Урок № Тема: Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» механики.
Цели урока:
Дать понятие неподвижного и подвижного блоков.
Вычислить выигрыш в силе для подвижного блока.
Сформулировать «золотое правило» механики.
Оборудование: неподвижный и подвижный блоки; набор грузов; динамометр; полиспаст.
Демонстрации:
Подъем груза при помощи неподвижного и подвижного блоков.
Демонстрация работы полиспаста.
Ход урока
Анализ результатов лабораторной работы
В начале урока можно коротко проанализировать результаты выполнения лабораторной работы. При этом желательно обратить внимание не только на ошибки в расчетах, формальные выводы по работе, но и аккуратное оформление работы.
Тест по теме: «Рычаг»
Изучение нового материала
(лекция учителя с одновременной демонстрацией работы блока при подъеме груза)
Прежде всего, демонстрируется работа неподвижного блока при подъеме груза. Внимание учащихся нужно акцентировать на том, что внешняя сила направлена в сторону, противоположную перемещению груза. Это очень важно в понимании назначения неподвижного блока.
Опр. Блок - устройство в форме колеса с желобом, по которому пропускают веревку или трос.
Существует два вида блоков: неподвижный и подвижный.
Неподвижный блок при работе не изменяет положения оси вращения, он не дает выигрыша в работе и служит только для изменения направления действия силы.
Груз можно поднимать вверх, прикладывая силу, направленную вниз.
Подвижный блок при работе перемещается и, значит, изменяет положение оси вращения блока, (см. рис. 167). Этот блок позволяет получить выигрыш в силе.
Рассмотрим это на примере чертежа (рис. 167).
Прикладывая силу F, мы стараемся повернуть блок вокруг оси, проходящий через точку А.
Момент этой силы относительно А равен М = F·l, где l - плечо силы равное диаметру колеса.
Груз, прикрепленный к блоку своим весом создает момент силы относительно точки А равный М' = Р·
, где
- плечо равное радиусу блока АО.
Для условия равновесия: М = М' или F·l = Р
, откуда F =
(1)
Вывод: из формулы (1) следует, что подвижный блок дает выигрыш в силе в 2 раза.
Таким образом, комбинируя определенным числом подвижных и неподвижных блоков, можно получить значительный выигрыш в силе. Устройства, которые позволяют это делать называются полиспастами.
Если есть простейший полиспаст — сочетание группы подвижных и неподвижных блоков, то выигрыш в силе тяги - четный, а в более сложных конструкциях - произвольный.
«Золотое правило» механики
Во сколько раз мы выигрываем в силе, во столько же раз проигрываем в перемещении.
В заключении можно привести примеры применения различных видов блоков. Это — работа подъемных кранов и т.д.
Закрепление материала.
Какой блок называют неподвижным, а какой подвижным?
Для какой цели применяют неподвижный блок?
Какой выигрыш в силе дает подвижный блок?
Можно ли рассматривать неподвижный и подвижный блоки как рычаги?
Приведите примеры использования блока.
Какое соотношение существует между силами, действующими на рычаг, и плечами этих сил (см. 154)?
Какое соотношение существует между путями, пройденными точками приложения сил на рычаге, и этими силами?
В чем проигрывают, пользуясь рычагом, дающим выигрыш в силе?
Во сколько раз проигрывают в пути, используя для поднятия грузов подвижный блок?
В чем состоит «золотое правило» механики?
Решение задач
В стогометателе стог сена массой 200 кг поднимают с помощью подвижного блока. Какая сила прилагается к концу подъемного троса? Сколько метров троса наматывается на барабан при подъеме сена на высоту 7,5 м? Трение не учитывать.
Ведра с водой подвешены на блоках, как показано на рисунке. Одинаковы ли массы воды в ведрах, если они находятся в равновесии?
Ответ: масса воды в ведре, подвешенном к подвижному блоку, превышает в два раза массу воды во втором ведре (если считать веревку и блоки невесомыми, а силами трения в осях блоков пренебречь).
Домашнее задание: §59-60 вопросы к параграфу; задачи № 1, 2 из упражнения 31; задачи №№ 769—771.
Задачи повышенной трудности:
При помощи подвижного блока поднимают груз, прилагая силу 100 Н. Определите силу трения, если вес блока равен 20 Н, а вес груза 165 Н.
Пользуясь системой подвижных и неподвижных блоков, необходимо поднять груз весом 600 Н. Из скольких подвижных и неподвижных блоков должна состоять система, чтобы этот груз мог поднять один человек, прикладывая силу в 65 Н?
Экспериментальное задание. Как используя динамометр Бакушинского, подвижный блок, штатив, бечевку, определить вес и массу груза 600-700 граммов.