СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери": "Гений и злодейство - две вещи несовместные"? (100ballnik.com)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери": "Гений и злодейство - две вещи несовместные"? (100ballnik.com)»

Источник:  100balnik

Примеры итогового сочинения 2023-2024 на тему: Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»? Проверенное сочинение с аргументами и примерами из литературы, каждое сочинение с вступлением и выводом для допуска к ЕГЭ 2024 соответствует критериям проверки.

Пример итогового сочинения № 1.

Как Вы понимаете слова пушкинского героя: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?

Я согласна со словами великого классика русской литературы. Действительно, гений и злодейство – противоположные понятия. Гений – это одаренный человек, чья деятельность направлена на то, чтобы приносить пользу обществу, творить и созидать. Злодейство, напротив, разрушительно по своей природе.

На мой взгляд, невозможно, чтобы гений совершил злодейство. Он видит цель своей жизни в развитии самого себя и всего человечества. Главная задача для гениального человека заключается в творчестве и науке, поэтому ему нет смысла совершать злодеяния. Я бы привела аналогию: гений строит храм, а злодей сжигает его. Это диаметрально противоположные действия.

Вспомним величайших ученых, писателей, композиторов, живописцев: А. Эйнштейна, П. Чайковского, Рембрандта, Эдисона, Л. Толстого, Менделеева. Разве можно представить, чтобы они совершили злодейство? Оно было им абсолютно чуждо. Наоборот, их труды внесли бесценный вклад в науку, искусство, культуру всего человечества.

Смысл фразы «Гений и злодейство – две вещи несовместные» полностью раскрывается в трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Это поразительное классическое произведение построено на конфликте, в основе которого лежит такое отрицательное качество человеческого характера, как зависть. Два талантливых композитора, несмотря на дружбу, выступают в противоборстве. При написании музыки Сальери использует рациональный подход и научные каноны. Моцарт вкладывает всю душу, чувства и эмоции. Он – более творческий человек. Сальери завидует своему молодому другу и в результате отравляет его. Мы видим, как зависть разрушает гений Сальери и толкает его на преступление. А.С. Пушкин видел в гении уникальный Божий дар, искру, озаряющую человека. Богу противно всякое зло – это аксиома. Именно поэтому гений и злодейство – две вещи несовместные.

Подведу итог и скажу, что нельзя назвать истинным гением человека, который вершит злые дела. Этот дар, которым наделены уникальные люди, подразумевает добро, справедливость, честь, благородство, ум. Все гениальные творения должны быть направлены на благо людей. В противном случае – грош цена гениальности.

Пример итогового сочинения № 2.

В словах Моцарта, героя пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери», отражена авторская позиция: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Писатель показывает: от того, что Сальери отравил Моцарта, он не стал гением. В финале произведения и вовсе продемонстрировано, что Сальери размышляет над тем, что Моцарт был прав, когда говорил о том, что гений не сочетается со злодейством.

С точкой зрения А.С. Пушкина нельзя не согласиться. Истинная гениальность предполагает наличие у человека не только таланта и мастерства, но и нравственного начала. Об этом говорили многие отечественные публицисты и писатели.

Проблема несовместимости гениальности и злодейства находит отражение в публицистическом сборнике Д.А. Гранина «Священный дар». Обращаясь к пушкинскому произведению, автор утверждает, что Сальери, в отличие от Моцарта, не является гением, несмотря на то что они были «равноправными сыновьями гармонии». Именно совершенное злодеяние «открыло истинную, темную сущность», показав и всем окружающим, и даже самому Сальери, что он не гений. Цель гения, по мнению публициста, не может заключаться в том, чтобы «творить зло», наоборот, предназначение гения – «нести правду, истину, красоту, добро». Неслучайно Д.А. Гранин обращается к стихотворению А.С. Пушкина «Памятник», в котором прослеживается мысль о том, что назначение поэта заключается в том, чтобы «лирой пробуждать» «чувства добрые», «восславлять свободу», «милость к падшим призывать» и в целом быть «любезным народу». Д.А. Гранин называет нравственность «пробой гения», с помощью которой отделяется истинная и мнимая гениальность. Публицист утверждает, что люди «отбирают», то есть признают величие автора, делая его творчество вечным и незабвенным, «лишь тех, кто несет нравственное начало».

Над тем, что «гений и злодейство – две вещи несовместные», заставляет задуматься и повесть Н.В. Гоголя «Портрет». До начала работы над портретом ростовщика творчество отца художника Б. любили в обществе, ему даже «давали беспрестанно заказы в церкви». Поэтому неудивительно, что никто не сомневался в том, что конкурс на картину для вновь отстроенной богатой церкви выиграет именно отец художника Б. Однако работа героя «была отвергнута», поскольку на ней каждый образ имел «демонски-сокрушительные» глаза ростовщика. Н.В. Гоголь выражает мысль о том, что не могло быть гениальным произведение художника, чьей рукой «водило нечистое чувство», чья кисть была «дьявольским оружием». Осознав это, отец художника Б. пришел к выводу, что «недостоин взяться за кисть, что она осквернена, что трудом и великими жертвами он должен прежде очистить свою душу». Только тогда, когда отцу художнику Б. удалось избавиться от воздействия зловещего портрета ростовщика, он создал поистине гениальное произведение.

