СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Применение технологии концептуального анализа слова на уроках русского языка и литературы"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Групповая форма работы- это форма познавательной деятельности. Основной вид такой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«"Применение технологии концептуального анализа слова на уроках русского языка и литературы"»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №63», г. Чебоксары, Чувашская Республика

Алексеева О.Ю.

  1. Статья: «Применение технологии концептуального анализа слова на уроках русского языка и литературы».

Изменения, происходящие в нашем обществе, особенно остро отражаются в системе школьного обучения в России. Разработка и введение в действие ФГОС второго поколения тесно связаны с доминирующим в настоящее время в мировой практике компетентностно-деятельностным подходом в обучении языку. Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности, поэтому мы говорим о необходимости формирования не отдельной системы знаний, умений и навыков, а комплекса компетентностей, которые будут сформированы у школьников на основе обновленного содержания и в процессе их учебной деятельности. В последнее время в лингводидактике разрабатываются идеи рассмотрения результатов образовательной деятельности через различные компетенции, причем и через универсальные, заложенные в содержание образования (общенаучная, инструментальная, общекультурная и др.), и через личностные, связанные с процессом становления личностных качеств.

В парадигме современного образования назрела необходимость обновления методики преподавания русского языка, становление культуроведческой парадигмы, стимулируют создание новых технологий обучения, основным принципом которых является принцип единства обучения языку и культуре. Это не противоречит ФГОС второго поколения, где требования к планируемым результатам структурируются по ключевым задачам общего образования и включают предметные, метапредметные и личностные результаты [1, с.24].

Поликультурное образование – это воспитание человека как носителя родной культуры, понимающего, знающего культуры других народов. Формируя у ребенка понимание, что родная культура и родной язык является неотъемлемой частью мировой культуры, мы формируем в нем сознание гражданина России и гражданина мира. Он открыт всему лучшему, ценному, что есть в других культурах. Современное поликультурное образование ориентировано на международную академическую мобильность и требует от языковой личности готовности к обучению, коммуникации и профессиональному общению в лингвокультурной среде.

В современной методике обучения русскому языку и развитию речи сегодня актуальной становитс работа со словом как с системой смыслом, т.е. работа с концептом. Концепт (лат. conceptus – мысль, представление) – система ценностей и смыслов, способствующая интеграции в сознании учащихся разных культур. Концепт подразумевает содержательную многоаспектность понятия, богатство ассоциаций и представлений (смыслов), обеспечивает формирование «чувства знания», «возрастание гуманности» (Д.Андреев «Роза мира»). Следовательно, концепт – это новая «упаковка» текста, обеспечивающая его многомерность и многоканальность (вербальность и невербальность используемых знаков).

В условиях, когда текстовое пространство сокращается, а информационный объем увеличивается, концепт становится той современной образовательной средой, которая позволяет рассматривать любой текст как гипертекст, как ссылочную среду, как код, и соответственно организовывать другое речевое поведение, адекватное запросам современного ребенка.

Любой человек – своего рода концептоноситель (Д.С. Лихачев), который может по-разному расшифровывать концепт в зависимости от своих ценностно-смысловых ориентиров, выраженных в социокультурном опыте [2, с. 3]. Технология концептуального анализа направлена на освоение знаний средствами развития интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умения работать со словарями, с текстами культуры и искусства; анализировать и систематизировать ценности и смыслы слов как концептов; принимать концептуально выверенные решения как на основе социокультурного опыта, так и на основе сформированных данной технологией навыков конструирования собственного знания, критичности как качества личности, умения реализовывать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения.

Важным в технологии концептуального анализа является следование пяти этапам:

1 этап концептуального анализа – ассоциативно-образный – позволяет проанализировать восприятие концепта учащимися, образное и ассоциативное поля концепта, т.е. провести анализ прошлых знаний, воображения, ассоциаций. Концепт предполагает воспитание человека культуры, «облагороженного образами» (Д.Андреев). Значит, ассоциативно-образный этап выявляет личностное знание о концепте, актуализируя систему ценностей и смыслов учащегося.

