Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11
ПРИМЕРНОЕ ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЗАНЯТИЙ-ЭКСПЕРИМЕНТОВ
с использованием сказок
г. Сарапул
2019г.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗОК:
Пояснительная записка
Для того чтобы у ребенка сохранялся и развивался познавательный интерес к исследовательской деятельности необходимо использовать различные стимулы. Это может быть познавательный момент, мотив помощи, новизна изучаемого объекта, тайна, сюрпризный момент. Данное планирование объединяет все представленные стимулы и представляет необычную форму организации познавательно-исследовательской деятельности через сказку. Данный прием наиболее эффективный, потому что детям легче воспринимать и понимать новую информацию в близкой для них сказочной форме. Для поддержания интереса к экспериментированию задания, опыты, проблемные ситуации детям даются от имени сказочных героев и игровых персонажей. В каждой отдельной истории сказочные персонажи и вместе с ними дети:
сталкиваются с кем-то или чем-то им неизвестным,
попадают в трудную ситуацию,
встречаются с очень интересным собеседником.
На первом этапе игровые персонажи в процессе совместной деятельности – моделируют проблемные ситуации. В последствии, дети учатся самостоятельно ставить цель, выдвигать гипотезы, продумывать способы ее проверки, осуществлять практические действия, делать выводы.
Целесообразно данный вид деятельности использовать как итоговое мероприятие с детьми по изученным объектам и явлениям 1 раз в месяц, так как в процессе совместной деятельности по сказка-экспериментированию используется взаимосвязь по всем образовательным направлениям.
Планирование разработано с учетом возрастных особенностей дошкольников, а также основывается на основное календарно-тематическое планирование по познавательно-исследовательской деятельности.
Организация работы строится по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами. Это:
неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины)
рукотворный мир (изучение предметов из дерева, пластмассы, бумаги, резины, ткани, металла, мыла);
живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);
физические явления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука);
человек («наши помощники» – нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа).
Целенаправленная систематическая экспериментальная работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию личности.
Перспективный план работы по сказка-экспериментированию
с детьми младшего дошкольного возраста
Месяц | Название | Объект | Задачи |
Сентябрь | « Кто такой Колобок» | Вода, песок, глина | Продемонстрировать свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при взаимодействии с водой. |
Октябрь | «Чебурашка из «Апельсиновой страны» | Фрукты, растения, вода, воздух | Изучить строение растений, показать, что воздух легче воды, закреплять знания о фруктах, показать, что они состоят из воды. |
Ноябрь | «Карлсон, который живет на крыше» | Воздух, ветер | Помочь детям обнаружить воздух вокруг себя, дать детям знания о значении воздуха. Дать понятие ветра. |
Декабрь | «Любопытный Дружок» | Органы чувств | Закреплять представления детей об органах чувств. |
Январь | «Мир за пределами птичьего двора» | Вода, предметы из разного материала | Дать детям представление о плавучести предметов. |
Февраль | «Любопытная Каркуша» | Свет | Познакомить с образованием тени предметов, создавать с помощью теней образы. |
Март | «В гостях у Винни-Пуха» | Магнит, насекомые, растения | Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Помочь выявить, как происходит процесс опыления у растений. |
Апрель | «Солнечные зайчики» | Вода, зеркало | Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движений, предметами, от которых они отражаются. |
Май | «На чудесной полянке» | Бумага, ткань, вода, магнит | Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, ткани, определять их качества и свойства. Показать детям прозрачность и зеркальность воды. |
Перспективный план работы по сказка-экспериментированию
с детьми старшего дошкольного возраста
Месяц | Название | Объект | Задачи |
Сентябрь | «Игры с Лунтиком» | Ветер, воздух | Познакомить детей с причиной возникновения ветра, закреплять знания о свойствах воздуха |
Октябрь | «Умные Фиксики» | Магнит, металл | Опытным путем выявлять материалы, которые могут стать магнетическими. |
Ноябрь | «В гостях у Знайки» | Сила тяготения | Дать представление о существовании невидимой силы – силы тяготения |
Декабрь | « В царстве снежной королевы» | Лед, снег, вода | Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле тают, и образуется вода. Выявить два агрегатных состояния воды. |
Январь | «Секретные записки от Незнайки» | Фрукты, бумага, свет | Выявить возможность использования различных веществ вместо чернил. |
Февраль | «Маша открывает мир» | Вода, песок, воздух | Выявить свойства и качества воды, песка, воздуха. |
Март | «Путешествие Капельки» | Вода, фрукты, лед, растения | Знакомить с круговоротом воды в природе, объяснять причину выпадения осадков, значение воды для всего живого. |
Апрель | «Необычные приключения Буратино» | Дерево, металл, вода, пластмасса | Узнавать предметы из дерева, пластмассы и металла, определять его качественные характеристики . |
Май | «В гостях у Айболита» | Органы чувств | Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга. |