Применение технологии педагогического сотрудничества в педагогической деятельности учителя в соответствии с требованиями ФОП НОО, ООО, СОО, ФГОС НОО, ООО и СОО: теория и практика
Автор: Новиков Василий Савельевич, кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), победитель конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями России (2009 год) , лауреат ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» (2016 год), учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории (2002 год)
- План лекции
- Введение
- 1 учебный вопрос. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
- 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию и структура педагогического общения
- Заключение
- Время: 45 минут.
- Методы обучения: рассказ, объяснение, метод проблемного изложения учебного материала, просмотр видеороликов, работа с нормативными правовыми актами РФ.
- Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока – лекции, Консультант Плюс - справочно-правовая система по законодательству России, ГАРАНТ - Информационно – правовой портал. Справочно-правовая система по законодательству России, телеканал НТВ. Передача ЧП, правовые информационные ресурсы в сети Интернет, Интернет-портал "Авторское право в России", Интернет-ресурсы по праву.
- Межпредметные связи: общая психология, социальная психология, педагогика, педагогическая психология, юридическая психология, оперативно – розыскная психология, обществознание
Основная и дополнительная литература
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального (далее – ФГОС) общего образования ».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении ФГОС основного общего образования ».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении ФГОС среднего общего образования ».
- Приказ Министерства просвещения России от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования".
- Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования".
- Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования".
- Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р «Об утверждении Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года».
- Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. N 225 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.03.2023 № 196 "Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность".
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 "Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование».
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
- Актуальность работы заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования . Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:
- - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому;
- - способность к критическому мышлению;
- - способность и готовность работать самостоятельно.
- Актуальность работы заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования.
- Научная новизна заключается в том, что разработана технология педагогического общения для педагогических работников с участниками образовательных отношений.
- Введение. Актуальность лекции .
- В целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" закреплены пять национальных целей развития РФ на период до 2030 года:
- 1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
- 2. Возможности для самореализации и развития талантов. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников.
- 3. Комфортная и безопасная среда для жизни.
- 4 Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
- 5. Цифровая трансформация.
- В рамках второй национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" закреплены шесть задач, которые призваны реализовать педагогические работники:
- 1.Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования.
- 2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
- 3. Обеспечение присутствия Российской Федерации в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования.
- 4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
- 5. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
- 6. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Эти шесть задач реально возможно реализовать только при формировании участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников коммуникативных компетенций.
Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р
- Целью Концепции является совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технологического развития и с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, актуального контекста развития общего образования для формирования возможностей самореализации и развития талантов у детей и молодежи, личностного роста, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи, вхождения Российской Федерации в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования.
- Во введении лектор обозначает место лекции в курсе "Педагогическая психология", показывает связь с другими учебными дисциплинами, вызывает у обучаемых интерес к теме, настраивает их непроизвольное внимание и устанавливает рабочую атмосферу в аудитории.
- Основная часть лекции.
- 1 учебный вопрос. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
- - правила общения — это первый этап развития науки ( Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей . - Нью-Йорк, 1936 г. );
- - психотехники общения — это второй этап развития науки ( Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы . - М., 1990 г. );
- - технологии общения — это третий этап развития науки ( Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения . - М., 1996 г. ), например, технология педагогического сотрудничества.
Этапы развития науки:
6 способов понравиться людям
- Правило 1: Проявляйте искренний интерес к людям. Правило 2: Улыбайтесь. Правило 3: Помните, что в любом языке нет для человека звука значительнее и приятнее, чем звук собственного имени. Правило 4: Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других на разговор о них самих. Правило 5: Говорите о вещах, интересующих вашего собеседника. Правило 6: Давайте людям почувствовать их собственную значимость, и делайте это искренне.
Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций:
- - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок );
- - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения );
- - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения );
- - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).
Уровни знаний:
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество ( новые знания) .
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
- Человек в среднем запоминает:
10%
прочитанного
20%
услышанного
30%
увиденного
90%
при непосредственном участии в деятельности, в постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировании выводов и прогнозов
80%
при самостоятельном
обнаружении и
формулировании
проблем
50-70%
при участии
в групповых
дискуссиях
32
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
- В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции:
- интеллектуальную;
- влияния друг на друга;
- информационную;
- облегчающую.
- Факторы, влияющие на успешность выполнения социального заказа государства:
- - уровня профессионализма педагогических работников;
- - исходного уровня знаний у участников образовательных отношений;
- - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых педагогические работники передают систему новых научных знаний детям, родителям, педагогическим работникам;
- - содержания материала и времени , которое необходимо участникам образовательных отношений для усвоения нового материала по конкретной теме по выполнению социального заказа государства.
