СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит педагогов с педагогическимии технологиями социализации дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологий эффективной социализации дошкольников Н. П. Гришаевой.»

"ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Н. П. ГРИШАЕВОЙ"

Подготовила: Степанова ГБ

воспитатель высшей категории

Причины низкой социализации детей чрезвычайная занятость родителей разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье отсутствие дворовой социализации ослабление формального и неформального контроля, как фактора социализации.  непонимание родителями значимости развития социальных навыков у дошкольников чрезмерная озабоченность родителей интеллектуальным развитием детей

Причины низкой социализации детей

  • чрезвычайная занятость родителей
  • разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье
  • отсутствие дворовой социализации
  • ослабление формального и неформального контроля, как фактора социализации.
  • непонимание родителями значимости развития социальных навыков у дошкольников
  • чрезмерная озабоченность родителей интеллектуальным развитием детей
Саморегуляция? *процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками *развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей в соответствии с ФГОС ДО

Саморегуляция?

*процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями и поступками

*развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей в соответствии с ФГОС ДО

ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Н. П. ГРИШАЕВОЙ   Автор: Гришаева Наталья Петровна Старший научный сотрудник ФГБУН ИС РАН Основная цель технологии – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций. Технологии эффективной социализации существует более 20 лет.  В данный момент она состоит из 10 подтехнологий, реализованных во многих детских садах России и 3 новых подтехнологий, проходящих апробацию

ТЕХНОЛОГИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Н. П. ГРИШАЕВОЙ

  • Автор: Гришаева Наталья Петровна Старший научный сотрудник ФГБУН ИС РАН
  • Основная цель технологии – развитие у дошкольников саморегуляции поведения, освоение ими социальных ролей и нравственных позиций.
  • Технологии эффективной социализации существует более 20 лет.
  • В данный момент она состоит из 10 подтехнологий, реализованных во многих детских садах России и 3 новых подтехнологий, проходящих апробацию
Задачи социального развития детей в ДОУ  (Н.П. Гришаева)   Освоение норм и правил общения и поведения детей со взрослыми и друг другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе. • Обучение навыкам безопасного поведения в потенциально опасных для ребенка ситуациях. • Развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие. • Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я –член коллектива, я –член семьи, я –мальчик или девочка; я –житель того города, где находится ДОУ), я –житель России, я –житель Земли, я –часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях. • Развитие способности к принятию собственных решений –на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения

Задачи социального развития детей в ДОУ (Н.П. Гришаева)

  • Освоение норм и правил общения и поведения детей со взрослыми и друг другом. Развитие коммуникативных навыков жизни в коллективе.

• Обучение навыкам безопасного поведения в потенциально опасных для ребенка ситуациях.

• Развитие умения коллективно трудиться и получать от этого удовольствие.

• Освоение детьми на начальном уровне социальных ролей: я –член коллектива, я –член семьи, я –мальчик или девочка; я –житель того города, где находится ДОУ), я –житель России, я –житель Земли, я –часть Мироздания, через сущностное проживание и самоопределение в этих ролях.

• Развитие способности к принятию собственных решений –на основе уверенности в себе, осознанности нравственного выбора и приобретенного социального опыта, развитых навыков саморегуляции поведения

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ   реализация ФГОС развитие социальных навыков развитие умения делать выбор развитие познавательного интереса сплочение коллектива детей получение жизненного опыта получение возможности детям быть счастливыми повышение посещаемости детского сада увеличение сплоченности коллектива повышение профессиональных компетенций педагогов уменьшение конфликтов с родителями и педагогами привлечение родителей в реальную жизнь образовательной организации

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • реализация ФГОС
  • развитие социальных навыков
  • развитие умения делать выбор
  • развитие познавательного интереса
  • сплочение коллектива детей
  • получение жизненного опыта
  • получение возможности детям быть счастливыми
  • повышение посещаемости детского сада
  • увеличение сплоченности коллектива
  • повышение профессиональных компетенций педагогов
  • уменьшение конфликтов с родителями и педагогами
  • привлечение родителей в реальную жизнь образовательной организации

Педагогические технологии социализации  дошкольника   Ежедневный рефлексивный круг • Клубный час • Проблемные педагогические ситуации • Ситуации месяца • Заключительные праздники по «Ситуациям месяца» • Дети-волонтеры • Социальные акции • Волшебный телефон • Развивающее общение • Технология включения родителей в образовательный процесс

Педагогические технологии социализации дошкольника

  • Ежедневный рефлексивный круг

• Клубный час

• Проблемные педагогические ситуации

• Ситуации месяца

• Заключительные праздники по «Ситуациям месяца»

• Дети-волонтеры

• Социальные акции

• Волшебный телефон

• Развивающее общение

• Технология включения родителей в образовательный процесс

Ежедневный рефлексивный круг позволяет развить множество качеств, так необходимых для школы. На кругу дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом.

