СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация с докладом

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе.»

Применение технологий критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе Абузярова В.М Учитель начальных классов МБОУ «ССОШ №1»

Применение технологий критического мышления как средство повышения учебной мотивации обучающихся на уроках в начальной школе

Абузярова В.М

Учитель начальных классов

МБОУ «ССОШ №1»

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни.

 Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка ; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления»

В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка ; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата.

Что же такое критическое мышление?   Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.  Критически мыслить, значит иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить, уметь ценить чужую точку зрения . Особенность данной педагогической технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Что же такое критическое мышление?

  • Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка.
  • Критически мыслить, значит иметь собственное мнение, делать обдуманный выбор между различными мнениями, решать проблемы, аргументировано спорить, уметь ценить чужую точку зрения .
  • Особенность данной педагогической технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
Первый этап – ВЫЗОВ  задачи: актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме; пробудить к ней интерес; активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами; структурировать последующий процесс изучения материала.

Первый этап – ВЫЗОВ задачи:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.
 Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:   получение новой информации; ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем); соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание; поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.
Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)   выражение новых идей и информации собственными словами; целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем; анализ всего процесса изучения материала; выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
 Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах. I. Стадия «Вызова» Прием «Кластер» «Корзина идей» «Загадка» «Мозговой штурм» «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов» Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал») «Да – нет» «Проблемный вопрос»

Методы и приемы, используемые на уроках в начальных классах.

  • I. Стадия «Вызова»
  • Прием «Кластер»
  • «Корзина идей»
  • «Загадка»
  • «Мозговой штурм»
  • «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов»
  • Таблица «ЗХУ» («Знаю – Хочу знать – Узнал»)
  • «Да – нет»
  • «Проблемный вопрос»
II. Стадия осмысления «Чтение с остановками» «Инсерт» или «Чтение с пометками» «Дерево предсказаний» «Бортовой журнал» «Логическая цепочка»

II. Стадия осмысления

  • «Чтение с остановками»
  • «Инсерт» или «Чтение с пометками»
  • «Дерево предсказаний»
  • «Бортовой журнал»
  • «Логическая цепочка»
III. Стадия рефлексии. «Верные – неверные утверждения» «Толстые и тонкие вопросы» «Напишите письмо» «Шесть шляп»

III. Стадия рефлексии.

  • «Верные – неверные утверждения»
  • «Толстые и тонкие вопросы»
  • «Напишите письмо»
  • «Шесть шляп»
Приём «Кластер»  Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»   Географическое положение Климатические условия Изображение на карте Лес  Тайга Смешанный животные Широколиственный животные растения растения животные растения

Приём «Кластер» Окружающий мир. 4 класс, «Природные зоны. Лес»

Географическое положение

Климатические условия

Изображение на карте

Лес

Тайга

Смешанный

животные

Широколиственный

животные

растения

растения

животные

растения

«Верные и неверные утверждения» «Верите ли вы, что…»  Вопросы: … ветер может разрушить горы? … опавшие осенью листья вредят почве? … 1см почвы образуется за 300 лет? … норы животных, живущих в почве, разрушают её? … растения участвуют в образовании почвы? … почва и камень родственники? … почва – наша кормилица?   1   2     3 4     5       6   7          

«Верные и неверные утверждения»

  • «Верите ли вы, что…»
  • Вопросы:
  • … ветер может разрушить горы?
  • … опавшие осенью листья вредят почве?
  • … 1см почвы образуется за 300 лет?
  • … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • … растения участвуют в образовании почвы?
  • … почва и камень родственники?
  • … почва – наша кормилица?

 

1

 

2

 

 

3

4

 

 

5

 

 

 

6

 

7

 

 

 

 

 

Приём  «Инсерт».    Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

Приём «Инсерт».

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

 «Рефлексия» Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые» Белая шляпа. Факты . Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные. Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых. Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды. Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства. Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно. Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.

«Рефлексия»

  • Окружающий мир. 4 класс, «Полезные ископаемые»
  • Белая шляпа. Факты . Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
  • Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима добыча полезных ископаемых.
  • Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
  • Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
  • Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
  • Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!