Три способа самоподачи:
- Разработаны три способа самоподачи для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений:
- - самоподача превосходства;
- - самоподача привлекательности;
- - самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений.
Выводы по 1 учебному вопросу
- Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров.
- Автором произведения науки, монографии, научной статьи, научного проекта , литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано.
Д. п. н., профессор Сергей Евгеньевич Вогулкин
- Т – труд
- В – воображение
- О – образование
- Р – речь
- Ч – честность
- Е – естественность
- С – сотрудничество
- Т – твердость убеждений
- В – вера
- О - оригинальность
:
- Автору принадлежат следующие права
- 1) исключительное право на произведение;
- 2) право авторства ;
- 3) право автора на имя;
- 4) право на неприкосновенность произведения;
- 5) право на обнародование произведения ;
- 6) право на вознаграждение .
Ч асть 1 статьи 44 Конституции РФ
- Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
- Реализация технологии педагогического сотрудничества позволяет развивать у обучающихся новые компетенции:
- способность и готовность к творческому мышлению;
- способность и готовность к рефлексивному мышлению;
- способность и готовность к критическому мышлению;
- способность и готовность к непрерывному самообразованию, самообучению, саморазвитию, самосовершенствованию, к новому;
- способность и готовность к самостоятельной творческой разработке одной темы всю жизнь;
- способность и готовность к управлению командой и социальной группой;
- способность и готовность к непрерывному развитию своих конфликтологических компетенций;
- способность и готовность к непрерывному развитию своих коммуникативных компетенций;
- способность и готовность устанавливать психологический контакт с различными категориями граждан;
- способность и готовность нейтрализовать коммуникативные барьеры;
- способность и готовность применять психологические приемы, формирующие симпатию;
- способность и готовность самостоятельно добывать систему новых научных знаний по данной проблематике и переводить эту систему новых научных знаний в систему действий.
- 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию и структура педагогического общения
Барьеры коммуникативные
- Барьеры коммуникативные — психологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний школьникам, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в образовательном процессе.
Барьеры коммуникативные
- - мотивационный барьер ; .
- - интеллектуальный барьер ;
- - эмоциональный барьер ;
- - волевой психологический барьер;
- - ошибки по типу мужчина – женщина;
- - барьер имя;
- ошибки по типу отцы - дети (межвозрастные);
- межкультурные ошибки;
- межпрофессиональные ошибки;
- ошибки по типу житейская логика;
- снисходительность;
- барьер социально-психологических механизмов, влияющих на поведение человека в малой социальной группе - групповое давление, внушение, социально-психологическое заражение, подражание;
- ошибки по типу приближение – избегание;
- психологический барьер расстояния и месторасположения.
- . Соответственно различают четыре зоны взаимодействия:
- доверительную зону общения (рис. 51);
- неформальную зону общения (рис. 52);
- публичную зону общения (рис. 53);
- формальную (деловую) зону общения (рис. 54).
Барьер расстояния между участником образовательных отношений и педагогическим работником
- доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м);
- неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м);
- формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м);
- публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более);
- Слово - это оружие педагогического работника, которое оставляет в памяти участников образовательных отношений одно из двух внушений к педагогическому работнику, к его учебной дисциплине, к педагогическому общению:
- а) антипатию;
- б) симпатию.
- Педагогическое общение — это не механическая передача системы новых научных знаний, а взаимодействие между педагогическим работником с участниками образовательных отношений.
- 1. Постановка целей педагогического общения
- 2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.
- 3. Планирование взаимодействия
- 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия.
- 5. Нейтрализация психологических барьеров
- 6. Организация и управление педагогическим процессом
- 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт
- 8. Достижение педагогических целей
- 9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия.
- 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей
- 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений
- Вывод по 2-му учебному вопросу.
- Новая технология взаимодействия педагогического работника — использование естественных благоприятных условий или искусственное создание благоприятных условий педагогическим работником в образовательном процессе, вызывающих без принуждения изменение или закрепление нужных психических состояний, доминирующих мотивов, интересов, близких, средних и далеких целей, желательных видов педагогического сотрудничества, поведения и деятельности участника образовательных отношений в педагогическом общении в соответствии с социальным заказом государства.
Выводы
- Авторитарная педагогическая деятельность и технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.
Выводы
- Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества . Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.
- Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров .
