СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры использования кроссенс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примеры использования кроссенс»

В современном образовании меняются приоритеты, становятся важными не столько знания, сколько способы и процесс их получения. Еще в 19 в Элберт Хаббард говорил о том, что “цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.” Образовательный стандарт ставит перед учителем задачу не просто транслятора знаний, учитель формирует у ученика умение работать с информацией, системно изучать предметы и явления, делать выводы и заключения, т.е. продуктивно мыслить. “Кроссенс” как раз помогает педагогу мотивировать ребенка на самостоятельный творческий поиск.


Идея создания данного приема принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.


Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса. Данный прием является одной из форм восприятия и осмысления информации, позволяющей мотивировать учащихся к деятельности по развитию коммуникативных умений. Несомненно, положительная черта данного приема заключается также в сохранении психоэмоционального состояния ребенка, ведь подразумевает ситуацию успеха.

“Кроссенс” может иметь несколько правильных вариантов ответа, не нужно устанавливать единственную заложенную педагогом связь, важно находить любую из возможных. В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.


Предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания.

- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

- Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

- Найти связи между элементами, определить последовательность.

- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

Схема кроссенса :размещается на поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

В первой схеме кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

Во втором случае случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими. А можно читать кроссенс как показано в третьем варианте: по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными.


Ниже представлены примеры “Кроссенса”, которые мы предлагали на одном из классных часов, посвященном здоровому образу жизни “Мой выбор”. Размышляя, определим тему первого. Мы видим лавровый венок (символ победы,полного триумфа над собственными слабостями и соперником, в античности награждали воинов-героев,победивших в соревнованиях поэтов, лауреат от лат. “увенчанный лавром”), карту, на которой выделена крупным шрифтом Греция, факел/ огонь, Бог с молнией в руках (Зевс- главный из богов-олимпийцев) , люди, с флагами разных стран, невозможно не узнать Олимпийского мишку, цифра 1896 является датой ( первые Олимпийские игры современности). Если ребенок затрудняется с ассоциацией к цифре 776 , возможно, это мотивирует к поиску информации, например, в сети интернет (до н.э. были проведены первые Олимпийские игры). Таким образом, рассуждая, мы выяснили, что центральной понятием первого кроссенса является “Олимпийские игры” (один из наших учеников предложил свой вариант : “Все эти картинки связывает целеустремленность. И в 776 г, и в 1896, и в наши дни человек любой страны/национальности стремится к новым победам и свершениям”). При обдумывании основной мысли второго кроссенса все пришли к единому мнению. Темой является “Занятия в свободное время, выбор времяпрепровождения”.
























На каких этапах занятия можно использовать этот метод? С помощью данного приема можно создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием,

- на стадии определения темы занятия,

- для определения и постановки проблемы,

- для закрепления материала,

- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

- как творческое домашнее задание и т. д.

Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио, организации КТД и др.


Итак, подведем итог. Новый образовательный стандарт ставит перед нами задачу научить своих учеников самим добывать знания, продолжать самообразование на протяжении всей жизни. Кроссенс как методический прием помогает в этом. Его применение в учебном процессе способствует логическому мышлению ученика, самомтоятельности, инициативности и развитию творческих способностей, исключая пассивное воспритие поучений/наставлений, занудную зубрежку готового параграфа/ доклада.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!