Применение игровых технологий в обучении как средство развития творческой активности учащихся в рамках реализации ФГОС
Разработка мероприятия в 6 классе игра «Математическая регата»
Цели:
Обучающая: повторение материала 6 класса при решении нестандартных задач, формирование умений обобщать и анализировать полученные знания.
Развивающая: решение нестандартных задач – как средство обучения математике и повышения интереса к предмету, формирование навыков взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки.
Воспитательная: формирование умения работать в команде.
Мероприятие проводится в сотрудничестве с учащимися старшего возраста, например, из 8-го класса, который является организатором и членами жюри.
Педагогические технологии: игровые технологии.
Оборудование:
компьютер, телевизор,
столы, ручки, бумага для черновиков, дипломы для всех команд,
листы с заданиями по турам, полные тексты решений для жюри и для координатора, сводный протокол,
на столах таблички с названиями команд.
Правила:
1. В математической регате участвуют школьные команды учащихся одного класса. В составе каждой команды 6 человек.
2. Соревнование проводится в три тура. Каждый тур представляет собой коллективное письменное решение трёх задач. Любая задача оформляется и сдаётся в жюри на отдельном листе, причём каждая команда имеет право сдать только по одному варианту решения каждой из задач.
3. Проведением регаты руководят координаторы (восьмиклассники). Они организует раздачу заданий и сбор листов с решениями; проводят разбор решений задач и обеспечивают своевременное появление информации об итогах проверки.
4. Время, отведённое командам для решения, и "стоимость" задач каждого тура в баллах указаны на листах с условиями задач, которые каждая команда получает непосредственно перед началом каждого тура: один тур - 10 минут, один тур - 15 минут и один тур - 20 минут.
5. Проверка решений осуществляется жюри после окончания каждого тура. Жюри состоит из трёх комиссий, специализирующихся на проверке задач № 1, № 2 и № 3 каждого тура соответственно.
6. Параллельно с ходом проверки, координаторы осуществляют для учащихся разбор решений задач, после чего школьники получают информацию об итогах проверки. После объявления итогов тура, команды, не согласные с тем, как оценены их решения, имеют право подать заявки на апелляцию. В случае получения такой заявки, комиссия, проверявшая решение, осуществляет повторную проверку и, после неё, может изменить свою оценку. В результате апелляции оценка решения может быть как повышена, так и понижена, или же оставлена без изменения.
7. Команды-победители и призёры регаты определяются по сумме баллов, набранных каждой командой во всех турах.
Подготовка регаты
В каждом туре учащимся предлагается решить три задачи. Тематика задач должна соответствовать возрасту участвующих школьников.
Для таких соревнований пригодны только задачи, решение которых может быть изложено кратко.
Задачи каждого тура должны иметь различную тематику, но примерно одинаковый уровень сложности.
Сложность заданий и время, выделяемое на их выполнение, увеличиваются от тура к туру.
Задания первого тура должны быть сравнительно простыми, чтобы они были решены большинством команд.
Мероприятие построено на самостоятельной деятельности учащихся и проводится в игровой форме, что является одним из приемов актуализации творческой активности учащихся.
Стоимость задач:1 тур-3 балла, 2 тур – 4 балла, 3 тур-5 баллов максимально. Итого максимальный балл-36
Литература:
Бабинская И. Л. Задачи математических олимпиад. – М., 1975.
Васильев Н.Б. Задачи Всесоюзных математических олимпиад. – М., 1998.
Каннель-Белов А. Я., Ковальджи А. К. Как решают нестандартные задачи / Под ред. В. О. Бугаенко. – 4-е изд., стереотип. – М.: МЦНМО, 2008. – 96 с.
Евдокимова М. А., Кукин Г. П. Задачи на разрезание. – М.: МЦНМО, 2002. – 120 с.
Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 5 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение. 1999г. – 287 с.
Московский интеллектуальный марафон.1997-1999г.5-8классы.-М.:ФИМА,Вербум-М,2000.-112с.
Интернет ресурс: http://www.mccme.ru/
Интернет ресурс: www.festival.1september.ru
Интернет ресурс: http://www.math.ru/
Интернет ресурс: http://www.metod-kopilka.ru/
Задания:
1 тур
№ 1. В стране великанов все расстояния в 2 раза больше, чем у нас с вами. Сколько наших с вами спичечных коробков поместится в пустой спичечный коробок великана?