2 этап - ценностный (научно-понятийный) этап. Ценностный этап концептуального анализа подразумевает работу с разными словарями, отражающими социальный и предметный культурный опыт. Выделение ключевых слов (личностных смыслов) в определениях, их интерпретация, установление с помощью словарей свойств понятия. Таким образом, на этом этапе идет формирование системы ценностей и смыслов (личностного знания о концептах).

3 этап- культурная интеграция. Этап культурной интеграции – это этап текстовой коммуникации. Анализ художественных, искусствоведческих, философских и научно-популярных текстов (из журналов, газет, Интернета)не только способствует формированию информационной и культурной компетентностей учащихся, но, открывая перед учащимися философию слова, делает по-настоящему современным содержание предмета, дополняет материал учебника. Анализ текстов культуры (ценностно-смысловое чтение) развивает компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

4 этап – социокультурный. Социокультурный комментарий совмещает в себе лингвистическое и лингвострановедческое комментирование, его основой являются исторические реалии, которые могут касаться всех областей жизни: материальной и духовной культуры, исторических событий, социальных характеристик героев, т.е. затрагивают общество в целом.

5 этап - концептуальный этап - это этап смыслотворчества. Он способствует получению нового знания о концепте как о предметном, межпредметном и надпредметном понятии, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях. На концептуальном этапе также формируются ценностно-смысловые отношения обучающихся к концепту как к личностно значимому объекту, ведь решение задачи на познание смысла есть решение задачи на «жизнь». (Что это значит для меня?) Прохождение концептуального этапа обеспечивает формирование представления о русском языке как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важ­нейшем элементе культурного опыта человечества. То есть на концептуальном этапе формируется умение понимать широкий контекст полученных знаний, или умение концептуализировать знание.

В ходе прохождения этапов концептуального анализа происходит трансформация учебной деятельности ученика в социокультурную с постепенной сменой познавательных потребностей и мотивов, целей, поступков и действий, средств, предмета и результатов на социокультурные. Структура модели зависит от времени и целей обучения русскому языку, от прагматических интересов каждой личности, что позволяет производить моделирование культурно-адаптационных процессов учащихся на основе связи национальных и общеязыковых концептов, содержательно интегрируя компетентностный и личностно-ориентированный подходы.

Исследовать на уроках русского языка можно самые разные слова, предложив ребятам самим выбрать слова для анализа. Школьники проявляют интерес к словам с морально-этической смысловой нагрузкой, к словам, социально значимым: война, мир, мама, семья, хлеб, любовь, земляк, жизнь, смерть, добро, зло и другим, а также к словам распространенным, каждодневным, привычным: весна, сентябрь, врач, цветок и т.д. В ничем на первый взгляд не примечательных словах учащиеся отыскивают необычные стороны, ранее от них скрытые, недоступные.

Исследуя слова, ученики совершают удивительные находки. Узнают о том, что первоначально слово позор имело значение «зрелище», выясняют, как появилось слово смородина, находят в диалектах с десяток слов, обозначающих то же понятие. Обнаруживают, что есть слова добрые и злые, мужественные и трусливые, сильные и слабые, холодные и теплые... И не важно, что эти открытия давно уже сделаны учеными. Каждый ребенок открывал для себя их заново, впервые, начинал стремиться к новым открытиям, радоваться слову.

Комплексная (концептуальная) работа над словом помогает воспитывать в школьниках бережное, чуткое отношение к слову, раскрывать внутренние ресурсы слова. Благодаря подобным урокам-исследованиям у школьников формируется интерес к слову, они начинают видеть его красоту и своеобразие. И становятся не просто фразой, но внутренним чувством слова В.Солоухина: «Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зеленая, сухая, прелая, душистая; осень ранняя, ненастная, серая, теплая...… А между тем как прекрасно слово само по себе! Осень. Море. Трава» [3].

Основной характерной чертой русской литературы является наличие в ней «сквозных» тем. Так, одной из них является тема пути - дороги в русской литературе.

