СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Примеры учебных заданий, способствующие формированию предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке приводятся примеры заданий, которые можно использовать на уроках биологии для формирования предметных, личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий для учащихся 5, 6 классов.

Просмотр содержимого документа
«Примеры учебных заданий, способствующие формированию предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по биологии»

Примеры учебных заданий, способствующие формированию предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по биологии


п/п

Примеры учебных заданий

Вид результата освоения ОП согласно ПРП

1.

Глава 3 «Организмы — тела живой природы»

Тема «Бактерии»

Задание 1. Работа в группах (Л, Пр, П, К, Р)

1 группа

  • Пользуясь описанием строения бактерий, предложите схему строения бактериальной клетки.

  • Охарактеризуйте различные формы строения бактериальных клеток, изображенные на рисунках, используя только прилагательные.



Рис. 1. Формы строения бактериальных клеток

2 группа

  • Изобразите в виде схемы процесс размножения бактерий.

  • Какие условия являются благоприятными для размножения бактерий? Изобразите эти условия в виде символов, подобных символам на ярлыках одежды.

3 группа

  • Сформулируйте и запишите определение «Спора – это…».

  • Какие условия являются неблагоприятными для бактерий? Изобразите этикетку антибактериального мыла с указанием символов этих условий.

4 группа

  • Заполните схему.

Значение бактерий

+

-







Рис. 2. Значение бактерий

  • Предположим, что в организм попала одна болезнетворная бактерия. Через 5 часов в организме окажется 1024 бактерий. Как это можно объяснить?



Задание 2. Сравнить строение растительной и бактериальной клетки. Выявить черты сходства и различия (Л, Пр, П, К, Р)





Рис. 3. Строение растительной и бактериальной клетки



  1. Бактерии выделяют тепло при разложении органики. Предложите варианты использования этого свойства бактерий.



Задание 3. (Л, Пр, П, К, Р)

  1. Демонстрация рисунка

  1. Вопросы для обсуждения:

- Какие полезные вещества, необходимые для здоровья человека, содержатся в яблоках?

- Какие изменения произошли с яблоком на правом рисунке?

- Можно ли считать эти изменения результатом деятельности бактерий?

- Какую пользу приносят бактерии гниения? Предположите облик Земли, если бы на ней отсутствовали бактерии гниения.

3.Демонстрация свежего яблока без кожуры.

- Верно ли утверждение: очистив яблоко от кожуры, можно полностью избавиться от бактерий на яблоке.

- Что необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение?

- Где найти эти знания?

- Какие меры помогут подольше оставаться яблоку свежим? Почему вы так думаете?



Задание 4. Заполните таблицу (Л, Пр, П, Р)

Название клетки

Форма

Рисунок

1. Коки



2. Стрептококки



3. Бациллы



4. Спириллы



5. Вибрионы





Задание 5. Разделите организмы на две группы. Дайте название каждой группе (Л, Пр, П, Р)

Цианобактерии, клубеньковые бактерии, молочнокислые бактерии, туберкулезная палочка, холерный вибрион, почвенные бактерии.



Задание 6. Из предложенных букв составьте слова. Дайте определения полученным понятиям (Л, Пр, П, К, Р):

1. ИМСИБОЗ

2. АБЫЛИЛЦ

3. ОРПАРИЫТО

1. _________________ - это ____________________________________________________

2. _________________ - это ____________________________________________________

3. _________________ - это ____________________________________________________



Задание 7. Заполните схему «Типы питания бактерий» и приведите примеры бактерий в каждую группу (Л, Пр, П, Р)

Типы питания бактерий





Задание 8. Прочитайте предложение и ответьте на вопрос: Какой вывод сделала Оля? (Л, Пр, П, К, Р)

Оля в микроскоп увидела клетку шарообразной формы, в которой отсутствовало ядро.



Задание 9. Выберите три понятия, соответствующие симбиозу (Л, Пр, П, К, Р):

1. Клубеньковые бактерии

4. Польза

2. Цианобактерии

5. Вред

3. Клевер, горох, фасоль

6. Гниение



Задание 10. (Л, Пр, П, К, Р)

Подготовьте творческие работы по теме: «Значение бактерий в природе и жизни человека» (в виде презентаций, сообщений, рисунков.)



Личностные результаты:

Патриотическое воспитание:

отношение к биологии как к важной составляющей культуры,

гордость за вклад российских и советских учёных в развитие

мировой биологической науки.

Гражданское воспитание:

готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Ценности научного познания:

ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, развитие научной любознательности, интереса к биологической науке.

Предметные результаты:

применять биологические термины и понятия в соответствии с поставленной задачей и в контексте; различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные организмы; различные биологические объекты: бактерии; проводить описание организма, выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, перечислять особенности бактерий;

применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация), выполнять биологический рисунок; создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.

Метапредметные УУД

Универсальные познавательные действия

Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,

умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Базовые исследовательские действия: прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления.

Универсальные коммуникативные действия

Общение: выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения.

Совместная деятельность (сотрудничество): понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы;

овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных

ситуациях, используя биологические знания; самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.

1.

6 класс

Проект «Начни с корня…» (Л, Пр, П, К, Р)

Фрагмент урока по теме «Виды корней и типы корневых систем»

Давайте попытаемся разгадать тайны и загадки самых удивительных организмов на Земле – растений!

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти, и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок,

Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

В.Жак

Каждый из вас знает это стихотворение ещё с детства. А задумывались ли вы, почему растения не могут жить без корня? Какую роль он играет в их жизни? Что есть в нём такого особенного, что делает его необходимым для растений?

