Просмотр содержимого документа
«Примерная схема анализа лирического стихотворения (5-9 кл.)»
Примерная схема анализа лирического стихотворения
1. Расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
2. Раскройте тему произведения (тема - это то, о чём рассказывается в произведении).
3. Укажите, какова идея произведения (идея – это то, ради чего написано произведение; соотносится с основной мыслью).
4. Можно ли поделить стихотворение на смысловые части? Из скольких частей оно состоит? О чём говорится в первой части (и в каждой последующей)? Поделитесь мыслями о том, как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения.
5. Излагая каждую строфу по отдельности, приводя цитаты, покажите мысли, душевное состояние, настроение лирического героя.
6. Система образов, её описание (ключевые слова, рисующие образы).
7. Объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения, гиперболы, литоты, звукопись, антитезы, оксюмороны и т.д.).
8. Стихотворный размер, особенности рифмы.
9. Чувство, настроение лирического героя, отношение автора к происходящему (или – идея, главная мысль, ради которой оно написано, – там, где она есть).
10. Расскажите о своих собственных чувствах и впечатлениях от стихотворения.
11. Установите взаимосвязь этого стихотворения с другими видами искусства (театр, живопись, скульптура, музыка и т.д.). Аргументируйте свою позицию.
Во время написания анализа не нужно нумеровать пункты! Это мини-сочинение по стихотворению!
См.речевые клише (готовые фразы) на следующей странице.
Языковые клише для анализа художественного текста (стихотворения)
Вступительная часть анализа | Перед нами прекрасное, волнующее стихотворение… Редчайшее по чистоте поэтических красок и благородству лирического чувства стихотворение Н.Н. создано в 1889 году… Стихотворение построено как беседа героя с самим собой, что привносит в текст особую доверительную интонацию… |
Обращение к лексическим особенностям стихотворения | Лексический строй стихотворения оживлён неповторимыми эпитетами (метафорами и т.д.)… Весьма своеобразен метафорический строй стихотворения… Избранные лексические средства, несмотря на свою простоту, красочны и выразительны. Вся образная структура стихотворения построена на контрастах. |
Обращение к фонетическим особенностям стихотворения | Отметим редкостную звуковую гармонию стихотворения… Скопление звуков В и Л, их чередование рисует звуковой образ ветра. Мы словно чувствуем его дуновение… Многократное повторение звуков У, О усиливает ощущение одиночества и страха. |
Обращение к синтаксическим особенностям стихотворения | Горечь и недоумение автора передают риторические вопросы… Большой экспрессией (выразительностью) наполнены односоставные предложения, которые, словно на фотографии, запечатлевают удивительные мгновения жизни природы. Взволнованный эмоциональный строй стихотворения создаёт инверсия. Инверсия придаёт строкам больше экспрессии, эмоциональности. |