Ежедневный рефлексивный круг

  • позволяет развить множество качеств, так необходимых для школы. На кругу дети обсуждают насущные проблемы, приобретают мотивацию к текущим занятиям, обмениваются полученным знанием и опытом.

"СИТУАЦИЯ МЕСЯЦА"

  • Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца с разных сторон.
  • Ситуация месяца планируется заранее, тема и способы ее реализации обговаривается воспитателями и специалистами: форма проведения, при необходимости объединение групп или параллелей; распределяются какие группы идут к какому специалисту или проводят у себя в группе; ответственные за проведение .
Примерная тематика

Примерная тематика "Ситуации месяца":

  • Сентябрь "Мой дом - детский сад" (1 сентября – 29 сентября)
  • Октябрь "Я - читинец" (1 октября – 29 октября)
  • Ноябрь "Я житель планеты Земля" (1 ноября – 29 ноября)
  • Декабрь "Рождественский подарок" (1 декабря – 15 января)
  • Январь "Мальчики и девочки" (15 января – 15 февраля)
  • Февраль "Мальчики и девочки" (15 января – 15 февраля)
  • Март "Моя семья. Мои корни." (15 марта -15 апреля)
  • Апрель "Космос. Я часть мироздания" (15 апреля – 15 мая)
  • Май "Я - россиянин" (15 мая – 15 июня)
Заключительные праздники по ситуации месяца позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течении месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций. Задача таких мероприятий: дать возможность детям проявить инициативу , показать или представить то, чему они научились за этот месяц : сделать общее панно, коллаж, поделку, рисунок, стенгазету, игрушку, конструирование моделей, предметов, РППС, пересказ или представление личного опыта по схемам, картинкам, презентации, участие в  мини- концерте, праздничная викторина, импровизированный спектакль и т.д.

Заключительные праздники по ситуации месяца

  • позволяют проявлять те социальные навыки и жизненный опыт, которые дети приобрели в течении месяца. На празднике дети могут спонтанно выражать себя, реализуя свои потребности и способности без утомительных репетиций.
  • Задача таких мероприятий: дать возможность детям проявить инициативу , показать или представить то, чему они научились за этот месяц : сделать общее панно, коллаж, поделку, рисунок, стенгазету, игрушку, конструирование моделей, предметов, РППС, пересказ или представление личного опыта по схемам, картинкам, презентации, участие в  мини- концерте, праздничная викторина, импровизированный спектакль и т.д.
Проблемная педагогическая ситуация это созданная взрослыми или спонтанно возникшая ситуация, которая позволяет детям принять собственное решение, без присутствия взрослого. Дать оценку своим действиям в процессе рефлексии, извлечь уроки из собственного поведения, то есть самоопределиться в эмоционально-напряженной для них ситуации.

Проблемная педагогическая ситуация

  • это созданная взрослыми или спонтанно возникшая ситуация, которая позволяет детям принять собственное решение, без присутствия взрослого. Дать оценку своим действиям в процессе рефлексии, извлечь уроки из собственного поведения, то есть самоопределиться в эмоционально-напряженной для них ситуации.
Развивающее общение технология гуманистического общения, которая создает условия для развития инициативы и само регуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем.

Развивающее общение

  • технология гуманистического общения, которая создает условия для развития инициативы и само регуляции поведения у детей и взрослых, а также бесконфликтного разрешения возникающих проблем.
Работа с родителями Технология позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада или школы, через предоставление широких возможностей для реализации их потребностей и интересов

Работа с родителями

  • Технология позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада или школы, через предоставление широких возможностей для реализации их потребностей и интересов
Волшебный телефон, детский «телефон доверия» Технология позволяет ребенку глубинно выражать свои мысли и чувства, в процессе общения со сказочными персонажами, а психологу понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.

Волшебный телефон, детский «телефон доверия»

  • Технология позволяет ребенку глубинно выражать свои мысли и чувства, в процессе общения со сказочными персонажами, а психологу понять, что волнует ребенка и в какой помощи он нуждается.