Приходилось ли вам когда-нибудь самим наблюдать, как проклёвываются семена гороха, например, что у них появляется раньше корень, стебель или лист? А как образуются корни на ветках смородины или тополя, поставленных в воду? Как они называются и зачем нужны растению? Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, предлагаю узнать поближе этот замечательный орган, разгадать все его загадки, чтобы одной тайной у растений стало меньше!

Цель

Изучить виды корней и типы корневых систем.

Гипотеза

В природе чаще встречаются растения со стержневой корневой системой

Оборудование и материалы
  1. Гербарные экземпляры или свежие выкопанные растения пастушьей сумки, одуванчика, подорожника и другие.

  2. Проростки крупных семян, например тыквы, фасоли, кукурузы и другие.

Предварительная подготовка к проекту

Если проект проводится осенью или весной: дать задание учащимся выкопать травянистые растения с корнем (пастушьей сумки, одуванчика, подорожника и другие) и принести в школу. Если проект проводится в зимний период необходимо прорастить крупные семена, например, тыквы, фасоли, кукурузы и другие или использовать гербарные экземпляры.

Проектный продукт: протоколы исследования. Ход проекта
  1. Прочитайте в учебнике материал о корне, обратите внимание на особенности строения корней, корневых систем, их классификацию. Подумайте над вопросом: «Какова роль корня в жизни растения?»

  2. Для изучения видов корней и корневых систем необходимо: выбрать небольшое растение (двудольное или однодольное), лучше с травянистым стеблем или прорастить крупные семена двудольных (однодольных) растений. Растение можно выкопать у себя на даче, огороде, в поле, парке.

  3. Осторожно выкопайте растение, стараясь не повредить корни, отряхните землю, при необходимости аккуратно промойте в воде. Внимательно рассмотрите выкопанный корень, с помощью рисунка найдите на нём главный, боковые и придаточные корни. Найдите о них информацию в учебнике. Подумайте, какой корень называется главным, а какой придаточным, боковым. Сделайте рисунок, подпишите виды корней, которые вы обнаружили на исследованном растении.

  1. Определите тип корневой системы. Найдите о корневых системах информацию в учебнике. Подумайте, можно ли по типу корневой системы отнести растение к какому-либо классу? В чём отличие одного типа корневой системы от другой? Сделайте рисунки корневой системы, подпишите название.

  2. Если вы исследование проводите в зимнее время, то для изучения корней и корневых систем можно использовать проростки семян. Это могут быть любые семена культурных или дикорастущих растений (лучше, если семена будут крупными, их проростки лучше рассматривать). Для получения проростков, положите семена на влажную салфетку или вату, накройте плёнкой или крышкой (нужна влажная камера) и поставьте в тёплое место, через несколько дней у семян появляются корешки. Рассмотрите их внимательно и найдите все виды корней, определите тип корневой системы. Сделайте рисунки с обозначениями. Для исследований также можно использовать комнатные растения.

  3. Сделайте вывод по гипотезе.

  4. Подготовьте отчет о проделанной работе, заполнив протокол исследования проекта (выполняется на уроке или задается в качестве домашней работы).

Заполните протокол исследования
  1. Дата исследования. 

  2. Название растения. Напишите научное название выбранного растения.

  3. Корни растения. Сделайте рисунки корней с обозначениями, укажите виды.

  4. Главный корень растения. Если вы нашли у своего растения главный корень и отметили его на рисунке, опишите его свойства, выбрав все подходящие варианты.

    • Развивается на придаточных корнях

    • Развивается из корешка зародыша семени

    • Расположен на главном корне

    • Расположен на стебле

    • Расположен на подземном побеге - корневище

    • Расположен на листьях

  5. Придаточный корень растения. Если вы нашли у своего растения придаточные корни и отметили их на рисунке, опишите их свойства, выбрав все подходящие варианты.

    • Развиваются на главном корне

    • Развиваются из корешка зародыша семени

    • Расположены на подземном побеге корневище

    • Расположены на стебле растения

    • Расположены на листьях некоторых растений

  6. Боковые корни растения. Если вы нашли у своего растения боковые корни и отметили их на рисунке, опишите их свойства, выбрав все подходящие варианты.

    • Образуются на стебле растения

    • Образуются на подземном побеге корневище

    • Образуются на листьях некоторых растений

    • Образуются из корешка зародыша семени

    • Образуются на главном корне

  7. Корневая система растения. Укажите тип корневой системы изученного растения.

    • Стержневая

    • Мочковатая

  8. Растение относится к классу. Укажите, к какому классу относится растение.

    • Однодольные

    • Двудольные

  9. Описание корня. Расскажите, что вы узнали о видах корней, корневых системах. Как связаны корневые системы и классы цветковых растений. Напишите о роли корня в жизни растения. Расскажите, чему вы научились, выполняя проект. Сделайте вывод.

Личностные результаты:

Гражданское воспитание:

готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.

Ценности научного познания:

развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.

Предметные результаты:

применять биологические термины и понятия; различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений по заданному плану;

характеризовать органы растений; выполнять практические и лабораторные работы по морфологии и физиологии растений; выявлять причинно-следственные связи между строением и функциями органов растений; классифицировать растения и их части по разным основаниям; использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями, описывать растения и их части, ставить простейшие биологические опыты и эксперименты;

Метапредметные УУД

Универсальные познавательные действия

Базовые исследовательские действия:

- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента);

- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

Работа с информацией:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.

Универсальные коммуникативные действия

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах.

Совместная деятельность:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация: самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть); составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение.

Самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии.



Примечание: задания, формирующие определенный вид результата освоения ОП согласно ПРП, помечены соответствующим знаком:

Л – личностные

Пр - предметные

П - познавательные

К – коммуникативные

Р – регулятивные.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!