Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках технологии
Отличительные особенности компьютера:
Возможность работы в режиме диалога
Возможность организации полноценной индивидуальной работа
Возможность моделирования объектов на основе динамики изображения и высокой степени наглядности
Автоматизация рутинных операций и связанная с этим экономия времени
Доступ к большому объему информации
Широкие демонстрационными возможностями
Условия, способные обеспечить использование ИКТ на уроках технологии:
вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс;
совместная работа в сотрудничестве для решения разнообразных проблем;
широкое общения со сверстниками из других школ, регионов, стран;
свободный доступ к необходимой информации в информационных центрах всего мира с целью формирования своего собственного независимого аргументированного мнения по различным проблемам.
Модели использования ИКТ на уроках технологии:
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию
Компьютерное тестирование
Работа с электронными энциклопедиями
Использование электронных сборников-тренажёров
Выступление с опорой на мультимедиа презентацию.
Мультимедиа выступления повышают эффективность учебно-воспитательного процесса за счёт:
- активизации восприятия учащихся за счёт использования звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей
- во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске
- большой объём информации может быть получен из Интернета и с компакт дисков и воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся
- учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления
Работа с мультимедийными пособиями.
Это - возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала:
Такая работа может осуществляться на разных этапах урока
- как способ создания проблемной ситуации
- как способ объяснения нового материала
- как форма закрепления изученного
- как форма проверки домашнего задания
- как способ проверки знаний в процессе урока
Компьютерное тестирование.
Компьютерное тестирование (с использованием Программы для подготовки, проведения и анализа компьютерного тестирования MyTest) даёт возможность за короткий промежуток времени фиксировать, анализировать результат проделанной работы, возвращаться к выполненному заданию, работать над ошибками.
Работа с электронными энциклопедиями.
работа с электронными энциклопедиями даёт возможность, сэкономив время, найти необходимую информацию в нужном разделе. (Например: выбрав в электронной библиотечке имя автора, быстро найти нужную иллюстрацию и информацию из любой области знаний.)
Использование ИКТ на уроках технологии позволяет сделать урок
динамичнее,
интереснее,
эффективнее.
С помощью ИКТ представляется возможным довести процесс дифференциации обучения до уровня индивидуализации.
Задачи использования ИКТ на уроках технологии:
- создание банка учебных программ, которые можно использовать на уроке
- осуществление идеи индивидуализации обучения в соответствии с темпом, наиболее близким каждому ученику
- передача нагрузки по проверке знаний учащихся с учителя на компьютер
- сведение к минимуму вероятность формирования у учащихся «комплекса неполноценности»
- повышение качества обучения
Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на ученика
Работа по этим технологиям не только сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
- способствует повышению познавательного интереса к предмету
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика
Влияние использования информационно-коммуникационных технологий на учителя
ИКТ дают:
- экономию времени на уроке
- глубину погружения в материал
- повышенную мотивацию обучения
- интегративный подход в обучении
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов
- возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока
- привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию