СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерная рабочая программа по музыке по адаптивной программе на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ЗПР

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерная РП по музыке для 1 класса и 1 дополнильного класса для обучающихся с задержкой психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Примерная рабочая программа по музыке по адаптивной программе на основе ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ЗПР»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление образования и молодежной политики Администрации города Смоленска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

МБОУ "СШ № 6"





РАССМОТРЕНО

Руководитель ШМО

________________________

Е.С. Халипова

Протокол №1
от «29» августа 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

________________________

Е.Д. Макеенкова


от «30» августа 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы

________________________

Л.Л. Шестакова

Приказ 65-ОД
от «31» августа 2023 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Музыка»
по адаптированной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития



Составитель: Бессарабова Светлана Михайловна
учитель музыки

Смоленск 2023​



МУЗЫКА 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Он способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию, коррекции эмоционального неблагополучия, социализации обучающихся с ЗПР.

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общей целью изучения предмета «Музыка» является формирование общекультурной компетенции обучающихся с ЗПР, привитие любви и вкуса к искусству, формирование способности символического (звукового, двигательного) опосредствования своих эмоциональных состояний.

Овладение учебным предметом «Музыка» представляет определенную сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками предшествующего обучения и воспитания, невыраженностью интереса к окружающему миру и себе, дефицитом регулятивных умений, препятствующих целенаправленному прослушиванию музыкальных произведений, несформированностью возможностей эмоциональной рефлексии.

В соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • расширять общий кругозор, способствующий совершенствованию учебно-познавательной деятельности;

  • формировать элементы музыкальной культуры и возможность элементарных эстетических суждений;

  • совершенствовать возможности саморегуляции во время прослушивания музыкальных произведений и исполнительской деятельности;
    способствовать осознанному восприятию музыки и созданию различных образов, развивающих возможности символического опосредствования чувств.


С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • учить восприятию музыки, музыкального звучания природы и предметов, развивать дифференцированность слухового восприятия, формировать мотивацию к прослушиванию музыкальных произведений, танцу, пению;

  • обогащать представления об окружающем за счет бесед о музыке, музыкальных инструментах, людях искусства;

  • научить чувствовать настроение, выражаемое музыкальным произведением;

  • дать понятие о мелодии, ритме, песне, танце, марше, научить выделять их;

  • познакомить с народными музыкальными инструментами;

  • воспитывать любовь к Родине, национальным обычаям, формировать чувство гордости и патриотизма;

  • совершенствовать речевое дыхание, правильную артикуляцию звуков, формировать способность вербального выражения чувств, обогащать словарь;

  • удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет коррекции дефицитов эмоционального развития и формирования навыков саморегуляции и социально одобряемого поведения;

  • формировать умение понимать символическое выражение чувств музыкальными средствами, познакомить со знаковым опосредствованием музыки с помощью нот;

  • обеспечить наглядно-действенный характер образования.


Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического развития и духовно-нравственного воспитания и в то же время обнаруживает существенный коррекционный потенциал. Дети с ЗПР, пришедшие в первый класс, как правило, не имеют достаточных знаний о музыке, музыкальных инструментах и исполнителях, при отсутствии опыта посещения дошкольной образовательной организации у них бывают недостаточно сформированы навыки прослушивания музыки, движений под музыку и т.п.

Для обучающихся с ЗПР типичны трудности саморегуляции, которые препятствуют адекватному поведению на уроках музыки. Недостатки речевого развития нередко
проявляются в несовершенном речевом дыхании, нечеткости артикуляции. Общее несовершенство аналитико-синтетической деятельности затрудняет дифференциацию звучания различных музыкальных инструментов, определение характера музыкального произведения. Бедный словарный запас и малый интерес к себе препятствует вербализации чувств, возникающих при прослушивании музыкального произведения. Негрубая моторная недостаточность затрудняет выполнение двигательных заданий. Поэтому уроки музыки могут выполнить свою коррекционную функцию только при учете специфических образовательных потребностей обучающихся: подборе эмоционально привлекательного и доступного по возрасту музыкального материала, наглядно-действенном характере образования (обеспечения возможности познакомиться с реальными музыкальными инструментами и их звучанием), постоянной смене видов деятельности на уроке, поощрении любых проявлений детской активности, специального внимания к включению новой лексики в активный словарь.

