СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение элементов программированного обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение элементов программированного обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью)

Просмотр содержимого документа
«Применение элементов программированного обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Применение элементов программированного обучения на уроках биологии с детьми с ограниченными возможностями здоровья (нарушением интеллекта).


Одной из задач современной олигофренопедагогики остается поиск и разработка наиболее эффективных коррекционно -развивающих технологий. Дети с нарушением интеллекта испытывают значительные трудности в обучении. Это связано с особенностями их психофизического развития. Поэтому, вопрос усвоения программного материала и развития^ познавательных способностей учащихся актуален.

Кроме того, для обучающихся - это возможность утвердиться в своих знаниях, испытать успех и радость в своих достижениях.

Для учителей — это метод педагогической диагностики, с помощью которого определяется успешность или не успешность овладения учащимися знаниями, умениями, навыками, а также возможность дать анализ своей педагогической деятельности (функция контроля

Цель данной статьи, описать применение элементов программированного обучения на уроках биологии.

По мнению ряда авторов, (Т. М. Лифанова, Е. Д. Худенко, В. Г. Печерский) одним из средств повышения активности и самостоятельности учебной деятельности учащихся являются элементы программированного обучения. В пользу применения этого метода свидетельствуют такие моменты, как возможность получения учеником информации о том, правильно или неправильно он выполнил задание (наличие обратной связи), сочетание коллективных форм работы с индивидуальной работой каждого ученика, развитие самоконтроля, самостоятельности. При этом имеется быстро выявить затруднения школьников, своевременно оказать им помощь.

Программированные задания - это задания, специально разработанные учителем, предъявляемые обучающимся с целью контроля за качеством усвоения материала. Суть программированных заданий заключается в том, что к заданному вопросу предлагается несколько ответов, лишь один из которых правильный. Задания могут быть в текстовой или графической форме, для индивидуальной и фронтальной работы. Эффективнее всего их использовать на этапах урока: проверки домашнего задания и закреплении. Для индивидуальной работы программированные задания пишутся на отдельных карточках. Ученику дается набор нумерованных карточек, каждая из которых содержит 1 вопрос и 3 варианта ответа. В своей тетради ученик пишет номер карточки и обозначения правильного ответа: цифрой или буквой. В результате, у него получается цифровой ряд- дешифратор. Сравнив свой цифровой ряд и тот, который получился у ученика, можно сразу определи / качество ответа. Например, по теме «Вода-жидкость» можно предложить следующую серию вопросов:

  1. Вода - это 1. а) жидкость, 2.6) газ, З. в) твердое тело.


  1. Вода - это 4. а) тело, 5 .6) явление

  2. Вода — это б. а) искусственное тело, 7. 6) естественное тело.

VI. Вода имеет следующие свойства: 8. а) она темного цвета, непрозрачная жидкость; 9. 6) она белая, соленая на вкус; 10.в) она - жидкость, бесцветная, прозрачная, без запаха, не имеет своей формы.

Вода является необходимым условием жизни на земле, так как без нее... 11.а) становится холодно; 12.6) не могут существовать живые организмы.

V.Человек использует воду в 13.а) быту, промышленности, сельском хозяйстве; 14. б) промышленности; 15. в) для орошения земель.

Воду как часть неживой природы человек должен беречь и охранять от,16. а) животных; 17. б) птиц; 18. в) загрязнения.

Дешифратор здесь может быть следующий: I-a, И- б, IV- б, V- б, VI. - а, VII- в. Более простой вариант ответа одними арабскими цифрами без указания номера карточки: 15-6-10-12-13-18. Для облегчения прочтения ответа цифровые показатели в пределах 10 объединяются по два.

Более усложненным вариантом работы является программированный диктант, который предпочтительней использовать при проверке знаний по серии уроков. Вопросы с ответами последовательно зачитываются вслух. Обучающиеся должны выбрать правильный ответ, который фиксируется в письменной или устной форме. Учитель должен объяснить цель диктанта, последовательность его выполнения: сначала записывается порядковый номер диктуемого вопроса, а затем необходимый по смыслу ответ.

Программированные диктанты позволяют четко и конкретно определить степень усвоения учениками материала, приучают их к оперированию биологическими терминами, формируют грамотность в их написании.

Важным моментом является проверка диктанта, при которой ответы могут зачитываться учащимися или учителем. Проверка вслух приучает учащихся к правильному использованию терминов, воспитывает навыки устной речи у детей с нарушениями в развитии.

Форма диктанта может быть варьирована следующим образом. Учащимся предлагается ряд предложений, в которых пропущены слова, обозначающие биологические термины. Вставить слова - задача школьников.

Использование данных приемов работы во многом облегчает усвоение биологических терминов и понятий детьми с нарушениями в развитии.

Карточка 1а.

1.Посмотрите на листья. Найдите на них черешок и листовую пластинку.

2.Найдите листья с одной листовой пластинкой на черешке и несколькими листовыми пластинками на одном черешке.

3.К каким из них больше подходит название «простой лист» и «сложный лист

4.Попробуйте сказать, какие листья называются простыми, а какие -сложными

5.Если затрудняетесь или хоште проверить себя, то в заданиях 2 и 3 прочитайте сначала слова, подчеркнутые одной чертой, а затем слова, подчеркнутые двумя чертами, и выпишите их.

Обобщение и систематизация знаний. Обобщающий тест.

1. Обведи кружочком букву с правильным ответом.

Явления природы - это:

А - лед, вода, прорубь Б - снегопад, дождь, метель

3.Запиши буквы с правильными ответами

  1. Вода растворяет некоторые вещества. Б. Вода бесцветна.

  2. Вода при нагревании расширяется. Г. Вода при замерзании сжимается.

  1. Выбери правильный ответ.

1. Период весны по фенологическому календарю, когда появляются проталины, а) оживление весны; б) снеготаяние; в) разгар весны.

2.. Раньше всех к нам прилетают: а) ласточки, б) стрижи, в) грачи З. То из чего состоит тело, называют: а) стеклом, б) железом, в) веществом. 4Что надо сделать, чтобы предметы из глины были прочными: а) высушить на солнце, б) подержать в воде, в) обжечь в печи

  1. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно: а) голубой цвет, б) хорошо проводит тепло, в) упругий, г) прозрачный, д) не имеет запаха.

Таким образом применение элементов программированного обучения значительно повышает уровень общего развития и формирования специальных знаний.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!