Задание 25.
1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «потребитель»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о целях потребителя, и одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода потребителя. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает услуги для личных целей. (Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение);
2) одно предложение с информацией о целях потребителя, например: «Целью потребителя является извлечение максимальной полезности от использования товаров и услуг»;
3) одно предложение, содержащее информацию об источниках дохода, получаемого потребителем, например: Одним из источников дохода потребителей является заработная плата.
2.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «право»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об источниках права, и одно предложение, раскрывающее особенности права в системе социальных
1) смысл понятия, например: «право – один из регуляторов общественных отношений»;
2) одно предложение с информацией об источниках права, опирающейся на знания курса, например: «Различают следующие основные источники права: 1) нормативный правовой акт; 2) правовой обычай; 3) правовой прецедент; кроме того, к источникам права относятся общие принципы права: правовая доктрина, нормативный договор»;
3) одно предложение, раскрывающее с особенности права в системе социальных норм, например: «Право обеспечивается властью и представляет собой единственную систему социальных норм, которая обязательна для всего населения, проживающего на территории определенного государства».
3.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «разделение труда»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах разделения труда, и одно предложение, содержащее информацию о роли разделения труда в процессе производства.
смысл понятия, например: «Разделение труда - дифференциация трудовой деятельности, приводящая к устойчивой специализации субъектов производственного процесса»;
2) одно предложение с информацией о видах разделения труда, например: «Различают отраслевое, географическое, технологическое и другие виды разделения труда»;
3) одно предложение с информацией о роли разделения труда, например: «Разделение труда служит увеличению его производительности, что намного повышает эффективность и темпы производства».
4.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «сфера (подсистема) общественной жизни»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одной из подсистем общества, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь сфер общественной жизни.
1) смысл понятия, например: «Сфера общественной жизни — это выделившееся в процессе исторического развития общества направление деятельности людей, связанное с объективными условиями их существования»;
2) одно предложение с информацией об одной из подсистем общества, например: «Социальная сфера включает коммуникативную деятельность, в результате которой люди объединяются в социальные группы и общности по различным основаниям»;
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных институтов, например: «Взаимосвязь сфер общественной жизни проявляется в том, что изменения в одной из них приводят к последующим изменениям в остальных».
5.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «сфера (подсистема) общественной жизни»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об одной из подсистем общества, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь сфер общественной жизни.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: «Сфера общественной жизни — это выделившееся в процессе исторического развития общества направление деятельности людей, связанное с объективными условиями их существования»;
2) одно предложение с информацией об одной из подсистем общества, например: «Социальная сфера включает коммуникативную деятельность, в результате которой люди объединяются в социальные группы и общности по различным основаниям
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любую из функций социальных институтов, например: «Взаимосвязь сфер общественной жизни проявляется в том, что изменения в одной из них приводят к последующим изменениям в остальных».
6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Социальная динамика»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальной динамики, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих видов.
В ответе может быть указано следующее определение и составлено два предложения:
1. Социальная динамика – совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур.
2. К видам социальной динамики относится реформа, революция, эволюция, стагнация.
3. Под революцией понимается коренное преобразование всех сфер жизни общества.
7.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Эмансипация несовершеннолетних»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об условиях, необходимых для эмансипации, и одно предложение об органах власти, принимающих решение об эмансипации
Эмансипация несовершеннолетнего — признание лица полностью дееспособным посредством решения органа опеки и попечительства либо суда по достижении шестнадцатилетнего возраста.
1) Возможность эмансипации наступает в том случае, если подросток, не достигнувший совершеннолетия, собирается вступить в официальный брак или уже состоит в нем.
2) Эмансипация подростка происходит на официальном уровне, и окончательный вердикт выносит суд на определенных основаниях
8.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Правовая семья»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах правовых семей, и одно предложение о признаках одного из этих видов.
Правовая семья - это совокупность нескольких национальных правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.
1) Обычно выделяют следующие основные правовые семьи: романо-германская, англо-саксонская, религиозная.
2) Одним из признаков англо-саксонской правовой семьи является то, что основным источником права выступает судебный прецедент
9.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономический цикл»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно об основных фазах экономического цикла, другое — о причинах экономических циклов.
понятия, например: экономический цикл — это периодические колебания деловой активности в стране.
Одно предложение о фазах экономического цикла: экономический цикл включает следующие периоды: подъём (оживление), экономический бум (пик), спад (рецессия), кризис (нижняя точка спада).
Одно предложение о причинах экономических циклов: причины экономических циклов связаны с внешними (войны, нефтяные шоки и т. д.) и внутриэкономическими факторами (монетарная политика государства, реструктуризация экономики и т. д.).
10.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «инфляция»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения:
одно предложение, содержащее информацию о видах инфляции в зависимости от темпов, и одно предложение, раскрывающее любое последствие инфляции.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: инфляция – это процесс
обесценивания денег и снижения их покупательной способности, проявляющийся в росте общего уровня цен;
2) одно предложение с информацией о видах инфляции в зависимости от темпов, например: В зависимости от темпов инфляции условно различают инфляцию умеренную (ползучую), галопирующую, высокую и гиперинфляцию.
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса любое последствие инфляции, например: В условиях инфляции замедляется экономический рост, поскольку фирмам становится недоступно приобретение новой, более совершенной техники.
11.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социально-экономический конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о причинах социально-экономического конфликта, и одно предложение о сторонах социально-экономического конфликта.
1) Раскрыт смысл понятия, например:
Социальный конфликт, предметом которого является экономическое благо.
2) два предложения, например:
- наиболее распространенной причиной социально-экономических конфликтов является уровень заработной платы, а также уровень цен на товары и услуги;
- в социально-экономических конфликтах основными противоборствующими сторонами являются работодатели и наемные рабочие.
12.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о социальных условиях реализации свободы, и одно предложение, раскрывающее сущность одного из этих условий
В ответе может быть указано:
1. Свобода- умение познавать объективную необходимость, и, опираясь на то познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность
Предложения:
- социальными условиями реализации свободы являются социальные нормы, место человека в обществе, формы общественной деятельности, уровень развития общества, степень социализации личности, личный выбор человека.
-принимая законы и процессы природы и общества, человек действует не слепо, инстинктивно, а с осознанием дела, свободно.
13.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «правоохранительные органы»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об основных правоохранительных органах РФ, и одно предложение, раскрывающее функции одного из них.
В ответе может быть указано: 1. Правоохранительные органы – это государственные органы, призванные охранять законность и правопорядок.
2. Предложения: - К правоохранительным органам в РФ относят полицию, прокуратуру, нотариат.
- Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов и поддерживает обвинение в суде.
14. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) выделения типов политических режимов, и одно предложение, раскрывающее особенности демократического режима.
1) смысл понятия, например: совокупность средств и методов, при помощи которых государство оказывает регулирующее воздействие на общество;
2) одно предложение с информацией о критериях(-и) выделения типов политических режимов, опирающейся на знания курса, например: Критерием выделения демократических и недемократических режимов является уровень политической свободы общества;
3)Особенностью демократического режима является гарантия политических прав и свобод граждан.
15. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма государственно- территориального устройства»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разновидностях форм государственно-территориального устройства, и другое предложение, характеризующее одну из этих разновидностей.
1) смысл понятия, например: «Форма государственного правления отражает систему взаимоотношений центральных и региональных органов власти»;
2) одно предложение с информацией о разновидностях форм территориально-государственного устройства, опирающейся на знания курса, например: «Одной из форм государственного правления является федерация».
3) одно предложение, характеризующее любую из разновидностей форм правления, например; «В унитарном государстве территориальные образования не имеют политической самостоятельности»