"КРЕСЛО РАЗДУМИЙ"

  • Красивое и удобное кресло располагается в группе или спальне, там же имеются песочные часы (3-5 мин).
  • Дети обсуждают для чего, в каких ситуациях оно используется: для того, чтобы ребёнок, нарушивший правила или вступивший в конфликт, мог самостоятельно оценить свой проступок, успокоиться, поразмышлять о случившемся, сделать собственные выводы, попросить прощения у обиженного ребёнка, воспитателя, помириться.
  • Песочные часы определяют временной отрезок для раздумий (если ребёнку не хватило времени, он может его продлить самостоятельно).
  • Если ребёнок просто захотел посидеть, подумать - это не запрещается!
«Детский сад без обид» Любимая игрушка играет ключевую роль в сложных ситуациях. Когда некоторым детям бывает сложно общаться и делиться своими чувствами с другими детьми и взрослыми, игрушка становится для малыша лучшим другом и советчиком.

«Детский сад без обид»

  • Любимая игрушка играет ключевую роль в сложных ситуациях. Когда некоторым детям бывает сложно общаться и делиться своими чувствами с другими детьми и взрослыми, игрушка становится для малыша лучшим другом и советчиком.
Дети – волонтеры Технология предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада и школы, а также школьниками и взрослыми волонтерами.

Дети – волонтеры

  • Технология предполагает систематическое разновозрастное общение не только между детьми детского сада и школы, а также школьниками и взрослыми волонтерами.
Социальные акции Технология позволяет объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, для участия в благотворительных акциях и инициативах, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества.

Социальные акции

  • Технология позволяет объединить педагогов, родителей и детей в единый коллектив, для участия в благотворительных акциях и инициативах, формируя активную социальную позицию у всех членов сообщества.
Темы социальных акций сбор батареек и макулатуры  проведение конкурса «Кормушка для птиц»  выпуск стенгазет к знаменательным датам  проведение акции «Вылечим книги» организация трудового десанта «Поможем дворнику» участие воспитателей, родителей и детей в субботниках  а также возложение цветов к памятнику

Темы социальных акций

  • сбор батареек и макулатуры
  • проведение конкурса «Кормушка для птиц»
  • выпуск стенгазет к знаменательным датам
  • проведение акции «Вылечим книги»
  • организация трудового десанта «Поможем дворнику»
  • участие воспитателей, родителей и детей в субботниках
  • а также возложение цветов к памятнику
Клубный час технология которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.

Клубный час

  • технология которая позволяет детям, под незримым контролем взрослых, свободно перемещаться по территории детского сада или школы и в разных помещения выбирать, ту деятельность, которая им нравится. Приобретать собственный жизненный опыт и переживания, так необходимые для самоопределения и саморегуляции поведения.
Цели  «Клубного часа» .  воспитывать у детей самостоятельность и ответственность  учить детей ориентироваться в пространстве  воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим

Цели  «Клубного часа»

  • .
  • воспитывать у детей самостоятельность и ответственность
  • учить детей ориентироваться в пространстве
  • воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим
Периодичность: 2 раза в месяц; длительность: 1 час. во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь») при этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно  организовать самые разнообразные занятия:  изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным  для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая.

Периодичность: 2 раза в месяц; длительность: 1 час.

  • во время мероприятия дети могут беспрепятственно перемещаться по всему зданию детского сада («иди куда хочешь, делай что хочешь»)
  • при этом на начальной стадии проведения «Клубного часа» для детей желательно  организовать самые разнообразные занятия:  изостудию, музыкальный кружок, сделать свободным вход в физкультурный зал, в бухгалтерию, к медсестре, на кухню, и не только посмотреть, но и заняться чем-то интересным
  • для безопасности на лестницах и в коридорах могут постоянно «убираться» няни, не вмешиваясь в передвижения ребят, не делая замечаний, но незаметно приглядывая.
Правила клубного часа   говори

Правила клубного часа

  • говори "здравствуйте" и "до свидания", когда входишь в другую группу;
  • если взял игрушку поиграть, положи ее на место, когда уходишь;
  • не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми;
  • говори спокойно;
  • ходи спокойно;
  • возвращайся в группу по сигналу звонка;
  • если не хочешь ходить в другую группу, то можешь оставаться в своей группе или вернуться в нее, если устал .
«Штрафные санкции» Система «Красных кружков» Каждому ребенку выдают З красных кружка Если забирают 1 кружок – ребенок сразу возвращается в группу, но не пропускает следующий «Клубный час» Если забрали 2 или 3 кружка –ребенок пропускает следующий «Клубный час»

