Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа №24 имени 9-ой Гвардейской Краснознаменной Стрелковой дивизии»
«Методика учебно-исследовательской и проектной деятельности
обучающихся на уроках технологии».
ТЕМА:
«Применение упражнений на развитие умений и
навыков проектирования на уроках технологии»
Выполнила:
учитель технологии
Кушнерёва Е.Ю.
2019 год
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………..………...3
Основная часть…………………………………………………………...………5
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности……………………………………………………………………….5
Структура учебного проекта……………………………………………………...7
Паспорт проекта…………………………………………………............................9
Паспорт проектной работы «Кулинарные работы. 7 класс»…………………...12
Последовательность выполнения проекта…………………………….…………14
Распределение упражнений на овладение разными компонентами учебно-исследовательской и проектной деятельности по классам………….……….....15
Примеры упражнений……………………………………………………………..16
Заключение……………………………………………………………….….……..18
Список литературы…………………………………………………………....…...20
Пояснительная записка
Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения. Цели обучения предполагают использование современных технологий, которые не только на прямую передают знания и умения, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности обучающегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.
Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, необходимо использовать различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать обучающемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Особенностями исследовательской и проектной деятельности в основной школе являются то, что цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как личностными, так и социальными мотивами. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности обеспечивает реализацию потребностей обучающихся в общении со значимыми для них группами одноклассников, учителей и т.д., а также реализует сочетание различных видов познавательной деятельности.
Формирование исследовательской деятельности целесообразно начинать с овладения обучающимися отдельными компонентами, составляющими этапы исследования:
постановка проблемы, создание проблемной ситуации;
выдвижение гипотезы и раскрытие замысла исследования;
планирование исследовательских (проектных) работ и выбор необходимого инструментария;
поиск решения проблемы, проведение исследования (проектных работ) с контролем и коррекцией результатов;
представление результатов исследования или продукта проектных работ;
обсуждение и оценка полученных результатов и применение их к новым ситуациям.
Основная часть
Огромную роль в формировании исследовательской деятельности играют упражнения на развитие умений и навыков проектирования, которые включаются в уроки. Выполнение таких упражнений представляет собой деятельность учащихся, цель которой – получить определенные навыки и умения. Упражнения предлагает учитель. Их выполнение может занимать различное время, что зависит от содержания упражнения. Иногда дети начинают делать упражнения до начала разработки проекта, чтобы заранее овладеть необходимыми знаниями и навыками, которые им потребуются.
Общеучебные умения и навыки,
формирующиеся в процессе проектной деятельности
1. Рефлексивные умения:
— умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
— умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
— умение находить несколько вариантов решения проблемы;
— умение выдвигать гипотезы;
— умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
— умения коллективного планирования;
— умение взаимодействовать с любым партнером;
— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
— навыки делового партнерского общения;
— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Менеджерские умения и навыки:
— умение проектировать процесс (изделие);
— умение планировать деятельность, время, ресурсы;
— умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
6. Коммуникативные умения:
— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
— умение вести дискуссию;
— умение отстаивать свою точку зрения;
— умение находить компромисс;
— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
— навыки монологической речи;
— умение уверенно держать себя во время выступления;
— артистические умения;
— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
— умение отвечать на незапланированные вопросы.
Структура учебного проекта
Этапы работы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Погружение в проект | Формулирует: - проблему проекта; - сюжетную ситуацию - цели и задачи; | Осуществляют: - личностное присвоение проблемы; - вживание в ситуацию; - принятие, уточнение и конкретизация цели и задач. |
Организация деятельности | Организация деятельности: - организовать группы; - распределить амплуа в группах; - спланировать деятельность по решению задач; - возможные формы презентации результатов; | Осуществление: - разбивка на группы; - распределение ролей в группе; - планирование работы; - выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов; |
Осуществление деятельности | Не участвует, но: - ненавязчиво консультирует учащихся по необходимости; - ненавязчиво консультирует; - дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость; Репетирует с учениками предстоящую презентацию | Работают активно и самостоятельно: - каждый в соответствии со своим амплуа и сообща; - консультируются по необходимости; - добывают недостающие им знания; -подготавливают презентацию результатов; |
Презентация результатов | Принимает отчет: - обобщает и резюмирует полученные результаты; - подводит итог обучения; - оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать проблемы, свое мнение, толерантность и др.; - акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат др. | Демонстрирует: - понимание проблемы, цели и задач; - умение планировать и осуществлять работу; - найденный способ решения; рефлексия деятельности и результата; - выполняют оценку своей деятельности и ее результатов. |
Паспорт проекта
1.Тема проекта
2. Класс
3. Вид проекта: игровой, сценарный, творческий, информационно-исследовательский, конструктивно-практический
4. Цели проекта:
1. Приобщение к новому социальному опыту.