Педагогическое общение -
- ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии преподавателя с обучающимися в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии и т.п. при нейтрализации коммуникативных барьеров в процессе педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача системы новых профессионально-психологических знаний, оказание влияния в целях формирования желания у обучающихся самостоятельно добывать новые знания, формировать новые навыки и умения .
Выводы
- Технология педагогического сотрудничества — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача преподавателем системы новых научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий .
Заключительная часть лекции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Лектор отвечает на вопросы граждан.
- Первичное закрепление добытой информации.
Первичная проверка понимания лекции
- Первичное усвоение системы новых научных знаний. Первичная проверка понимания системы новых научных знаний. Первичное закрепление системы новых научных знаний.
- Первичная проверка понимания лекции.
- Первичное закрепление системы новых научных знаний на лекции.
- Первичная проверка понимания урока – лекции
- Первичное закрепление системы новых знаний на уроке - лекции:
Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление новых знаний:
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 1. Какие Вы знаете этапы развития науки по данной проблематике?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
Ответ
- - правила общения;
- - психотехники общения;
- - технологии общения
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 2. Какие Вы знаете этапы самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
Ответ
- - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки, умения и компетенции формируются методом проб и ошибок );
- - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения );
- - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения );
- - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 3. Какие Вы знаете уровни знаний у педагогических работников образовательных организаций по данной проблематике?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
- 5. ________________________________________________________
Ответ
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество ( новые знания) .
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 4. Какие Вы знаете ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
Ответ
- интеллектуальную;
- влияния друг на друга;
- информационную;
- облегчающую.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 5. Какие Вы знаете три способа самопрезентации для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
Ответ
- - самоподача превосходства ;
- - самоподача привлекательности ;
- - самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 6. Какие Вы знаете механизмы межличностного взаимовосприятия?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
- 5 . ________________________________________________________
- 6. _________________________________
- 7. ____________________
Ответ
- - эмпатия;
- - рефлексия;
- - саморефлексия;
- - идентификация;
- - стереотипизация;
- - обратная связь;
- - аттракция
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 7. Какие Вы знаете основные факторы, влияющих на успешность усвоения программного материала?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
Ответ
- - уровня профессионализма профессорско-педагогического состава;
- - исходного уровня знаний обучаемых;
- - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых профессорско-преподавательский состав передает систему новых научных знаний;
- - содержания программного материала и времени, которое необходимо обучаемым для усвоения нового учебного материала.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 8. Какие Вы знаете зоны общения между собеседниками?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
- 5. ________________________________________________________
Ответ
- доверительную зону общения (от 0,5 м до 1,2 м);
- неформальную зону общения (от 1,2 м до 1,5 м);
- публичную зону общения (расстояние от 3,5 м и более);
- формальную (деловую) зону общения (от 1,5 м до 3,5 м).
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 9. Какие Вы знаете факторы, влияющие на успешность взаимодействия с участниками образовательных отношений?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 10. Какие Вы знаете барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания)?
Ответ
- - мотивациониый барьер;
- - интеллектуальный барьер;
- - эмоциональный барьер;
- волевой психологический барьер и др.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 11. Какую Вы знаете структуру педагогического общения?
- 1. Постановка целей педагогического общения
- 2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.
- 3. Планирование взаимодействия
- 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия.
- 5. Нейтрализация психологических барьеров
- 6. Организация и управление педагогическим процессом
- 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт
- 8. Достижение педагогических целей
- 9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия.
- 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей
- 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 12. Какие мы принимаем позиции в процессе педагогического общения?
Трансактный анализ общения Э. Берна
- Берн подметил, что в зависимости от ситуации, общаясь, мы принимаем одну из трех позиций , которые он условно назвал Родитель, Взрослый, Дитя. В дальнейшем будем их сокращенно обозначать Р, В, Д. Важно отметить, что никакого отношения к возрасту эти позиции не имеют
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 13. Какие Вы знаете критерии отнесения к одной из позиций, которые мы принимаем в процессе педагогического общения?
Ответ
- Родитель - требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.
- Взрослый - рассудительность, работа с информацией.
- Дитя - проявления чувств, беспомощности, подчинения.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 14. Какие мы занимаем "пристройки" в процессе педагогического общения?
Ответ
- Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, пристройка снизу - подчинения, пристройка рядом - равного партнерства. К примеру, начальник - подчиненный, старший - младший; у первых естественна пристройка сверху, у вторых - пристройка снизу. У коллег одного возраста и положения ограниченна пристройка рядом. Попытка осуществить пристройку сверху может вызвать возмущение. Оценка действий другого человека - это пристройка сверху. Комплимент, а тем более лесть - пристройка снизу .
