I. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель - вызвать познавательный интерес к уроку. Приемы обучения - беседа. | Организационный момент Создаёт эмоциональный настрой на изучение предмета, приветствует обучающихся, представляется, проверяет готовность обучающихся к уроку. - Я рада всех вас видеть. У нас сегодня урок по этической грамматике. Мы продолжим шагать по ступенькам этой мудрой науки. Я рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. | Проверяют свою готовность к уроку, приветствуют учителя. | Личностные: самоопределение Регулятивные: формировать навыки управления своей деятельностью, проявлять инициативу и самостоятельность. |
II. Этап актуализации знаний Цель - обеспечить осознание учащимися цели урока; -вызвать познавательный интерес к уроку. Приемы обучения -беседа, работа с пословицей, словарная работа. | Постановка цели урока: Беседа. Ребята, посмотрите мультфильм и ответьте на главный вопрос: О чем этот мультфильм? О чем нам рассказывает эта серия мультика? Когда Вупсень и Пупсень сообщили о пожаре и о том, что один из них тонет, то на помощ им бросились тут же. Им поверили. Но их обман быстро раскрылся и они потеряли доверие других. Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить? Верно, сегодня мы поговорим о доверии. Что же такое Доверие? Как вы понимаете это слово? Вести нашу сегодняшнею беседу нам поможет рассказ Виктора Драгунского. а) Работа до чтения: Работа с пословицей Ребята, найдите ключ к разгадке, и вы узнаете, как называется рассказ, с которым мы сегодня познакомимся. Составьте пословицу из слов: не / мешке / утаишь / в / шила. Правильно. А кто сможет объяснить смысл этой пословицы. - Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт. - Правду не скроешь. - Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным. Рассказ, с которым мы познакомимся называется «Тайное становится явным». Я думаю, что у вас появилось желание прочитать это произведение. Что бы вы хотели узнать? О чём может идти речь в этом произведении, судя по названию? Что значит тайное становится явным? Чем закончится рассказ? Но прежде давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в этом рассказе. Словарная работа. Что такое тайна? 1. Нечто скрываемое от других, известное не всем; 2. нечто неразгаданное, ещё не познанное; 3. скрытая причина чего-нибудь; Назовите синоним к слову тайна . Что значит «тайное»? Тайное - секретный, потайной, скрытый, затаённый. - Явное? - Открытое, откровенное. - Прочитайте выражение «Грановитая палата». К то знает, что это такое? (Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших гражданских зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские соборы). Как выдумаете, какого человека называют интеллигентным? Давайте прочитаем значение этого выражения, как оно даётся в толковом словаре. Клевета – что оно означает? Подберите синонимы к этому слову. Что значит слово язвительный? | Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Обманщики». (мультик показывает, что если постоянно обманывать, то тебе перстанут верить) В ходе беседы учащиеся догадываются о цели и урока. (о доверии) (высказывают свои мысли) доверие — это уверенность, в поступке другого человека. (Шила в мешке не утаишь) (высказывают свои мнения) (высказывают мнения) (высказывают своё мнение) (высказывают своё мнение) (Это человек, обладающий большой внутренней культурой). (Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию). (Ложь, враньё, выдумка, наговор). (Стремящийся досадить, злобно-насмешливый). | Познавательные – умение извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. Личностные – учебно-познавательный интерес к учебному предмету Регулятивные - прогнозировать содержание урока |
III. Этап открытия новых знаний Цель - организовать деятельность учащихся; -организовать структурирование учащимися новой информации; -обеспечить применение полученных знаний. Приемы обучения - чтение с остановками, беседа. | б) Работа с текстом во время чтения Первичное чтение рассказа. Чтение с остановками. 1.Чтение до слов: «Что это значит, мама: «Тайное становится явным»? Как бы вы ответили на этот вопрос? 2. Вторичная остановка после слов: «И мама ушла на кухню. А я остался с кашей наедине». Как вы думаете, что может произойти дальше? 3. Третья остановка после слов: «В эту же минуту дверь открылась и в комнату вошёл милиционер». Предположите, что может произойти дальше? 4. Дочитывание рассказа до конца. Проверка первичного восприятия. Беседа. - Понравился вам рассказ? - Совпали ли ваши мнения до и после прочтения рассказа? - В каких словах выражена главная мысль рассказа? - Какой фрагмент рассказа вам показался самым весёлым; неожиданным? - Сочувствуете ли вы кому-нибудь из героев рассказа? Почему? | Выслушивают учебную ситуацию. Читают текст. В ходе беседы учащиеся высказывают свои предположения. | Личностные - ориентирование в нравственном содержании рассказа, следование моральным нормам и этическим требованиям. Познавательные - чтение произведения вслух с постепенным увеличением темпа чтения и переходом на чтение про себя. Коммуникативные - формировать умение аргументировать своё предположение, объяснять свой выбор. |
III. Этап открытия новых знаний (2 часть) Цель - организовать деятельность учащихся; -организовать структурирование учащимися новой информации; -обеспечить применение полученных знаний. Приемы обучения –работа с иллюстрациями, составление плана, работа с пословицами. | б) Работа с текстом во время чтения Анализ литературного произведения. Работа с иллюстрациями Какой фрагмент проиллюстрировал художник? | (И тут я вспомнил, что у нас есть хрен. С хреном, кажется, почти всё можно съесть! Я взял и вылил в кашу всю баночку, а когда немножко попробовал, у меня сразу глаза на лоб полезли и остановилось дыхание…). (Я взял тарелку, быстро подбежал к окну и выплеснул кашу на улицу) (И к нам вошёл какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду). («Извините, пожалуйста», - сказала она тихо, - разрешите я вас почищу, пройдите сюда»!) (Ну ещё бы… Я не знаю ничего красивее Кремля. Я там был в Грановитой палате и в Оружейной, стоял возле Царь – пушки и знаю, где сидел Иван Грозный). | Личностные – смыслообразование. Коммуникативные - формировать умение договариваться, находить общее решение. Познавательные - умение проводить анализ, сравнение; сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки. |
в) Работа с текстом после чтения Беседа Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски? Какой же Дениска? Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»? Работа с пословицами К какому месту в рассказе вы бы отнесли каждую пословицу? Запишите свой план на листочках и добавьте к нему иллюстрацию. Игра не доводит до добра. Кашу свари, да ещё и в рот положи. Кроткое слово гнев побеждает. Сначала думай, а потом делай. Ветра не удержишь, правды не скроешь. После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд. | (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину). (высказывают свои предположения) (Работа в парах) Учащиеся распределяют высказывания в правильном порядке. Записывают получившийся план на листочках, добавляют рисунок. | Личностные - самостоятельность и личная ответственность за свою часть работы. Коммуникативные - формирование навыков планирования учебного сотрудничества со сверстниками Познавательные - восстанавливать последовательность событий по цитатам |
IV. Рефлексия Цель - осмысление процесса и результата деятельности. Приемы обучения – беседа. | О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным»? Как вы думаете, чему учат его рассказы? Какой урок вы извлекли для себя? Что больше всего понравилось? Закончите одно из предложений: Было интересно… Я понял(а), что… Меня удивило… Я сделал(а) вывод, что… Мне захотелось… | (высказывают свои предположения) (Доброте, вежливости, дружбе). (высказывают свои предположения) | Личностные - оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. Регулятивные: развитие умения фиксировать факт завершения действий. Познавательные: развитие умения структурировать знания. Коммуникативные: формирование своего мнения и позиции |