В первом классе не рекомендуется использование учебника. Особое значение следует уделять соответствию изучаемого музыкального материала времени года, различным праздникам, а также обеспечению эмоциональной привлекательности занятий.

В ходе обучения в первом классе, выполняющем преимущественно пропедевтическую функцию, младший школьник с ЗПР получает первоначальные знания о мире музыки и ее символическом значении.


Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы


Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника возникает интерес к художественной деятельности вообще и музыке в частности.

Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими участниками сопровождения (учителем по основным предметам1, психологом, логопедом). Они помогут понять основные особенности обучающихся с ЗПР, соблюдать индивидуальный подход к детям.

Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, поскольку распевки на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию и артикуляции.

Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете рекомендаций последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности и поведения. Педагог-психолог может посоветовать учителю конкретные музыкально-двигательные упражнения, которые будут полезны обучающимся.

Учителю музыки можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих рекомендаций, удовлетворяющих специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.

Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять тот или иной усвоенный материал на протяжении нескольких занятий.

На уроке следует ориентироваться на достигнутый уровень развития большинства детей – от этого зависит и подбор музыкального материала, и его преподнесение на доступном уровне.

Следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий, включая в ход урока двигательные паузы.

Необходимо обращать внимание на общее состояние ребенка, осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий.

Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках музыки в 1 классе учитель:

  • постоянно побуждал детей высказываться;

  • способствовал вовлеченности всех детей в ход занятия;

  • пояснял пользу изучаемого материала и формировал мотивацию слушания музыки за пределами урока.

Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной компетенции, реализации целей программы духовно-нравственного развития, воспитания и достижения планируемых результатов образования.


Место предмета в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 33 часа (по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут.

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Музыка» может корректироваться в рамках предметной области «Искусство» с учётом психофизических особенностей обучающихся2.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты, оцениваемые после освоения всей АООП НОО, которые могут быть сформированы при изучении учебного предмета «Музыка» отражают:

  • осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям;

  • способность к осмыслению и дифференциации музыкальной картины мира, ее временной организации.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.
Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прослушать, определить, придумать и т.п.);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, высказывание по результату прослушивания, двигательное изображение по заданию и т.п.);

  • осуществлять контроль результатов (выучена запевка, стихотворение, куплет и пр.) под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

- адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.

Учебный предмет «Музыка» имеет значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– обозначить понимание и впечатление от воспринимаемого (понимаю –не понимаю);

– оценка своих возможностей в выполнении музыкальных заданий, сопоставление успешности их выполнения (развитие возможностей самооценки).
Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

– в умении слушать внимательно, не мешать другим, адекватно реагировать на творческие попытки одноклассников;

– в умении выполнять задания учителя, преодолевать стеснительность, адекватно реагировать на одобрение и порицание, возможную критику со стороны одноклассников.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли музыки и культуры в трансляции культурного наследия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляются в стремлении научиться слушать и понимать музыку, выполнять музыкальные задания.

Кроме того изучение учебного предмета «Музыка» непосредственно связано с реализацией программы духовно-нравственного развития, воспитания.

Решаются следующие важнейшие задачи воспитания, обозначенные в ПрАООП:

– формирование основ российской гражданской идентичности – осознание себя как гражданина России;

– пробуждение чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

– осознание своей этнической и национальной принадлежности, воспитание положительного отношения к своей национальной культуре;

– формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам (в ходе организации праздников);

– воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

  1. формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

  2. формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;

  3. развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;

  4. формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;

  5. использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Музыка в жизни человека. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет.

Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки. Народная и профессиональная музыка.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно­образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель –слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.

Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно­образного содержания произведений.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Раздел

Примерные темы занятий

Примерное содержание занятий

1 четверть

1

Музыка в жизни человека.


(8 часов)

Вводный урок






Музыка вокруг нас.



















Музыка осени.







Музыка и наше настроение.









Народная и профессиональная музыка.






