СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Адаптированная рабочая программа по рисованию составлена на основе программы ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР ,Москва –1983. для обучающихся с УУО-2 класс.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптированнная рабочая программа по изобразительному искусству.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по рисованию составлена на основе программы ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР ,Москва –1983. для обучающихся с УУО-2 класс.»



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся работа на основании следующих нормативно-правовых документов:


1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред.от 21.07.2014) "Об Образовании в Российской Федерации» (с изм. И доп., вступ . В силу с 01.01.2015).

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».

3.Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с

нарушением опорно-двигательного аппарата ГБОУ школы- интерната № 113 г. о. Самара.

4.Примерная рабочая программа по рисованию составлена на основе программы ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР ,Москва –1983.

Включение изобразительной деятельности в программу начального обучения детей с выраженной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.

Изобразительная деятельность, так же, как игровая, конструктивная и трудовая, обладает большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное ее использование как средства коррекции в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью может обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью изобразительной деятельности на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку школьники с выраженными нарушениями интеллектуального развития обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об изобразительном творчестве, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Вместе с тем, имеющиеся возможности развивать необходимо, так как спонтанно или при несоответствующих педагогических условиях воспитания в предшествующий школе период дети с выраженной умственной отсталостью не овладевают навыками изобразительной деятельности. К 8 годам у них не сформирован интерес к изобразительной деятельности. Они не проявляют желание рисовать, лепить, недостаточно знают соответствующие предметы и материалы (карандаши, фломастеры, кисточки, пластилин, глина, краски) и не умеют ими пользоваться. Побужденные к деятельности взрослым, они хаотично, однообразно, без проявления эмоций, непродолжительное время действуют с карандашом (фломастером), не используют пространство листа бумаги для передачи изображения, не могут самостоятельно рисовать красками, пользоваться кисточкой. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные рисунки не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.

Недоразвитие тех психических процессов и функций, которые составляют основу изобразительной деятельности (познавательной активности, восприятия, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, речи), предметной, игровой, конструктивной деятельности, а также ограниченный жизненный опыт, несформированность представлений об объектах и явлениях окружающего мира обусловливают трудности детей с выраженными нарушениями интеллекта в овладении предметным изображением.

Цель: формировать опыт изобразительной деятельности.

Задачи образовательные:

формировать ориентировку в средствах художественной выразительности;

развивать чувство ритма, речевую активность, художественно-механическую память и способность реагировать на произведения искусства

Задачами обучения изобразительной деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями являются:

  • формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;

  • развитие интереса к деятельности и ее результатам;

  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами,

  • явлениями, событиями.

Основной формой обучения изобразительной деятельности в школе является урок. В процессе обучения детей с выраженной умственной отсталостью он должен иметь несколько другую, отличную от классической, форму: независимо от решаемых в его процессе задач он должен быть комплексным, т. е. включать несколько видом деятельности, например: лепку и аппликацию; игра и рисование; рисование и аппликация; рисование; конструирование и игру и т. п. Это особенно важно на первых этапах обучения ребенка, когда он не в состоянии сосредоточить внимание в течение всего урока на одном виде деятельности. Кроме того, такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображен с помощью разных средств, в плоскости и объеме, и, несмотря на различия, это будет один и тот же предмет.

Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.

Успешность обучения детей с выраженной умственной отсталостью зависит от разнообразия методов и приемов, применяемых учителем. Их выбор зависит от содержания урока, особенностей психофизического развития детей, уровня овладения ими изобразительной деятельностью.

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительная деятельность»

В процессе обучения изобразительной деятельности школьников с выраженной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

  • действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;

  • действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

  • выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;

  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования, лепки, аппликации;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;

Работа по изобразительной деятельности включает: рисование, лепку, аппликацию. Каждая тема может быть реализована в течение двух-трех уроков. Содержание уроков

планируется таким образом, чтобы учащиеся могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении. В зависимости от возможностей детей по мере обучения можно замедлять или увеличивать темп прохождения материала.

Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово — стихи, загадки и др.

Важным элементом урока изобразительной деятельности является музыка. Она создает особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

Уроки изобразительной деятельности требуют соответствующего оснащения, которое обеспечит возможность разнообразить виды работ, проводить как групповые, так и индивидуальные ее виды (коллективное рисование, аппликация).

