ПРИМЕРНАЯ СХЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА.
I. Общие сведения о классном коллективе и путях его формирования.
Количество учащихся, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, число участников детских общественных организаций. Время возникновения класса, были ли слияния с другими классами, смена классных руководителей.
II. Структура коллектива.
1. Взаимоотношения в классном коллективе, официальные и неофициальные лидеры, актив класса, группы учащихся по учебным и внеучебным интересам, контакты между этими группами. Ученики занимающие неблагоприятное положение в классе. Взаимоотношения между мальчиками и девочками.
2. Сплоченность, взаимодействие и взаимопомощь в классе, случаи конфликтов и их анализ.
3. Перспективы развития коллектива класса, роль классного руководителя, учителей и родителей в жизни классного коллектива, в развитии инициативы и самостоятельности учащихся класса.
III. Учебная деятельность.
1. Отношение различных групп учащиихся класса к учебе, к отдельным учебным предметам. Характеристика успеваемости класса.
2. Меры, используемые в классе для повышения успеваемости.
3. Дисциплина в классе, характеристика дисциплинированных и недисциплинированных учащихся. Меры, используемые для повышения дисциплины в классе.
4. Уровень познавательных интересов и склонностей учащихся, их духовные запросы в области литературы и искусства, науки и техники.
5. Участие класса в олимпиадах, работе предметных кружков, факультативов, в изготовлении наглядных пособий, приборов.
6. Профессиональные интересы и склонности учащихся.
IV. Обществанная деятельность.
1. Распределение общественных поручений в классе, отношение отдельных учащихся к распределению и выполнению общественных поручений.
2. методика привлечения каждого ученика к общественной деятельности.
3. Участие класса в общественно-политических, трудовых культурно-массовых и спортивных мероприятиях.
4. мотивы участия класса в общественно полезных, трудовых, спортивных и других делах.
V. Педагогические выводы и предложения.
1. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего эмоционального климата в классе.
2. Пути сплочения и развития коллектива.
Общие сведения о классе и информацию об учебной и общественой деятельности можно получить, анализируя документы класса, а так же из бесед с представителями администрации, учителями, классным руководителем, активом класса.
Сложнее изучить особенности межличностных отношений, выявить неформальную структуру класса. Для этого может использоваться как наблюдение, так и специальные методы исследования, например социометрия. Для проведения исследования необходимо придумать критерий выбора или вопрос, отвечая на который ученики должны выбрать себе портнера или портнеров для совместной деятельности. Вопрос может затрагивать официально-деловые ( «С кем бы ты хотел вместе выполнять лабораторную работу в первую, во вторую и в третью очередь?») или личные («Кого из своего класса ты бы пригласил на день рождения?» отношения. После того, как вопросы составлены, можно приступить к проведению исследования. Для этого необходимо предварительно проинструктировать учащихся, чтобы объяснить им, для чего проводится исследование, подчеркнуть важность и значение самостоятельности и секретности при ответах, гарантировать сохранение тайн ответов и от учащихся и от учителей, объяснить четко и ясно технику записи ответов. Затем учащимся предлагается на одинарном листе бумаги написать свою фамилию и ответы на вопросы (фамилии выбираемых учеников в порядке предпочтения). Студент - практикант или учитель сам отбирает листы с ответами и обрабатывает полученные данные. Для этого составляется социалогическая матрица, которую заполняют данными из опросных листов. Учащихся распологают по списку. В графе против каждой фамилии ставятся цифры 1,2,3, под порядковыми номерами тех учеников, которых выбрали в 1,2,3 очередь. Каждому ученику, таким образом, соответствует одна сторка по горизонтали и один столбец по вертикали. Поскольку самого себя не выбирают клетки по диагонали заштриховываются. На рис. 1 представлена социоматрица. Она дает возможность определить учеников-лидеров, получивших наибольшее количество выборов, изолированных учеников и «отверженных» , неполучив-ших ни одного выбора, и наличие группировок в классе.
№ п/п | ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. | Б-ов Н. | X | 1 | | 2 | | | | | 3 | |
2. | В-ин М. | 1 | X | | | 3 | | | | 2 | |
3. | Г-ова Т. | | | X | 1 | | 2 | | 3 | | |
4. | Д-на Р. | | | 1 | X | 2 | 3 | | | | |
5. | К-о Л. | | | | 1 | X | 2 | 3 | | | |
6. | Л-ев А. | | | 2 | 1 | | X | | | | 3 |
7. | Н-ева Ю. | | 3 | 2 | 1 | | | X | | | |
8. | П-ский В. | | | 3 | 2 | | | | X | 1 | |
9. | Р-ская Г. | | 12 | | | | | | 3 | X | |
10. | Ш-ов Е. | | | | 2 | | 1 | | 3 | | X |
| Всего получ. выбор | 2 | 3 | 4 | 7 | 2 | 4 | 0 | 4 | 3 | 1 |
| взаимные выборы | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 3 | 0 | 2 | 3 | 2 |
Рис.1.
Важно дать анализ официального актива учащихся, органов детского самоуправ-ления. При этом следует обратить внимание на следующее: состав актива, пользуется ли актив авторитетом в классе, выполняются ли распоряжения актива классом. Важно также узнать, какими качествами обладают официальные и неофициальные лидеры класса: общительность, организаторские способности, самостоятельность, инициативность. При характеристике межличностных отношений в классе важно указать наличие «изолированных» и причины их изоляции (наличие определенных, индивидуальных особенностей личности - робость, застенчивость, замкнутость, зазнайство, жадность, плохая успеваемость, небольшой срок пребывания в классе и т.д.).
В выводах важно не только указать уровень развития класса как коллектива, его достоинства и недостатки но и наметить программу воспитательных мероприятий, направленных на укрепление коллектива, улучшение психологического климата, помощь ученикам, занимающим неблагоприятное положение в системе межличностных отношений.