Знакомство с правилами поведения на уроках музыки, демонстрация музыкальных инструментов и их звучания. Пение хором (по желанию детей).


Прослушивание и угадывание музыкальных звуков природы: пение птиц, шум морского прибоя.

Шум города (для сельских детей – бытовые шумы). Разница между шумовыми и музыкальными звуками. Звуки, которые живут в вещах: хрустальные, металлические (музыка ветра, колокола), деревянные (ложки). Часы. Бой кремлевских курантов. Музыка, написанная людьми. Народная и профессиональная (написанная композитором) музыка. Вокальные, дыхательные, ритмические упражнения.


Признаки осени. Прослушивание музыки «Осенняя песня» П.И. Чайковский (1 часть, ф-но). Песня «Прощание скворушки». Музыкальный фольклор. Русская народная закличка «Осень, осень». Исполнение с двигательными упражнениями.


Музыкальные произведения с разной эмоциональной окрашенностью. Лексика, выражающая эмоциональное состояние. Угадывание эмоциональной окраски мелодий.

Двигательное выражение эмоций (в ритм музыке).


Русские народные музыкальные инструменты: свирель, гармонь, дудочка, балалайка. Распознавание звуков инструментов. Сопоставление звучания народных  инструментов со звучанием профессиональных инструментов.

Региональные музыкальные традиции.  

2 четверть

2

Музыка в жизни человека.



(7часов)

Песня








Танец





Марш





Отечественные народные музыкальные традиции.




Повторение пройденного. Подготовка к новогоднему утреннику.

Признаки песни: слова и мелодия. Прослушивание образцов народных, современных эстрадных, детских песен (в соответствии с возрастом детей). Выделение общего и определение различий. Совместное пение.


Демонстрация мелодий и видеозаписей танцев: вальс, народные танцы, современный танец. Танцевально-двигательные упражнения.

Маршевые мелодии. Военный марш. Понятие о балете. Марши в балете (Щелкунчик). Маршево-двигательные упражнения.


Беседа, разучивание попевок («Сидит ворон на дубу»),
закличек («Ой,Морозушко-мороз»). Фольклорные детские ансамбли (примеры). Народные обычаи: колядки на Рождество.


В соответствии с запланированным сценарием утренника.

3 четверть

3


Основные закономерности музыкального искусства.



(10 часов)




Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.



















Музыка в цирке.





О чем может сказать музыка.















Композитор – исполнитель –слушатель.













Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл.



Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи.

Закрепление пройденного.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп и др.). Расширение словаря перечисленными терминами. Обучение выделению ритма хлопками. Медленная и быстрая музыка. Мажорные (бодрящие) и минорные (успокаивающие) мелодии (из перечня рекомендованных для возраста). Разучивание песен.

Интонационно­ образная природа музыкального искусства. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация -источник музыкальной речи . Понимание музыкальной интонации.



Интонационное богатство музыкального мира (музыкальное сопровождение к кинофильмам)3: угроза, радость, любовь. Активизация словарного запаса, помощь в вербальном (двигательном) выражении чувств. Передача смысла музыки в движении.

События и музыка к ним. Музыка ко Дню защитника Отечества. Закрепление пройденного ранее (марш, песня). Песня для мамы. Образ мамы в музыке. Волк и семеро козлят (просмотр фрагмента фильма). Распевки. Разучивание песен. Двигательно-ритмические упражнения под музыку.

Музыка утра и музыка вечера (колыбельные песни). Закрепление представлений о времени суток, временах года. Тема весны в произведениях композиторов. Народные попевки и заклички (доступные детям произведения).

Первое знакомство детей с нотами: демонстрация нотного стана, его оформления, звукоряда, клавиатуры в соотнесении с нотами (без заучивания).

4 четверть

4

Музыкальная картина мира.

(8 часов)

Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Различные виды музыки.



Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.


Родина Россия в произведениях композиторов. Великая Победа.


Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).

Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Закрепление изученного за год.


Общие представления о музыкальной жизни страны.

Музыка вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая (примеры и названия без требований к воспроизведению кроме «хоровая»). Попевки и распевки. Встреча весны. Закличка «Солнышко».