В программе определяются задачи обучения учащихся изобразительной деятельности в 0-4 классах, а также предлагается примерное содержание работы. Предлагаемое содержание не распределяется по годам обучения. Поскольку дети с выраженной умственной отсталостью представляют собой неоднородную по уровню психического развития, жизненному опыту, по возможностям овладения изобразительной деятельностью группу, учитель отбирает содержание обучения для каждого класса с учетом уровня развития и психофизической особенностей детей.

Обучение изобразительной деятельности детей с выраженной умственной отсталостью может осуществляться не только в ходе обязательных уроков, но также во внеклассной работе.

Первый подготовительный класс

В процессе обучения детей изобразительной деятельности в нулевом классе решаются следующие задачи:

  • Выявление изобразительных возможностей детей. С этой целью проводится обследование детей, в ходе которого учитель предлагает детям рисование по желанию (по замыслу). Проверяется умение принимать задание, выполнять самостоятельно, с помощью взрослого, пользоваться трафаретами (внутренними и внешними), рисовать по контурам, дорисовывать линии, детали, раскрашивать, не выходя за линии контура. В процессе наблюдений определяется ведущая рука, сформированность представлений об основных цветах (сличение цвета, называние, показ с ориентировкой на образец), сформированность графических умений.

  • Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, краски, мелки, глина, пластилин и т. п.), со способами их использования, с процессом рисования, лепки, выполнения аппликации, с изображением как отражением реально существующих предметов, явлений, ситуаций понятных и близких к опыту детей.

  • закреплять представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.);

  • учить пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;

  • учить оставлять графический след на бумаге, доске с помощью фломастера, карандаша, мела, кисти и т. п.;

  • учить узнавать собственные мазки на бумаге, называть изображение словами или звукоподражаниями;

Первый год обучения

  • учить ориентироваться на поверхности листа (низ, середина, верх);

  • формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);

  • продолжать учить раскрашивать красками поверхность листа с помощью учителя и самостоятельно;

  • учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

  • знакомить с приемами использования в рисовании цветных карандашей и красок;

  • закреплять умение проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;

  • развивать чувство ритма в процессе работы с кистью, карандашами, фломастерами;

  • учить детей рисовать краской, карандашами, фломастерами

Второй год обучения

В процессе обучения изобразительной деятельности детей на этом этапе решаются следующие задачи:

  • продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности;

закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.;

  • закреплять умение работать с пластилином, глиной в соответствии с основными правилами (лепить на дощечке, не вытирать руки об одежду, мыть руки после лепки);

  • продолжать учить обследовать предмет перед лепкой, используя тактильный, кинестетический, зрительный анализаторы;

  • закреплять приемы работы с пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

  • формировать умение работать вместе с другими детьми

В процессе обучения детей изобразительной деятельности на этом этапе

решаются следующие задачи:

  • продолжать формировать интерес к изобразительной деятельности и потребность рисовать в свободное время;

  • совершенствовать приемы работы с карандашами, фломастерами, кистью;

  • продолжать учить рисовать округлые, прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

  • учить детей рисовать краской, карандашами, фломастерами без задания;

куски, раскатывать прямыми и круговыми
движениями, расплющивать).

Четвертый год обучения

В процессе обучения изобразительной деятельности детей на этом этапе решаются следующие задачи:

  • закреплять умение пользоваться карандашами, фломастерами, кистью и др.; продолжать учить рисовать прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины, создавать сочетания прямых и наклонных линий;

  • продолжать учить рисовать округлые линии и изображения предметов округлой формы;

  • учить рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по точкам, шаблонам и самостоятельно;

  • закреплять в процессе изобразительной деятельности представления об основных цветах: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный;

  • продолжать формировать пространственные представления: ближе, дальше, выше, ниже, больше, меньше, верх, низ, середина;

  • учить ориентироваться на листе бумаги (от низа, середины, угла листа);

  • продолжать формировать представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);

  • продолжать учить детей самостоятельно раскрашивать красками поверхность листа;

  • учить раскрашивать контурные изображения красками, карандашами, фломастерами;

  • закреплять навыки и умения работы цветными карандашами и красками;


Примерное содержание программмы для обучающихся с 1 подготовительного класса - по 4

Рисование точек, штрихов кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты): «Идет дождь», «Снег», «Падают листья» и др.