Дорога - это древний образ-символ, спектральное звучание которого очень широко и разнообразно. Чаще всего образ дороги в произведении воспринимается в качестве жизненного пути героя, народа или целого государства. «Жизненный путь» в языке - пространственно-временная метафора, к использованию которой в своих произведениях прибегали многие классики: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Н.С.Лесков, Н. В. Гоголь.

Образ дороги - символ, поэтому каждый писатель и читатель может воспринимать его по-своему, открывая всё новые и новые оттенки в этом многогранном мотиве.

Таким образом, тема дороги в русской литературе обширна, многогранна и глубока. Поэтому, думается, эту тему удобнее будет раскрывать на произведениях малых, лирических, жанров. Среди них стихотворения А.С. Пушкина «Бесы», М.Ю. Лермонтова «Тучи», Н.А. Некрасова «Железная дорога».

Список использованной литературы

1. Концепция государственных образовательных стандартов общего образования /под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М., 2010. – 18 с.

2. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С.Лихачев // Известия АН СЛЯ. – Серия лит. и языка. – 1993. - № 1. – С.3-9.

3. Солоухин В.В. Камешки на ладони. М.: Сов. Россия, 1977. С. 157.









Конспект урока. 9 класс

Образ дороги в русской литературе.

Цели урока:

а) образовательные: проанализировать образ дороги в произведениях поэтов и писателей 19 века, определить отношение авторов и героев произведений к данному образу;

б) развивающие: развитие творческих способностей учащихся; развитие аналитического мышления, речи, творческого воображения;

в) воспитательные: привитие интереса к русской речи.


Планируемые результаты:

предметные: выразительно читать поэтические тексты, отвечать на вопросы; роль изобразительно- выразительных средств в создании художественного образа; комментировать, анализировать, сравнивать литературные произведения, создавать письменные и устные монологические высказывания;

метапредметные: самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с различными источниками информации, осуществлять информационную переработку текста.


Виды учебной деятельности:

рецептивная: чтение и полноценное восприятие текста стихотворений;

репродуктивная: ответы на вопросы репродуктивного характера, составление сравнительной таблицы;

продуктивная творческая: выразительное чтение стихотворений;

исследовательская: сравнительный анализ.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

В жизни каждого человека бывают такие мгновения, когда хочется выйти на простор и отправиться в путь, когда поманит тебя дорога отправиться в неизвестные дали. Но дорога – это не только путь следования. В литературе ХΙХ века образ дороги представлен в разнообразных значениях. Это многообразие понятия дороги помогает читателю глубже осознать и понять величие творения классиков, их взгляды на жизнь и окружающее общество, на взаимодействие человека и природы. Пейзажные зарисовки, связанные с восприятием дороги, зачастую несут в себе идейную направленность всего произведения или отдельно взятого образа.

Дорога - это древний образ-символ, поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих писателей-классиков.


- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дорога»? Запишите цепочку слов, словосочетаний.

- Давайте посмотрим, как трактуется слово «дорога» в словаре С.И.Ожегова

ДОРОГА –

1. Полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения.

2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования.

3. Путешествие, пребывание в пути.

4. Образ действий, направление деятельности (средства достижения какой-нибудь цели; жизненный путь).

Задание №1 Конкретное значение слова, как мы знаем, проявляется в контексте. Давайте определим, в каких значениях употребляется слово дорога в следующих отрывках:

1 Человечество – в дороге.
Дорогое баловство.
Может, это – от здоровья.
Может, и не от него…...
Суетливо, бестолково, –
Кто? зачем? за что? когда?..
От нашествия такого
Сладко стонут города….

(Ф.Васильев)

2 А на дороге –
Грязь из-под колес.
И вдоль дороги –
Мокрые бурьяны.
И даже пихту
Довели до слез
Холодные осенние туманы.

(Р.Рождественский)

3 По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

(А.Пушкин)

4 Вышел в дорогу,
И – вольному воля,
Должен вспахать ты
Целинное поле,
Где человека нога не ступала.
Шаг твой – заветной дороги начало.

