СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примерные вопросы для устного опроса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примерные вопросы для устного опроса»

Примерные вопросы для устного опроса

  1. Какие этносы проживают на Тамбовщине?

  2. Какие коренные этносы Тамбовской области вам известны?

  3. Каковы особенности языковой ситуации на Тамбовщине?

  4. Каковы особенности диалектного ландшафта нашего края?

  5. Каковы отличия диалектных словарей от словарей литературного языка с точки зрения содержания (предмета лексикографирования), целей и задач.

  6. Какие типы диалектных словарей в зависимости от целей и задач составителей вам знакомы?

  7. Чем отличаются полные и дифференциальные словари говоров?

  8. Какой исторический диалектный словарь вам известен и каковы его особенности?

  9. Как вы понимаете термин диалектная личность? Какой словарь диалектной личности вам известен?

  10. Какие региональные диалектные словари вы знаете?


Примерные задания для контрольной работы по темам


Контрольная работа № 1


Работа включает домашние задания и одно задание аудиторное в

составе группы.

Задание:


  1. Изучив вступительные статьи к указанным региональным словарям, напишите краткую справку о каждом словаре по схеме: предмет лексикографирования, задачи составителей, тип словаря, система справок в словарной статье. Справку составьте в жанре аннотации для школьников, ясно излагая необходимые им сведения о словаре.


  1. Из всех словарей выбрать для анализа 3 словарные статьи, которые могут быть использованы в качестве иллюстративного материала в школе на уроках русского языка. Оформить в виде картотеки: на одной стороне карточки расположить библиографические данные словаря, на другой – образец словарной статьи, определив внутри ее содержания зоны лексикографической информации.


Контрольная работа № 2


Задание: выполните анализ диалектного текста с учетом изученного теоретического материала по разделу 3-му. Определите вид тамбовского говора, укажите его фонетические и грамматические особенности. Проанализируйте лексику. Определите тематику текста.



[Рад’илАсь jа в двянАцътм гадУ. З д’иситИ л’эт св’ин’Эj паслА. А ф шаснАцат’ л’эт м’ин’Я прасвАтал’и. Н’э шИпкъ-тъ он мн’э нрАвилс’и. ТОл’къ он дарОгу п’иръгарОд’ит, н’и кудЫ н’и д’Эн’ис’и. Ды и стЫдна у радИт’ел’еф на шеи с’ид’Эт’. А жин’Ил’ися – сваИм дОмъм зажИл’и. А пЭрв’инца jа САшкъj назвалА, мы ф тОт гОт гар’Эл’и. Ну и тАк jа п’итирЫх вЫръст’ила. Муш мин’Э шИпка жил’Эл, ды и jа кадЫ чавО ни абижАлас’.]





Примерные тестовые задания

для текущей аттестации


  1. Предметом изучения региональной этнолингвистики является

а) диалект;

б) этнос;

в) диалектные (локальные) культуры;

г) история этноса;


  1. Основателем методологии Московской школы этнолингвистики является


а) А.А. Потебня;

б) А.А. Шахматов;

в) Ф.П. Филин;

г) Н.И. Толстой;


  1. В рамках этнолингвистики диалект рассматривается как


а) сельский тип коммуникации

б) способ вербализации ценностей народной традиции

в) речь необразованного населения

г) территориально ограниченная разновидность национального языка


  1. Говор – это


а) речь языкового коллектива на определенной территории (село, деревня, хутор);

б) речь городских и сельских жителей;

в) литературная речь;

г) молодёжный сленг;


  1. Выделяют наречия


а) восточнорусское и севернорусское;

б) севернорусское и южнорусское;

г) южнорусское и западнорусское;

д) западнорусское и восточнорусское;


  1. Говоры с точки зрения их происхождения бывают:

а) переходного типа;

б) исконные (архаичные) и вторичного образования;

в) территориальные и социальные;

г) севернорусские и южнорусские;


7. Оканье – это:


а) различающий ударный мягкий вокализм;

б) безударный различающий твердый вокализм;

в) безударный различающий мягкий вокализм;

г) безударный неразличающий твердый вокализм;



8. Аканье – это:

а) различающий ударный мягкий вокализм;

б) безударный различающий твердый вокализм;

в) безударный различающий мягкий вокализм;

г) безударный неразличающий твердый вокализм;


  1. У них двоя работъют, пъмогают. Этому говору присущ безударный твердый вокализм:


а) полное оканье;

б) аканье без редукции;

в) литературное аканье (2 степени редукциии);

г) неполное оканье;

10.В каком случае можно говорить об отсутствии в говоре фонем ф

  • ф'?

А) тиф, фунт, кофта, Ефим, конфеты и т.д.

Б) карова, звать, свякрофь, афца, авин, мазгоф и т. д.

В) сърахван, кохточки, хвамилия, на хвэрми и т. д.

Г) ходиу, жэниуся, пlохо и т. д.

11Оканье, различающий мягкий вокализм, цоканье, г, в, ж'. ш', долгие твердые шипящие, ф, ф' - это особенности

а) литературного языка

б) среднерусских говоров

в) южнорусских говоров

г) севернорусских говоров


  1. Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то. День праздничный был, и жарко – страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже.

А) это авторский текст

Б) разговорная речь

В) диалектная речь

Г) сленг

Примерные задания


для самостоятельной работы обучающийся


  1. Составьте таблицу «Типы вокализмов в первом предударном слоге в Тамбовских говорах»

  2. Выпишите из Толкового словаря живого великорусского языка В.И. Даля диалектные слова с пометкой (тмб.)

  3. Прослушайте фрагмент песни «Старый дед» и затранскрибируйте 1 куплет.

  4. Выберете 3 страницы романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» и выпишите лексические диалектизмы (не менее 20 слов)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!