Раскрашивание кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми (вертикальными, горизонтальными) движениями листа бумаги с последующим его использованием, например для аппликации или игры: зеленый цвет — «Луг», «Полянка»; синий цвет — «Небо», «Озеро», «Река»; желтый цвет — «Осень»; черный цвет — «Дорога», «Ночь» и т. п.

Раскрашивание кистью разной ширины, тампонами из поролона (ваты), губкой круговыми (вертикальными, горизонтальными) движениями листа бумаги, на котором предварительно восковым мелком или свечой нарисованы какие-либо изображения, например картинки с сюрпризом: «Плавают уточки», «Кошка», «Снеговик», «Матрешка», «Неваляшка», «Дерево», «Грибы» и др.

Создание цветных пятен с помощью большой кисти, губки, руки с последующим нахождением их сходства с реальными объектами (животные, тучи, растения, люди и т. п.).

Рисование вращательным движением кистью, фломастером, карандашом: «Клубочки», «Моточки», «Волчок» и др. с предварительным выполнением движения в воздухе для создания их ритмического рисунка

Рисование прямых, вертикальных, наклонных и волнистых линий различной толщины (толстые-тонкие, длинные-короткие) с помощью кистей разной толщины) с последующим использованием изображений в игре: «Трава», «Заборчик», «Ручеек», «Дорога» и т. п.

Дорисовывание деталей в заранее подготовленных изображениях с помощью различных линий: «Трава», «Заборчик», «Ручеек», «Дорога» и т. п.

Рисование по трафарету изображений знакомых предметов и соотнесение изображений с реальными предметами (игрушки, овощи, фрукты и др.).

Создание узоров и изображений предметов из геометрических фигур, нарисованных по трафаретам («Коврики», «Снеговик», «Будка для собаки», «Скворечник», «Елочки в лесу», «Грузовик» и др.).

Рисование по трафарету домашних и диких животных, птиц и т. п. с дорисовыванием недостающих элементов (хвост, уши, клюв, лапа и т. п.).

Тематическое рисование красками, фломастерами, карандашами: «Идет дождь», «Идет снег», «Следы на снегу», «Выросла трава», «Листопад», «Золотая осень», «Новогодняя елка», «Новогодний праздник», «Деревья весной», «Лето», «Твой дом», «Твоя школа», «Колобок», «Теремок» и т. п. с использованием трафаретов, обводок по контурам и самостоятельной изобразительной деятельности

«Разноцветные мячики», «Мячики прыгают», «Башенки», «Праздничные шарики», «Трамвай», «Поезд» и др. (индивидуальная и коллективная).

Лепка предметов разной формы: «Конфеты» (шарики, палочки, батончики), «Овощи» (помидоры, огурцы, картошка и др.), «Фрукты» (яблоки, апельсины, лимоны), «Бублики» и т. п. с последующим их раскрашиванием и использованием в игре или на уроках математики.

Лепка предметов, состоящих из нескольких частей: снеговика, неваляшки, мишки, зайца, пирамидки, башенки и др. Лепка персонажей сказок.

Изобразительная деятельность (рисование, лепка.)

1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.

  • Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

  • Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

2) Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.

  • Получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности.

  • Стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы.

  • Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

  • Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане:

Курс предмета «Рисование» учебным планом УУО рассчитан 5 лет обучения.

Из расчета согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета 1 учебный час в неделю.

Информация о внесенных изменениях в программу: Изменения в программу вносились. Увеличено количество часов на изучение следующих тем: Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной -8ч Проба художественных материалов-9ч Мазки на бумаге-8ч Понятное детям содержание («Петя идет в школу», «Маша и Вова катают мяч» и др.) простые и привлекательные предметы (шарики, конфетки, собачки, кошечки и т) -9ч

Информация об используемом УМК

Рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы по рисованию по обучающей программе ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР, Москва– 1983.

Информация о количестве учебных часов

(1учебный час в неделю) 1подготовительный класс

№п /п

Название раздела

Всего часов:

В том числе:

теории

Прак

тики

Способы контроля.

1.

Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности

9

4

4

Беседа

2.

Проба художественных материалов

8

2

5

Опрос.

Анкетирование

3.

Мазки на бумаге

9

4

8

Практическая работа.

4.

Понятное детям содержание («Петя идет в школу», «Маша и Вова катают мяч» и др.) простые и привлекательные предметы (шарики, конфетки, собачки, кошечки и т.