Решение. Поскольку все расстояния больше в два раза, то в спичечном коробке великана и длина, и ширина, и высота больше в два раза. Это значит, что коробок великана можно «разбить» на 8 маленьких – наших обычных коробков. Ответ: 8 коробков
№ 2. Сколько всего прабабушек было у всех ваших прабабушек? (у каждого человека ровно две бабушки: мама мамы и мама папы)
Решение. Прабабушка – это мама бабушки или дедушки. Так как у каждого человека две бабушки и два дедушки, то всего 4 прабабушки. Но тогда у каждой прабабушки тоже было по 4 прабабушки. Поэтому всего 4*4=16. Ответ: 16
№ 3. В детском саду дети, построенные парами, возвращаются с вечернего чая с пряниками в карманах. В каждой паре идут мальчик и девочка, причем у мальчика пряников либо вдвое больше, либо вдвое меньше, чем у девочки. Могут ли они все вместе иметь ровно 25 пряников?
Решение. У каждой пары ребят число пряников кратно трем. Значит, общее количество пряников делится на 3. Но 25 на 3 не делится. Ответ: не могут
2 тур
№ 1. В некотором году в январе 4 вторника и 4 субботы. Какой день недели 1 января?
Решение. В январе 31 день. Это 4 полных недели (28 дней) и еще 3 дня. Это означает, что трех дней недели будет в месяце на 1 больше (то есть 5), чем остальных. По условию в данном январе 4 вторника и 4 субботы, значит, три дня должны уместиться либо между вторником и субботой, либо между субботой и вторником. Второй вариант не подходит – воскресенье и понедельник – только два дня, а первый вариант – среда, четверг, пятница – подходит. И эти дни совпадают по дням недели с 1,2 и 3 января. Ответ: среда
№ 2. Винни-Пух и Тигра лезут на два одинаковых дерева. Винни-Пух поднимается и спускается с одинаковой скоростью, а Тигра лезет вверх в два раза быстрее Винни-Пуха, а спускается в два раза медленнее Винни-Пуха. Кто из них поднимется и спустится быстрее?
Решение. Если Тигра спускается в два раза медленнее Винни-Пуха, то на путь вниз он потратит столько же времени, сколько Винни-Пух на подъем и спуск. Ответ: Винни-Пух
№ 3. У четырехзначного числа, записанного одинаковыми цифрами, стерли две цифры. Во сколько раз уменьшилось число?
Решение. Исходное число равно ĀĀĀĀ= 100ĀĀ+ĀĀ = 101ĀĀ. Поэтому после стирания двух цифр число уменьшится в 101 раз. Ответ: в 101 раз
3 тур
№ 1. Дима сложил квадратный лист бумаги пополам, потом еще раз пополам так что снова получился квадрат. Потом сложил еще раз пополам. После этого у получившегося прямоугольника обрезал все уголки. Развернув лист, Дима обнаружил в листе дырки. Сколько?
Решение. После первых двух складываний у листка будет только один «уголок», сгиб которого приходится внутри исходного квадрата. После третьего сгиба таких уголков будет два, причем один двойной. Ответ. 3 дырки.
№ 2. Есть розы, астры и лилии. Сколько различных букетов из трех цветков можно составить?
Решение. Три букета из цветов одного сорта, один букет из трех различных цветков. Осталось сосчитать количество букетов из цветков двух сортов. В каждом таком букете будет два одинаковых цветка и еще один другого сорта. Выбрать сорт двух одинаковых цветков мы можем тремя способами, а оставшийся цветок – двумя способами. Следовательно, вариантов таких букетов 6. А всего 6 +3 + 1 = 10. Ответ: 10 букетов
№ 3. Мама пришла с работы домой и обнаружила, что коробка с конфетами пуста. На вопрос «Кто съел конфеты?» ее сыновья Ваня, Толя и Гриша ответили так:
Ваня: «Гриша не ел последнюю конфету»
Толя: «Гриша и Ваня оба ели конфеты»
Гриша: «Толя и Ваня оба не ели конфеты».
Впоследствии оказалось, что все дети сказали неправду. Кто съел конфеты?
Решение. Поскольку Ваня сказал неправду, то Гриша съел последнюю конфету и, следовательно, конфеты он ел. Поскольку Толя сказал неправду, а мы уже выяснили, что Гриша конфеты ел, то для того, чтобы утверждение Толи было неверно, необходимо, чтобы Ваня не ел конфет. Но тогда, чтобы Гришино утверждение было неверно, Толя должен был участвовать в поедании конфет.
Ответ: Гриша и Толя
Таблица результатов
№ | Название команд | Тур №1 | Тур №2 | Тур №3 | Итог |
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
1 | «Десяточка 1» | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 1 | 5 | 5 | 5 | 33-1 место |
2 | «Десяточка 2» | 2 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 0 | 5 | 5 | 30-2 место |
3 | «Десяточка 3» | 3 | 3 | 3 | 1 | 4 | 4 | 0 | 5 | 5 | 28-3 место |