СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение технологии творческих мастерских как условие создания ситуации успеха на уроках технологии и внеурочной деятельности

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт работы учителя технологии в средней общеобразовательной школе.

Просмотр содержимого документа
«Применение технологии творческих мастерских как условие создания ситуации успеха на уроках технологии и внеурочной деятельности»

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Волощук Нина Анатольевна, учитель технологии 5-7 классов МБОУ Солнечная СОШ №1, Сургутского района.

Актуальность представленной темы обусловлена тем, что переживание учеником ситуации успеха повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ученику почувствовать удовлетворение от учебной деятельности, а также стимулирует к высокой результативности труда.

В «Концепции общего среднего образования» основополагающий принцип обновления содержания – это личностная ориентация содержания образования, предполагающая развитие творческих способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей.

В настоящее время важным становится не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации. А значит необходимо создать условия для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помочь ребёнку в духовном и творческом самовыражении. Необходимо урок построить так, чтобы каждый ребёнок, сильный или слабый, смог бы проявить себя, понять то, что это ему по силам.

Цель представленного проекта: применение технологии творческих мастерских, направленной на организацию ситуации успеха для учащихся на уроках «Технологии». Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  1. Используя специальные диагностические методики, в тесном сотрудничестве с школьным психологом выявить личностные особенности и имеющийся начальный уровень учебной мотивации учащихся.

  2. Изучить необходимую психолого-педагогическую и учебно-методическую литературу по проблеме мотивации к обучению и созданию ситуации успеха для учащихся на уроках технологии.

  3. Организовать обучение на основе дидактических средств, способствующих созданию ситуации успеха для учащихся при обучении технологии.

  4. Создать комфортную образовательную среду, обеспечивающую положительную мотивацию на изучение технологии.

  5. Проверить эффективность предложенных средств в реальной практике. Провести анализ, систематизацию и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта.

Сущность педагогического проекта заключается в формировании и организации благоприятных условий для создания ситуации успеха, развитие у ребёнка положительной мотивации к обучению на уроках технологии.

Я предполагаю, что применение на занятиях и внеурочной деятельности технологии творческих мастерских и сотрудничество с родителями позволит:

-повысить мотивацию к изучению предмета «Технология»,

-усилить творческую активность

- и повысить уровень качества знаний.

О том, как лучше организовать обучение детей, рассуждал К.Д. Ушинский. В своем педагогическом сочинении “Труд в его психическом и воспитательном значении” он пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться. [10]

В.А. Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение должно стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха. [8]

Необходимо разделить такие понятия, как «успех» и «ситуация успеха».

Ситуация — это такое удачное сочетание условий, благодаря которым обеспечивается успех, а сам успех – это уже результат подобной ситуации.

Кроме того, ситуация — это то, что человек способен для себя организовать сам или если это ребёнок, то ситуацию должен организовать учитель, а вот переживание радости, успеха — это нечто более субъективное и скрытое в значительной степени от взгляда всех посторонних.

Таким образом, задача состоит в том, чтобы дать ученику возможность пережить радость какого-то достижения, осознать все свои возможности и поверить в свои силы.

Следует, что «Ситуация успеха» — это не просто целенаправленное, но и организованное сочетание определенных условий, при которых как раз и создается возможность достижения значительных результатов в своей деятельности, то есть по сути - это результат продуманной и подготовленной тактики и стратегии.

Для создания ситуаций успеха мне помогают следующие технологические операции:

  1. Снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. В этом очень уместны поговорки «Москва ни сразу строилась» или «ни боги горшки обжигают»

  2. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждает к выполнению конкретных действий. «Так хочется поскорее увидеть результат твоей работы…»

  3. Внесение мотива – показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. Например: «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…», «Впереди у нас праздник посвященный маме. Давайте порадуем её подарком, который изготовим своими руками.»

  4. Авансирование успешного результата – помогает выразить твердую убежденность в том, что ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Например: «У вас обязательно получится, пусть это будет не сегодня. Пусть это будет завтра!». «Я даже не сомневаюсь в твоём успешном результате».

  5. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. Здесь ребёнку можно сказать: «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».

  6. Высокая оценка детали – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной части. «Тебе особенно удалось выполнить качественно этот шов!». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». «Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

  7. Персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности. Например: «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

С целью определения начальной и текущей мотивации учащихся и их родителей к изучению предмета «Технология» совместно с психологами школы проведено исследование учебной мотивации по методике Г.Н.Казанцевой и опрос родителей, дети которых участвовали в исследовании. Опрос проводился с целью выявления уровня интереса к учебному предмету «Технология» и к декоративно-прикладному творчеству у родителей.

В основу исследования легли 3 составляющие:

  1. Предпочтение учащихся к изучению предмета.

  2. Отношение родителей учащихся к изучаемому предмету.

  3. Возможности педагога и школы

По результатам анализа данных каждого ученика было выделено 3 группы:

1. Группа учащихся, у которых сформирован интерес к предмету. Родители с вниманием и поддержкой относятся к интересу учащегося.

2. Группа учащихся, у которых присутствует интерес к предмету, но которым требуется дополнительное внимание с целью повышения мотивационной готовности к обучению по технологии. Родители с вниманием и поддержкой относятся к интересу учащегося.