7

2

4

Практическая работа.

Мини- выставка

Итого:

33

12

21


(1учебный час в неделю) 1 класс

№п /п

Название раздела

Всего часов:

В том числе

числе:терии

Практики

Способы

контроля.

1.

Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности

9

4

4

Беседа

2.

Лепка простых и привлекательные предметы (шарики, конфетки собачки, кошки и т.)

8

2

5

Опрос. Анкетирование

3.

Представления о величине (большой-маленький, высокий-низкий, толстый-тонкий);


9

4

8

Практическая работа.

4.

Представления о величине высокий-низкий, толстый-тонкий);


7

3

4

Практическая работа..Мини- выставка

Итого:

33

13

21



2 класс

(1учебный час в неделю) Итого 34часа в год

№п /п

Название раздела

Всего часов:

В

том

числе:теории

Практики

Способы контроля.

1.

Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности

9

4

4

Беседа

2.

Приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)


8

2

5

Опрос. Анкетирование

3.

Приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм штрихов, мазков, точек

9

4

8

Практическая работа.

4.

Знакомство с 3 основными цветами

8

3

4

Практическая работа.

.Мини- выставка

Итого:

34

13

21


3 класс

(1учебный час в неделю)

№п /п

Название раздела

Всего часов:

В том

числе: теории

Практики

Способы контроля.

1.

Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности

9

4

4

беседа

2.

3 основных цвета

8

2

5

Опрос. Анкетирование

3.

Приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм

9

4

8

Практическая работа.

4.

Рисуем краской, карандашами, фломастерами

8

3

4

Практическая работа.

.Мини- выставка

Итого:

34

13

21


4 класс

(1учебный час в неделю) Итого 34 часа в год

№п /п

Название раздела

Всего часов:

В том

числе:теории

практики

Способы контроля.

1.

Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности

9

4

4

Беседа

2.

3 основных цвета

8

2

5

Опрос. Анкетирование

3.

Приемы декоративного рисования.

9

4

8

Практическая работа.

4.

Создание композиций с помощью эстампов.

Тематическое рисование красками, фломастерами, карандашами: «Идет дождь», «Идет снег», «Следы на снегу», «Выросла трава», «Листопад», «Золотая осень», «Новогодняя елка», «Новогодний праздник», «Деревья весной», «Лето», «Твой дом», «Твоя школа», «Колобок», «Теремок» и т. п. с использованием трафаретов, обводок по контурам и самостоятельной изобразительной деятельности


8

3

4

Практическая работа.

.Мини- выставка

Итого:

34

13

21



Главной формой проверки знаний является выполнение художественно графических

работ..:

В 1 подготовительном классе Графическихработ-2.

В 1 классе Графическихработ-2.

В 2 классе Графическихработ-3.

В 3классе Графическихработ-4.

В 4классе Графическихработ-5.

Инструменты, принадлежности и материалы для изобразительного искусства

Бумага формата«А-3»;

Альбом для рисования формата А4;

Клей ПВА

Цветная бумага;

Цветные карандаши;

Скульптурный пластилин (для выполнения обемных фигур,);

Линейка деревянная30см.;

Мелки восковые:

Кисти колонок пони щетина № 2 5 8;

Акварель;

Гуашь художественная ;

Простые карандаши– «Т»(«Н»),«ТМ»(«НВ»),«М»(«В»);

Ластик для карандаша(мягкий);

Инструмент для заточки карандаша.

Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и методах обучения Используемые технологии обучения на уроках изобразительного искусства:
    • Личностно ориентированные;

    • Саморазвития личности;

    • Здоровьесберегающие технологии;

В изучении курса изобразительного искусства используются следующие.

Метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» 

являются формирование следующих базовых учебных действий (БУД).

Регулятивные БУД:

  • Проговаривать последовательность действий на уроке;

  • Работать по предложенному учителем плану;

  • Отличать верно выполненное задание от неверного;

  • Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные БУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Коммуникативные БУД:

  • Слушать и понимать высказывания собеседников;

  • Согласованно работать в группе

Виды и формы текущего, промежуточного, и итогового контроля

В процессе обучения используется текущий контроль и промежуточная аттестация. Формы контроля предусматривают: художественно–творческие графические ,и практические контрольные работы, которые являются проверочным и после изучения основного художественного материала .Кроме того контроль предусматривает опрос обучающихся по изученной теме, закрепление пройденного материала, самостоятельные и проверочные работы, работы по карточкам

Методы и приёмы работы:

зрительно – двигательный (показ игрушек и ярких картинок, раскрывающих содержание картин : показ учителем действий, отражающих характер произведения искусства; показ танцевальных движений);

совместные действия ребёнка со взрослым;

подражание действиям взрослого;

жестовая инструкция;

собственные действия ребёнка по вербальной инструкции взрослого.

