СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 07.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры сочинений

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Примеры сочинений»

Тема сочинения: "Путешествовать – значит развиваться"

Каждый человек – путешественник, причем совершенно не важно, сколько городов и стран он посетил, какие достопримечательности видел и как часто летал на самолете. Я считаю, что для каждого из нас судьбой уготован уникальный маршрут под названием «жизнь», и все мы идем по нему, постепенно узнавая этот мир, приобретая практический и духовный опыт. Жизненный путь, пожалуй, самый трудный «туристический» маршрут, однако именно он человеку развиваться. Он то и дело предлагает нам покорить новые вершины, манит заветной целью, но умалчивает, что бесценный опыт и знания будут приобретены нами по дороге к ней, а не подарены по достижении. Поэтому путешествие – самый верный помощник в развитии личности, это уникальная возможность познать себя и открыть новые грани окружающего мира. 

Жизненный путь Чайки Джонатана Ливингстона, героя одноименного произведения Ричарда Баха, поначалу ничем не отличался от судеб сотен тысяч других чаек: изо дня в день он копался в мусоре в поисках еды, и его не волновало ничего кроме удовлетворения базовых потребностей. Однако вскоре главного героя начало беспокоить бесцельное пребывание в мире, и он нашел для себя смысл жизни – овладение искусством полета в совершенстве. Это и стало вершиной, подаренной жизнью, на которую он захотел взобраться. Конечно, путь к ней оказался непрост: изгнание из стаи и общественное порицание, изнуряющие тренировки в погоне за идеалом, прохождение пути отшельника вдали от привычной жизни. Однако именно это путешествие наградило главного героя уникальными навыками, позволило ему достичь поставленной цели. Более того, благодаря полученным умениям главный герой привлек к изучению искусства полета и своих сородичей, вернув авторитет и признание в стае. Джонатан Ливингстон совершил огромный скачок в развитии не только собственного «Я», но и целого поколения чаек.

К сожалению, не каждый может использовать жизненный путь для блестящего саморазвития. Так, Илья Ильич Обломов, главный герой произведения И.А. Гончарова «Обломов», будучи потомственным дворянином, имея неплохое состояние, не смог в полной мере реализовать свой потенциал. Казалось бы, судьба наградила его жизнью в достатке: он мог путешествовать, как друг его детства Андрей Штольц, получить достойное европейское образование. Однако герой выбрал для себя другую дорогу, он отказался от возможностей, предоставленных ему, и предпочел проводить время лежа на любимом диване. Когда жизнь предоставила ему возможность переступить свою лень ради счастья с Ольгой Ильинской, которая всеми силами пыталась помочь ему в реализации его творческой и поэтической натуры, ему не хватило сил для преодоления себя, и он остановился в совершенствовании, оставив все как есть. Так и закончилось «путешествие» Ильи Ильича Обломова, не успев начаться, помочь ему в саморазвитии и подарить огромное количество жизненной энергии.

Таким образом, жизненная дорога каждого из нас полна трудностей и препятствий. Однако всегда стоит помнить, что все они даны нам для преодоления себя, что неизбежно на пути к успешному развитию личности.



Тема сочинения: "Что заставляет нас выбирать ту или иную дорогу?"

В своей речи люди зачастую употребляют образное выражение – «дорога жизни», и мне сразу представляется широкое дорожное полотно, уходящее за горизонт, а я иду по нему легко и свободно навстречу прекрасному будущему. Но, к сожалению, нам не дано знать, каким будет это будущее, что нас ждёт впереди. Нам не дано знать, но нам даётся возможность сделать свою жизнь по собственному представлению. И, конечно же, я понимаю, что дорога жизни не всегда будет прямой и просторной. Каждый человек когда-нибудь встретит на своём пути опасности и препятствия, разочарования и трагедии. А порой придётся делать трудный жизненный выбор. Это как в русской народной сказке, когда богатырь стоит на распутье и решает, по какой же дорожке ему направляться дальше: налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – жизнь потеряешь, прямо пойдешь – жив будешь, да себя позабудешь. 

Что же заставляет человека выбрать ту или иную дорогу в жизни? Многие, отвечая на этот вопрос, утверждают, что на подобный выбор влияют сложившиеся обстоятельства. То есть человек как бы не хотел что-то сделать, но обстоятельства заставили, так уж сложилось. Некоторые ссылаются на то, что у каждого своя судьба, и что бы человек ни решил, будет так, как суждено. Но я думаю, что всё это только отговорки, которые придуманы для оправдания собственной лени, трусости или непорядочности. На тот или иной выбор прежде всего влияет собственное мнение человека и его решимость, то есть то, что уже заложено в его характере, его собственные личностные качества. Ярким примером этого может служить эпизод из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». После великого бала ста королей, на котором главная героиня встречала гостей, ей было обещано исполнение одного желания. Маргарита согласилась стать хозяйкой бала, мечтая что-нибудь узнать о своём пропавшем возлюбленном. Но когда наступил момент озвучить своё желание, женщина неожиданно для всех объявила, что просит, чтобы Фриде перестали подавать платок, которым она задушила ребёнка. Своё странное желание она объяснила тем, что подала Фриде надежду, и если она обманет девушку, то не будет иметь покоя всю свою жизнь. Я считаю, что в характере Маргариты присутствует такая черта, как ответственность за свои слова и поступки. И от этого принципа героиня не может отступить даже в ущерб своему собственному сокровенному желанию.

Ещё один пример нравственного выбора - Татьяна Ларина. Некоторые читатели не понимают эту героиню и называют её поступки нелогичными. В юности Татьяна была влюблена в Онегина. Тогда он не оценил её душевного порыва, но позднее, когда Татьяна стала знатной дамой, признался ей в любви. Женщина признаётся, что по-прежнему любит Евгения, но никогда не предаст своего мужа. Как сложилась бы жизнь этой героини, если бы она отдалась своим чувствам? Возможно, она была бы счастлива наедине с любимым. Но Татьяна выбирает другой путь. Ей дороже семейный покой и её честное имя. Порядочность и верность супружескому долгу позволили, на мой взгляд, этой героине принять единственно правильное решение.

