СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение игр на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Игровые моменты на уроках

Просмотр содержимого документа
«Применение игр на уроках»

Игра, как средство воспитания детей.

Д.Б. Эльконин даёт такое определение игры: “Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности.”

Игры подразделяются на творческие (театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры) и игры с правилами (дидактические, подвижные, музыкальные игры и игры–забавы).

Так какое же значение имеет игра? В процессе игры дети сосредотачиваются, учатся мыслить самостоятельно, у них развивается внимание, стремление к знаниям. И даже самые пассивные из них включаются в игру с огромнейшим желанием, прилагая все усилия для того, чтобы не подвести товарищей по игре.

Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Поэтому в данном возрасте в игре развивается:

- мотивационно - потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные);

- появляется познавательный интерес (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания);

- развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения)

- развиваются умственные действия.


Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Поэтому их используют в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики.

Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Поэтому в данном возрасте в игре развивается:

- мотивационно - потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные);

- появляется познавательный интерес (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания);

- развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения)

- развиваются умственные действия.

Младший школьный возраст - возраст интенсивного интеллектуального развития. Интеллект определяет развитие всех остальных функций, происходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Поэтому в данном возрасте в игре развивается:

- мотивационно - потребностная сфера (возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные);

- появляется познавательный интерес (ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, учитывает особенности его поведения, что помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самооценки и самосознания);

- развивается произвольность поведения (разыгрывается роль, ребёнок стремится приблизиться к образцу, что помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения)

- развиваются умственные действия.

Игры-путешествия можно сравнить со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, где обычное раскрывается через необычное, простое – через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное.



Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предположении, что-то сделать: «Помоги Буратино расставить знаки в примерах», «Проверь домашнее задание у Незнайки».

Игры-предположения «Что было бы…?» или «Что бы я сделал…», «Как я решил и почему?», и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка, задание, задача, проблема и т.п.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом, входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они широко используются для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. В игре-беседе учитель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.

Рекомендации к проводимым на занятиях дидактическим играм:

  • Каждая игра должна содержать элемент новизны.

  • Нельзя навязывать детям игру, которая кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, и выбрать другую игру.

  • Игра – не урок. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое,… - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на занятии.

  • Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить, но и играть вместе с детьми.

  • Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах.



В начальной школе у детей, как правило, развито наглядно-образное мышление. Изучив особенности детей, необходимо достаточно глубоко анализировать схему предполагаемого урока. Все дети разные. В классе есть и кинестетики и аудиалы и визуалы. Поэтому, кинестетику и аудиалу бесполезно что-либо предъявлять в виде схем или чертежей, хотя для визуала эта методика подойдёт намного лучше, чем другие. Кинестетики легко справятся со сбором различных моделей, макетов. Для них очень занимательны исследования, эксперименты. Для аудиала увлекательным будет сочинение какой-либо сказки или рассказа, работа в паре, диалог, ролевая игра. Всё это поможет лучшему развитию творческих способностей учащихся.

Игра имеет ценность только в том случае, когда она способствует лучшему пониманию математического смысла вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения побуждают общение между учениками и преподавателем, отдельными учениками, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

“Составим поезд”.

Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. А класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”.

“Живой уголок”.

Содержание игры: учитель говорит: “В нашем живом уголке живут кролики: серый и белый, кролики грызут морковь. Сколько кроликов грызут морковь? (два, ответ фиксируется показом цифры 2). Назовите, какие кролики грызут морковь? (серый и белый). К ним прибежал ещё один кролик. Что изменилось? (кроликов стало больше) Сколько кроликов теперь едят морковь? (три, ответ фиксируется показом цифры 3) Перечисли их (один белый и ещё один белый, и ещё один серый, всего три). Каких кроликов больше, белых или серых? (белых) Почему их больше? (их два, а два это один и один). Почему 21? (два идёт при счёте после числа 1).