Перечень оборудования и дидактического материала.

Детские художественно-творческие образцы; аудио и видеозаписи; игрушки, книжки, картинки; учебно – наглядный материал; костюмы; куклы  и т.д.

Планируемые результаты на конец учебного года

с 1подготовительного по 4 класс

В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью, как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:

Формирование базовых учебных действий

1 подготовительный -1 класс

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности;

развитие самостоятельности и

2 класс

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

3-4 класс

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличием мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Итоговые достижения обучающихся с, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью. Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.

Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать зад являются формирование следующих знаний и умений:

Учащиеся с 1 подготовительный по 4 класс

 должны знать:

· способы художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную;

· названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);

· работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;

· простейшие приёмы лепки.

Учащиеся должны уметь:

· верно держать лист бумаги, карандаш;

· правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;

· выполнять простейшие узоры в полосе, круге из  декоративных форм растительного мира.

При обучении детей с тяжёлой умственной отсталостью рекомендуется

безотметочная

система обучения.

Предполагаемые результаты освоения программы:

Усвоил;

Частично усвоил;

Не усвоил

Выполнение художественно–творческих и графических работ; Программный материал каждого класса дан в сравнительно не большом объеме с учетом индивидуальных показателей и качества усвоениях художественных представлений, знаний, умений практического их применения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода на уроках

Тематическое планирование по изобразительному искусству

Составлена на основе программы ОБУЧЕНИЯ ГЛУБОКО УМСТВЕННО-ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ. Составитель-НИИ дефектологии АПН СССР ,Москва –1983.

2 Г класс 1 час в неделю - 34 часа в год.

1 четверть

Ознакомление учащихся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности

9 часов


Тема урока:

Характеристика деятельности ученика

Планируемые результаты:

Формируемые Базовые Учебные действия

1


Рисование

по желанию

(по замыслу).

Выявление

изобразительных возможностей детей

Определяется ведущая рука,

сформированность представлений

об основных цветах (сличение цвета, называние, показ с ориентировкой на образец), сформированность графических умений.

Изображают: Рисование

по желанию (по замыслу).

Осуществляют для

решения учебных задач операции анализа,

синтеза, сравнения,

классификации,

устанавливать

причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые

действия, постановка

и решение проблемы

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать

по предложенному учителем плану;

Отличать верно выполненное

задание

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование социальной

роли ученика.

Формирование положительного

Отношения

к учению.


текущий

2-3 -4


Выявление

изобразительных

возможностей детей

Знакомятся с необходимыми атрибутами для изобразительной

деятельности (карандаш, кисть,

бумага, краски, мелки, глина,

пластилин и т. п.), со способами их использования, с процессом

рисования, лепки, выполнения

аппликации, с изображением как отражением реально существующих предметов, явлений, ситуаций

понятных и близких к опыту детей.

Осуществляют для

решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного с

помощью

учителя;


Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Коммуникативные

действия.

текущий

5


Упражнение

(«Петя идет в школу»).

Знакомятся с необходимыми атрибутами для изобразительной деятельности (карандаш, кисть, бумага, краски, мелки, глина, пластилин и т. п.), со способами их использования, с процессом рисования, лепки, выполнения аппликации, с изображением как отражением реально существующих предметов, явлений, ситуаций понятных и близких к опыту детей.

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать

причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые

действия, постановка

и решение проблемы


Слушать

и

понимать

высказывания собеседников;

Согласованно работать

в группе.


Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.

Формирование

положительного

Отношения

к учению.

Коммуникативные

действия.

текущий

6


Упражнение «Маша и Вова катают мяч»

Используют:

приемы получения новых

знаний.

Лепят из пластилина

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа ,синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка

и решение проблемы

Волевая

саморегуляция

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной роли ученика.

Формирование положительного

Отношения

к учению Коммуникативные действия.

