жизнь образовательной организации
Педагогические технологии социализации дошкольника
- Ежедневный рефлексивный круг
• Клубный час
• Проблемные педагогические ситуации
• Ситуации месяца
• Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»
• Дети-волонтеры
• Социальные акции
• Волшебный телефон
• Развивающее общение
• Технология включения родителей в образовательный процесс
Ежедневный рефлексивный круг
- позволяет развить множество качеств, так необходимых для школы. На кругу дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом.
"СИТУАЦИЯ МЕСЯЦА"
- Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца с разных сторон.
- Ситуация месяца планируется заранее, тема и способы ее реализации обговаривается воспитателями и специалистами: форма проведения, при необходимости объединение групп или параллелей; распределяются какие группы идут к какому специалисту или проводят у себя в группе; ответственные за проведение .
Примерная тематика "Ситуации месяца":
- Сентябрь "Мой дом - детский сад" (1 сентября – 29 сентября)
- Октябрь "Я - читинец" (1 октября – 29 октября)
- Ноябрь "Я житель планеты Земля" (1 ноября – 29 ноября)
- Декабрь "Рождественский подарок" (1 декабря – 15 января)
- Январь "Мальчики и девочки" (15 января – 15 февраля)
- Февраль "Мальчики и девочки" (15 января – 15 февраля)
- Март "Моя семья. Мои корни." (15 марта -15 апреля)
- Апрель "Космос. Я часть мироздания" (15 апреля – 15 мая)
- Май "Я - россиянин" (15 мая – 15 июня)
Заключительные праздники по ситуации месяца
- позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течении месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций.
- Задача таких мероприятий: дать возможность детям проявить инициативу , показать или представить то, чему они научились за этот месяц : сделать общее панно, коллаж, поделку, рисунок, стенгазету, игрушку, конструирование моделей, предметов, РППС, пересказ или представление личного опыта по схемам, картинкам, презентации, участие в мини- концерте, праздничная викторина, импровизированный спектакль и т.д.
Проблемная педагогическая ситуация
- это созданная взрослыми или спонтанно возникшая ситуация, которая позволяет детям принять собственное решение, без присутствия взрослого. Дать оценку своим действиям в процессе рефлексии, извлечь уроки из собственного поведения, то есть самоопределиться в эмоционально-напряженной для них ситуации.
Развивающее общение
- технология гуманистического общения, которая создает условия для развития инициативы и само регуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем.
Работа с родителями
- Технология позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада или школы, через предоставление широких возможностей для реализации их потребностей и интересов
Волшебный телефон, детский «телефон доверия»
- Технология позволяет ребенку глубинно выражать свои мысли и чувства, в процессе общения со сказочными персонажами, а психологу понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.
"КРЕСЛО РАЗДУМИЙ"
- Красивое и удобное кресло располагается в группе или спальне, там же имеются песочные часы (3-5 мин).
- Дети обсуждают для чего, в каких ситуациях оно используется: для того, чтобы ребёнок, нарушивший правила или вступивший в конфликт, мог самостоятельно оценить свой проступок, успокоиться, поразмышлять о случившемся, сделать собственные выводы, попросить прощения у обиженного ребёнка, воспитателя, помириться.
- Песочные часы определяют временной отрезок для раздумий (если ребёнку не хватило времени, он может его продлить самостоятельно).
- Если ребёнок просто захотел посидеть, подумать - это не запрещается!
«Детский сад без обид»
- Любимая игрушка играет ключевую роль в сложных ситуациях. Когда некоторым детям бывает сложно общаться и делиться своими чувствами с другими детьми и взрослыми, игрушка становится для малыша лучшим другом и советчиком.
Дети – волонтеры
- Технология предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада и школы, а также школьниками и взрослыми волонтерами.
Социальные акции
- Технология позволяет объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, для участия в благотворительных акциях и инициативах, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества.