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 15. Какие мы знаем три рода имен участника образовательных отношений?
Ответ
- а) реальное имя;
- б) имя то, на которое он претендует;
- в) имя, которое он не любит
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 16. Каких психологических установок мы должны придерживаться при взаимодействии с участниками образовательных отношений?
Ответ
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 17. Какие мы знаем психологические приемы, формирующие симпатию у участников образовательных отношений?
Ответ
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 18. Какую мы знаем литературу по данной проблематике?
Ответ
- 1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.
- 2.Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978
- 2. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
- 3. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.
- 4. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.
- 5. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.
- 6. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете основные направления воспитательной деятельности?
Ответ
- гражданского воспитания;
- патриотического воспитания;
- духовно-нравственного воспитания;
- эстетического воспитания;
- физического воспитания;
- трудового воспитания;
- экологического воспитания;
- ценности научного познания
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете универсальные учебные познавательные действия?
Ответ
- а) базовые логические действия;
- б) базовые исследовательские действия;
- в) работа с информацией
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете универсальные коммуникативные действия?
Ответ
- а) общение;
- б) совместная деятельность
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете универсальные регулятивные действия?
Ответ
- а) самоорганизация;
- б) самоконтроль;
- в) эмоциональный интеллект;
- г) принятие себя и других людей
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете цели системно-деятельностного подхода?
Ответ
- формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие законодатель закрепил метапредметные результаты обучения в ФГОС ?
- 1. Универсальных учебных познавательных действиях.
- 2. Универсальных учебных коммуникативных действиях.
- 3. Универсальных учебных регулятивных действиях.
Ответ
- 1. Универсальные учебные познавательные действия: а) базовые логические действия;
- б) базовые исследовательские действия;
- в) работа с информацией.
- 2. Универсальные учебные коммуникативные действия: а) общение; б) совместная деятельность.
- 3. Универсальные учебные регулятивные действия: а) самоорганизация;
- б) самоконтроль;
- в) эмоциональный интеллект;
- г) принятие себя и других людей.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие законодатель закрепил личностные результаты обучения в ФГОС?
Ответ
- гражданское воспитание;
- патриотическое воспитание;
- духовно-нравственное воспитание;
- эстетическое воспитание;
- физическое воспитание;
- трудовое воспитание;
- экологическое воспитание;
- ценности научного познания
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
Универсальны познавательные действия в примерных рабочих программах закреплены:
- - в контексте предметного содержания;
- - вне контекста предметного содержания
Ответ
- - в контексте предметного содержания
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
Универсальны коммуникативные действия в примерных рабочих программах закреплены:
- - в контексте предметного содержания;
- - вне контекста предметного содержания
Ответ
- - вне контекста предметного содержания
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
Универсальны регулятивные действия в примерных рабочих программах закреплены:
- - в контексте предметного содержания;
- - вне контекста предметного содержания
Ответ
- - вне контекста предметного содержания
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
В примерных рабочих программах личностные результаты закреплены:
- - в контексте предметного содержания;
- - вне контекста предметного содержания
Ответ
- - вне контекста предметного содержания
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете основные проектируемые компоненты современного учебного занятия?
Ответ
- определение цели;
- отбор содержания;
- проектирование системы учебных задач / учебных заданий;
- выбор форм организации учебной деятельности на всех этапах учебного занятия.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- групповая.
Ответ
- индивидуальная;
- фронтальная;
- групповая.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете метапредметные результаты обучения?
- 1. Универсальные учебные познавательные действия:
- а) базовые логические действия;
- б) базовые исследовательские действия;
- в) работа с информацией.
- 2.Универсальные коммуникативные действия:
- а) общение;
- б) совместная деятельность.
- 3. Универсальные регулятивные действия:
- а) самоорганизация;
- б) самоконтроль;
- в) эмоциональный интеллект;
- г) принятие себя и других людей
Ответ
- 1. Универсальные учебные познавательные действия:
- а) базовые логические действия;
- б) базовые исследовательские действия;
- в) работа с информацией.
- 2.Универсальные коммуникативные действия:
- а) общение;
- б) совместная деятельность.
- 3. Универсальные регулятивные действия:
- а) самоорганизация;
- б) самоконтроль;
- в) эмоциональный интеллект;
- г) принятие себя и других людей
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какую Вы знаете единицу учебной деятельности?
