МБОУ«Коневская основная общеобразовательная школа »
Тема: Применение ИКТ на уроках английского языка и пути повышения мотивации к изучению английского языка
Выполнила: Храмова И. Я.
Учитель английского языка
Балахна
2017 год
Содержание
Введение стр. 3-6
Глава I. Применение ИКТ на уроках английского языка и пути повышения мотивации к изучению английского языка
Пути формирования ИКТ-компетентности стр. 7-9
1.2. Повышение мотивации изучения английского языка путем использования новых информационных технологий стр. 10-13
Глава 2. Практическая часть: презентации и проектная деятельность учащихся с переходом на ФГОС
Использование презентаций на уроке английского
языка стр. 14-16
Проектная деятельность учащихся стр. 17-24
Заключение стр. 25-26
Список литературы стр. 27
Приложения стр. 28
Введение
Обновление государственных образовательных стандартов привело к изменениям в области иноязычного образования. Модифицировать условия для более эффективного обучения школьников в новых реалиях – вот задача, которую призваны решить новые стандарты. Новые задачи предполагают и новые подходы к изучению английского языка. Это нашло своё отражение в изменении требований к уровню овладения английским языком, определению содержания, к методической организации материалов и созданию УМК, к принципам обучения. Приоритетной частью нового ФГОС является программа формирования четырёх видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Ключевой задачей внедрения нового образовательного стандарта является реализация данной программы в начальной школе. Речь пойдёт об умении школьников ориентироваться в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формировании способности грамотно применять их (ИКТ-компетентность).
ИКТ- компетентность рассматривается сейчас как общешкольное умение, формирование которого должно проходить на всех этапах обучения, начиная с начальной школы. Нет необходимости говорить об актуальности, практической значимости и целесообразности использования ИКТ на уроках английского языка в современной школе. Думаю, нет такого учителя, который бы не признавал этого. Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред – вот наиболее естественный способ формирования ИКТ-компетенции. Правда, с прискорбием приходится констатировать, при существующей материальной базе наших школ – это дело будущего.
Внедрение новых технологий затрагивает все стороны образовательного процесса, и в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено – компьютер. Одним из результатов обучения в школе первой ступени должна стать готовность к овладению современными компьютерными технологиями и умение получать информацию самостоятельно.
Сегодня учителю, особенно учителю, обучающему детей английскому языку, очень важно быть в центре информационного потока современной жизни. Процессы обновления в сфере обучения английского языка в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлено право и возможность самостоятельного выбора методов преподавания, учебных пособий и других обучающих средств.
Преподавателям, стремящимся к внедрению информационно-коммуникационных технологий, сложно ориентироваться в потоке сообщений и выбрать программное обеспечение, наиболее полно соответствующее требуемым конкретным целям образовательного процесса.
В большей степени это объясняется пока ещё слабым методическим обеспечением использования ИКТ в преподавании английского языка.
Актуальность данного исследования определяется противоречием между необходимостью активного внедрения ИКТ на уроках английского языка и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы эффективного использования ИКТ.
Исходя из актуальности проблемы исследования, ее недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости, была определена тема исследования, сформулированы ее цель, задачи, обоснованы объект и предмет исследования.
Новизна исследования заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию новых информационных технологий в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения с использованием компьютерных технологий.
Проблема исследования заключается в отсутствии на данный момент разработанных и апробированных методик использования новых информационных технологий в образовательном процессе, в отсутствии банка компьютерных программных продуктов.
Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование методики преподавания и повышение качества знаний учащихся.
Предметом исследования являются информационно- коммуникативные технологии, используемые в преподавании английского языка (мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска).
Педагогические цели, заключаются в следующем:
• повышение качества знаний учащихся;
• совершенствование методики проведения уроков иностранного языка с применением ИКТ;
• обеспечение дифференцированного подхода к учащимся в образовательном процессе;
• обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты. Создать собственные мультимедийные приложения к УМК « Spotlight» для 2,3,4 классов под ред. Н.И.Быкова, Д. Дули, М.Д.Поспелова, В.Эванс.
- широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;
- совершенствовать профессиональную ИКТ-компетентность;
-проводить психологические исследования и диагностику деятельности учителя и ученика с целью определения степени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса.
Гипотеза исследования: разработать, усовершенствовать, накопить методические материалы по использованию ИКТ и внедрить их в учебный процесс, что способствует:
повышению качества знаний учащихся;
повышению эффективности уроков английского языка
рациональной организации учебного процесса;
совершенствованию методик преподавания английского языка с использованием ИКТ;
совершенствованию контроля знаний;
Конкретные методы реализации исследования: наблюдение, тестирование, срезы, анализ результатов.