2. Развитие творческих способностей учащихся;
3. Формирование умений работать с информацией.
4. Интеллектуальное и коммуникативное развитие личности учащихся.
5. Задачи проекта:
Образовательная:
познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов;
научить применять навыки устной и письменной речи в новых ситуациях;
расширить и углубить знания по изучаемой теме;
формировать навыки аудирования, рефлексии.
Развивающая:
формировать умения работать с информацией – находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и разными способами;
развивать коммуникативные навыки работы в группах, принимать на себя разные роли и обязанности.
Воспитательная:
формировать у учащихся потребность в изучении иностранного языка и овладении им как средством общения;
способствовать воспитанию культуры общения, толерантному отношению к представителям других стран, культуры учебного труда.
6. Формирование УУД
Личностные:
• формирование мотивацию учебной деятельности, личностного смысла учения, оценивания своих действий;
• развитие самостоятельности, ответственности, трудолюбия;
• становление ценностных ориентаций;
• развитие навыков сотрудничества;
• формирование установки работы на результат.
Регулятивные:
• определение целей деятельности, составление плана действий по достижению результата, работа по составленному плану;
• анализ, корректировка, оценивание собственной деятельности, саморегуляция.
Познавательные:
• поиск, сопоставление и отбор информации, полученной из различных источников: словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков, сети Интернет;
• ориентировка на разные способы решения задач;
• умение выдвигать гипотезы, строить рассуждения, доказывать.
Коммуникативные:
• организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);
• предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений;
• оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;
• при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
• учиться подтверждать аргументы фактами.
7.Этапы работы над проектом:
1. Определение проблемы предполагаемого проекта: его задачи, тип, количество участников.
2. Выдвижение и обсуждение с детьми гипотез решения основной проблемы (под-проблемы).
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных способов их решения.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим групповым или индивидуальным исследовательским творческим задачам.
5. Промежуточное обсуждение полученных данных в группах.
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза (внешняя оценка выполненной работы), выводы.
8. Планируемые результаты:
В результате выполнения проекта учащиеся должны знать:
- понятия «проект», «проектный продукт»; типы проектов и их проектные продукты; понятие «презентация проекта», ее назначение; этапы выполнения проекта; структуру проекта; критерии оценки проекта.
Должны иметь представление:
- о ситуации; о ресурсах и их использовании; о способах презентации проекта; об экспертизе деятельности.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- определять проблему и вытекающие из нее задачи;
- ставить цель; составлять и реализовывать план проекта; отбирать материал из информационных источников; анализировать полученные данные; делать выводы; оценивать работу по критериям оценивания; выбирать соответствующую форму проектного продукта; создавать слайды для презентации проекта; оформлять результаты проектной деятельности; проводить рефлексию своей деятельности.
9.Время на подготовку и защиту проекта:
Подготовка – в течение работы над темой. Защита – итоговый урок(и) по теме.
10. Источники информации:
Учебник, рабочая тетрадь, Интернет, дополнительная литература.
11. Оформление результатов проекта:
Мультимедийные презентации, рисунки, коллажи, картинки, планы, схемы, анкетные таблицы, графики, диаграмма, реклама, книга о себе и т.д.