Ответ
- 1. Практический вопрос
- 2. Новое понятие
- 3. Учебная задача
- 4. Теоретический материал
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете структурные компоненты учебной задачи?
Ответ
- 1. Целеполагающая часть
- 2. Критерии оценки
- 3. Обобщающая часть
- 4. Содержательная часть
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете приемы, применяемые на современном уроке?
Ответ
- 1. Индивидуализации обучения за счет организации учебной работы школьников с информационными ресурсами
- 2. Предъявление школьникам учебных заданий различной степени сложности
- 3.Мотивирование учебной деятельности обучающихся с помощью заданий, связанных с жизнью
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете методические приемы для создания проблемной ситуации?
Ответ
- 1. Учитель излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос
- 2. Учитель предъявляет задачи с недостаточными или избыточными данными, с противоречивыми данными
- 3. Учитель подводит к противоречию и предлагает его разрешить
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете уровни технологии проблемного обучения?
Ответ
- 1. Проблемное изложение
- 2. Частично – поисковый
- 3. Частично – исследовательский
- 4. Учебно – исследовательский (технология проектного обучения)
- Первый уровень технологии проблемного обучения . Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Педагогический работник. Наименование метода проблемного обучения. Проблемное изложение. Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – лекции, уроки – семинары
- Второй уровень технологии проблемного обучения . Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник. Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений с помощью педагогического работника. Наименование метода проблемного воспитания и просвещения. Частично – поисковый . Наименование разновидностей форм обучения. Уроки – семинары
- Третий уровень технологии проблемного обучения . Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Педагогический работник . Кто создаёт проблемную ситуацию? Педагогический работник . Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений с помощью педагогического работника . Наименование метода проблемного воспитания и просвещения. Частично – исследовательский . Наименование разновидностей форм обучения. Практические занятия
- Четвертый уровень технологии проблемного обучения . Кто предлагает и формулирует проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно . Кто создаёт проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно . Кто решает проблемную ситуацию? Участники образовательных отношений самостоятельно . Наименование метода проблемного обучения. Учебно – исследовательский . Наименование разновидностей форм обучения. Участники образовательных отношений самостоятельно пишут проект по конкретной теме исследования
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие Вы знаете уровни знаний?
Ответ
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какие результаты обучения по годам закреплены в примерных рабочих программах?
Ответ
- 1. Предметные результаты обучения
- 2. Метапредметные результаты обучения
- 3. Личностные результаты обучения
- 4. Содержание образования
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Почему примерная рабочая программа является методическим ориентиром для учителя?
Ответ
- 1. Реализовать подходы к достижению личностных, метапредметных, предметных результатов.
- 2. Разработать систему учебных задач в целях освоения учебного материала.
- 3. Разработать календарно-тематическое планирование
- 4. Разработать контрольно-измерительные материалы для независимых диагностик
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Какой раздел примерной рабочей программы не служит основанием для разработки учебных задач?
Ответ
- 1. Раздел «Личностных результаты»
- 2. Раздел «Пояснительная записка»
- 3. Раздел «Тематическое планирование»
- 4. Раздел «Предметные результаты»
- 5. Раздел «Метапредметные результаты»
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- Где законодатель закрепил "портрет выпускника школы»?
Ответ
- В Приказе Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования "
- 5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
- Универсальные коммуникативные действия:
- а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
- аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств
- Универсальные коммуникативные действия:
- б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
- Технология педагогического сотрудничества: теория
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (1-4 кл.)
- Часть 1 ст. 40. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования («портрет выпускника начальной школы»):
- 1) личностным, включающим:
- формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;
- ценностные установки и социально значимые качества личности;
- активное участие в социально значимой деятельности
- Часть 1 ст. 42.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- 1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
- признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- готовить небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления
- Часть 2 ст. 42.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- 2) совместная деятельность:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Часть 1 ст.41 Приказа Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования » (5-9 кл.)
- Часть 1 ст.41. ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ основного общего образования, в том числе адаптированных:
- 1) личностным, включающим («портрет выпускника основной школы»):
- осознание российской гражданской идентичности;
- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
- ценность самостоятельности и инициативы;
- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
- сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом
- Часть 1 ст. 43.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- 1) общение:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта);
- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- Часть2 ст.43.2 совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, "мозговые штурмы" и иные);
- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
- Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
- Часть 3 ст.43.3 - эмоциональный интеллект:
- различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- выявлять и анализировать причины эмоций;
- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
- регулировать способ выражения эмоций;
- Часть 4 ст.43.3 - принятие себя и других:
- осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
- признавать свое право на ошибку и такое же право другого;
- принимать себя и других, не осуждая;
- открытость себе и другим;
- осознавать невозможность контролировать все вокруг.
- Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования "
- 5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):
- любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
- креативный и критически мыслящий , активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;
- владеющий основами научных методов познания окружающего мира;
- мотивированный на творчество и инновационную деятельность;
- готовый к сотрудничеству , способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;
- 5. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника школы"):
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьей, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;
- подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;
- мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
- 6. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
- 2) метапредметным, включающим:
- способность их использования в познавательной и социальной практике, готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности; организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;
- 7.1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой ценностных ориентаций, позитивных внутренних убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
- ценности научного познания:
- совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира;
- 8. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
- 8.2. Овладение универсальными коммуникативными действиями:
- а) общение:
- осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия;
- аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
- развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств;
- б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
- выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;
- б) совместная деятельность:
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по разработанным критериям;
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости;
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
- 8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
- а) самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
- 8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
- б) самоконтроль:
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
- использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
- 8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
- в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
- самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
- саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
- 8.3. Овладение универсальными регулятивными действиями:
- г) принятие себя и других людей:
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
- принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать свое право и право других людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
- 18.2.1. Программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования должна быть направлена на:
- формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками , построения индивидуального образовательного маршрута;
- возможность практического использования приобретенных обучающимися коммуникативных навыков, навыков целеполагания, планирования и самоконтроля
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 "Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
- Приказ Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
- 19.25. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями предполагает формирование и оценку у обучающихся таких групп умений, как общение и совместная деятельность .
- 19.26. Общение как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений:
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
- проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения;
- корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
- создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
- подготавливать небольшие публичные выступления;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
- 19.27. Совместная деятельность как одно из коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность у обучающихся умений:
- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
- ответственно выполнять свою часть работы;
- оценивать свой вклад в общий результат;
- выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.
- 19.28. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями согласно ФГОС НОО предполагает формирование и оценку у обучающихся умений самоорганизации (планировать действия по решению учебной задачи для получения результата, выстраивать последовательность выбранных действий) и самоконтроля (устанавливать причины успеха (неудач) в учебной деятельности, корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок).
- 169. Программа формирования универсальных учебных действий
- 169.5. Коммуникативные УУД являются основанием для формирования готовности обучающегося к информационному взаимодействию с окружающим миром: средой обитания, членами многонационального поликультурного общества разного возраста, представителями разных социальных групп, в том числе представленного (на экране) в виде виртуального отображения реальной действительности, и даже с самим собой.
- 169.6. Коммуникативные УУД целесообразно формировать, используя цифровую образовательную среду класса, образовательной организации.
- 169.7. Коммуникативные УУД характеризуются четырьмя группами учебных операций, обеспечивающих:
- смысловое чтение текстов разных жанров, типов, назначений; аналитическую текстовую деятельность с ними;
- успешное участие обучающегося в диалогическом взаимодействии с субъектами образовательных отношений (знание и соблюдение правил учебного диалога), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия;
- успешную продуктивно-творческую деятельность (самостоятельное создание текстов разного типа - описания, рассуждения, повествования), создание и видоизменение экранных (виртуальных) объектов учебного, художественного, бытового назначения (самостоятельный поиск, реконструкция, динамическое представление);
- результативное взаимодействие с участниками совместной деятельности (высказывание собственного мнения, учет суждений других собеседников, умение договариваться, уступать, вырабатывать общую точку зрения), в том числе в условиях использования технологий неконтактного информационного взаимодействия.
- 169.12.1. Педагогический работник проводит анализ содержания учебного предмета с точки зрения УУД и устанавливает те содержательные линии, которые в особой мере способствуют формированию разных метапредметных результатов. На уроке по каждому учебному предмету предусматривается включение заданий, выполнение которых требует применения определенного познавательного, коммуникативного или регулятивного универсального действия. Соответствующий вклад в формирование УУД можно выделить в содержании каждого учебного предмета.
- Таким образом, на первом этапе формирования УУД определяются приоритеты учебных предметов для формирования качества универсальности на данном предметном содержании.
- На втором этапе подключаются другие учебные предметы, педагогический работник предлагает задания, требующие применения учебного действия или операций на разном предметном содержании.