Таким образом, я считаю, что по жизненному пути нас ведёт не судьба и не простое стечение обстоятельств. Сделать тот или иной выбор нам помогает наш внутренний мир, наше представление о смысле существования, о добре и зле. И какие бы события ни влияли на этот выбор, только мы сами, и никто другой, принимаем решение, по какой дороге мы пойдём и как сложится наша дальнейшая жизнь.



Сочинение по теме: Почему человек всегда стремится вернуться домой?

Большинство людей добровольно или в силу каких-то обстоятельств вынуждены покидать свой родной дом. Особенно часто это происходит в наши дни, когда существует столько способов перемещения по всему миру. Люди много путешествуют, ездят в командировки, в гости к родным и друзьям. Но, пробыв какое-то время вдали от дома, человек начинает тосковать, чувствовать, что ему чего-то не хватает. Почему же так происходит? Я думаю, потому что дом - это не просто здание. Это то место, где тебя любят и ждут, где ты общаешься с родными людьми, где каждый кусочек пространства тебе очень дорог. 

Иван Бунин вынужден был после Октябрьской революции эмигрировать из страны и остаток жизни провести на чужбине. Всё, чем он дорожил, осталось вдали от него, и надо было приспосабливаться к новой действительности. Но вот что удивительно: практически все его произведения, написанные за границей, повествуют о его малой родине, об усадьбе, где он родился и вырос, о людях, которые его окружали. Невозможность вернуться в Россию, тоска по Родине, на мой взгляд, только обострили талант истинно русского писателя. В рассказе «Косцы» И.Бунин делится воспоминаниями о том, как крестьяне идут по лесу и поют. Слушая их пение, автор испытывает общность со всем русским народом. Под аккомпанемент этих звуков приходят мысли о том, что в этот момент совсем не важны различия и сословия, что все присутствующие - «дети своей родины» и всем им вместе хорошо, потому что у них есть один общий дом - Россия.

Если говорить о путешествиях, описанных в литературных произведениях, то самыми известными, на мой взгляд, являются приключения Одиссея. Гениальный поэт древности Гомер приводит читателей к мысли о важности путешествий и открытий. Человеку всегда хотелось узнать и увидеть больше, чем то пространство, которое его окружает. А иногда приходится странствовать и вопреки собственному желанию. Но по какой бы причине ни совершалось путешествие, люди всегда стремились вернуться домой. Автор «Одиссеи» описывает, с каким упорством царь Итаки преодолевает невероятные испытания, посланные ему богами. Кажется, что спастись от морской пучины или от гнева мифических существ совершенно невозможно. Но мореплаватель всегда находит в себе силы справиться с трудностями, потому что у него есть одна цель - вернуться в родной дом, в свою семью. Устами легендарного предсказателя Тиресия Гомер описывает, что предстоит пережить герою и как жаждет он «возвращения сладкого в дом свой». Так и случается: потеряв всех товарищей, отстояв честь семьи, Одиссей обретает душевный и физический покой на своём родном острове, в окружении близких людей.

Мне кажется, что дома, на своей малой родине человек чувствует себя уверенно и спокойно. У русского народа есть пословица - дома и стены помогают. В старину воины и путешественники хранили у себя на груди мешочек с родной землёй. Спортсмены всегда лучше играют на собственном поле или стадионе, а победоносными бывают только освободительные войны. Я думаю, всё это доказывает, что родная земля, дом, семья и друзья - это то, что придаёт силы, защищает и охраняет. Именно поэтому человек всегда стремится.



Сочинение по теме: Чем опасны технологии в руках безнравственных людей?

Мы живём во времена научно-технического прогресса. В последние годы технологии развиваются так быстро, что люди подчас не успевают следить за их изменениями, за появлением технических новинок. Учёные и изобретатели тратят много времени и сил для того, чтобы с помощью своих открытий изменить жизнь человека, сделать её комфортнее, плодотворнее и интереснее. Но, как показывает история, иногда научные открытия попадают в руки безнравственных людей, и тогда они становятся опасны для человека и всего живого на Земле.

Передовые люди, писатели и поэты предупреждают об опасности научно-технических достижений, попавших в руки корыстных и жестоких людей. Такая ситуация описана в книге Алексея Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Главный герой этого фантастического романа — человек абсолютно бесчестный. Он воспользовался разработкой профессора Манцева и изобрёл удивительный аппарат, испускающий луч невероятной мощности. Вместо того чтобы использовать это изобретение на благо человечества, Гарин применяет его в качестве оружия. Вместе с американским миллиардером он разрушает заводы конкурентов и баснословно обогащается. Но и этого ему становится мало. Луч Гарина настолько силён, что проникает в самые недра земли. Это позволяет инженеру добывать огромные запасы золота. Таким образом Гарин становится богатейшим человеком и жестоким диктатором.

Любое научное достижение, изобретение можно использовать в различных целях. Как правило, сами учёные и изобретатели ставят перед собой благородные цели. Они хотят облегчить жизнь людей, улучшить их здоровье. Но при этом всегда остаётся опасность того, что кто-то без стыда и совести воспользуется данным изобретением во зло человечеству. Герой романа А.Беляева «Человек-амфибия» доктор Сальватор, превративший молодого человека Ихтиандра в уникальное существо, способное жить под водой, мечтал подарить людям безграничные возможности для исследования подводного мира. Но Зурита, узнав о невероятных способностях юноши, решил использовать их для собственного обогащения. Он сделал Ихтиандра и его возлюбленную Гуттиэре своими пленниками и заставил юношу добывать жемчуг. Зурита ни перед чем не остановился бы в своей жажде обогащения, никого не пожалел бы. Но, к счастью, Ихтиандру удалось выбраться из западни. Однако, эта история не имеет счастливого окончания. Из-за жестокости и необразованности людей Ихтиандр потерял возможность жить на суше и обречён на вечное одиночество.