текущий

7


Лепка из пластилина простых и привлекательных предметов шарики, конфетки, собаку, кошку

Используют:

приемы получения новых знаний.

Лепят из пластилина

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая

саморегуляция как способность к волевому

усилию

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование социальной

роли

ученика.


текущий

8


Лепка

из

пластилина простых и привлекательных предметов конфетки,

Используют:

приемы получения новых

знаний.

Лепят из пластилина

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы


Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.


текущий

9


Лепка

из

пластилина

простых

и

привлекательных предметов собаку,

Используют:

приемы получения новых знаний.


Лепят из пластилина

Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы

Работать

по предложенному учителем плану;

Отличать верно выполненное

задание

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.

Формирование

положительного

Отношения

к учению. Коммуникативные

действия.

текущий

2 четверть 8 часов.

Приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм (круг, квадрат, треугольник)

10


Упражнение «Вертикальные, горизонтальные и наклонные линии».

Изображают: изображать разнообразные линии

Учатся

оставлять графический след на

бумаге

доске с помощью фломастера

карандаша, мела, кисти и т. п.;

Познают: логические

базовые действия,

постановка и решение

проблемы


способность

к волевому

усилию.


Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.


текущий

11


Упражнение «Различные

произвольные мазки и цветные пятна».

Используют:

приемы получения новых

цветов.


Изображают: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов.


Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать по предложенному учителем плану;

Отличать верно выполненное

задание

Потребность

в общении

с учителем Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.

Формирование положительного

Отношения

к учению .Коммуникативные действия.

текущий

12


Раскрашивание

красками

поверхность

листа

Используют:

приемы получения новых цветов.


Изображают: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов

Раскрашивают красками поверхность листа с помощью учителя

и самостоятельно;


Осуществляют для решения учебных задач

операции анализа,

синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые

действия, постановка и решение проблемы

Отличать верно выполненное

задание от не правильного.

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование социальной

роли ученика.


текущий

13


Раскрашивание

красками

поверхность

листа. Упражнение «Треугольники по шаблону»

Используют:

приемы получения новых цветов.


Изображают: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов

Осуществляют для решения учебных задач

операции анализ синтеза, сравнения, классификации, устанавливать

причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые

действия, постановка

и решение проблемы

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать по предложенному учителем плану;



Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование

социальной роли

ученика.


текущий

14


Раскрашивание

красками

поверхность

листа. Круги по шаблону.

Используют:

приемы получения новых цветов.


Изображают: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов

Осуществляют для решения учебных задач

операции анализа синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые

действия, постановка

и решение проблемы

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Отличать верно выполненное задание от неверно выполненного.

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование социальной

роли ученика.

Формирование положительного

Отношения к

учению.

Коммуникативные действия.

текущий

15


Желтый цвет.

Упражнение «Квадраты по шаблонам»

Знакомятся в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым;


Осуществляют для

решения учебных задач

операции анализа,

синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать

по предложенному учителем плану;


Потребность

в общении

с учителем Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.

.

текущий

16


Красный цвет. Упражнение «Круги по шаблонам»

Знакомятся в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым;


Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать

причинно-следственные

связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые

действия, постановка

и решение проблемы

Волевая

саморегуляция

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.

Формирование положительного

Отношения

к учению

Коммуникативные

действия.

текущий

17


Синий цвет Упражнение «Квадраты по шаблонам»

Знакомятся в процессе изобразительной деятельности с основными цветами: красным, желтым, синим, зеленым;


Осуществляют для

решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать

причинно-следственные

связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые

действия, постановка

и решение проблемы

Волевая

саморегуляция

Потребность

в общении с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование социальной

роли ученика.

Формирование положительного

Отношения

к учению.

Коммуникативные

действия.

текущий

3 четверть

Приемы декоративного рисования с использованием основных геометрических форм штрихов, мазков, точек.

9 часов

18


Различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и

тонкие.

Учатся проводить пальцем, кистью и специально оборудованными средствами (тампоном из поролона, ваты) различные произвольные мазки: длинные, короткие, толстые и тонкие;

Осуществляют для

решения учебных задач операции анализа синтеза, сравнения, классификации.

Способность

к волевому

усилию

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.