3. Группа учащихся, у которых интерес к изучению предмета не сформирован. Родители не проявляют внимания и интереса к предмету и подготовке ребёнка к уроку технологии.

По результатам исследований с целью повышения мотивации и развития интереса к предмету «Технология» рекомендовано более тесное сотрудничество педагога и родителей: проведение мастер-классов для родителей с участием детей, выставок семейного творчества и другое.

Учитывая все рекомендации, деятельность по достижению цели проекта проводится в трёх направлениях:

    • урочная деятельность: тематические уроки в творческих мастерских, уроки с использованием ИКТ, беседы об истории народного творчества и ремёсел.

    • работа с родителями: посещение родительских собраний, консультации для родителей, проведение занятий блока «Дочки – матери, мастера и подмастерья».

    • внеурочная деятельность: праздники национальной культуры, участие в конкурсах, выступления учениц с мастер-классом; исследовательская деятельность, оформление сменной выставки.

Для организации ситуации успеха учащихся на уроке, как одну из форм работы, применяю технологию творческих мастерских.

Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А.Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов - последователей Гастона Башляра - стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что состоялась интеграция зарубежного и российского педагогического опыта, причем зарубежный опыт - деятельность французской группы нового образования является инновационной и в европейском образовании.

Над разработкой этой системы трудились французские педагоги и психологи, официальным же названием этого коллектива единомышленников стало – «Французская группа нового образования». Министерство образования Франции признало эту группу в 1984 году. В начале 90-х эта технология пришла в Россию и до сих пор не теряет своей популярности.

Занятия в творческих мастерских строятся на принципах: сотрудничества, сотворчества, совместного поиска, самостоятельности, опережающего поиска, занятости всех учеников. На уроке нет начальников и подчинённых. Каждый вносит свой вклад в процесс освоения новых знаний, отрабатывает варианты поведения в ситуации стремления к успеху.

Организация групп для творческой мастерской осуществляется по следующим моделям:

I модель – только слабые, только средние, только сильные (при изучении нового материала).

II модель – сильные, средние и слабые в каждой группе (для контроля знаний или выполнения заданий, изготовления продукта).

III модель – по интересам (для работы над проектом).

Задания группам составляются в соответствии с моделями групп, сформированными к данному уроку, по уровню сложности.

Главная установка творческой мастерской – «успех», «неуспеха» быть не может. Такой подход, способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам.

Содержание заявленной темы проекта представлено на примере разноуровневых инструкционных карт для изучении раздела «Технология обработки текстильных материалов» (приложение 2), разработок занятий с родителями ( приложение 3) и уроков с применением технологии творческой мастерской (приложения 4), контрольно – игровых заданий (приложение 5), результатов творческой и исследовательской деятельности учащихся(приложения 6).

Алгоритм процесса работы мастерской можно представить следующим образом:

  1. Начало, мотивирующее творческую деятельность (проблемная ситуация, вопрос, задание).

  2. Работа с материалом (текст, схемы, краски, модели, проект).

  3. Соотнесение своей деятельности с деятельностью других.

  4. Поиск – внутреннее осознание необходимости нового поиска. Обращение к справочникам, учебникам, дальнейшее исследование.

  5. Коллективное творчество. Творчество.

Результатом урока-мастерской является представление своего видения проблемы, своей модели изделия, в его оформлении, эскизе или описании готового продукта. По итогам работы мастерской ученицы делают выбор темы для проекта или работают над изготовлением продукта. Самое главное, на мастерских – каждый ученик чувствует свою интеллектуальную состоятельность, удовлетворяет коммуникативную потребность, развивается как личность.

С целью выполнения рекомендаций по результатам психолого-педагогического исследования в рамках работы объединения «Мастерицы» был открыт отдельный блок «Дочки-матери: мастера и подмастерья».

Я приглашаю родителей четвёртых классов посещать наши занятия, где мы проводим совместные беседы о традициях воспитания народов России через приёмы рукоделия и совместного творчества. Это помогает мне познакомиться с будущими учениками, выявить уровень знаний и умений детей и интересы взрослых, а матерям – получить опыт общения и передачи своего мастерства дочерям.

Занятия блока «Дочки – матери: мастера и подмастерья» становятся мостиком при переходе от семьи к школе, способствуют повышению мотивации и развития интереса к предмету технология. В результате совместных усилий формируется определенный микроклимат взаимопонимания, творческого поиска и уважительного отношения к результатам совместного труда.

В результате реализации педагогического опыта наблюдается положительная динамика основных показателей учебного результата по предмету.

За период работы над проектом две ученицы стали победителями, одна призёром муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по технологии, две ученицы выбрали предмет технология для сдачи выпускного экзамена по выбору в 9 классе и показали результаты отлично.

Результаты внеурочной деятельности показывают, что учащиеся 6-7 классов проявляют интерес к поисковой и творческой работе.

Ученицы с удовольствием работают в объединении «Мастерица», где могут укрепить свои возможности при работе на сложном технологическом оборудовании и тем самым улучшить свои успехи на уроке.

С большим желанием, без страха и излишней застенчивости грамотно могут провести мастер-класс не только для своих сверстников, но и для педагогов.

Детали опыта работы были представлены в работе педагогических сообществ различных уровней и опубликованы в сборниках школьных, муниципальных и международных конференций.




6