Конечно, науку невозможно остановить, и человечество будет привыкать к новым полезным для него технологиям. Но каждый учёный всегда должен предвидеть отрицательные стороны своего открытия или изобретения, предотвратить возможность нечистоплотных людей повернуть его в сторону зла и сделать всё возможное, чтобы этого не случилось. История дала нам множество примеров, когда мощные технологии оказываются в руках безнравственных людей, например, атомная бомбардировка японских городов Хиросимы и Нагасаки, изменение климата и природные катаклизмы, вызванные выбросом в природную среду промышленных отходов. Такое преступное использование научных достижений приводит к невероятным человеческим жертвам и страданиям и может погубить всё человечество, всю планету.



Тема сочинения: "Что значит «быть цивилизованным человеком»?"

Что значит быть цивилизованным человеком? На протяжении тысячелетий человеческий род эволюционировал: было преодолено множество стадий развития, преобразован не только внешний облик представителей, но и их внутренний мир. От предка, живущего тысячи лет назад, в человеке, который существует в современном мире, осталось, пожалуй, немного, однако биологическое начало игнорировать не стоит. Я считаю, что уровень цивилизованности личности определяется степенью ее контроля над интуитивными позывами, начиная с мелочей, например, не чихать и не кашлять в общественных местах, до более глобальных – не бросать ближнего в беде. Так, более цивилизованный представитель человеческой расы в бОльшей степени склонен к сознательному контролю над своими порывами, особенно асоциального характера.

Примером нецивилизованного поведения можно считать поступки героя произведения М.Булгакова «Собачье сердце» гражданина Шарикова. Будучи результатом научного эксперимента, он уверен в своей принадлежности к «высшим существам», а именно людям. Его не смущает истинное происхождение и порой он уверен в себе больше, чем любой другой обычный человек. Шариков ведет себя деструктивно, демонстрируя худшие, отнюдь не человеческие, качества. Например, он гоняется за котами, как настоящая собака, причем получает от этого удовольствие, восхищаясь, как их «вчера душили, душили, душили, душили». Гражданин Шариков ведет себя, как дикарь: как человек первобытный, прыгает по всей квартире, рвет краны и портит шторы. Несмотря на это, он требует к себе уважительного отношения, обращения по имени и отчеству, не относясь при этом к другим так же. Так, оказавшись в цивилизованном обществе, Шариков не смог научиться контролировать биологическое начало, что привело к настоящему хаосу.

В этом произведении читатель наблюдает пример поведения цивилизованного, культурного человека. Профессор Преображенский, хирург с мировым именем, воспитывает в себе и пытается привить другим качества интеллигентного человека. Он всегда хорошо одет, на его рабочем месте, несмотря на наличие в доме животных, чистота и стерильность. Конечно, в силу своей профессии он не остается равнодушным к людям: Преображенский помогает им и не оставляет своих пациентов в беде. Профессор остается верным своим аристократическим привычкам даже после смены действующей на тот момент власти. Он искренне возмущается, когда к нему в квартиру заходят коммунисты в уличных сапогах – Преображенский не привык к грязи в доме. Именно поэтому хамское и нахальное поведение Шарикова стало для него большим стрессом, и он был вынужден был завершить эксперимент, вернув гражданину его истинное обличие. Следовательно, поведением Профессора Преображенского можно проиллюстрировать проявление человека, который способен сохранять порядок и чистоту не только внешнюю, но и моральную, даже в моменты хаоса.

Таким образом, цивилизованный человек сочетает в себе качества, данные не только природой, но и привитые высокоразвитым обществом. В случае, если он умеет устанавливать контроль над своим биологическим началом, а также помогать людям, его можно считать поистине таковым.  



Сочинение по теме: Как технологии меняют общество?

Мы живём в век больших научных достижений и новых технологий. Эти технологии значительно меняют нашу жизнь, делают её более комфортной. Мы уже не можем обходиться без мобильного телефона, телевизора и другой аппаратуры. Но технологии не только совершенствуют наш быт, меняют стиль и образ жизни, они изменяют и наше сознание. Научные достижения заставляют людей смотреть на мир под другим углом, чувствовать себя более защищенными, уверенными или, наоборот, озабоченными, беспокойными.

Писатели и поэты разных времён отмечали, как меняется сознание людей под влиянием научных открытий и достижений. Особенно это стало заметно в двадцатом веке, когда наука стала стремительно развиваться. Человек в это время как бы почувствовал себя всесильным, всемогущим. Так, например, среди поэтов рубежа 19-20 веков возникло движение поэтов-урбанистов. Они, в отличие от своих предшественников, воспевали не красоту природы, гармонию окружающего мира, а городские пейзажи. Свойственно было для поэтов-модернистов и отрицание Бога. Эти молодые люди в своих произведениях открыто бросали вызов Творцу, готовы были даже сами возложить на себя божественную миссию. Особенно часто встречается это в поэзии В.Маяковского. В своей поэме «Облако в штанах» он откровенно насмехается над высшими силами, называет ангелов «крылатыми прохвостами», обращается к Богу, «кудластый» и грозится раскроить «отсюда до Аляски».

Идя по пути технического прогресса, люди всё больше отдаляются от природы и при этом теряют свой человеческий облик. Очень показательный пример этого можно найти в книге Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей». Группе туристов, отдыхавших в лесу, доставил неудобство находящийся рядом муравейник. Вместо того, чтобы поменять место расположения, один из них без колебания облил муравейник бензином и поджёг. Складывается впечатление, что, получив в свои руки разнообразные научные достижения, люди перестали понимать суть происходящего в мире, потеряли связь с действительностью. Они ощутили перед природой свою силу и безнаказанность. Но это обманчивое мнение, и сейчас человек всё больше в этом убеждается.