“Лучший счётчик”,

Содержание игры: учитель на магнитной доске по секторам соответственно размещает от 1 до 10 рисунков. Открывая каждый сектор поочерёдно, учитель предлагает детям сосчитать число рисунков и показать нужную цифру. Сосчитавший первый называется лучшим счётчиком. Затем учитель показывает цифры вразбивку, а ученики – соответствующее число рисунков в секторах круга. В итоге игры учитель открывает 2 сектора, предлагает сравнить число рисунков в них и определить, где предметов меньше и на сколько.

“Хлопки”

Содержание игры: учитель на магнитной доске размещает по секторам от 1 до 10 рисунков. Открывая по очереди сектор за сектором, предлагает сосчитать число рисунков и по его сигналу похлопать столько же раз, сколько открыто рисунков, и показать нужную цифру. (учитель задаёт ритм хлопков).

«Число и цифру знаю я»

Содержание игры: учитель на магнитной доске поочередно открывает сектор за сектором, дети считают число цифр в каждом из них и показывают учителю соответствующую карточку с цифрой, а затем сравнивают число цифр в двух соседних секторах магнитного моделеграфа.

Работа над составом числа начинается в разделе “Нумерация чисел первого десятка”. Состав чисел от одного до пяти дети в этот период должны знать на память, состав чисел 6-10 можно рассматривать на наглядной основе, на следующем этапе дети знакомятся с составом чисел на основе сложения по памяти. На третьем этапе дети воспроизводят состав чисел на основе выявленной закономерности: числа, стоящие на одинаковых местах (слева и справа) в числовом ряду, составляет в сумме последнее число в этом ряду.

«Числа, бегущие навстречу друг другу»

Дидактическая цель: знакомство с составом числа 10.

Содержание игры: учитель предлагает детям записать в тетрадь числа от 1 до 10 по порядку и дугами показать два числа, которые бегут навстречу друг другу, образуя в сумме число 10. Затем просит записать примеры на сложение с этими числами.

“Математическая эстафета”

Дидактическая цель: ознакомление с образованием чисел из десятка и единиц.

Средства обучения: 10 кругов и 10 треугольников из приложенных к учебнику математики для подготовительного класса.

Содержание игры: учитель делит класс на 3 команды по рядам и проводит игру-соревнование. Первый ученик из первой команды иллюстрирует число с помощью кругов и треугольников, второй из этой же команды называет цифрой обозначенное число, третий – его состав, четвёртый показывает число на карточках.

«Молчанка».

Содержание игры: учитель иллюстрирует на абаке или карточках двузначные числа, а учащиеся обозначают их с помощью разрезных цифр и показывают их молча учителю или записывают в тетради.

«Контролёры».

Дидактическая цель: закрепление знания состава чисел первого десятка.

Содержание игры: учитель распределяет детей на две команды. Два контролёра у доски следят за правильностью ответов: один – первой команды, второй - другой команды. По сигналу учителя ученики первой команды делают несколько ритмических наклонов вправо, влево и считают про себя. По сигналу учителя они называют хором число наклонов первой команды до заданного числа и ведут счёт про себя (например 6 – прибавил 1, 7 – прибавил 2, 8 – прибавил 3). Затем они называют число выполненных наклонов. По числу наклонов, выполненных учениками 1 и 2 группы и называется состав числа. Учитель говорит: “Восемь – это…”, ученики продолжают: “Пять и четыре”. Контролёры показывают зелёные круги в правой руке, если согласны с ответом, красные – если нет. В случае ошибки упражнение повторяется. Потом учитель предлагает детям второй команды по сигналу сделать несколько приседаний, а ученики первой команды дополняют приседания до заданного числа. Называется состав числа. Аналогично анализируется состав чисел на основе хлопков.

“Сколько палочек в другой руке?”

Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

“Сколько палочек в другой руке?”

Дидактическая цель: закрепление знания десятичного состава двузначного числа.

Средства обучения: набор отдельных палочек и пучков палочек.

Содержание игры: вызванный ученик берёт пучок палочек в одну руку, а отдельные палочки – в другую руку и показывает их классу. Дети угадывают их количество и показывают карточку с соответствующим числом.

Затем задание усложняется: надо угадать, сколько отдельных палочек в руке, если в другой – пучок, и составить пример на сложение. Например, ученик взял 15 палочек, положив пучок из 10 палочек в правую руку и 5 отдельных палочек в левую. Дети составляют пример на сложение 10+5=15.

