Примерная рабочая программа учебного предмета «Математика» по адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) для обучающихся с легкой умственной отсталостью 5-9 классов разработана в соответствии с: Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержденный Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.08.2020 №123- НП, зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 13.08.2020, регистрационный номер №4003 (с изменениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09 августа 2022 года № 689), Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой, 2011г., с учётом особенностей реализации коррекционно-развивающего обучения.
Актуальность примерной программы состоит в том, что изучение математики, коррекционно-воспитательное воздействие её будет способствовать коррекции психики обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), улучшению социально- бытовой адаптации, интеграции их в общество. Новизна написания программы отражает систему совершенствования практики преподавания математики, исходя из требований к современному уроку и заключается во внедрении и эффективном использовании современных педагогических технологий для развития математической компетенции обучающихся на уроках математики.
Программа реализует следующие цели и задачи преподавания математики.
Цель: максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально- волевой сферы детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), развитие универсальных учебных действий, являющихся основой существования человека в социуме, подготовка их к участию в производительном труде, социальная адаптация детей в условиях современного общества.
№ | Содержание учебного материала | Дата | Примечание |
План | Факт |
Тема 1. Нумерация в пределах 1 000000. (4 часа) |
| Чтение и запись целых чисел и десятичных дробей в пределах 1 000 000. Таблица классов и разрядов. | | | |
| Разложение многозначных чисел на разрядные слагаемые. Получение чисел из разрядных слагаемых. | | | |
| Присчитывание и отсчитывание чисел разрядными единицами и равными числовыми группами. | | | |
| Сравнение целых чисел. Округление чисел до определённого разряда. | | | |
Тема 2. Десятичные дроби. (4 часа) |
| Десятичные дроби. Чтение и запись десятичных дробей. Преобразование десятичных дробей. | | | |
| Сравнение десятичных дробей . | | | |
| Запись целых чисел, полученных при измерении величин, десятичными дробями. | | | |
| Запись десятичных дробей целыми числами, полученными при измерении величин. | | | |
Тема 3. Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей. (3 ч) |
| Сложение и вычитание целых чисел и десятичных дробей с переходом через разряд. Переместительный закон сложения. | | | |
| Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания | | | |
| Порядок выполнения действий в примерах со скобками и без скобок. | | | |
Тема 4. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей. (8 ч) |
| Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на однозначное число. Переместительный закон умножения. | | | |
| Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10,100,1000. | | | |
| Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на круглые десятки, сотни и тысячи. | | | |
| Умножение целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. Деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. | | | |
| Умножение многозначных чисел на трёхзначное число (легкие случаи). Деление многозначных чисел на трёхзначное число (легкие случаи). | | | |
| Контрольная работа № 1 | | | |
| Анализ контрольной работы. Умножение и деление чисел с помощью калькулятора. | | | |
| Решение составных арифметических задач на движение. | | | |
Тема 5. Геометрический материал. (5 часов) |
| Линии, линейные меры. | | | |
| Геометрические фигуры и геометрические тела. | | | |
| Прямоугольный параллелепипед. Основания, грани, ребра, вершины. Их свойства. | | | |
| Куб. Основания, грани, ребра, вершины. Их свойства. | | | |
| Развёртка куба и прямоугольного параллелепипеда. | | | |
Тема 6. Проценты. (20 часов) |
| Понятие о проценте. Обозначение: 1%. | | | |
| Замена десятичной дроби процентами. | | | |
| Замена процентов десятичной дробью. | | | |
| Нахождение 1% от числа. | | | |
| Нахождение нескольких процентов от числа | | | |
| Решение задач на нахождение нескольких процентов от числа. | | | |
| Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа. | | | |
| Замена 10%, 20%, 25%,50%, 5%, 75% обыкновенной дробью. | | | |
| Разные способы решения задач на нахождение нескольких процентов числа. | | | |
| Нахождение числа по 1%. | | | |
| Решение задач на нахождение числа по 1%. | | | |
| Решение задач на нахождение числа по 1%. | | | |
| Нахождение числа по его проценту | | | |
| Решение задач на нахождение числа по его проценту | | | |
| Решение задач на нахождение числа по его проценту . | | | |
| Запись десятичных дробей в виде обыкновенных. | | | |
| Контрольная работа № 2. | | | |
| Анализ контрольной работы. Обобщающее повторение по теме «Проценты». | | | |
| Запись обыкновенной дроби в виде десятичной. | | | |
| Дроби конечные и бесконечные (периодические). | | | |