(Ф.Васильев)


Задание №2 Подбор однокоренных слов

1. Подберите однокоренные слова к существительному дорога. (Дорога – дорожка, подорожник, дороженька, дорожный, придорожный, бездорожный, бездорожье и т.д.)

2. Объясните значение полученных слов исходя из значения главного слова. (Ученики объясняют значения слов.)

3. Мы видим, что значения однокоренных слов (при всех их различиях) в чем-то сходны. Давайте присмотримся повнимательнее хотя бы к некоторым словам из большого семейства «родственников» слова дорога. Например, слово дорожка. Перечислим основные его значения:

  • то же, что дорога;

  • устроенная для ходьбы дорога в садах, парках;

  • то же, что тропинка;

  • специально устроенная дистанция для бега и т.п.;

  • узкий длинный коврик, половик;

  • узкая длинная скатерть или салфетка;

  • специальная рыболовная снасть;

  • узкое углубление, бороздка, полоска.

Получается удивительная вещь: слово дорожка чисто «внешне» отличается от исходного только крошечным суффиксом -к- , а «внутренние» различия гораздо значительнее. У образованного нами слова – свой мир, своя жизнь, свой круг общения со словами.

Задание №3

Учитель:

Сегодня мы с вами отправимся по дорогам А.С.Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова. У каждого поэта свое видение пути, дороги. Разные грани этих дорог мы и должны сегодня увидеть и понять. Мы проведем анализ текстов и сделаем свои выводы, будем оформлять в таблице.

Вопросы и записи ответов в таблицу




Какое настроение вызывает стихотворение? Меняется ли оно по ходу текста?

А.С.Пушкин

«Бесы»

Тревога, отчаяние, страх, душевное томление, мистический ужас, надрыв. В первой строфе перед читателем предстает страшная, но вполне реальная картина. Постепенно седоков охватывает тревога, переходящая в отчаяние. Реальная ночь наполняется фантастическими образами. Но постепенно бесы удаляются, а значит, исчезает из души страх, мистический ужас, надрыв. Герой постепенно преодолевает внутреннюю дисгармонию, дьявольский круг размыкается. Неизвестно, что будет дальше. И все же надежда остается

М.Ю.Лермонтов

«Тучи»

Лирический герой смотрит на вечно бегущие тучи с тоской, грустью. Он страдает, его мучают страсти, горечь от понимания чужой зависти, злобы и клеветы. Но герой счастливее гордых и независимых туч: у него есть Родина. Поэтому, как ни сильна тоска героя, он не променяет судьбу изгнанника и свою печаль на холодное равнодушие туч.

Н.А.Некрасов

«Железная дорога»

Гармония и умиротворенность, добро в первой части сменяется жестокостью , несправедливостью. Тяжелые условия труда, , угнетение, жестокость со стороны начальства, гибель людей – все вызывает чувство тоски и возмущения. Читателя мучит не только впечатление от картин подневольного труда, но и мысль о том, почему народ терпит и покоряется своим угнетателям.

Но автор верит, что в далеком будущем путь народа русского и всей России будет светлым, просторным и радостным, а это вселяет оптимизм

Какие образы и картины рисует поэт?

Перед читателем возникает образ русской зимы (Родина) с ее грозной метелью, летучими снегами. Тучи , хаос вьюги, жалобное завывание ветра, колокольный звон, измученные лошади, отчаявшийся найти дорогу ямщик и путник, душу которого терзают бесы.

Прекрасная картина, замечательные краски, бездонное и бескрайнее, как степь, небо, и по нему бегут тучи. И в эту картину «врывается» слово, которое вносит дискомфорт, грусть – «изгнанники». Путь в изгнание, бесконечная дорога, острое чувство одиночества.

Железная дорога, природа, «славная осень», которой любуются попутчики из окна вагона. А по сторонам железнодорожного полотна - толпы мертвецов – «нашей дороги строители», «царь – голод», Россия.

Какие художественные средства использует поэт в создании образов и картин дороги?