«Штрафные санкции»

  • Система «Красных кружков»
  • Каждому ребенку выдают З красных кружка
  • Если забирают 1 кружок –

ребенок сразу возвращается в группу, но не пропускает следующий «Клубный час»

  • Если забрали 2 или 3 кружка –ребенок пропускает следующий «Клубный час»
Виды клубного часа: Свободный КЧ  Тематический клубный  час Деятельностный или семейный КЧ Творческий КЧ Группообразование Квест Музейный Большая игра

Виды клубного часа:

  • Свободный КЧ
  • Тематический клубный  час
  • Деятельностный или семейный КЧ
  • Творческий КЧ
  • Группообразование
  • Квест
  • Музейный
  • Большая игра

"Свободный КЧ" :

  • дети самостоятельно передвигаются по саду, определяют круг своих желаний и интересов, делают то, что ему нравится. 

"Тематический клубный  час" :

  • готовят все педагоги по данной теме
  • (задания, игры, пособия, викторины, конкурсы, мини- проекты, РППС... )

" Деятельностный или семейный КЧ":

  • дети старших возрастов делятся на пары (мама/папа, братья. Брат и сестра ( любые варианты по желанию детей) ).
  • Каждая пара предварительно выбирает себе малыша ( мл/ср возраст), знакомится с ним, помогает в  ходе волонтёрского движения и т.д.
  • В ходе данного КЧ пара вместе с ребёнком перемещается по всем помещениям сада.
  • Первоначальная задача пары - не потерять малыша, помогать ему в игре, знакомить с различными играми и т.д.
  • В дальнейшем задача пар усложняется: каждой паре выдаются условные деньги и они за час совместного путешествия по саду тратят эти деньги , обсудив маршрут передвижения и распределение бюджета . 

"Творческий КЧ":

  • Организовывается с участием взрослых и родителей воспитанников.
  • Начинается КЧ с предварительной подготовки. Заранее (предыдущий вечер) обсуждаются, повторяются правила, конфликтные моменты,
  • По территории ДОУ развешаны знаки - обозначения.
  • Начинается и заканчивается КЧ по звуковому сигналу.
  • Дети старших групп распределяются по группам и кабинетам ДОУ , заранее обговаривают, что будут представлять и как проводить свой КЧ для всех детей ДОУ.
Клубный час «Большая игра» Три уровня сложности: 1 уровень – с небольшой помощью взрослых, они включаются эпизодически в игру; 2 уровень - совсем без помощи взрослых; 3 уровень дети самостоятельно придумывают сюжет игры

Клубный час «Большая игра»

Три уровня сложности:

  • 1 уровень – с небольшой помощью взрослых, они включаются эпизодически в игру;
  • 2 уровень - совсем без помощи взрослых;
  • 3 уровень дети самостоятельно придумывают сюжет игры
Алгоритм анализа клубного часа что дети делали  что было особенного в поведении как реагировали дети, которые остались или находились в своей группе на приход гостей  соблюдали ли дети правила и что мешало  их соблюдать были ли конфликты, как разрешались общие впечатления, рекомендации

Алгоритм анализа клубного часа

  • что дети делали
  • что было особенного в поведении
  • как реагировали дети, которые остались или находились в своей группе на приход гостей
  • соблюдали ли дети правила и что мешало  их соблюдать
  • были ли конфликты, как разрешались
  • общие впечатления, рекомендации
Подготовка педагогов к КЧ проводится в зависимости от вида клубного часа и его тематики.

Подготовка педагогов к КЧ проводится в зависимости от вида клубного часа и его тематики.

«БУККРОССИНГ» Направление: «Популяризация чтения» Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку) Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось. Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе.

«БУККРОССИНГ»

  • Направление: «Популяризация чтения» Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку) Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.
  • Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе.
«Говорящие стены» Опыт Эстонии».  

«Говорящие стены» Опыт Эстонии».  

Целью организации «говорящих стен» - усвоение, закрепление, расширение знаний, развитие коммуникативных навыков . Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.

Целью организации «говорящих стен» - усвоение, закрепление, расширение знаний, развитие коммуникативных навыков .

  • Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена» — это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки, прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!