Эти примеры, показывают, что технологии значительно меняют мировоззрение людей. В этом убеждает нас и окружающая действительность. Конечно, трудно представить, что человек, живущий при лучине останется внутренне таким же, как тот, кто активно использует в своём доме электричество. Даже в наши дни старшее поколение не способно понять чувства и желания молодёжи. Ведь совсем недавно для того, чтобы позвонить родственнику, надо было идти в специальное заведение и заказать телефонные переговоры. А сейчас абсолютное большинство населения планеты не представляют себе жизни без мобильного телефона. И многим кажется, что люди удаляются друг от друга, уходят от действительности в виртуальный мир. Конечно, прогресс не остановить. Но, всё больше совершенствуя свой быт, люди не должны забывать о том, что они тоже часть природы. Вечные человеческие ценности должны оставаться незыблемыми.



Тема сочинения: "Всегда ли за преступлением следует наказание?"

Всегда ли за преступлением следует наказание? На самом деле это не такой уж простой вопрос. Если внимательно рассмотреть примеры из жизни, истории и литературы, то мнения здесь могут разделиться. Взять к примеру итоги Второй мировой войны. После её окончания многие нацистские преступники, убийцы и палачи, избежали наказания, укрывшись в Америке, Канаде, Испании и других странах. Некоторые из них были разоблачены и отданы под суд гораздо позднее, а другие спокойно дожили до старости и закончили жизнь в своих уютных домах.

Выходит, не каждое преступление заканчивается наказанием? В поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» главный герой - хитрый, изворотливый и совершенно безнравственный человек. Он совершает крупную аферу ради собственного обогащения. И хотя в конце произведения о его преступлениях становится известно, Чичиков спокойно уезжает из города, не встретив никаких препятствий. Это происходит потому, что местные чиновники сами нечисты на руку. Они бесчестные и корыстные люди и поэтому легко поддаются уговорам Павла Ивановича насчёт продажи мёртвых душ. Их главная цель - обогащение, а нравственные принципы им не знакомы. Таким образом, преступление становится всеобщим и безнаказанным. С другой стороны, всем известно, что Н.В. Гоголь написал второй том своего произведения, который не сохранился. Как знать, возможно, во втором томе возмездие настигло бы этих персонажей! Но об этом мы теперь не узнаем.

Ф.М. Достоевский, напротив, в своих произведениях преимущественно говорит о неотвратимости наказания за содеянное. В романе «Преступление и наказание» писатель изображает различные типы преступников. Родион Раскольников лишает жизни человека ради великой идеи. Аркадий Иванович Свидригайлов - развращает и убивает ради собственного удовлетворения. Но и тот, и другой наказаны за свои преступления. И это не только уголовное наказание. Самая страшная кара за грехи - это одиночество, духовная гибель. После содеянного оба персонажа теряют связь с близкими, не могут испытать радость жизни. И если Раскольников, благодаря поддержке родных и Сони Мармеладовой, находит в себе силы признаться в чудовищном поступке и начать жизнь сначала, то Свидригайлов решается на самоубийство. Он понимает, что в этом мире его уже ничто не держит и никто не сможет полюбить. 

В итоге я не могу дать однозначного ответа на поставленный вопрос. Но мне более близка позиция Фёдора Михайловича Достоевского. Я думаю, что, совершив преступление, человек уже не может остаться прежним, жить спокойно и беззаботно. Раскольников отдалился от своих родных людей, потому что считал себя недостойным их любви, боялся «замарать» их своим общением. Совершая грязные дела, посягая на жизнь и спокойствие других людей, человек не может не ощущать своей ущербности, вынужден жить в страхе и сам обрекает себя на одиночество. И даже если не наступает уголовное наказание, то тяжёлая ноша лежит на каждом преступнике и не даёт ему быть счастливым человеком и полноценным членом общества. 



Сочинение по теме: Почему люди совершают преступления? 

Почему люди совершают преступления? Я думаю, что для этого существуют разные причины. Иногда это происходит непреднамеренно, например, когда человек защищает свою жизнь и, не рассчитав сил, убивает нападавшего. Но чаще всего злодеяния обдумываются заранее, и основания для этого бывают разные. Мотивом может стать жадность, зависть, ревность, ненависть и ещё многое, многое другое.

Люди всегда пытались ответить на вопрос, что толкает человека на противоправные действия и можно ли сделать так, чтобы их было как можно меньше. Может быть, поэтому детектив — один из самых популярных жанров в литературе. Писатели пытаются в своих произведениях указать причину совершенного преступления. Чаще всего она проста и банальна, а иной раз преступник придумывает целую теорию для того, чтобы оправдать свои злодейства.  В романе Теодора Драйзера «Американская трагедия» главный герой мечтает изменить своё скромное существование, пробиться в общество обеспеченных людей, общаться с яркой и беззаботной девушкой Сондрой Финчли. Но честный труд не приносит нужного дохода. Кроме того, до встречи с Сондрой Клайд Грифитс был влюблён в молодую работницу фабрики Роберту Олден, девушку милую, но такую же бедную, как и он сам. Знаки внимания со стороны Сондры дают юноше надежду на красивую жизнь. Но в этот момент он узнаёт, что Роберта беременна и требует от него узаконить их отношения. Клайд не может допустить крушения своих надежд. Он решается на преступление. Пригласив бывшую возлюбленную покататься на лодке, он всё обустраивает так, что девушка тонет в водах озера Большой Выпи. Роберта стала препятствием на пути к цели, которую поставил перед собой Грифитс, и это толкнуло молодого человека на убийство.