Термины «хор» и «хоровод»(семантическая близость). Детские хоровые песни: разучивание. Дифференциация голоса (мужской, женский, детский).


Песня «День Победы». Военные марши. Лирические песни. Подготовка концерта ко дню Победы.


Оркестр. Дирижер. Музыкальные инструменты в оркестре. Парад на Красной площади.

Музыкальная жизнь большой страны. Просмотр и прослушивание видеоклипов. Выработка эмоциональной избирательности («нравится –не нравится», «понимаю – не понимаю»).










ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Музыка в жизни человека.


1

0

0

05.09.2023


2

Музыка вокруг нас.


1

0

0

12.09.2023


3

Музыка вокруг нас.


1

0

0

19.09.2023


4

Музыка осени.


1

0

0

26.09.2023


5

Музыка осени.


1

0

0

03.10.2023


6

Музыка и наше настроение.



1

0

0

10.10.2023


7

Музыка и наше настроение.



1

0

0

17.10.2023


8

Народная и профессиональная музыка

1

0

0

24.10.2023


9

Музыка в жизни человека.


1

0

0

07.11.2023


10

Песня


1

0

0

14.11.2023


11

Танец


1

0

0

21.11.2023


12

Марш


1

0

0

28.11.2023


13

Отечественные народные музыкальные традиции.


1

0

0

05.12.2023


14

Отечественные народные музыкальные традиции.


1

0

0

12.12.2023


15

Повторение пройденного. Подготовка к новогоднему утреннику.

1

0

0

19.12.2023


16

Основные закономерности музыкального искусства.


1

0

0

26.12.2023


17

Музыкальная речь как способ общения между людьми

1

0

0

16.01.2024


18

Музыка в цирке.


1

0

0

23.01.2024


19

О чем может сказать музыка.


1

0

0

30.01.2024


20

О чем может сказать музыка.


1

0

0

06.02.2024


21

Композитор – исполнитель –слушатель

1

0

0

13.02.2024


22

Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл сочинениях композиторов, её выразительный смысл

1

0

0

27.02.2024


23

Особенности музыкальной речи в

1

0

0

05.03.2024


24

Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи

1

0

0

12.03.2024


25

Закрепление пройденного.

1

0

0

19.03.2024


26

Музыкальная картина мира.

Детские хоровые и инструментальные коллективы

1

0

0

02.04.2024


27

Певческие голоса

1

0

0

09.04.2024


28

Родина Россия в произведениях композиторов

1

0

0

16.04.2024


29

Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).


1

0

0

23.04.2024


30

Музыкальные театры.

1

0

0

07.05.2024


31

Конкурсы и фестивали музыкантов

1

0

0

14.05.2024


32

Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы

1

0

0

21.05.2024


33

Закрепление изученного за год.


1

0

0

28.05.2024


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

0

0







РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ


Материально-техническое обеспечение


Музыкальные инструменты (в соответствии с возможностями образовательной организации);

технические средства обучения (CD/DVD-проигрыватели; телевизор; аудио-видеомагнитофон;

мультимедиапроектор (или интерактивная доска);

фонотека с разнообразными записями звуков природы, музыки;

видеотека с записями выступлений различных исполнителей;

слайды с необходимым визуальным сопровождением;

аксессуары для обозначения ролей, исполняемых обучающимися.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


С учетом особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР в 1 классе предметные результаты конкретизируются следующим образом:

  • адекватно ведет себя на уроках;

  • проявляется позитивное отношение к прослушиванию музыкальных произведений, танцу, пению;

  • появляется возможность чувствовать настроение, выражаемое музыкальным произведением (по словесному отчету);

  • различает песню, танец, марш;

  • знает названия некоторых музыкальных инструментов;

  • различает некоторые звучания (голоса, музыкальные инструменты и пр.).



МУЗЫКА. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Он способствует эстетическому и духовно-нравственному воспитанию, коррекции эмоционального неблагополучия, социализации обучающихся с ЗПР.

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ и примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2). Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР). Сущность специфических для варианта 7.2 образовательных потребностей в приложении к изучению предмета раскрывается в соответствующих разделах пояснительной записки, учитывается в распределении учебного содержания по годам обучения и в календарно-тематическом планировании.

