Кейсы на формирование креативного мышления
Проанализируйте две идеи задания и ответьте на вопросы.
Задание 1. Дан набор химических реактивов. Необходимо распределить их на две группы: «Простые вещества» и «Сложные вещества».
Задание 2. Дан тот же набор химических реактивов. Необходимо распределить их на группы по разным основаниям.
Какое из этих двух заданий можно использовать для диагностики функциональной грамотности? Отметьте в формулировке задания слова, подтверждающие ваше суждение
Выберите, на что ориентировано выбранное задание?
На оценку читательской грамотности.
На оценку естественнонаучной грамотности.
На оценку креативного мышления.
На оценку глобальных компентенций.
Какие компетентности оцениваются в выбранном задании?
Выдвижение разнообразных идей.
Выдвижение креативных идей.
Оценка и отбор идей.
Доработка идеи.
Приведите пример задания, который есть в вашем УМК или составьте своё задание, которое способствует развитию креативного мышления и направлено на выдвижение разнообразных идей.
Прочитай текст, графически изобрази информацию.
Перед началом забега учащимся объяснили следующее: параллель пятиклассников сегодня будет сдавать нормы ГТО. Надо пробежать 2,5 км. Все пробежавшие быстрее нормы – получат памятные подарки. Также будут награждены дипломами первой, второй и третьей степени классы, которые покажут наилучшие результаты, т.е. вы работаете не только на свой личный результат, но и на результат класса. От каждого класса в этот день участвовали команды по 16 человек. Все сдали нормы ГТО.
В 5 «а» пробежали быстрее зачётного времени 7 человек.
В 5 «б» вовремя пробежали дистанцию 10 человек.
В 5 «в» одинаковое количество учащихся преодолели дистанцию и вовремя, и раньше времени.
В 5 «г» преодолели дистанцию быстрее зачётного времени 6 человек.
Какой класс занял первое место? Есть ли команды, занявшие одно место? Какое?
Представьте ответ на вопросы задачи в виде графического изображения — так, чтобы результат был понятен даже четверокласснику. Предложите два варианта.
Какие умения являются непременным условием для выполнения этого задания?
Умение работать с информацией.
Умение считать в пределах 10.
Умение читать.
Умения решать задачи.
Предметные умения по математике.
Умение представлять информацию визуально.
Умение оформлять материал.
1, 3, 5, 6
Поразмыслите над вопросами ниже
В каком случае лично вам проще предложить свой вариант: когда есть пример, или когда, напротив, пример мешает и сковывает вашу мысль?
В каких случаях на уроках ученикам вы предлагаете образцы, чтобы сделать по аналогии, а когда важно дать возможность им самим предложить что-то опираясь на свой жизненный опыт?
Составьте для себя перечень приёмов и техник, которые Вы используете и они, на Ваш взгляд, способствуют развитию креативного мышления.
а) Опишите ниже кратко пять наиболее часто используемых и эффективных приёмов, которыми Вы готовы поделиться с другими.
б) Проранжируйте их. От самого эффективного к менее эффективному. Поставьте цифру 1. рядом с самым эффективным, на Ваш взгляд, приёмом.
в) Теперь рассмотрите его с позиции других учителей, родителей и учащихся.
Запишите какие слабые стороны есть у этого приёма:
с точки зрения родителей
с точки зрения коллег
с точки зрения учащихся
г) Доработайте этот приём, чтобы он стал более эффективным и востребованным. Опишите его так, чтобы остальные педагоги по описанию смогли представить, как этот приём можно использовать в учебном процессе.
Ответ:
Представьте, что вы участвуете в разработке урока литературы на тему «Поэзия русского футуризма». Вот идея материала для урока, которую предложил один из разработчиков.
В начале двадцатого века в России появились поэты, называвшие себя футуристами (от лат. futurum – будущее). Они считали, что новое время требует нового языка — такого, которого раньше не было. Выпустив поэтический манифест «Пощёчина общественному вкусу», они провозгласили право поэтов на «увеличение словаря в его объёме произвольными и производными словами». В их произведениях появлялись новые слова, которые они называли «словоновшествами».
Предположите в общих чертах (или более конкретно, если данная тема вам интересна), какого рода задания, направленные на развитие креативного мышления, можно дать учащимся к этому материалу. Ваши предложения могут основываться на компетентностной модели PISA «выдвижение идей – оценка и отбор идей – доработка идей», но могут и выходить за её пределы.