Глава I Применение ИКТ на уроках английского языка и пути повышения мотивации к изучению английского языка
1.1 Пути формирования ИКТ-компетентности.
На сегодняшний день я вижу несколько путей формирования ИКТ-компетентности:
внедрение ИКТ в учебный процесс, через использование интерактивных средств обучения.
создание электронных продуктов различных уровней для использования в учебно-воспитательном и образовательном процессе.
привлечение детей к применению ИКТ через участие в проектной деятельности.
Возможности использования компьютерных технологий безграничны. Они и облегчают работу учителя и вызывают огромный интерес у учеников, предлагают простые и удобные средства для решения широкого круга задач, предоставляют учащимся дополнительный стимул в изучении английского языка. Вот уже четыре года я использую средства ИКТ и могу сказать, что это даёт мне преимущества перед традиционной системой обучения в следующем:
повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
осуществляется дифференцированный подход;
каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
облегчается процесс контроля и оценки знаний;
развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
На своих уроках я стараюсь учитывать все особенности современных детей: их гиперактивность и неумение долго удерживать внимание, их перегруженность информацией, с одной стороны, и желание защититься от этой информации — с другой. Их умение мгновенно схватывать новый материал и тут же забыть его, как что-то ненужное.
В своей практике я активно использую разнообразные электронные ресурсы. Это могут быть как собственные мультимедийные презентации, так и материалы, найденные в Интернете.
Но чаще всего используются мультимедиа приложения к учебникам английского языка.
Целями использования мудьтимедийных приложений являются формирование коммуникативных умений в аудировании, говорении и чтении на английском языке; повышение мотивации к изучению английского языка как средству общения; развитие речевых способностей, памяти, мышления и воображения. Программы основываются на принципе погружения учащихся в языковую среду и помогают обучению произносительной стороне речи. Выгодным отличием от многих уже существующих на рынке программных продуктов российских разработчиков является то, что каждое упражнение этих программ содержит аудиофрагмент, озвученный профессиональными актерами. Сначала дети слушают и повторяют слова, речевые образцы, монологи и диалоги, которые впоследствии становятся базой для развития коммуникативных умений и навыков.
В основе концепции программ лежит личностно-ориентированный подход, направленный на необходимость формирования у младших школьников позитивного отношения к процессу обучения и развития мотивации к дальнейшему овладению английским языком. В связи с тем, что внимание детей до 10 лет отличается малой устойчивостью, предлагается сочетать задания с использованием информационных технологий с традиционными видами деятельности, так как работу с мультимедийным компонентом ребенок воспринимает как игру.
Внедрение компьютерных образовательных программ в массовую школу показывает, что роль учителя по-прежнему остается важной. Несмотря на огромное преимущество компьютера, по сравнению с другими техническими и наглядными средствами обучения, именно Учитель может обеспечить целость, системность и эффективность в обучении.
Педагог должен прагматично подходить к использованию информационно-компьютерных технологий, при этом компьютер для него - более современный (по сравнению с другими средствами) инструмент. Применение компьютерных образовательных программ в процессе обучения английскому языку не мешает решению коммуникативной задачи, а наоборот, повышает её эффективность, так как Учитель может построить такой урок, который мог бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели.
Уникальностью данных программ является их полное соответствие авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, главными действующими лицами являются те же персонажи, что и в книге, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием. Существующие сегодня CD диски позволяют выводить на экран компьютера информацию в виде текста, звука, видеоизображения, игр. Разнообразие тем и видов деятельности, красочность, увлекательность и доступность компьютерных заданий развивают и поддерживают огромный интерес к изучению предмета.
Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Благодаря этому максимально облегчена задача учителя встроить мультимедиа компонент в процесс урока. Но и после уроков ребята с удовольствием используют эту программу. Кроме того, диски с приложением есть практически у всех детей, имеющих дома компьютер. Таким образом, они могут использовать диск для изучения языка дома. Таким образом, мы «убиваем двух зайцев»: ребёнок играет и таким нехитрым способом происходит формирование ИКТ - компетенции. И, наконец, ещё один способ научить школьников грамотно применять информационные и коммуникативные технологии.
1.2 Повышение мотивации изучения английского языка путем использования новых информационных технологий
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадёжным. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость использования информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Применение ИКТ в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся.
Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека.
Главная цель внедрения ИКТ – появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.