Общей целью изучения предмета «Музыка» является формирование общекультурной компетенции обучающихся с ЗПР, привитие любви и вкуса к искусству, формирование способности символического (звукового, двигательного) опосредствования своих эмоциональных состояний.

Овладение учебным предметом «Музыка» представляет определенную сложность для учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками предшествующего обучения и воспитания, невыраженностью интереса к окружающему миру и себе, дефицитом регулятивных возможностей, препятствующих целенаправленному прослушиванию музыкальных произведений, неполной сформированностью символического опосредствования своих эмоциональных состояний, эмоциональной рефлексии.

В соответствии с перечисленными трудностями и обозначенными в ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи учебного предмета:

  • расширять общий кругозор, способствующий совершенствованию учебно-познавательной деятельности;

  • формировать элементы музыкальной культуры и возможность элементарных эстетических суждений;

  • совершенствовать возможности саморегуляции во время прослушивания музыкальных произведений и исполнительской деятельности;

  • способствовать осознанному восприятию музыки и созданию различных образов, развивающих возможности символического опосредствования чувств.


С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 дополнительном классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

  • учить восприятию музыки, формировать мотивацию к прослушиванию музыкальных произведений, обучать вокальным упражнениям;

  • содействовать эстетическому воспитанию за счет демонстрации произведений искусства;

  • научить чувствовать настроение, выражаемое музыкальным произведением;

  • закрепить понятие о мелодии, ритме, песне, танце, марше, способность выделять их;

  • расширить спектр знаемых музыкальных инструментов;

  • воспитывать любовь к Родине, национальным обычаям, формировать чувство гордости и патриотизма;

  • совершенствовать речевое дыхание, правильную артикуляцию звуков, формировать способность вербального выражения чувств, обогащать словарь, развивать смысловую и эмоциональную память, аналитико-синтетические способности;

  • удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за счет коррекции дефицитов эмоционального развития, формирования навыков саморегуляции и социально одобряемого поведения;

  • формировать умение понимать символическое выражение чувств музыкальными средствами, познакомить со знаковым опосредствованием музыки с помощью нот;

  • обеспечить наглядно-действенный характер образования.


Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль в эстетическом развитии и духовно-нравственном воспитании и имеет существенный коррекционно-развивающий потенциал. При ЗПР дети, пришедшие в первый дополнительный класс, как правило, имеют опыт прослушивания музыкальных произведений и выполнения музыкальных заданий. Вместе с тем общие недостатки их психологического развития затрудняют усвоение предмета.

Для обучающихся с ЗПР типичны трудности саморегуляции, которые препятствуют адекватному поведению на уроках музыки. Недостатки речевого развития нередко проявляются в несовершенном речевом дыхании, нечеткости артикуляции. Общее несовершенство аналитико-синтетической деятельности затрудняет дифференциацию звучания различных музыкальных инструментов, определения характера музыкального произведения. Бедный словарный запас и необращенность к себе препятствует вербализации собственных чувств, возникающих при прослушивании музыкального произведения. Негрубая моторная недостаточность затрудняет выполнение двигательных заданий. Поэтому уроки музыки могут выполнить свою коррекционную функцию только при учете специфических образовательных потребностей обучающихся: подборе эмоционально привлекательного и доступного по возрасту музыкального материала, наглядно-действенном характере образования (обеспечения возможности познакомиться с реальными музыкальными инструментами и их звучанием), постоянной смене видов деятельности на уроке, поощрении любых проявлений детской активности, специального внимания к включению новой лексики в активный словарь.

В 1 дополнительном классе обучение до конца 3 четверти строится с использованием учебника Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. Материал учебника адаптируется для понимания детьми учителем. Избыточные по отношению к их возможностям понятия исключаются. В ходе обучения в первом дополнительном классе младший школьник с ЗПР закрепляет первоначальные знания о мире музыки и ее символическом значении.


Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы

Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.

Если обучение предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, то у школьника закрепляется интерес к художественной деятельности вообще и музыке в частности.

Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма. Кроме того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими участниками

сопровождения (учителем по основным предметам4, педагогом-психологом, учителем-логопедом). Они помогут понять основные особенности обучающихся с ЗПР, соблюдать индивидуальный подход к детям.

Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителем-логопедом, поскольку распевки на уроках музыки способствуют правильному речевому дыханию и артикуляции.

Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете рекомендаций последнего в реализации индивидуального подхода к обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной регуляции деятельности и поведения. Педагог-психолог может посоветовать учителю музыки конкретные музыкально-двигательные упражнения, которые будут полезны обучающимся.

Учителю музыки можно посоветовать выполнять ряд приведенных ниже общих рекомендаций, удовлетворяющих специфические образовательные потребности обучающихся по варианту 7.2.

Следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять тот или иной усвоенный материал на протяжении нескольких занятий.

На уроке следует ориентироваться на достигнутый уровень развития большинства детей – от этого зависит и подбор музыкального материала, и его преподнесение на доступном уровне.

Следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий, включая в ход урока двигательные паузы.

Необходимо обращать внимание на общее состояние ребенка, осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему заданий.

Обучающиеся, которым рекомендовано обучение по варианту 7.2, нуждаются также в том, чтобы на уроках музыки в 1 дополнительном классе учитель:

  • постоянно побуждал детей высказываться;

  • способствовал вовлеченности всех детей в ход занятия;

  • пояснял пользу изучаемого материала и формировал мотивацию слушания музыки за пределами урока.

Взаимодействие всех участников коррекционно-педагогического процесса, активное привлечение родителей необходимо для формирования сферы жизненной компетенции, реализации целей программы духовно-нравственного развития, воспитания и достижения планируемых результатов образования.


Место предмета в учебном плане


Приведенная примерная рабочая программа составлена на 33 часа (по 1 часу в неделю при 33 учебных неделях). В соответствии с ПрАООП длительность уроков в первом полугодии составляет 35 минут, во втором- 40 минут.

Количество часов, отводимых на изучение учебного предмета «Музыка» может корректироваться в рамках предметной области «Искусство» с учётом психофизических особенностей обучающихся5.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты, оцениваемые после освоения всей АООП НОО, которые могут быть сформированы при изучении учебного предмета «Музыка» отражают:

  • осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

  • формирование уважительного отношения к культуре других народов;

  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • формирование установки на бережное отношение к духовным ценностям;

  • способность к осмыслению и дифференциации музыкальной картины мира, ее временной организации.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты могут быть обозначены следующим образом.

Сформированные познавательные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • осуществлять разносторонний анализ (звучащей музыки);

  • сравнивать музыкальные произведения;

  • обобщать-классифицировать музыкальные произведения.

Сформированные регулятивные универсальные учебные действия проявляются возможностью:

  • понимать смысл предъявляемых учебных задач (прослушать, определить, придумать и т.п.);

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации (например, высказывание по результату прослушивания, двигательное изображение по заданию и т.п.);

  • осуществлять контроль результатов (выучена запевка, стихотворение, куплет и пр.) под руководством учителя и самостоятельно.

Сформированные коммуникативные универсальные учебные действия проявляются возможностью:


  • адекватно использовать речевые средства при обсуждении результата деятельности;

  • использовать формулы речевого этикета во взаимодействии с соучениками и учителем.


Учебный предмет «Музыка» имеет значение для формирования сферы жизненной компетенции, мониторинг становления которой оценивается по перечисленным ниже направлениям.


Развитие адекватных представлений о собственных возможностях проявляется в умениях:

– обозначить понимание и впечатление от воспринимаемого (понимаю – не понимаю);

– оценка своих возможностей в выполнении музыкальных заданий, сопоставление успешности их выполнения (развитие возможностей самооценки).

Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия проявляется:

–в умении слушать внимательно, не мешать другим, адекватно реагировать на творческие попытки одноклассников;

–в умении выполнять задания учителя, преодолевать стеснительность, адекватно реагировать на одобрение и порицание, возможную критику со стороны одноклассников.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации проявляется в понимании роли музыки и культуры в трансляции культурного наследия.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей проявляется в стремлении научиться слушать и понимать музыку, выполнять музыкальные задания.

Кроме того изучение учебного предмета «Музыка» непосредственно связано с реализацией программы духовно-нравственного развития, воспитания.

