1 слайд. Добрый день, уважаемые жюри и участники конкурса! Меня зовут Дудина Елена, я являюсь студенткой 2 курса СОПК г. Екатеринбург, хотела бы представить сегодня вашему вниманию социальный проект на тему «Развитие коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка».
2 слайд. Хорошо поставленная и развитая речь является одним из важнейших средств активной деятельности современного человека в обществе. Для школьника же она является залогом успешного обучения, так как речь ребенка – это показатель общего развития его личности. Низкий уровень владения коммуникативно-речевыми навыками является одной из ключевых причин неудач и неуспеха, не дающих возможность усваивать учебные предметы, свободно общаться с окружающими.
Особую актуальность этот вопрос приобретает в начальной школе, потому что именно в это время закладываются основы нашей языковой культуры. Требование работать над развитием речи ставит перед учителями и ФГОС НОО.
3 слайд. К сожалению, в настоящее время в связи с развитием информационных технологий на смену живому общению пришел интернет. С самого раннего детства школьники большую часть своего времени проводят в виртуальном мире: в гаджетах, социальных сетях, компьютерных играх. А на развитие речи и коммуникацию со сверстниками и взрослыми времени уделяется все меньше.
В связи с этим у меня, как у будущего учителя начальных классов возникла проблема: «Каким образом развивать коммуникативно-речевые навыки младших школьников на уроках русского языка?»
4 слайд. Целью нашего социального проекта является разработка содержания комплекса заданий для развития коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка на основе теоретического и практического анализа.
5 слайд. Для достижения цели мы сформулировали задачи:
Проанализировать планируемые результаты по дисциплине русский язык в начальной школе.
Рассмотреть коммуникативное развитие младших школьников.
Выявить способы развития коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка.
Разработать содержание заданий для развития коммуникативно-речевых навыков младших школьников на уроках русского языка.
6 слайд. Для решения проблемы мы проанализировали научную литературу, педагогические труды и нормативно-правовые документы, синтезировали и обобщали полученные результаты. После чего были сделаны определенные выводы.
7 слайд. На подготовительном этапе нашей разработки сборника мы детально изучили тему коммуникативно-речевых навыков. Мы пришли к конкретной цели – наш сборник должен помочь учителю/родителю научить ребенка правильно, грамотно и понятно излагать свои мысли, чувства и желания на родном русском языке, используя при этом устную речь. А для этого, в свою очередь, необходимо формировать и расширять словарный запас младших школьников, развивать их умение грамматически правильно строить предложения, употреблять в речи монолог и диалог.
8 слайд. Конечно, чтобы наш сборник получился эффективным и принес видимый результат, нам внимательно нужно было изучить коммуникативные универсальные учебные действия, развитие которых требует единый федеральный стандарт образования в нашей стране. Во время исследования стало ясно, что сборник должен стать главным помощником при осуществлении главной задачи учителя начальной школы – обеспечить условия для успешного коммуникативного развития обучающихся через формирование коммуникативных УУД на уроке.
9 слайд. Следующим шагом при подготовке разработки нашего продукта мы рассмотрели, какие же методы обучения способствуют наиболее интенсивному развитию речи и коммуникативно-речевых навыков младших школьников. Мы выбрали для себя основные формы (тренинг, групповая, индивидуальная и коллективная работа) и методы (коммуникативный, словесные, ролевая и дидактическая игра, проектная деятельность), которые обеспечивают включение школьников в деятельность коммуникативной направленности и на основе которых мы будем создавать наш социально-значимый продукт.
10 слайд. И наконец, после столь объемной работы мы приступили к разработке сборника. Пожалуйста, наведите камеры своих смартфонов на один из qr-кодов, чтобы ознакомиться с нашим исходным продуктом.
11 слайд. Обратите, пожалуйста, внимание на слайд – здесь вы можете увидеть некоторые страницы сборника, изучить его оформление. Наш сборник состоит из комплекса упражнений для 1-2 класса, именно в этот промежуток обучения можно добиться высоких результатов в развитии коммуникативно-речевых навыков у детей. Для педагогов и родителей в самом начале помещена пояснительная записка. Сам же сборник условно разделен на 2 блока – задания для работы в парах и задания для работы в группах. Разработанные задания способствуют воспитанию у детей умения корректно и аргументированно высказывать свое мнение, строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей, проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, готовить и защищать небольшие публичные выступления слушать и слышать собеседников, терпеливо относиться к их мнению. А ведь именно от уровня развития данных умений и навыков во многом зависит качество не только дальнейшего обучения и воспитания, но и то, станет ли младший школьник социально успешным, сможет ли он реализовать себя как личность, воплотить в жизнь свои начинания. Этого всего не произойдет без высоко развитых коммуникативно-речевых навыков, без умения грамотно, точно, убедительно выражать свои мысли.
12 слайд. В рамках нашего проекта мы уже провели пробные уроки русского языка в 3-их классах начальной школы №23 города Екатеринбург по разработанному сборнику. Задания не оставили равнодушными как самих учеников, так и классных руководителей. Поэтому сейчас уже наш сборник в активном пользовании у учителей данной школы и школ №1, 29, 64 и 200, в которых студенты нашего колледжа проходят педагогическую практику.
Помимо этого, следует отметить, что наш сборник имеет предназначение и может использоваться не только в качестве дополнительного дидактического пособия в начальных школах на уроках русского языка и во внеурочной деятельности на литературных кружках, но и также в центрах развития и дополнительного образования для дошкольников и младших школьников.
13 слайд. Таким образом, в ходе выполнения проекта на основе всего изученного мы смогли разработать сборник заданий, направленный на всесторонне развитие коммуникативно-речевых навыков младших школьников – продукт, направленный хоть и на узкую целевую аудиторию, а именно учеников начальных классов, их учителей и родителей, но, на наш взгляд, при этом его социальная значимость меньше не становится. Хорошо развитая речь и навыки коммуникации – залог не только успешного обучения на всех ступенях образования, но и основа благополучного развития во всех сферах жизни.
В перспективах у нас работа над усовершенствованием созданного сборника, максимальное распространение и включение в работу в школах и центрах развития, а также разработка сборника по нашей теме для 3-4 классов.
Учителю начальных классов просто необходимо иметь в своем арсенале подобные материалы, ведь именно с него начинается зарождение нового молодого и образованного поколения. Чем эффективнее мы, как будущие педагоги будем выполнять свою задачу, в частности развитие коммуникативно-речевых навыков, тем больше ценных и дельных членов общества будем получать на выходе из школы.
14 слайд. И завершить свое выступление я бы хотела словами нашего великого русского писателя А.И.Куприна ««Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Давайте вместе сохранять наше самое сильное и драгоценное оружие – родной язык, а также прививать любовь к нему детям – нашему будущему.
15 слайд. Благодарю за внимание, готова выслушать ваши вопросы.