СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики»

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физики.

«Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский

Здоровьесберегающие образовательные технологии –

  1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

  2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;

  3. технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий в процессе обучения: обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья во время обучения в школе, сформировать у него знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Физика – мировоззренческая наука, формирует кругозор учащегося. Почти каждый урок физики можно связать со сбережением здоровья. Это и : звук, магнитное поле, давление, ядерная энергетика, оптика и мн другие. Знания по физике могут обеспечить безопасность, так как законы физики действуют везде, где существует физическая материя:
1. Одним из главных свойств материи является движение. Движение тел окружает нас постоянно, поэтому знание законов механики обеспечит безопасность на дорогах.
2. Электричество. В наше время без него невозможна человеческая жизнь, но пренебрежение законами физики и здесь может привести к печальным событиям.
3. Человечество научилось использовать энергию атома. Но как оказалось, применение атомной энергии требует соблюдения определенных правил безопасности.
Получается, что безопасность жизни, сбережение здоровья возможно только при наличии знаний, сформированных умений. На уроках физики изучается разнообразный материал. Задача учителя на уроке не только дать знания основ науки, но научить применять полученные знания в течение всей жизни. Каждый учитель на своем уроке должен заботиться о здоровье учащихся. Поэтому уроках необходимо следить за посадкой ученика за школьной партой, так как сидячая поза увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка. Во время урока проводить физкультминутки, особое вниманию уделять гимнастике для глаз, осанке. Доказано наукой и подтверждено практикой, что длительность активного внимания у школьников намного меньше, чем у взрослых. Естественно, что ученики, утомившись на уроках, слабо усваивают материал и, расслабившись, принимают неправильную рабочую позу, приобретая дефекты осанки. Уставший ребенок чаще нарушает дисциплину, отвлекается, мешает одноклассникам и учителю. Исходя из многолетнего опыта работы можно сказать, что привести ученика в рабочее состояние помогают физкультминутки.

Упражнение « Диффузия»

Ученики дают определение явления. Встают рядом со своими партами. Затем меняются местами с учениками соседних рядов. Садятся на свои места.

Упражнение №2 «Инерция» Ученики дают определение явления.

Учитель дает задание: как ведут себя люди в автобусе

1)Автобус тронулся с места. ( Ученики отклонились назад)

2)Автобус повернул налево. (Ученики отклонились вправо)

3)Автобус повернул направо. (Ученики отклонились влево)

4) Автобус затормозил. ( Ученики отклонились вперед)

Упражнение №3 « Давление»

Учитель: Как можно увеличить давление на опору?

Ученик: Уменьшить площадь опоры.

Учитель : Встанем возле парт. А теперь увеличим давление на пол – встанем на левую ногу. А теперь постоим на правой. Снова уменьшим давление – встанем на обе ноги.



Упражнение №5 «Маятник»

Учитель : Какие движения совершает маятник?

Ученик : Колебательные.

Учитель: Давайте покажем движения маятника .( Ученики делают наклоны туловища влево – вправо).

Упражнение №7 « Волна»

Учитель: Что называют волной?

Ученик: Это распространение колебаний от точки к точке.

Учитель: Давайте изобразим волну ( Ученики последовательно встают из – за парт: сначала ученики, сидящие за первыми партами, затем за вторыми и так далее. А затем также последовательно садятся.)

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование каждого урока. От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.
Физика – серьёзный и сложный предмет. На уроках физики учащимся приходится много слушать и писать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

Общие требования к современному уроку с комплексом здоровьесберегающих технологий:
--рациональная плотность урока (время, затраченное школьниками на учебную работу) должна составлять не менее 60 % и не более 75-80 %;
--в содержательной части урока должны быть включены вопросы, связанные со здоровьем учащихся, способствующие формированию у обучающихся ценностей здорового образа жизни и потребностей в нем;

--количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение тестов, работа с ТСО и т.д.) должно быть 4-7, а их смена осуществляться через 7-10 мин.;

--в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти, логического и критического мышления;
--в течение урока должно быть использовано не менее 2-х технологий преподавания (при выборе технологий необходимо учитывать и то: способствуют ли они активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся);
--необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся;

--необходимо осуществлять индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;

--на уроке нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного, зависит от настроения, от психологического климата – в недоброжелательной обстановке утомление наступает быстрее;

--нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся;


Для подготовки и проведения урока, отвечающего всем вышеперечисленным требованиям, необходима профессиональная компетентность учителя в вопросах здоровьесберегающих образовательных технологий.
Любой учитель-предметник при построении уроков может использовать в своей работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:


  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).


  2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность уроков утомляет школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.


  3. ^ Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.


  4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.


  5. На урок следует выбирать методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся..


  6. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.


  7. ^ В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни

^ Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние  эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. 
             Использование таких несложных приемов на каждом уроке должно принести свои плоды. Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Здоровьесберегающее обучение направлено не только на сохранение физического здоровья, но и на обеспечение психического здоровья учащихся. Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности. Важным компонентом эффективного урока является благоприятный эмоциональный фон. Все используемые здоровьесберегающие технологии способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, развитию их творческого потенциала.

Исходя из опыта работы, можно сделать вывод: здоровьсберегающий подход в развитии успешности учеников является перспективным. Это подтверждает рост мотивации к изучению предмета, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой. Сотрудничество и дружелюбие между учителем и учеником снимают стрессовую ситуацию, напряжение, позволяют полнее раскрыться ребенку. Таким образом, важнейшим результатом применения здоровьесберегающей технологии в обучении физики является снятие учебных перегрузок и создание психологической комфортности процесса обучения.

Истомина, А. В. «Модерация здоровья», как форма обобщения и совершенствования здоровьесберегающего образования // Воспитание школьников. – 2011. - № 4. – С. 8-12.

Воронова Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе. - М: Феникс, 2011. – 178с. – ( Сердце отдаю детям)

Безруких М.М. Здоровьесберегающая школа: - М.: МПСИ, 2004.-240с.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!