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой — такой же бедный молодой человек, и он тоже убивает человека. Но Родион Раскольников оправдывает своё деяние «великой» идеей. Он считает, что смерть одной никчёмной старухи может окупить миллионы добрых дел, совершённых на её деньги, — «одна смерть и сто жизней взамен —даведьтутарифметика!». Но вот что странно, — совершив задуманное, Родион не сумел никому помочь, а только сделал несчастными своих близких. Кроме того, одно убийство повлекло за собой другое, а могли быть и следующие. Я думаю, что писатель хочет донести мысль о том, что никакие великие цели не могут стать оправданием к преступлению, особенно, убийству. А человек, совершивший преступление, прежде всего губит свою жизнь, становится изгоем, приносит страдания ни в чём не повинным людям.

Таким образом, найти уважительную причину для совершения злодеяния практически невозможно. Мне кажется, что человек должен достигать поставленной цели не за счёт других, не путём лишения жизни или отъёма чужого имущества. Прежде всего нужно искать проблемы в самом себе и пытаться изменить себя. Не зря народная мудрость гласит, что и добро, и зло к тебе всегда возвращаются. Даже самому себе невозможно сделать доброе дело, совершив преступление.



Сочинение по теме: Может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления?

Каждый человек в своей жизни когда-нибудь совершает ошибки, неблаговидные поступки, как принято говорить, грехи. Кто-то делает это сознательно, кто-то неосознанно, случайно. Но как бы то ни было, преступление остаётся преступлением, грех - грехом. Некоторые люди никогда не сожалеют о том, что совершили тяжкие преступления, а другие всю жизнь мучаются из-за сгоряча сказанного слова или собственной трусости. Первые, на мой взгляд, никогда не встанут на путь исправления, не дойдут до осознания человечности. Вторые же, проанализировав свой поступок и осознавая, как тяжело жить и стыдиться за собственную глупость или бездеятельность, обязательно найдут в себе силы побороть духовную слабость и искупить грехи добрыми поступками.

Этому учит нас вся классическая литература. В рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» есть легенда о гордом и красивом человеке. Это Ларра, сын орла и земной женщины. Юноша жил среди людей, но ощущал себя выше, достойнее их. Он делал всё, что считал нужным, даже не интересуясь мнением окружающих, с людьми говорил высокомерно, не отвечал на вопросы, если не считал это нужным. А девушку, не ответившую ему взаимностью, Ларра жестоко убил на глазах у всех. Никто не мог оказать влияния на сына орла, никого он не уважал и ни о ком не сожалел. И тогда люди решили, что самым страшным наказанием для него станет одиночество, отверженность. С тех пор уже много тысяч лет Ларра скитается по свету и не находит ничего: ни пристанища, ни сострадания, ни даже смерти. Так, по преданию, был наказан человек, не сумевший осознать тот вред, который он причинил. Отсутствие раскаяния иссушило и душу, и тело гордеца, превратив его в тень, в тёмную неприкаянную сущность.

Другой, совсем противоположный пример, я нашла в рассказе М.Шолохова «Судьба человека». Главный герой, на мой взгляд, совершенно положительный человек. Он отличный труженик, прекрасный отец, заботливый муж. Один лишь у него недостаток - может выпить в конце рабочей недели. Но, посмотрев с утра на огорчённую и заботливую жену, которая не устраивает скандалов, а тихо просит больше этого не делать, всячески старается оправдать её доверие. И так жили Андрей и Ирина со своими детьми много лет, пока не началась война. Супруга своим женским сердцем предчувствовала вечную разлуку, всё время перед отправкой мужа на фронт плакала, на вокзале бросилась ему на шею и ревела, как по покойнику. Андрей не выдержал этого и оттолкнул от себя жену. Вот этого эмоционального поступка и не мог простить себе Соколов всю свою жизнь, всё время мучился, что так поступил со своей Ириной в день их расставания. Конечно, не за этот грех, но судьба была очень жестока к герою рассказа. Он прошёл войну, испытал ранения, плен, потерял всех своих близких. Но этот человек умел любить и терпеть, и жизнь, в отличие от Ларры, не сделала его одиноким. Его зачерствевшее от горя и испытаний сердце оттаяло при виде мальчика-сироты, слонявшегося по улицам и питавшегося подаяниями добрых людей. Эти два одиноких человека нашли друг друга и стали настоящей семьёй.

Мне кажется, что именно умение осознавать свои поступки, раскаяться в недостойном поведении помогает таким людям, как Андрей Соколов, не просто встать на путь исправления, а быть по-настоящему счастливыми. Только искреннее раскаяние помогает сбросить с себя тяжесть греха, освободиться от него и стать лучше, чем ты был. Так может ли раскаяние помочь человеку встать на путь исправления? Я считаю, что только раскаяние и позволит исправиться, а иногда даже начать новую, настоящую жизнь.



Тема сочинения: "Какую роль играет искусство в жизни человека?"

Какую роль играет искусство в жизни человека? Конечно, каждый человек ответит на этот вопрос по-своему. На мой взгляд, искусство формирует мировоззрение человека. Идеи, принципы, содержащиеся в различных произведениях искусства, влияют на наши взгляды и мысли. Для кого-то искусство – это способ успокоиться, отдохнуть, расслабиться, погрузиться в чтение книги, прослушивание музыки или же в просмотр фильма. Искусство помогает людям узнать себя, реализовать свои возможности, а иногда даже оторваться от довольно тяжелой реальности. В этом и заключается огромное значение искусства в жизни человека, и его нельзя недооценивать. В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература.