- Третий этап характеризуется устойчивостью УУД, то есть использования его независимо от предметного содержания. У обучающегося начинает формироваться обобщенное видение учебного действия, он может охарактеризовать его, не ссылаясь на конкретное содержание. Например, "наблюдать - значит...", "сравнение - это...", "контролировать - значит..." и другие.
- Педагогический работник делает вывод. о том, что универсальность (независимость от конкретного содержания) как свойство учебного действия сформировалась.
- 169.19. В федеральных рабочих программах учебных предметов содержание УУД представлено также в разделе "Планируемые результаты обучения". Познавательные УУД включают перечень базовых логических действий; базовых исследовательских действий; работу с информацией. Коммуникативные УУД включают перечень действий участника учебного диалога, действия, связанные со смысловым чтением и текстовой деятельностью, а также УУД, обеспечивающие монологические формы речи (описание, рассуждение, повествование). Регулятивные УУД включают перечень действий саморегуляции, самоконтроля и самооценки. Отдельный раздел "Совместная деятельность" интегрирует коммуникативные и регулятивные действия, необходимые для успешной совместной деятельности.
- Приказа Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования"
- 18.16. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
- 18.17. Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение:
- познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач);
- коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение умений учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и сверстниками, передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером);
- регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
- 18.20.4. Проект оценивается по критериям сформированности:
- познавательных универсальных учебных действий, включающих способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему и выбрать способы ее решения, в том числе поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
- предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
- 164.4.4. В результате изучения ОБЖ на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия , регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
- 164.4.4.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- уверенно высказывать свою точку зрения в устной и письменной речи, выражать эмоции в соответствии с форматом и целями общения, определять предпосылки возникновения конфликтных ситуаций и выстраивать грамотное общение для их смягчения;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков и намерения других, уважительно, в корректной форме формулировать свои взгляды;
- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
- в ходе общения задавать вопросы и выдавать ответы по существу решаемой учебной задачи, обнаруживать различие и сходство позиций других участников диалога;
- публично представлять результаты решения учебной задачи, самостоятельно выбирать наиболее целесообразный формат выступления и готовить различные презентационные материалы.
- 164.4.4.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной учебной задачи;
- планировать организацию совместной деятельности (распределять роли и понимать свою роль, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, подчиняться, выделять общую точку зрения, договариваться о результатах);
- определять свои действия и действия партнера, которые помогали или затрудняли нахождение общего решения, оценивать качество своего вклада в общий продукт по заданным участниками группы критериям, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
- 165.2.3.1.4. Формирование универсальных учебных коммуникативных действий.
- Владеть различными видами монолога и диалога, формулировать в устной и письменной форме суждения на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения; правильно, логично, аргументированно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
- Выражать свою точку зрения и аргументировать ее в диалогах и дискуссиях; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога и полилога, обнаруживать различие и сходство позиций; корректно выражать свое отношение к суждениям собеседников.
- Формулировать цель учебной деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию; объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности.
- Осуществлять речевую рефлексию (выявлять коммуникативные неудачи и их причины, уметь предупреждать их), давать оценку приобретенному речевому опыту и корректировать собственную речь с учетом целей и условий общения; оценивать соответствие результата поставленной цели и условиям общения.
- Управлять собственными эмоциями, корректно выражать их в процессе речевого общения.
- 17. Планируемые результаты освоения ФОП ООО
- 17.4. Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать:
- познавательными универсальными учебными действиями;
- коммуникативными универсальными учебными действиями;
- регулятивными универсальными учебными действиями.
- 17.4.1. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией.
- 17.4.2. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности.
- 18.16. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности.
- 18.17. Основным объектом оценки метапредметных результатов является овладение:
- познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование, кодирование и декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач);
- коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение умений учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с педагогическими работниками и сверстниками, передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи, учитывать разные мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером);
- регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания).
- 18.20.4. Проект оценивается по критериям сформированности:
- познавательных универсальных учебных действий, включающих способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему и выбрать способы ее решения, в том числе поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
- предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
- Приказ Министерства просвещения РФ от 18 мая 2023 г. N 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования"
- 18.20.4. Проект оценивается по критериям сформированности:
- познавательных универсальных учебных действий, включающих способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, умение поставить проблему и выбрать способы ее решения, в том числе поиск и обработку информации, формулировку выводов и (или) обоснование и реализацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, макета, объекта, творческого решения и других;
- предметных знаний и способов действий: умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой или темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- регулятивных универсальных учебных действий: умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени; использовать ресурсные возможности для достижения целей; осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях;
- коммуникативных универсальных учебных действий: умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументированно ответить на вопросы.