Таким образом, нельзя не согласиться со словами пушкинского героя о том, что злодейство и гений несовместимы друг с другом, поскольку гений подразумевает не только талант, но и желание приносить обществу пользу, а не вред.

Пример итогового сочинения № 3.

Великий русский писатель А.С. Пушкин однажды сказал: «Гений и злодейство — вещи несовместные». Фраза звучит очень красиво, с ней хочется согласиться, однако на практике одаренные люди способны поступить злонамеренно — это прискорбный, но все же факт. Порой они просто ошибаются и не учитывают всех последствий своих действий, а иногда и вовсе идут на приступ морали осознанно. Чтобы убедиться в этом, обратимся к примерам.

Аморального гения изобразил А.К. Толстой в книге «Гиперболоид инженера Гарина». Петр Петрович был талантливым ученым, одним из самых известных научных деятелей в мире, но при этом его душа была очень порочной. Он руководствовался только тщеславием и эгоизмом, поэтому последствия его поступков были разрушительны для человечества. Все свои способности он посвятил созданию оружия, а затем и гиперболоида для добычи золота. Драгоценный металл нужен был Гарину, чтобы можно было контролировать весь мир и диктовать свои условия. Ради цели он подставлял своих двойников, предавал и лгал, удерживал насильно человека и шантажировал его. Все, что этот умнейший человек дал миру, обратилось во зло, ведь он хотел блага только себе, а к другим был равнодушен. В его образе соединились гений и злодейство.

Есть и более реалистичные примеры того, как талант и злонамеренность дополняют друг друга. Например, А.П. Чехов в рассказе «Попрыгунья» описал некрасивую историю, связанную с именем известного художника — Исаака Левитана. Известно, что он хотел вызвать писателя на дуэль за разглашение его тайны. Но о романе живописца с замужней женщиной знала вся богема, и даже ее муж был в курсе. Герой рассказа, одаренный и признанный художник, соблазняет Ольгу Дымову, которая вовсе не свободна. Пресытившись победой, он бросает ее, совсем не думая о ее чувствах и репутации. Он совершил злонамеренный поступок, воспользовавшись легкомыслием Ольги. Его поведение разрушило семью Дымовых и стало косвенной причиной смерти Осипа, который переживал из-за измены жены и совсем не берег себя. Реальный прототип Рябовского тоже имел печальную славу человека, который разрушает судьбы и разбивает сердца шутки ради. Этот случай также опровергает утверждение А.С. Пушкина.

Таким образом, гений и злодейство могут уживаться в одном человеке, ведь душа его многогранна и противоречива. Можно направить свой талант не во благо миру, а вопреки ему, дабы удовлетворить лишь свои нужды. Это не такая уж редкость, так как выдающиеся способности вовсе не являются гарантом нравственной щепетильности.

Пример итогового сочинения № 4.

«…Гений и злодейство — / Две вещи несовместимые…» — эти слова произносит Моцарт. С этой фразой связаны оба главных героя произведения, а именно Моцарт и Сальери. Я считаю, что эта фраза означает, что причина злодеяния — это корысть, злость и зависть, а настоящий гений высшей этого.

Моцарт предстаёт перед нами в образе весёлого, доброго и щедрого человека. Вывод о том, что он достойная и отзывчивая персона, мы можем сделать из данного отрывка: «Постой же: вот тебе, / Пей за моё здоровье». Этот отрывок взят из сцены со слепым скрипачом, которого Моцарт привёл показать Сальери. Перед уходом старика Моцарт отблагодарил его, и это доказывает, что Моцарт добр и сострадателен к людям, которые не являются «избранниками небес», и не скупится на благодарность такому человеку.

На примере такого поступка можно понять, что Моцарт — настоящий гений, который стремится к светлому и имеет высокие духовные цели.

Что касается Сальери, то он проявляет себя в образе серьёзного и принципиального человека. Мы модем обратиться к сцене со слепым скрипачом и увидеть, как повёл себя Сальери из данной цитаты: «…Мне не смешно, когда фигляр презренный / Пародией бесчестит Алигьери / Пошёл, старик…». Эта цитата даёт понять, что Сальери превозносит себя над обычными людьми, такими как слепой скрипач.

Ещё мы можем вспомнить монолог Сальери об отравлении Моцарта. В этой частей он приводит доводы, почему он должен лишить жизни гениального композитора. Вот один из них: «Подымет ли он тем искусство? Нет…». То есть Сальери совершает злодейства, а значит и не является гением, исходя из фразы Моцарта. Об этом Сальери и сам начинает размышлять в конце произведения: «…Но ужель он прав, / И я не гений?».

Подводя итог, хотелось бы сказать, что настоящий гений обязан стремиться к светлому и высокому, отреченному от мирского и обыденного, но не забывая об обычных людях, и не в коем случае не опускаться до убийства ради повышения своего статуса.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!