Темы социальных акций
- сбор батареек и макулатуры
- проведение конкурса «Кормушка для птиц»
- выпуск стенгазет к знаменательным датам
- проведение акции «Вылечим книги»
- организация трудового десанта «Поможем дворнику»
- участие воспитателей, родителей и детей в субботниках
- а также возложение цветов к памятнику
Клубный час
- технология которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.
Цели «Клубного часа»
- воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
- учить детей ориентироваться в пространстве
- воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим
Периодичность: 2 раза в месяц; длительность: 1 час.
- во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»)
- при этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно организовать самые разнообразные занятия: изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным
- для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая.
Правила клубного часа
- говори "здравствуйте" и "до свидания", когда входишь в другую группу;
- если взял игрушку поиграть, положи ее на место, когда уходишь;
- не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;
- говори спокойно;
- ходи спокойно;
- возвращайся в группу по сигналу звонка;
- если не хочешь ходить в другую группу, то можешь оставаться в своей группе или вернуться в нее, если устал .
«Штрафные санкции»
- Система «Красных кружков»
- Каждому ребенку выдают З красных кружка
- Если забирают 1 кружок –
ребенок сразу возвращается в группу, но не пропускает следующий «Клубный час»
- Если забрали 2 или 3 кружка –ребенок пропускает следующий «Клубный час»
Виды клубного часа:
- Свободный КЧ
- Тематический клубный час
- Деятельностный или семейный КЧ
- Творческий КЧ
- Группообразование
- Квест
- Музейный
- Большая игра
"Свободный КЧ" :
- дети самостоятельно передвигаются по саду, определяют круг своих желаний и интересов, делают то, что ему нравится.
"Тематический клубный час" :
- готовят все педагоги по данной теме
- (задания, игры, пособия, викторины, конкурсы, мини- проекты, РППС... )
" Деятельностный или семейный КЧ":
- дети старших возрастов делятся на пары (мама/папа, братья. Брат и сестра ( любые варианты по желанию детей) ).
- Каждая пара предварительно выбирает себе малыша ( мл/ср возраст), знакомится с ним, помогает в ходе волонтёрского движения и т.д.
- В ходе данного КЧ пара вместе с ребёнком перемещается по всем помещениям сада.
- Первоначальная задача пары - не потерять малыша, помогать ему в игре, знакомить с различными играми и т.д.
- В дальнейшем задача пар усложняется: каждой паре выдаются условные деньги и они за час совместного путешествия по саду тратят эти деньги , обсудив маршрут передвижения и распределение бюджета .
"Творческий КЧ":
- Организовывается с участием взрослых и родителей воспитанников.
- Начинается КЧ с предварительной подготовки. Заранее (предыдущий вечер) обсуждаются, повторяются правила, конфликтные моменты,
- По территории ДОУ развешаны знаки - обозначения.
- Начинается и заканчивается КЧ по звуковому сигналу.
- Дети старших групп распределяются по группам и кабинетам ДОУ , заранее обговаривают, что будут представлять и как проводить свой КЧ для всех детей ДОУ.
Клубный час «Большая игра»
Три уровня сложности:
- 1 уровень – с небольшой помощью взрослых, они включаются эпизодически в игру;
- 2 уровень - совсем без помощи взрослых;
- 3 уровень дети самостоятельно придумывают сюжет игры
Алгоритм анализа клубного часа
- что дети делали
- что было особенного в поведении
- как реагировали дети, которые остались или находились в своей группе на приход гостей
- соблюдали ли дети правила и что мешало их соблюдать
- были ли конфликты, как разрешались
- общие впечатления, рекомендации
Подготовка педагогов к КЧ проводится в зависимости от вида клубного часа и его тематики.
«БУККРОССИНГ»
- Направление: «Популяризация чтения» Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку) Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.
- Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе.
«Говорящие стены» Опыт Эстонии».
Целью организации «говорящих стен» - усвоение, закрепление, расширение знаний, развитие коммуникативных навыков .
- Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.