«Слушай и считай».

Содержание игры: у каждого из учеников набор карточек с числами от 1 до 10. У учителя палочка, которой он ударяет по какому-либо предмету, издающему громкий звук, определённое число раз. Все учащиеся должны немедленно поднять и показать карточку с числом, соответствующим количеству ударов.

Можно условиться, что играющие, услышав удары, должны поднять карточку с числом, недостающим, например, до десяти (ударов было три, поднять карточку с числом 7). Затем устанавливается другое правило: показать надо не число, соответствующее числу ударов, а два соседних числа – меньшее и большее. Можно предложить и другой вариант игры: учитель сначала ударит палочкой по одному предмету 8 раз, а по другому – 3 раза. Это значит, что учащиеся должны от восьми отнять три и показать карточку с числом 5. Игра требует тишины и внимания, поэтому можно предложить ребятам, прислушиваясь к числу ударов, закрывать глаза

“Назови соседей числа”

Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

“Назови соседей числа”

Эта игра даёт возможность каждое число первой сотни рассматривать не изолированно, а в связи с предыдущим и последующим числом.

Средства обучения: мяч или два мяча – большой и маленький (или разного цвета).

Содержание игры: учитель бросает мяч то одному, то другому участнику игры, а те, возвращая мяч, отвечают на вопрос учителя. Бросая мяч, учитель называет какое-либо число, например двадцать один, играющий должен назвать смежные числа – 20 и 22 (обязательно сначала меньшее, потом большее).

«В магазин»

Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о составе числа.

Содержание игры: вывешивается два плаката: один с рисунками монет, другой с изображением предмета и его ценой (хлеб – цена, батон, булочка, рогалик и т.п.). Дети подходят к плакатам, показывают хлеб, и расплачиваются за покупку набором из существующих монет.

“Войди в ворота”

Дидактическая цель: обобщение знаний о составе числа.

Содержание игры: дети берут карточки с числами 0, 1, 2, …, 10. Два ученика образуют ворота (оба поднимают вверх сцепленные руки), в свободных руках они держат карточки с цифрами. В результате образуется несколько пар детей и один лишний. Он входит в ворота, выбирает ученика с такой карточкой, чтобы их числа в сумме составили число 10. Оба ученика проходят назад. Оставшийся без пары ученик также входит в ворота и подбирает пару себе. Все дети, сидевшие за столами, следят за правильностью подбора пар.

“Если вместе, если дружно”.

Особенность этой игры – соревнования – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от чёткости и взаимодействия зависит общий результат.

Дидактическая цель: развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навыков.

Ход игры: учитель объявляет, что урок пройдёт в виде игры под девизом “Если вместе, если дружно”. Класс делится на две команды. Обе команды носят имена великих математиков прошлого: “Пифагоры”, “Архимеды” (желательны эмблемы). Учитель предупреждает, что соревнования будут эстафетными, поэтому будьте готовы проявить взаимопонимание и взаимовыручку.



Эстафета №1 “Очень длинный пример”

На доске написаны примеры. Каждый ученик из команды подбегает к доске по очереди, решает один пример и передаёт эстафету следующему. Кто быстрее и правильнее решит весь пример?

Эстафета №2 “Собери робота”

Участники команд берут из корзин геометрические фигуры (круги, треугольники, квадраты и т.п.) и крепят их на доске так, чтобы получилась фигура, напоминающая робота. У кого робот получится лучше?

Эстафета №3 “Каждому по примеру”

Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.

Эстафета №4: “Найди цифру”

На доске два плаката, где в беспорядке прикреплены цифры от 1 до 30. Участники команд по очереди снимают цифры по порядку и составляют числовой ряд. Побеждает команда, первая и правильно построившая полный числовой ряд.

«Шифровальщики».

Данную игру использую на уроках математики при устном счёте. На доске записываю задания и зашифрованные буквами алфавита ответы. Выполнив задания правильно, ученики открывают слово и узнают тему урока или зашифрованное слово, связанное с данной темой.