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою мысль, обратимся к произведению А. С. Пушкина «Евгений Онегин». С помощью французских романов, которые читает героиня произведения Татьяна Ларина, девушка узнаёт о взаимоотношениях с мужчинами. Принципы общения с представителями мужского пола, описанные в сентиментальных романах, Татьяна берёт за основу и при взаимодействии с Евгением Онегиным, главным героем романа. В письме, которое пишет Татьяна, чтобы признаться в своих чувствах Евгению, также прослеживаются идеи тех самых прочитанных французских любовных произведений. Так, простая книга как предмет искусства сыграла немаловажную роль в жизни девушки и оказала значительное влияние на её мировоззрение.

Эта же тема рассматривается и в произведении А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Вера Шеина, главная героиня романа, находит умиротворение, прослушивая сонату Бетховена, которую ей порекомендовал послушать Желтков, тайный воздыхатель Шеиной. Музыка рассказывала княгине о великой, но несбывшейся любви простого человека, она будоражила и успокаивала ее одновременно. Творение Бетховена помогло Вере пережить душевные испытания, обрести внутреннее спокойствие, отыскать смысл дальнейшей жизни. На данном примере довольно четко прослеживается значение искусства в жизни Веры Шеиной.

Таким образом, мы убедились в том, что искусство играет важную роль в жизни каждого. Книги, музыка, театр и многие другие произведения искусства также являются связующим звеном между чувствами одного человека и чувствами других людей. В тяжелых ситуациях искусство воодушевляет человека, дает ему жизненные силы. Оно также способно передать людям мысли, которые невозможно выразить словами. Искусство оказывает огромное влияние и на мою жизнь. Без литературных произведений, музыки, театра моя жизнь была бы скучной, однообразной. Искусство помогает мне обрести душевную гармонию и вносит в мою жизнь нотки прекрасного.



Сочинение по теме: Книга, которая изменила мою жизнь.

Мировая литература дала читателям огромное количество великих произведений. Каждый может найти близкое и понятное для себя стихотворение, повесть или роман. Мне запомнились многие книги русских и зарубежных писателей. Не осталась равнодушной я к судьбам таких героев, как Андрей Болконский, Наташа Ростова, Анна Каренина, Соня Мармеладова, Варенька Добросёлова, Лиза Каретина и многие другие. Но без колебания я могу назвать книгу, которая изменила мою жизнь. Это роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Роман Булгакова заставляет о многом задуматься. Такого многопланового произведения я ещё не встречала. В нём переплетаются и объединяются разные исторические эпохи. Действие как бы одновременно происходит в Москве тридцатых годов, в древней Иудее времён Понтия Пилата и в параллельной реальности, созданной Воландом. Воланд как представитель высших сил существует во всех реальностях. Меня поразила цель, с которой он прибыл в Москву, то есть, в реальность, в которой жил писатель. Идеология людей того времени строилась на атеизме. Отрицание Бога и всего мистического убеждало людей в том, что они чуть ли не всесильны, что они хозяева своей судьбы и своей страны. Такое мировоззрение не могло не изменить людей. Булгаков, используя образ всесильного Воланда (Сатаны), пытается исследовать, «изменились ли москвичи внутренне». Профессор чёрной магии проводит эксперимент над москвичами (сеанс в театре варьете) и делает вывод, что советские граждане и вообще люди в любые времена и при любой идеологии остаются прежними, слабыми и грешными, но и добрые чувства есть в их душах, в общем, «люди как люди».  

И как в любые времена среди основной массы обычных людей оказываются необычные, талантливые, остро чувствующие и часто непонятые. Эти люди способны на сильные чувства и на благородные поступки. Такие персонажи есть и в романе. Это непризнанный писатель и его возлюбленная Маргарита. Они действительно не похожи на большинство людей. Главный герой, чьим именем назван роман, — талантливый писатель. Кроме этого, он обладает уникальным даром предвидения, способен прочувствовать и прожить жизнь героев своего произведения. Оценивая способности своего возлюбленного, Маргарита называет его Мастером. Персонажи его романа также необычны, особенно для советской культуры. Это Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри (прообраз Иисуса Христа). Познакомившись с творением Мастера, сам Воланд даёт ему высокую оценку, вероятно, удивившись, как обычный человек мог так пристально заглянуть вглубь времён и точно описать события более чем тысячелетней давности.

Но по-настоящему сильной и яркой личностью, на мой взгляд, является Маргарита. Эта женщина способна любить, хранить верность, гордость и честь. Она бросила своего состоятельного мужа, сытую и спокойную жизнь и ушла в скромный подвальчик к своему возлюбленному Мастеру. Ради того, чтобы отыскать любимого, женщина соглашается вступить в сделку с нечистой силой, стать хозяйкой бала и встречаться с самыми отъявленными грешниками всех времён. Но это было не самым страшным испытанием для Маргариты. Каждый её шаг, каждое слово оценивались Воландом и его приближёнными. И когда настало время получить от них заслуженное вознаграждение, влюблённая женщина жертвует своим самым сокровенным желанием — отыскать Мастера — и дарует прощение грехов Фриде, лишь только потому, что дала ей надежду. Ответственность за свои слова и поступки, способность жертвовать собой ради других — вот что тронуло меня больше всего в этой героине. После прочтения романа она стала моей самой любимой героиней, образцом для подражания.

Роман Булгакова открыл мне глаза на многие вещи, дал ответы на важные вопросы, заставил о многом задуматься. Я поняла, что мир намного многограннее, чем мы его представляем, что главное в жизни — это простые человеческие отношения. Я согласна с Воландом, что люди всегда остаются людьми, и быть слабым, иногда грешить — это нормально. Но главное для человека — при любых обстоятельствах сохранять своё достоинство, жить в ладу с совестью, честью. Ведь это именно то, что останется после прекращения нашего земного существования, и тогда, «каждому будет дано по его вере». 



Тема сочинения: "Какую книгу вы бы прочитали своим детям?" 

