ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Илларионова Елена Вячеславовна
учитель математики
МБОУ СОШ №15, г. о. Коломна
«Математика - наука для глаз, а не для ушей»
Гаусс
Нарастающие темпы совершенствования передовых информационных технологий, информационная насыщенность современного мира, стимулируют нововведения в сфере образования. Основной задачей современного образования является создание таких условий, при которых учащиеся сумеют полностью раскрыть свои способности и возможности в получении знаний, применять их на практике в поиске рациональных путей решения проблем, самостоятельно критически мыслить и определить линию своей личной и профессиональной деятельности. При этом крайне необходима система обучения эффективной работы с большим объемом учебной информации, технология, позволяющая решать проблемы компоновки знаний и их оперативного использования.
Такой системой является технология визуализации учебной информации, включающая в себя комплекс учебных знаний, визуальные способы их предъявления, визуально-технические средства передачи информации и набор психологических приемов использования и развития визуального мышления в процессе обучения.
Эффективность усвоения информации достигается путем ведения записей подобно тому, как мозг хранит и воспроизводит информацию. Физиологи П.К. Анохин, Д.А. Поспелов и др. доказали, что это происходит не линейно, списком, аналогично речи или письму, а в переплетении слов с символами, звуками, образами и чувствами. Технология визуализации вытекает из психологических закономерностей, в соответствии с которыми эффективность усвоения повышается, если наглядность в обучении выполняет не только иллюстративную, но и когнитивную функцию, то есть используются когнитивные графические учебные элементы. Это приводит к тому, что к процессу усвоения подключается «образное» правое полушарие. В то же время «опоры» (рисунки, схемы, модели), компактно иллюстрирующие содержание, способствуют системности знаний. По мнению З.И. Калмыковой, абстрактный учебный материал, прежде всего, требует конкретизации, и этой цели соответствуют различные виды наглядности – от предметной до абстрактной, условно-знаковой. «При восприятии наглядного материала человек может охватить единым взглядом все компоненты, входящие в целое, проследить возможные связи между ними, произвести категоризацию по степени значимости, общности, что служит основой не только для более глубокого понимания сущности новой информации, но и для ее перевода в долговременную память» [1,с. 28].
Применение технологии визуализация предполагает свертывание информации в начальный образ, представление ее в сжатом виде. Под «сжатием» информации понимается ее обобщение, укрупнение, систематизация и генерализация. Наилучшее усвоение программного материала особенно на уроках математики достигается при подаче учебной информации одновременно на четырех кодах: рисуночном, числовом, символическом и словесном. Суть рассматриваемой технологии сводится к систематическому использованию в учебном процессе визуальных моделей и рациональных приемов «сжатия» информации. При этом сами визуальные образы являются не иллюстрацией к мысли автора, а проявлением самого мышления учащихся.
Методологический фундамент рассматриваемой технологии составляет принцип когнитивной визуализации, в основе которого лежит применение «Карты понятий» и «Интеллект - карты» (рис. 1).
Рис. 1
Применение технологии визуализации на уроках математики начинается с графического способа отображения сведений и понятий в виде позиционных суждений, представляющие собой карты понятий. Два или более понятия связываются между собой каким-либо отношением объекта и его характерным свойством, графически изображаются в виде фигур, соединенных линией или стрелкой. Внутри пишутся понятия, а рядом со стрелками – название вида связи (рис.2)
После того как учащиеся научатся выражать учебную информацию в виде карты понятий, используя логические и специфические предметные виды связей, можно переходить к построению интеллект – карт (рис. 3).
Рис. 2
Рис. 3
Создание математических интеллект - карт и карт понятий это увлекательный процесс. Ученик вовлекается в разнообразную деятельность, в которой он сам добывает знания, проводя опыты, свободно высказывая свои мысли или впечатления. Наглядные пособия или опорные конспекты в виде интеллект - карт и карт понятий стимулируют интеллектуальный компонент, поддерживают эмоциональное настроение. Формируют способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий.
Как показывает практика [2, c. 126], применение технологии визуализации учебной информации на уроках математики способствует интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, приводит к формированию и развитию критического, визуального мышления и зрительного восприятия (рис. 4 [3, c. 6]).
Рис. 4
Список использованной литературы:
1. Визуальное мышление и проблемы восприятия и понимания учебной информации http:// www2.asu.ru
2. Грищенко Е. В. Технология интеллект – карт: инновационный продукт при решении задач с параметрами в инклюзивном образовательном процессе//Современные научные исследования. Выпуск3 - Концепт. – 2015
3. Когнитивные образовательные технологии ХХI века/Бершадский М. Е. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32