Основными являются:
технические, т.е умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;
методические, т.е умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;
технологические, т.е умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
Использование новых ИТ на уроках английского языка дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
осуществляется дифференцированный подход;
каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
облегчается процесс контроля и оценки знаний;
развиваются привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
активизировать познавательную деятельность учащихся;
проводить уроки на высоком эстетическом уровне;
индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Информационные технологии делают процесс обучения более интересным. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередко способствует повышению интереса к учёбе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, не прибегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют учителя, позитивно складываются на мотивации учения. Что же касается занимательности как источника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большую актуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.
Основная цель использования информационных технологий в учебном процессе как инновационного подхода в образовании заключена в способствовании максимального развития способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественнонаучной картины мира, научного фундамента для успешного прогнозирования собственной профессиональной деятельности, способствование творческому развитию личности и верному выбору индивидуальной программы жизни на базе познания особенностей, потребностей и возможностей человека.
Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся:
большая часть знаний, умений и навыков, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации и мотивации их приобретения;
высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс;
В младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным и устойчивым, если учебный материал отличается наглядностью, яркость, вызывает у школьников эмоциональное отношение. В роли такой наглядности можно использовать компьютер.
Внедрение компьютеров перспективно, так как:
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Глава 2. Практическая часть: презентации и проектная деятельность учащихся
2.1 Использование презентаций на уроке английского языка
Презентация как средство подачи материала, как дополнительное наглядное пособие к уроку достаточно широко используется в школах. Главной причиной является то, что освоение программы PowerPoint относительно несложно как для ребенка, так и для учителя, при том, что такой вид подачи материала эффектен и красочен.
Что же отличает мультимедийную презентацию от, например, доклада, написанного в тетради? Основным отличием является возможность использования в презентации звука, анимации, гиперссылок, макросов. Материал становится динамичнее, ярче, в нем можно выбирать порядок изучения подтем, тестировать знания по уроку.
Условно учебные презентации можно разделить на «лекционные» (сопровождающие теоретический материал), «исследовательские» (выполненные в результате работы над проектом как итоговые работы), «игровые» (интерактивные, дополняющие учебную программу), «для самостоятельной работы» (презентации, позволяющие ребенку, пропустившему тему, наверстать упущенное самостоятельно).
Мультимедийные компьютерные технологии позволяют дополнить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такое дополнение оказывается более эффективным, дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала его. Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Подготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников. При этом необходимо учитывать: соответствие презентации целям и задачам данного урока, время и место каждого отдельного слайда; информация должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
Владение мультимедиа технологией важнейшая особенность, которой в том, что она помогает учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации. А для современного ученика применение мультимедиа в учебной деятельности выглядит вполне естественным. Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:
источник информации;
повышают степень наглядности;
организуют и направляют восприятие;
наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию;
это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.
Информационные технологии, открывают не только дополнительные возможности обучения и развития учеников, но помогают организовать работу маленьких детей в проектном режиме. Тем более что приоритетной педагогической задачей для учителя является развитие способностей ребёнка.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс рассматривается:
Не как цель, а как еще один способ постижения мира учащимися;
Как источник дополнительной информации по предметам;
Как способ самообразования учителя и учащихся;
Как возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Слайды, выведенные на большой экран,- это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока.
2.2 Проектная деятельность учащихся
Проектная деятельность, по определению, это уникальная деятельность, имеющая ограниченные, временные рамки, чёткую и однозначную постановку цели, направленная на достижение изначально определенного результата или создание конкретного, уникального продукта или услуги при заданных ограничениях по имеющимся ресурсам, срокам и требованиям к качеству.
Речь пойдёт о включении детей в проектную деятельность. Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.
Целью начального этапа изучения английского языка является формирование умений общаться на английском языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению языка. Опыт работы в начальных классах показывает, что не смотря на новизну предмета, происходит снижение интереса к урокам иностранного языка. Учебный процесс становится не эффективным. Одним из требований современности является использование на уроках информационно-компьютерных технологий. Дети сами хотят работать на компьютере, создавать презентации самостоятельно. Поэтому я остановила свой взгляд на методе проектов в сочетании с информационно-компьютерными технологиями, который отвечает требованиям современности, интересам учеников и пожеланиям родителей. Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации. Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни. Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами. Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией.
В понятие иноязычной коммуникативной компетенции входят:
- речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
-социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфики стран изучаемого языка;
- языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
- учебно– познавательная компетенция – совершенствование учебной деятельности по овладению ИЯ;
- компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.
А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.