текущий

19


Разминаем пластилин

Упражнение «Блин»

Знакомятся с приемами работы с пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);


Осуществляют для решения учебных задач

операции анализа,

синтеза, сравнения,

классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

делать обобщения,

выводы. Познавательные:

логические базовые действия, постановка

и

решение проблемы

Волевая

саморегуляция

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.

Формирование положительного

Отношения

к учению .Коммуникативные

действия.

текущий

20


Упражнение «Разрыв»

Разрываем пластилин на крупные куски

Знакомятся с приемами работы с пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);


Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать по предложенному учителем плану;


Потребность

в общении

с учителем Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.


текущий

21


Раскатываем пластилин

прямыми и круговыми движениями

Упражнение «Большие

мячики»

Знакомятся с приемами работы с пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);


Осуществляют для решения учебных задач

операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые действия, постановка и

решение проблемы

Проговаривать последовательность действий на уроке;

Работать

по предложенному учителем плану;


Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.

Формирование

положительного

Отношения к учению

Коммуникативные

действия.

текущий

22


Расплющиваем пластилин

прямыми и круговыми движениями Упражнение «Маленькие мячики»

Знакомятся с приемами работы с пластилином (разминать, разрывать на крупные куски, соединять, отщипывать мелкие куски, раскатывать прямыми и круговыми движениями, расплющивать);

Осуществляют для

решения учебных задач

операции анализа,

синтеза, сравнения,

классификации, устанавливать причинно-следственные связи.

Проговаривать последовательность действий на уроке;


Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.

.

текущий

23


Различные произвольные мазки: длинные

Закрепляют представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, и др.) и их свойствах;


Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные

связи, делать обобщения, выводы.

Работать по предложенному учителем плану;


Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.


текущий

24


Различные произвольные мазки: тонкие


Закрепляют представления о материалах и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, и их свойствах (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.) и их свойствах;


Осуществляют для

решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать

причинно-следственные

связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые

действия, постановка

и

решение проблемы

Волевая

саморегуляция

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.

Формирование

положительного

Отношения

к учению. Коммуникативные

действия.

текущий

25


Прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины;

Рисуют прямые, наклонные, вертикальные и горизонтальные и волнистые линии одинаковой и разной толщины и длины; создавать

сочетания прямых и наклонных линий;


Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать

причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Познавательные: логические базовые

действия.

Регулятивные: контроль, коррекция.

Потребность

в общении

с учителем Умение

слушать

и вступать

в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.


текущий

26


Простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам;


Формируют представления о величине большой-маленький, высокий-низкий.

Учатся рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам;


Осуществляют для

решения учебных задач

операции анализа,

синтеза, сравнения,

классификации,

устанавливать

причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Волевая

саморегуляция

Потребность

в общении

с учителем Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование

социальной

роли

ученика.


текущий

4 четверть 8 часов

Знакомство с 3 основными цветами.

27-30


Простые

геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам с использованием синего

цвета.


Формируют представления

о величине большой-маленький, высокий-низкий

Учатся рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам;


Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: 32контроль, коррекция. Волевая

саморегуляция как способность к волевому усилию . Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы

Потребность в общении

с учителем Умение

слушать

и

вступать

в диалог.

Формирование социальной

роли

ученика.


текущий

-31


Простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам с использованием желтого цвета.

Формируют представления о величине большой-маленький, высокий-низкий.

Учатся рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам;


Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: контроль, коррекция. Волевая

саморегуляция как способность к волевому усилию . Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы

Потребность

в общении

с учителем Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной

роли

ученика.


текущий

-32


Простые

геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и

шаблонам с использованием красного цвета.


Формируют представления о геометрических фигурах.

Учатся рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам;


Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: 32контроль, коррекция. Волевая

саморегуляция как способность к волевому усилию . Познавательные: логические базовые действия, постановка и решение проблемы

Потребность

в общении

с учителем Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли

ученика.


текущий

-33-34


Простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам путем использования смешанных цветов. «Апельсин» «Виноград» «Слива»

«Персик»

Формируют представления о цветах

Учатся рисовать простые геометрические фигуры (круг, квадрат) по точкам и шаблонам используя смешанные цвета.



Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: 32контроль, коррекция. Волевая

саморегуляция как способность к волевому

усилию .

Познавательные: логические

базовые действия, постановка и решение

проблемы

Потребность

в общении

с учителем Умение слушать и вступать в диалог.

Формирование социальной роли

ученика.


текущий
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!