Многочисленные повторы создают особую музыкальность, , символика («кони стали» - человек бессилен перед лицо стихии, дорога - судьба, вьюга -жизненные невзгоды, бесы – человеческие страсти), сравнения («…будто листья в ноябре»), эпитеты («мутно небо»), инверсия («кони чуткие), олицетворение («вьюга злится, вьюга плачет»), метафора(«вьюга мне слипает очи»

Олицетворение (тучи- странники), инверсия (степью лазурною), эпитет ( с милого севера), метафора (цепью жемчужною), сравнение, контраст

Эпитеты (славная осень), сравнения ( словно как тающий сахар), инверсии ( лед неокрепший), антитеза, горькая ирония автора

В каком значении выступает слово «дорога», «путь»?



Дорога – это движение жизни, жизнь – это движение, а жизненная дорога – это место и время для размышлений о многоликости враждебных стихий, опутавших личность и сбивающих с пути Россию.

Путь – это изгнание, одиночество, но вместе с тем – это безостановочные поиски истины.

Дорога – тяжкий отрезок жизненного пути, который прошли массы народные, символ народных страданий в настоящем и светлая мечта о будущем.

Что объединяет тексты стихотворений?





Вывод: Таким образом, исходя из анализа поэтических текстов, мы убеждаемся в том, что образ дороги достаточно разнообразен, встречается во многих произведениях, каждый поэт представляет дорогу в разных аспектах. Романтическая дорога (М.Ю.Лермонтов) связана с мотивами изгнания, бегства. Возникает образ одинокого путника. В основе философского осмысления дороги – метафора: дорога- жизненный путь. Дорога предлагает выбор (А.С.Пушкин). Мотив дороги соотносится с темой Родины (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А.Некрасов). Раскрытие темы дороги позволяет авторам реализовать как пространственные, так и философские задачи.

      1. Задание №4 Материал для наблюдений и анализа.

Ученики работают с предлагаемыми текстами по своему усмотрению: анализируют нюансы значений, необычные сравнения, метафоры и т.д.

(Работа может проводиться индивидуально, по микрогруппам, коллективно).

1. Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста на круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами.…
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Мы просто и буднично скажем:
«До встречи! Счастливой дороги!».
Подумайте только, как много
Значений у слова дорога.
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово.

(В.Остен)

2. Я от чувств захлебнулась
В этом мире дорог,
Боль чужая коснулась,
Боль утрат и тревог.
Слово счастье мелькает
Так, как в бурю челнок,
Мелочь нас отвлекает,
Кто бы в этом помог.
Что же делать, скажите?
Как спасти белый свет?
– На листе покажите
Путь широкий, но нет...
И разводят руками
Лишь круги на воде.
Что же станется с нами,
Свет пречистый, ты где?

(Н.Шалатонова)

3.Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди…

(К.Симонов)

4. На перекрестке – сто дорог.
Выбор не на день – на долгий срок.
Время торопит – стоять нельзя,
Лишь бы в итоге сказать: «Не зря».
И вновь развилка. Как поступить?
Вопрос непростой: быть иль не быть?
Дорога к себе поросла быльем
И в пламени ада сгораешь живьем.
А если поломка случилась, тогда
Мимо летят не машины – года.
Стою на обочине – боль в груди,
Сил наберусь – и опять в пути.
Только бы знать: впереди не тупик,
Выглянет солнце хотя бы на миг.
Дорога длинна. Вход закрыт в дома.
Мой путь – мой крест.
Я должна сама.

(Л.Новикова)

5. Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

(С.Есенин)

6. Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?

(Л.Татьяничева)

7. Дорога железом пробита в тайге,
Глубоким порезом на синей щеке.
Прошли по дороге сто тысяч катков,
Утюжа до камня дороги покров.
На ельник вчерашний, на бритый уклон
Могильной плитою улегся бетон...

(В.Назаров)

8. Эх, дороги…
Пыль да туман.
Холода, тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер,
Вспомним, друзья,
Нам дороги эти
Позабыть нельзя.

(Л.Ошанин)


(Ученики объясняют значения слова в данных стихотворениях.)

Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание.


Творческое задание: Что для меня значит дорога?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!