Просмотр содержимого документа
«Применение технологии критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.»
Применение технологий критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе
Абузярова В.М
Учитель начальных классов
МБОУ «ССОШ №1»
Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления»
В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка ; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.
Что же такое критическое мышление?
- Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
- Критически мыслить, значит иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить, уметь ценить чужую точку зрения .
- Особенность данной педагогической технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Первый этап – ВЫЗОВ задачи:
- актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
- пробудить к ней интерес;
- активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
- структурировать последующий процесс изучения материала.
Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:
- получение новой информации;
- ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
- соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
- поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)
- выражение новых идей и информации собственными словами;
- целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
- анализ всего процесса изучения материала;
- выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах.
- I. Стадия «Вызова»
- Прием «Кластер»
- «Корзина идей»
- «Загадка»
- «Мозговой штурм»
- «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
- Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
- «Да – нет»
- «Проблемный вопрос»
II. Стадия осмысления
- «Чтение с остановками»
- «Инсерт» или «Чтение с пометками»
- «Дерево предсказаний»
- «Бортовой журнал»
- «Логическая цепочка»
III. Стадия рефлексии.
- «Верные – неверные утверждения»
- «Толстые и тонкие вопросы»
- «Напишите письмо»
- «Шесть шляп»
Приём «Кластер» Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»
Географическое положение
Климатические условия
Изображение на карте
Лес
Тайга
Смешанный
животные
Широколиственный
животные
растения
растения
животные
растения
«Верные и неверные утверждения»
- «Верите ли вы, что…»
- Вопросы:
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
1
2
3
4
5
6
7
Приём «Инсерт».
Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.
«Рефлексия»
- Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
- Белая шляпа. Факты . Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
- Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
- Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
- Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
- Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
- Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Спасибо за внимание!