- 128.4.4. В результате изучения ОБЖ на уровне среднего общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия , регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.
- 128.4.4.4. У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:
- осуществлять в ходе образовательной деятельности безопасную коммуникацию, переносить принципы ее организации в повседневную жизнь;
- распознавать вербальные и невербальные средства общения; понимать значение социальных знаков; определять признаки деструктивного общения;
- владеть приемами безопасного межличностного и группового общения; безопасно действовать по избеганию конфликтных ситуаций;
- аргументированно, логично и ясно излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
- 128.4.4.7. У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы в конкретной учебной ситуации;
- ставить цели и организовывать совместную деятельность с учетом общих интересов, мнений и возможностей каждого участника команды (составлять план, распределять роли, принимать правила учебного взаимодействия, обсуждать процесс и результат совместной работы, договариваться о результатах);
- оценивать свой вклад и вклад каждого участника команды в общий результат по совместно разработанным критериям;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях; предлагать новые идеи, оценивать их с позиции новизны и практической значимости; проявлять творчество и разумную инициативу.
- 129.2.3.1.4. Формирование универсальных учебных коммуникативных действий включает умения:
- владеть различными видами монолога и диалога, формулировать в устной и письменной форме суждения на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с темой, целью, сферой и ситуацией общения; правильно, логично, аргументированно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;
- пользоваться невербальными средствами общения, понимать значение социальных знаков;
- аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации; корректно выражать свое отношение к суждениям собеседников, проявлять уважительное отношение к оппоненту и в корректной форме формулировать свои возражения, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы;
- логично и корректно с точки зрения культуры речи излагать свою точку зрения; самостоятельно выбирать формат публичного выступления и составлять устные и письменные тексты с учетом цели и особенностей аудитории;
- осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми иной культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать, координировать действия по их достижению;
- оценивать качество своего вклада и вклада каждого участника команды в общий результат;
- уметь обобщать мнения нескольких людей и выражать это обобщение в устной и письменной форме;
- предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности, практической значимости; проявлять творческие способности и воображение, быть инициативным;
- участвовать в дискуссии на литературные темы, в коллективном диалоге, разрабатывать индивидуальный и (или) коллективный учебный проект.
- 129.2.4.2. Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать :
- сформированность навыков коммуникативной , учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
- способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
- сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
- способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р
- Целью Концепции является совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технологического развития и с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, актуального контекста развития общего образования для формирования возможностей самореализации и развития талантов у детей и молодежи, личностного роста, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи, вхождения Российской Федерации в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования.
Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 N 1688-р
- Решение задачи внедрения системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии, предусматривает:
- реализацию проектов, направленных на приобретение обучающимися первоначального педагогического опыта в форме участия в социальных проектах, вожатской и волонтерской деятельности, реального общения с детьми в рамках специально организованной педагогической практики;
- развитие сети профильных психолого-педагогических классов (групп), реализацию программ методического сопровождения педагогов, работающих в психолого-педагогических классах (группах), в том числе с использованием информационной и материально-технической базы образовательных организаций высшего образования;
- внедрение механизмов учета индивидуальных достижений выпускников классов (групп) психолого-педагогической направленности, в том числе при поступлении на обучение по программе подготовки педагогических кадров .
Рефлексия
- 1. Что нового Вы узнали сегодня на уроке-лекции?
- 2. Как Вы думаете, пригодятся ли новые знания, полученные сегодня на уроке – лекции, в реальной жизни?
- АНКЕТА (анонимная)
- Уважаемый коллеги!
- Буду Вам признателен, если Вы найдёте пару минут и заполните короткую АНОНИМНУЮ анкету по итогам урока - лекции 05 апреля 2023 г. с 14 час.55 мин. до 15 час.15 мин.
- Оцените (обведите), пожалуйста, от 1 до 5
- ( где: 1 – самая низкая оценка, 5 – самая высокая )
- Интерес 1 2 3 4 5
- Желание двигаться дальше 1 2 3 4 5
- Узнал НОВОЕ 1 2 3 4 5
- Время пролетело незаметно 1 2 3 4 5
- Не боялся отвечать 1 2 3 4 5
- Закончите, пожалуйста, две фразы:
- а) «Мне понравилось, что…………….
- _______________________________________________»
- б) «Мне не понравилось, что…………….
- ________________________________________________________»
-
- Искренне Ваш, Новиков Василий Савельевич