Какую книгу стоило бы прочитать своим детям? Конечно, когда-нибудь такой вопрос возникнет у любого ответственного, осознающего себя родителя, потому что он знает, что литература оказывает существенное влияние на формирование личности человека. Она помогает ребенку развиваться и социализироваться, совершенствовать навыки чтения, улучшать грамотность, а также прививает определенные моральные ценности и идеалы. Я считаю, что посредством воздействия литературы можно легко объяснить детям, что для каждого человека мечта может стать путеводной звездой, ориентируясь на которую можно достичь высот в любой сфере и быть счастливым человеком. Более того, на примере литературных произведений не менее значимо показать, что путь к мечте не всегда легок: на этой дороге встречается немало временных трудностей, только преодолев которые и не отступив от своей цели, можно достичь заветного результата.

Так Мартин Иден, главный герой произведения Джека Лондона «Мартин Иден», будучи простым моряком, представителем рабочего класса, следуя своей мечте, смог стать известным писателем. Его путь был тернист и сложен, однако он не сошел с него, потому что всегда помнил о заветной цели, которая заключалась в нахождении рядом с его любимой, Руфью. Молодой человек твердо решил уделять больше времени своему образованию, культуре, гигиене, чтобы достигнуть уровня своей возлюбленной. Его не остановило ничего: ни протесты со стороны родителей девушки, ни отсутствие веры с ее стороны, ни достаточно низкое социальное положение. Он был верен своей мечте, поэтому вскоре смог покорить невероятные высоты в писательском деле и получить небывалые гонорары, повысив свой статус в обществе.

Также в произведении Е.Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» можно встретить уникальный пример становления личности. Света Сергеева по кличке «Рыжуха» столкнулась с пренебрежительным отношением по отношению к себе и своему таланту со стороны одноклассников. Ребята всеми силами показывали, насколько им неприятен голос девочки: на уроках они затыкали уши, чтобы не слышать ее «писк», а однажды мальчики спрятали ее сумку, чтобы Света не поехала с классом в поход и не распугала рыбу своим «вытьем», как называли ее пение. Однако вскоре девочка поступила в музыкальное училище и стала известной певицей, а ее одноклассники, вероятно, пожалели о таком обращении с ней. Так, невзирая на общественное осуждение, Света Сергеева не перестала петь, решила не переживать из-за нестандартной внешности и не отказываться от своей мечты заниматься музыкой, благодаря чему осуществила свои планы, став счастливым и успешным человеком.

Таким образом, книги могут научить многому и детей, и взрослых, поэтому следует ответственно подходить к выбору литературы. Целеустремленность, вера в мечту и свои силы - вот тот минимум качеств сильной личности, проявление которых я бы хотела донести до своих детей с помощью этого вида искусства.



Тема сочинения: "Может ли общество полностью избавиться от пороков?"

Может ли общество полностью избавиться от пороков? 

За спиной человеческого общества тысячи прожитых лет, за которые произошли миллионы разных событий, были прожиты миллиарды человеческих судеб. Благодаря веку информации, в котором мы живем, нам предоставляется уникальная возможность заглянуть в историю и отследить развитие человечества. На каждом его этапе возникали новые трудности и препятствия, менялась мода, взгляды людей становились иными, появлялись человеческие пороки. Однако все в этом мире циклично, примером этому являются круговорот воды в природе, цикл развития живого организма, история и многое другое. Следовательно, и пороки являются вечным явлением в обществе – оно никогда не сможет победить их, ведь люди не меняются. Всегда среди них есть носители человеческих пороков: предатели, лжецы, лицемеры и прочие люди, не дающие всему обществу ликвидировать тот или иной недостаток. Обратимся к литературному материалу для подтверждения моей позиции.

В произведении М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» появление Воланда, настоящего Дьявола, обусловлено желанием проверить, изменились ли Москвичи внутренне. Его свита устраивает целое представление в Варьете, чтобы путем искушения горожан выяснить ответ на вышеупомянутый вопрос. Несмотря на то, что представление организовано для москвичей, наблюдателями в нем являются совершенно не они - сам Сатана занимает зрительское кресло и созерцает обнажение человеческих душ и пороков общества. Одним из самых эффектных «фокусов» свиты Воланда становится выпадение денежного дождя. Люди, забывая о приличиях, начинают ловить деньги, наступая друг на друга, борясь между собой. В них просыпается непреодолимое желание получить деньги просто так, не работая, иметь возможность тратить их и быть от этого счастливыми. Подтверждение вывода Воланда о том, что люди все также падки на деньги и склонны к вещизму, можно найти также и в эпизоде, когда на сцене открывается магазин с бесплатной одеждой. Повторяется та же ситуация, что и с денежным дождем: дамы хватают наряды даже не своего размера, забирают их без всякой примерки, и даже мужчина берет для своей жены подарок. Однако все наряды на женщинах тают, как только они покидают театр. Обнажение тел здесь символизирует обнажение человеческой души, все такой же алчной и жадной, склонной к вещизму. Дьявол делает вывод: эти пороки все так же живут в обществе.

Лицемерие и лживость являются еще одними вечными пороками человечества, и они тоже раскрываются в ходе представления в Варьете. Когда с заявлением немедленно разоблачить фокусы выступает господин Сеплеяров, почетный гость и уважаемый гражданин, свита Воланда демонстрирует его разоблачение. Оказывается, что он, будучи женатым человеком, вместо посещения рабочих собраний наносит визиты артистке разъездного театра, которая, благодаря его покровительству, получает роли. Так интеллигентный, уважаемый, образованный и культурный человек скрывал свою истинную натуру за маской благопристойности, показывая своим примером проявление такого порока как притворство.

Таким образом, вывод неутешителен: общество никогда не сможет справиться с пороками. Люди все время будут находиться под влиянием корысти и алчности, они всегда будут зависимы от сиюминутных желаний и легкой выгоды вне зависимости от исторического периода, в котором они живут.



Тема сочинения: "Что такое гражданский долг?"