«Самый внимательный».

На карточках написаны слова, в которых Буратино допустил ошибки. Он пропустил гласные буквы. Какие слова написаны?

Рзнсть, мнс, смм, чсл, квдрт, здч, тргльнк, прмгльник.

(Ответы: разность, минус, сумма, число, квадрат, задача, треугольник, прямоугольник).

Эстафета 1 «Самый быстрый и внимательный».

Каждому ученику раздаются одинаковые карточки. По сигналу учителя начинается работа. Реши примеры, связанные между собой. Если ученики при подсчете допустили ошибку, то последующие примеры они решить не смогут, а значит, они должны будут вернуться и найти допущенную ошибку. Такие задания развивают самоконтроль, внимание.

Эстафета 2 «Цепочка».

Решение примеров по-цепочке. На доске записывается пример в несколько действий и ученики по очереди выходят к доске и записывают результат действия. Кто быстрее и правильнее решит пример?

Эстафета 3 «Каждому по примеру».

Количество примеров на доске соответствует числу участников команды. Участники команд по очереди подбегают к доске и решают по одному примеру (на выбор). Побеждает та команда, которая быстро и без ошибок решит все примеры.

Упражнения на развитие творческих способностей.

Развитие воображения:

  1. Величина, количество, цифра, счет, номер.

Слово – буква.

Натуральное число - ?

  1. Координата, начало, единичный отрезок, направление, шкала

Мороженое – порция.

Координатный луч - ?

  1. Разность, умножение, произведение, деление, частное.

Слагаемое – сумма.

Множитель - ?

  1. Шкала, сантиметр, прямая, длина, деления.

Весы – масса.

Линейка - ?

  1. Минуты, секунды, время, стрелки, цифры.

Термометр – температура.

Циферблат - ?

Умение классифицировать:

  1. Даны числа:

12, 0, 15, 1, 8, 5, 2, 3, 44.

Распределите их по следующим признакам:

  • Однозначные числа

  • Натуральные числа в порядке возрастания

  • Целые числа

  • Цифры

  1. В каждом из четырех данных ниже списков подчеркните лишнее слово.

    • Отрезок, прямая, луч, треугольник, фигура, квадрат.

    • Сантиметр, миллиметр, дециметр, длина, метр.

    • Тонна, центнер, масса, грамм, пуд.

    • Треугольник, прямоугольник, многоугольник, квадрат, пятиугольник.

  2. Дан ряд чисел. Укажите, по какому правилу составлен ряд чисел, и продолжите его еще на три числа в соответствии с этим правилом.

1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, …

  1. Из данных ниже дробей укажите лишнюю:

а)

б)

Развитие внимания.

  1. Найти ошибку.

а) 3,2 + 8,=4,0; б) 16,6 – 5,16,1; в) 21,7 – 3 =21,4;

г) 29 + 7,1 = 100; д) 25,16 + 0,4 = 25,56;

е) 0,1 – 0,034 = 0,035.

Развитие творческого мышления:

  1. В чем сходство и в чем различие геометрических фигур?





  1. Какая их фигур лишняя и чем она отличается.



Развитие воображения.

Задачи со спичками.





Переложите две спички так, чтобы корова смотрела в обратную сторону.

  1. Задачи, побуждающие к выбору неверного способа решения.

  • Тройка лошадей проскакала 15 км. Сколько километров проскакала каждая лошадь?

  • У палки 2 конца. Если один из них отпилить, сколько концов получится?

  • У куба 8 вершин, если одну из них отпилить, сколько вершин будет?

  • Шесть рыбаков съедят 6 судаков за 6 дней. Сколько судаков съедят 12 рыбаков за 12 дней?

  1. Задачи, вводящие в заблуждение из – за неоднозначности словесных оборотов, буквенных и числовых выражение.

  • Чему равно: 2 в квадрате? 3 в квадрате? 5 в квадрате? Угол в квадрате?

  • Как можно истолковать равенства: 8 + 9 =5, 3 – 5 =10.

  • На листке бумаги написано число 606. Какое действие нужно совершить, чтобы увеличить его в полтора раза?