12. Рефлексия и оценка проекта.
| ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ «МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ТВОРЧЕСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 8 КЛАСС» |
1 | Название проекта | Изготовление декораций по мотивам сказок А.С. Пушкина. (методы и средства творческой проектной деятельности в 8 классе) |
2 | Руководитель проекта | учитель технологии |
3 | Консультанты проекта | учитель ИЗО и черчения |
4 | Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту | технология |
5 | Учебные дисциплины, близкие к теме проекта | ИЗО и черчение, геометрия |
6 | Возраст обучающихся на который рассчитан проект | 13-14 лет |
7 | Состав проектной группы (Ф. И. учащихся, класс) | обучающиеся 8 класса |
8 | Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой) | практико-ориентированный |
9 | Заказчик проекта | учитель технологии |
10 | Цель проекта (практическая и педагогическая цели). | практическая - оформление сцены актового зала. педагогическая - развивать творческие, художественно - эстетические способности, конструктивные, графические и технологические навыки обучающихся. |
11 | Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!). | - изучить материал учебника по данной теме (в том числе и за предыдущие годы); - формировать навыки исследовательской и практической деятельности; - учить выступать и представлять свой творческий продукт; |
12 | Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения). | Как можно использовать навыки полученные на уроках черчения и рисования при изготовлении элементов декораций по технологии? Какое будет использоваться декорации? Как презентовать результаты проекта? |
13 | Необходимое оборудование | Задание, ватман, линейки, карандаши, краски, фломастеры |
14 | Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, краткое содержание) | Необходимость создания декораций к мероприятию «Посвящение в пятиклассники», по произведениям А.С. Пушкина. |
15 | Предполагаемые продукты проекта | Декорации по теме «По сказкам А.С. Пушкина» |
16 | Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа). | 1. Постановка задачи и определение состава группы. 2. Сбор материала по теме. 3. Обсуждение собранного материала выбор дизайна плаката или макета пособия. 4. Защита проекта |
17 | Предполагаемое распределение ролей в проектной группе. | Чертежник (отвечает за написание шрифтов), Художник (отвечает за дизайн и эстетическое оформление). Методист (отвечает за соответствие учебного материала и материала). Технолог (отвечает за соблюдение технологической последовательности приготовления изделий). |
Последовательность выполнения проекта
Этапы. Задачи. Деятельность учащихся. Деятельность учителя.
1.Целеполагание. Определение темы, выявление одной или нескольких проблем. Выбор рабочих групп. Уточняют информацию, обсуждают задание, выявляют проблемы. Мотивирует учащихся. Объясняет цели. Наблюдает.
2.Планирование. Анализ проблемы, выдвижение гипотез, обоснование каждой из гипотез. Выдвигают гипотезы. Формулируют задачи. Помогает в анализе и синтезе.
3.Выбор методов проверки принятых гипотез. Обсуждение методов проверки принятых гипотез, возможных источников информации. Распределение задач по группам. Обсуждают методы проверки. Выбирают оптимальный вариант. Определяют источники информации. Наблюдает. Консультирует. Советует (по просьбе).
4. Выполнение: Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение проекта. Работают с информацией. Синтезируют и анализируют идеи. Проводят исследование. Оформляют проект. Наблюдает. Направляет процесс анализа (если это необходимо).
5. Защита. Рефлексия. Оценка. Представление результатов проектирования. Оценка результатов. Защищают проект. Участвуют в коллективной оценке результатов деятельности. Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проектирования.
Распределение упражнений на овладение разными компонентами учебно-исследовательской и проектной деятельности по классам Формирование умений и навыков учащихся
Тип упражнения | Класс и номер упражнения |
5 | 6 | 7 |
Выявление проблемы | А1 | А2 | |
Постановка цели | А3 | А4 | А4 |
Критерия оценивания | А5 | А6 | А6 Е1 |
Исследование, анализ | А7 вариант 1 | А7 вариант 2 частично | А7 вариант 2 частично |
Поиск решения проблемы, банк идей, дизайнерское решение | Б1 частично В1 | Б1 частично В2 Г3 | Б2 В3 Г4 |
Оформление проектной документации, представление результатов | Г2, Д1 Д8 Е4 |
Самоанализ*** | В1Е3 | В2 | В5 |
Графика**** | Д8 | Д7Д8 | Д7 Д8 |
Примеры упражнений
Упражнение «Поиск идей»
Группы по 4-5 человек
Бумаги формат А4, цветные карандаши.