С древних времен люди не могут представить свою жизнь вне государства, которое осуществляет множество функций. Оно систематизирует деятельность каждого гражданина, охраняет существующий порядок во имя достижения равенства и спокойствия в устройстве быта. Следует отметить, однако, что ответственность никогда не бывает односторонней. Гражданин имеет не только свободы, данные страной, с которой у него установлена правовая связь, но и обязанности по отношению к ней. Я считаю, что гражданский долг заключается в соблюдении человеком предписанных государством обязанностей и норм, а в высшем проявлении - в самопожертвовании, самоотречении во имя великой цели освобождения Отечества.

Проявлением гражданского долга можно считать поступки национальной героини Франции, Жанны Д’Арк, которая является персонажем в произведении Марка Твена «Жанна Д’Арк». Отважная девушка не побоялась встать на защиту Родины в критический для нее момент. Обычная пастушка, которая никогда не видела войны, почувствовав в себе силы и осознав великий долг перед родной страной, оставила мирную и жизнь и отправилась в эпицентр военных действий, отчётливо понимая, что, скорее всего, погибнет. В бою Жанна Д’Арк вела себя, как настоящий воин: она сражалась наравне со всеми, вела в бой и поднимала бойцам моральный дух. Узнав от Ангелов, что будет ранена в бою, она не отступила и не приказала отменить сражение, потому что ставила интересы Франции выше своих. Находясь в английском плену и понимая, что король, который обязан ей освобождением страны, не предпринял и попытки вызволить ее, она остается верной своим убеждениям, не утаивает обиды и не отрекается от Родины. Все действия девушки, ее самоотверженность и отвага обусловлены бескорыстной любовью к Родине и четким осознанием своего гражданского долга перед ней.

В отечественной военной литературе существует множество примеров выражения гражданского долга к Родине со стороны ее «сынов». Например, Алексей Мересьев, герой произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», не оставил идею защищать Родину даже после потери обеих ног. Летчик, чтобы вернуть былое мастерство после крушения истребителя, часами ходил по больничному коридору, сперва опираясь на костыли, а затем — на массивную старинную трость. Он преодолевал огромную боль, учась танцевать, пытаясь тем самым достичь прежнего профессионализма и возможность отправиться на фронт, продолжить летать и приближать свою страну к заветной Победе. Именно благодаря таким людям, умеющим упорно трудиться и преодолевать трудности, действующим на благо своей Родины и самоотверженно отдающим гражданский долг, Советскому Союзу удалось одержать блестящую победу над Германией.

Таким образом, уважающий себя гражданин должен помнить о своем долге не только в благоприятные, но и в непростые времена. Так, древнегреческий философ отметил: «Быть верным долгу в несчастье – великое дело», с чем трудно не согласиться.



Тема сочинения: "Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?"

Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Я очень часто слышу, как окружающие жалуются на плохие условия жизни, на беспорядок в стране, грязь на улицах и так далее. Но при этом они ничего не делают, чтобы что-то изменить в этой жизни, а просто жалуются. Одна моя знакомая мне рассказала, что когда она едет с семьёй отдыхать на природу, всегда берёт с собой одноразовые перчатки и пакеты для мусора. Приезжая на какое-то популярное место у озера или реки, они зачастую находят там кучки мусора. Вместо того чтобы возмущаться, семья принимается за уборку. Это занимает, как правило, минут пять-десять. И всё. Отдыхать становится приятно и кажется, что окружающая природа говорит тебе «спасибо». Теперь и я поступаю так же. Ведь это несложно и занимает совсем немного времени, а какое удовольствие мы потом получаем от отдыха и сознания того, что сделали доброе дело.

А.П.Чехов сказал: «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» Эта цитата, по-моему, и отвечает на вопрос, как человек может сделать мир вокруг себя лучше. Каждый из нас пусть сделает то, что он может: посадит дерево, почистит водоём, или всего лишь не бросит на землю обёртку от съеденного мороженого, а донесёт её до мусорного бака. И ведь это совсем не сложно! Но почему-то так происходит не всегда и не со всеми. В романе Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» есть очень тяжёлая сцена, когда туристы подожгли муравейник, потому что муравьи мешали им отдыхать. Егор Полушкин с сыном с ужасом смотрят на то, как горят ни в чём не повинные живые существа, которые так трудились над созданием своего большого дома. Но горожанам этого не понять. Они считают себя царями природы, для них гораздо легче облить муравейник бензином, чем прейти в другое место. Если бы все люди были такими же, как Егор Полушкин, то мир стал бы действительно прекрасным. Этот человек всегда ответственно относился к своему делу, любил природу, ценил красоту и создавал её вокруг себя, учил этому сынишку. У героя книги была мечта - развести на озере белых лебедей. Он даже купил в городе две пары этих прекрасных птиц. Но браконьеры убивают их и избивают Егора, вставшего на их защиту.

А.С.Пушкин в повести «Капитанская дочка» приводит пример того, как добрые поступки могут изменить судьбы людей. Пётр Гринёв когда-то душевно отнёсся к незнакомцу, который вывел его в буран к постоялому двору. Прощаясь, молодой дворянин подарил этому мужику свой тулуп. Такой поступок не прошёл для офицера даром. Впоследствии его случайный знакомый, Пугачёв, помиловал его и невесту, помог им избежать гибели и быть вместе.

Таким образом, я считаю, что каждый человек может сделать окружающую его действительность лучше. Для этого надо просто иметь такое желание. Пусть на первый взгляд сделанное дело покажется совсем незначительным, но оно обязательно принесёт значимые плоды, подаст пример другим людям. Они повторят этот поступок, и добро разрастётся, станет большим и очень заметным. Так работают сегодня многочисленные волонтёры, помогающие больным и престарелым, убирающие мусор, разыскивающие потерявшихся людей и животных. Благодаря этим людям мир становится добрее и прекраснее.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!