Тема 7. Геометрический материал. (4 часа) |
| Площадь. Единицы измерения площади. Соотношение мер площади. Преобразование квадратных мер. | | | |
| Вычисление площади прямоугольника по формуле S пр. = а ∙в. | | | |
| Вычисление площади квадрата по формуле S кв. = а ∙а . | | | |
| Решение составных арифметических задач на вычисление площади прямоугольной и квадратной формы. | | | |
Тема 8. Обыкновенные дроби. (12 часов) |
| Образование и виды дробей. | | | |
| Преобразование дробей. Сокращение дробей. | | | |
| Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | | | |
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | | |
| Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | | |
| Умножение и деление дробей на однозначное, двузначное числа. | | | |
| Умножение и деление дробей на однозначное, двузначное числа. | | | |
| Нахождение одной и нескольких частей от числа. | | | |
| Решение составных задач на нахождение одной и нескольких частей от числа. | | | |
| Решение составных задач на нахождение одной и нескольких частей от числа. | | | |
| Решение составных задач на нахождение одной и нескольких частей от числа. | | | |
| Все действия с дробями. | | | |
Тема 9. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. (12 часов) |
| Замена десятичной дроби обыкновенной. | | | |
| Замена обыкновенной дроби десятичной | | | |
| Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. | | | |
| Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. | | | |
| Решение задач на совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями. | | | |
| Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида (легкие случаи). | | | |
| Математические выражения, содержащие целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, для решения которых необходимо дроби одного вида заменять дробями другого вида (легкие случаи). | | | |
| Сложение и вычитание, десятичных дробей и чисел, полученных при измерении величин, предварительно заменив их. | | | |
| Умножение и деление целых чисел, десятичных дробей и чисел, полученных при измерении величин. | | | |
| Арифметические действия целых чисел, десятичных дробей и чисел, полученных при измерении величин. | | | |
| Контрольная работа № 3. | | | |
| Анализ контрольной работы. | | | |
Тема 10. Геометрический материал. (6 часов) |
| Объём. Обозначение: V. | | | |
| Единицы измерения объёма. Соотношения: 1 дм3 = 1 000 см3, 1 м3 = 1 000 д3 , 1 м3 = 1 000 000 см3. | | | |
| Числа, получаемые при измерении и вычислении объема. | | | |
| Измерение и вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда. | | | |
| Измерение и вычисление объёма куба. | | | |
| Решение задач на вычисление объёма прямоугольного параллелепипеда, куба. | | | |
Тема 11. Повторение. (16 часов) |
| Нумерация в пределах 1000 000. Сравнение чисел. Округление чисел до указанного разряда. | | | |
| Сложение и вычитание целых чисел, десятичных дробей. | | | |
| Нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. | | | |
| Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на 10, 100, 1000. | | | |
| Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначные и трехзначные числа. | | | |
| Решение составных задач на движение | | | |
| Арифметические действия с целыми числами и десятичными дробями. | | | |
| Обыкновенные дроби. Преобразование дробей. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. | | | |
| Умножение и деление обыкновенных дробей. | | | |
| Нахождение дроби от числа; числа по его доле . | | | |
| Проценты. Замена десятичной дроби процентами. | | | |
| Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам. | | | |
| Решение составных задач на проценты. | | | |
| Единицы измерения времени. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени. | | | |
| Арифметические действия с числами, полученными при измерении. | | | |
| Обобщение и систематизация знаний | | | |
Тема 12. Геометрический материал. (8 часов) |
| Цилиндр (правильный). Основание, боковая поверхность, высота. Развертка | | | |
| Конус (правильный). Основание, высота. Пирамида (правильная). Основание (треугольник, квадрат, правильный шестиугольник). Высота. Развертка | | | |
| Углы. Измерение и построение углов. | | | |
| Треугольник. Периметр треугольника. | | | |
| Вычисление периметра, площади квадрата и прямоугольника. | | | |
| Окружность и круг. Части окружности и круга. Шар. Центр шара, радиус шара, диаметр. Сечение шара (круги разных радиусов). | | | |
| Контрольная работа № 4. | | | |
| Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний. | | | |
1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утверждена Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09 августа 2022 года № 689).
2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида: 5-9 классы в двух сборниках –
М: Гуманитар. изд. «Владос», 2011.
3. Перова М.Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе - Москва «Просвещение», 1989.
4. Перова М.Н., Эк В.В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя. — Москва «Просвещение», 1992.
5. Перова М.Н. Математика. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. — Москва «Просвещение», 2017.