Решаются следующие важнейшие задачи воспитания, обозначенные в ПрАООП:

– формирование основ российской гражданской идентичности – осознание себя как гражданина России;

– пробуждение чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

– осознание своей этнической и национальной принадлежности, воспитание положительного отношения к своей национальной культуре;

– формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам (в ходе организации праздников);

– воспитание эмоционально-положительного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Предметные результаты в целом оцениваются в конце начального образования. Они обозначаются в ПрАООП как:

  1. формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

  2. формирование элементов музыкальной культуры, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование элементарных эстетических суждений;

  3. развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания музыкальных произведений;

  4. формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных произведений различных жанров;

  5. использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Музыка в жизни человека.

Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры­ драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах.

Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно­ образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.).

Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально­поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Раздел

Примерные темы занятий

Примерное содержание занятий

1 четверть

1

Музыка в жизни человека. Повторение.


(8 ч)


Музыка вокруг нас.






Музыка осени.







Три «кита» музыки: песня, танец, марш.











Музыкальный и поэтический фольклор

Музыка природы. Музыка, написанная людьми. Работа с учебником: понятия «Муза» и «Музыка». Вокальные, дыхательные, ритмические упражнения. Распевки (стр.13 учебника). Народная и профессиональная (написанная композитором) музыка.

Музыкальный праздник «Осенины». Картина «Золотая осень». Беседа. Работа с учебником: стр. 16–19. Изображение звуков дождя разными штрихами. Ритмический рисунок. Литературно-музыкальная композиция «Осень» с участием обучающихся.

Душа музыки-мелодия. Прослушивание, распознавание. Двигательно-ритмические упражнения. Отхлопывание ритмов танца и марша. Прорисовывание в воздухе мелодии песни. Песенность, танцевальность, маршевость (на примерах рекомендованной к изучению музыки П. И. Чайковского и др). Разучивание песни (в соответствии с возрастными и музыкальными возможностями обучающихся по выбору педагога).

Былинный сказ «Садко». Учебник, стр.26-27. Музыкальные иллюстрации к сказу.

2 четверть

2

Основные закономерности музыкального искусства

(7часов).

Азбука каждому нужна.

Музыкальная азбука.

Музыкальные инструменты.

Разыграй песню.

Пришло Рождество-начинается торжество.

Родной обычай старины (колядки).

Добрый праздник среди зимы (подготовка к новогоднему празднику.

Элементы нотной грамоты: нотный стан, звукоряд, обозначение нот. Игры и упражнения.

Октава. Клавиатура. Музыкальные игры. Распевки.

Арфа, свирель, гусли, флейта. Распознавание вида, звучания. Зарисовывание.


Музыкальный образ. Актуализация знаний о природе. Игра-драматизация (учебник стр. 32–33). Пение под аккопанемент.

Знакомство с легендой о Рождестве. Рождественская музыка.

Беседа о народных обычаях. Разучивание колядок.

Подготовка к новогоднему празднику. Разучивание новогодней песни. Дайджест сказки «Щелкунчик».

3 четверть

3


Основные закономерности музыкального искусства

(10 часов).




Край, в котором ты живешь.



Поэт, художник, композитор.





Музыка утра.





Музыка вечера.



Музыкальные портреты сказочных персонажей.







Музыкальные инструменты.



Мамин праздник.

Чудесная лютня.

Опера-сказка.




Песни и стихи о родном крае. Литературно-музыкальная композиция с участием обучающихся.



Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель.

Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр и др.). Прослушивание музыкальных произведений. Работа с учебником.

Состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Описание отличий музыкального изображения.

Рояль, пианино, скрипка, гитара, ударные инструменты. Работа с учебником. Распознавание звучания.

Подготовка: образ мамы в музыке. Разучивание песни.

Работа с учебником стр.64-65.

Знакомство с детскими операми и балетами. Расширение кругозора и словаря: афиша, театр, сцена, занавес, кулисы, костюмер, гример.

4 четверть

4

Музыкальная картина мира

(8 часов).

Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Различные виды музыки.

Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный.

Праздник Победы –главный праздник весны.

Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические).

Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

Закрепление ранее изученного материала на уроках, включающих демонстрацию различных видом перечисленного программного материала, подобранного в соответствии с возрастом, уровнем развития, интересами обучающихся6.


Каждый урок включает в качестве обязательного элемента распевки, музыкально-двигательные упражнения, задания на различение (звучание инструментов, голосов и пр.) в соответствии с детскими возможностями.

Музыкальная подготовка к празднику Победы.

При наличии соответствующих условий: экскурсии для знакомства детей с афишами музыкальных мероприятий, исполнителей и исполнительских коллективов.

Разучивание и прослушивание детских песен.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

п/п


Тема урока


Количество часов

Дата изучения


Электронные цифровые образовательные ресурсы


Всего


Контрольные работы


Практические работы


1

Музыка в жизни человека.

1

0

0



2

Музыка вокруг нас.


1

0

0



3

Музыка осени.


1

0

0



4

Музыка осени.


1

0

0



5

Три «кита» музыки: песня, танец, марш.


1

0

0



6

Три «кита» музыки: песня, танец, марш.


1

0

0



7

Музыкальный и поэтический фольклор

1

0

0



8

Музыкальный и поэтический фольклор

1

0

0



9

Азбука каждому нужна.


1

0

0



10

Музыкальная азбука

1

0

0



11

Музыкальные инструменты.


1

0

0



12

Разыграй песню.


1

0

0



13

Пришло Рождество-начинается торжество.


1

0

0



14

Родной обычай старины (колядки).


1

0

0



15

Добрый праздник среди зимы

1

0

0



16

Край, в котором ты живешь.


1

0

0



17

Поэт, художник, композитор.


1

0

0



18

Музыка утра.


1

0

0



19

Музыка вечера.


1

0

0



20

Музыкальные портреты сказочных персонажей

1

0

0



21

Музыкальные инструменты.


1

0

0



22

Музыкальные инструменты.


1

0

0



23

Мамин праздник.


1

0

0



24

Чудесная лютня.


1

0

0



25

Опера-сказка.


1

0

0



26

Музыкальная картина мира


1

0

0



27

Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли

1

0

0



28

Различные виды музыки.


1

0

0



29

Певческие голоса

1

0

0



30

Праздник Победы –главный праздник весны.


1

0

0



31

Выдающиеся исполнительские коллективы

1

1

0



32

Конкурсы и фестивали музыкантов

1

0

0



33

Музыка для детей: радио‑ и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи

1

0

0



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

33

1

0





РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать:

Учебник Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 1 кл. 

Материальное обеспечение:

Музыкальные инструменты (в соответствии с возможностями образовательной организации);

технические средства обучения (CD/DVD – прогрыватели; телевизор; аудиовидеомагнитофон;

мультимедиапроектор (или интерактивная доска);

фонотека с разнообразными записями звуков природы, музыки;

видеотека с записями выступлений различных исполнителей;

слайды с необходимым визуальным сопровождением;

аксессуары для обозначения ролей, исполняемых обучающимися.




ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


С учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 1 дополнительном классе результаты конкретизируются следующим образом:

  • умеет выполнять вокальные упражнения (распевки);

  • может давать эмоциональную оценку, отличать «красивое» и «некрасивое»;

  • может словесно обозначить настроение, выражаемое музыкальным произведением;

  • может самостоятельно отстукивать ритм, воспроизводит звукоряд в пределах октавы;

  • отличает рояль и фортепиано, знает скрипку, гитару, арфу, аккордеон, гусли, свирель, владеет смыслом понятий «опера» и «балет»;

  • участвует в подготовке и проведении концертов;

  • знает названия нот, их обозначение в нотной тетради;

  • сформированы некоторые музыкальные предпочтения.





1

2

3

4 В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР предполагается, что детей обучает учитель-олигофренопедагог.или учитель начальных классов, прошедший профессиональную переподготовку в области олигофренопедагогики.

5Рабочие программы учебных предметов, курсов должны содержать:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;

2) содержание учебного предмета, курса;

3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (Приказ Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 г.).

6 Демонстрация видеоматериалов в соответствии с нормами, установленными СанПиН.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!