Применение интерактивных методов
в курсе музыкальной литературы.
Методический доклад
Автор:Зарина Ходиева
Интерактивное обучение, подразумевает диалог не только учителя, учеников между собой, но и компьютера. С появлением компьютерных технологий образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, фонотекам, презентациям и т.д.).
Поэтому становится необходимо применение в курсе музыкальной литературы инновационных технологий обучения, развивающих исследовательских проблемных технологий, но определенно призванных активно развивать в личности творческие способности и саму потребность в творчестве. К таким методам следует отнести интерактивные методы обучения, способствующие самоосмыслению, саморазвитию, самосознанию своих возможностей учащихся.
Применение интерактивных методов и ТСО в курсе музыкальной литературы, при возрастающей компьютеризации учебного процесса приобретают все большее значение, становятся эффектным средством активизации творческой познавательной, рефлексивной деятельности учащихся.
На современном этапе развития общества существенное воздействие на индивидуума оказывает медиа - технологии. Особенно сильно влияют технологии на учащихся, которые с большим удовольствием смотрят телевизор, нежели читают книгу. Мозг человека намного легче воспринимает предложенную во время занятия информацию с помощью медиа-средств.
«Применение ИКТ в процессе обучения весьма привлекательно как для учащихся, так и для преподавателей: помогает им лучше оценить способности и знания, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения».1
Прочитав вводные и обзорные лекции, преподаватель должен направлять самостоятельную работу учащегося в курсе музыкальной литературы, время от времени консультировать, оказывать помощь в его самостоятельном движении от незнания к знанию. Посредством индивидуальных и групповых консультаций, преподаватель организует учебную работу в интерактивных формах, в малых группах и командах. Применимы следующие методы - Беседа, Практикум, Рассказ, Семинар-практикум и многие другие.
Методы, проектной технологии, применяемые в курсе музыкальной литературы многообразны. В процессе определения творческих заданий по созданию индивидуального учебно-творческого проекта применяют методы, приемы, технологии, в основе которых лежат принципы индивидуализации, дифференциации, эффективности, личностно-ориентированный подход.
В процессе реализации индивидуального учебного проекта идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности, что и составляет суть интерактивного обучения.
Применение инноваций дает возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые позволяют не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
В курсе музыкальной литературы применимы следующие нетрадиционные технологии обучения:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-презентация, "дублер начинает действовать";
- уроки с имитацией публичных форм общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, "живая газета", устный журнал;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз, урок-подарок от волшебника, урок на тему музыкально-стилистической эпохи;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: дебаты, театр, цирк, патентное бюро, ученый совет;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью, репортаж;
- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: КВН, "Следствие ведут знатоки", "Что? Где? Когда?", "Эрудит", утренник, спектакль, концерт, инсценировка, «Своя игра», и др.
1 Далимова Н. Сущность педагогических технологий.// Творчесвто Мукаррам Тургунбаевой и ее вклад в развитие узбекской сценической хореографии.; Т.2014.-с 74.