Цель. Научиться вырабатывать идеи на основе бессловесного общения в группе при создании эскизов.
Дополнительные сведения
Часто оригинальные идеи рождаются в процессе работы в группе над эскизами, при этом члены группы не должны проговаривать свои идеи. Перед разработкой эскизов в обсуждении обговариваются единые критерии.
Этапы работы
Выполняя упражнение соблюдать условия и порядок работы.
Задание. Необходимо оформить сцену актового зала к празднованию дня «8 Марта». Вам необходимо разработать дизайнерское решение.
Разработать общие критерии к конструкции: способ крепления, прочность, стиль, требования к материалам. Обсуждение в группе. Затем рассаживаются отдельно друг от друга.
Каждый член группы на листке бумаги рисует свою ассоциацию, связанную с этим праздником. Во время работы не переговариваются. На это задание отведено 3-4 минуты. После отведенного времени предают свой листок бумаги по кругу.
Увиденное изображение дополняют своим. Можно писать комментарии.
Когда листок совершит круг. Группа садится в круг и обсуждает полученные эскизы. Выделяют оригинальную идею.
Способы представления результатов
Создать эскиз на листе бумаги, добавить комментарии, указать материалы для изготовления и инструменты для создания объекта.
Упражнение на уточнение задачи: «Закрытая и открытая формулировки задачи»
Задание: 1) Рассмотрите предложенные картинки на рисунке. В каждом случае у людей существуют потребности, которые могут быть удовлетворены с помощью различных изделий. 2) Определите потребности, которые следует удовлетворить, с помощью каких изделий можно их удовлетворить, какую функцию данные изделия должны выполнять и кто их будет использовать. 3) Для каждой картинки сформулируйте закрытую и открытую формулировки задачи. 4) Каждая группа должна представить свои результаты классу.
Упражнение «Создание критериев оценки проектов»
Формирование умения определять критерии оценки проекта.
Вид работы. Коллективная работа.
Материалы. Образцы оформления интерьеров (фото, слайды, журналы), таблица, карандаш.
Дополнительные сведения
Данное упражнение поможет научиться определять направления поиска критериев оценки.
Этапы работы и способы представления результатов.
Внимательно рассмотрите образцы оформления интерьера.
Напишите варианты ответов, к каким событиям оформлены данные интерьеры
Запишите предполагаемые критерии, по которым выполнялись данные проекты.
Образцы, | Элементы |
1 | |
2 | |
3 | |
4 и т.д. | |
Обсудите варианты ответов
Заключение.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования. Современные развивающие программы образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеучебной деятельности. Актуальность также обусловлена ее методологической значимостью. Универсальные учебные действия необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в колледжах, вузах, поэтому педагогу необходимо так спланировать свою работу, чтобы заинтересовать подростка и привлечь к проектной деятельности.
Проектная деятельность требует от педагога не столько объяснения «знания», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе – возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний.
Именно поэтому педагог – руководитель проекта должен обладать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих способностей. И прежде всего — развитой фантазией, без которой он не сможет быть генератором развития интересов ребенка и его творческого потенциала. Авторитет его базируется теперь на способности быть инициатором интересных начинаний. Впереди оказывается тот, кто провоцирует самостоятельную активность учащихся, кто бросает вызов их сообразительности и изобретательности.
Чтобы выполнить и защитить проект, необходима большая подготовительная работа, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Формирование проектных умений обучающихся - одно из условий развития их индивидуальности, что реализуется через применение упражнений на развитие умений и навыков проектирования на уроках технологии.
Список литературы:
Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников.: Пособие для учителя. Под ред. И.А. Сасовой.- М. Вентана-Граф. 2010.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е издание, исправленное и дополненное, М., АРКТИ, 2005.
Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя – М.: Вентана-Граф, 2008.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. 6-е издание, исправленное и дополненное, М., АРКТИ, 2008.