Кроме того, проектное обучение способствует:
повышению личной уверенности учащихся;
развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
развивает у учащихся исследовательские умения.
Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная Е.С. Полат. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. Автор проводит классификацию по следующим типологическим признакам:
1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;
2) предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;
3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);
4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или региональный, и международный;
5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);
6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).
Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но первый опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков.
Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.
Конечно, применительно к детям 2-4 классов это звучит несколько громко, но всё же. Авторской программой предусмотрено выполнение проектных работ, начиная со 2 класса. Согласно календарно-тематическому планированию каждая четверть заканчивается проектной работой. Похвастаться тем, что все дети, выполняя их, используют компьютер и создают презентации, не могу. Но, тем не менее, уже имею коллекцию детских работ, выполненных в электронном варианте.
Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема “My favourite animal”, “ Mein Lieblingstier” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ.
В начальной школе используется данная схема работы над проектом. Она предусматривает несколько этапов:
Этап планирования. Здесь осуществляется коллективное обсуждение проблемы (праздника), с последующим делением ее на подтемы (легенды, традиции, игры, поздравления, стихи, песни и т.д.). Учащиеся выбирают подтемы в соответствии со своими интересами. На данном этапе сразу оговариваются сроки работы над проектом, поэтому проект не может растянуться и длится строго определенное время.
Аналитический этап – этап работы с информацией, ее анализ и обработка. Это самый сложный этап для учащихся и требует значительной предварительной проработки со стороны руководителя. Потому что ученики начальной школы не обладают большим лексическим запасом, а также навыками поиска информации.
Этап обобщения информации предполагает структурирование полученной информации.
Презентация. На данном этапе ребята осмысливают полученные данные и готовят итоговое представление результатов своей работы. Демонстрация результатов работы.
Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, концерт для родителей, праздник для учащихся младших классов. Если работа оформляется в виде реферата, то конечный вид проекта должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Метод проектов изменяет отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала.
Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.
Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является, по своей сути, творческой и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся.
Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинарный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж, компьютерная презентация и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.
Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия.
Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся в ходе совместной творческой работы.
Заключение
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, английскому языку в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по английскому языку. ИКТ позволяют более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности учащегося, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися.
Эти технологии открывают широкие возможности преподавателям, которые ищут в них дополнительные средства для решения своих профессиональных задач. Новейшие информационные технологии в обучении позволяют активнее использовать научный и образовательный потенциал ведущих университетов и институтов, привлекать лучших преподавателей к созданию курсов дистанционного обучения, расширять аудиторию обучаемых.
Проанализировав опыт применения ИКТ на уроках английского языка и во внеурочное время, можно сделать вывод:
мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения:
способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
улучшают качество усвоения материала;
позволяют индивидуализировать процесс обучения;
дают возможность избежать субъективности оценки.
Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, прежде всего, о том, что обновление государственных образовательных стандартов и изменения в области иноязычного образования требуют от учителя английского языка быть современным и интересным для своих учеников. Учитель, владеющий информационными технологиями, сможет их усовершенствовать и передать своим ученикам. Ведь сегодня на первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Мое педагогическое кредо — это постоянный поиск способов повышения мотивации учащихся, поддержание их интереса к языку, освоение новых педагогических технологий, стремление идти в ногу со временем.
Список литературы
1. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
2. Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
3. А. Иванов. Проектная деятельность обучающихся в условиях новой школы. Вестник образования № 6, 2011 г, стр. 56
4. Карпов А.С. Интернет в подготовке будущих учителей иностранного языка. ИЯШ, №4, 2002. с. 73-78.
5. Нелунова Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе. Якутск, 2006.
6. Петрова Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка -потребность времени.ИЯШ,№5, 2005.
7. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка». // ИЯШ № 2 2001.
8. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка». // ИЯШ № 3 2001.
9. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе № 3, 2005.
10. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранные языки в школе № 5, 2006.
11. Полилова Т. А. Внедрение компьютерных технологий. ИЯШ, №6, 2007.
12. Протасеня Е. П. Компьютерное обучение: за и против. ИЯШ, №3, 1997
13. Самылина Т. И. , Фомина Н. А. Обучение дошкольников иностранному языку с помощью компьютера. ИЯШ, №4, 2003. с. 52-56.
14. Телицина Т. Н. использование компьютерных программ на уроках английского языка. ИЯШ, №2. 2002.
Приложение 3




П

риложение 2



Приложение 3
Динамика роста мотивации к изучению
предметов от общего числа обучающихся

29