СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интерактивных методов в курсе сольфеджио

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все учащиеся были вовлечены в учебный процесс. Преподавание профильных дисциплин постепенно вырабатывает методики, технологии и успешно осуществляет по ним подготовку юных музыкантов.

В курсе сольфеджио у учащихся формируется багаж музыкальных знаний, музыкальное воспитание, развивается музыкальная память, координация движений, совершенствуется техник исполнения.В данном методическом докладе частично раскрывается методика применения интерактивных методов в курсе сольфеджио.

Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивных методов в курсе сольфеджио»

Применение интерактивных методов

в курсе сольфеджио.

Методический доклад

Автор:Зарина Ходиева

Во все времена педагога волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все учащиеся были вовлечены в учебный процесс. Преподавание профильных дисциплин постепенно вырабатывает методики, технологии и успешно осуществляет по ним подготовку юных музыкантов.

В курсе сольфеджио у учащихся формируется багаж музыкальных знаний, музыкальное воспитание, развивается музыкальная память, координация движений, совершенствуется техник исполнения.

«Интерактивность» способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога. Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого происходит пополнение новыми знаниями в результате взаимодействия учителя, учеников между собой.

Наибольшая эффективность образовательного процесса может быть достигнута лишь в условиях активизации самостоятельной учебно-творческой созидательной деятельности учащихся. Применение интерактивных методов в курсе сольфеджио уже давно вошло в практику.

В курсе сольфеджио применимы нетрадиционные технологии обучения:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях; уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, «вокальная дуэль»;

- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: творческие задания по сольфеджио, «юный композитор», «самый лучший слух»;

- перенесение в рамки урока традиционных форм внеклассной работы: спектакль, концерт, инсценировка, «Угадай мелодию», и др.

-метод проектов

Например, в основу обучения детей младшего школьного возраста необходимо положить игровое начало. Речь идет о том, чтобы сделать игру органичным компонентом урока. Игра на уроке сольфеджио не должна являться наградой или отдыхом после нелегкой и скучной работы, скорее труд возникает на почве игры, становится ее смыслом и продолжением.

Правильно подобранные и организованные в процессе обучения игры способствуют умению трудиться, вызывают интерес к уроку, к работе. Поэтому педагогу очень важно внимательно отнестись к подготовке к уроку, обновлять, внося с учетом времени и особенностями учащихся определенные коррективы. Педагогу необходимо определить баланс в сочетании этих методов.

Кроме того, при перестроении создаются оживленная игровая атмосфера, происходит своеобразная разрядка. Нужно разрабатывать план занятий и апробировать на практике с начинающими учащимися.

Технология – это деятельность в максимальной мере отражающая объективные законы, какой – либо предметной сферы и поэтому обеспечивающая наибольшее при данных условиях соответствия результата деятельности предварительно поставленным целям. Каждая технология в любой сфере деятельности использует методы, посредством которых она может быть реализована наиболее эффективно.

К интерактивным педагогическим технологиям, применяемым в обучении, относятся проектное обучение, коллективное взаимообучение, моделирование педагогического труда.

Проектное обучение так же как в других сферах деятельности представляет собой совокупность педагогических приемов и операций, осуществляемых преподавателем и учащимися в процессе личностного значимой деятельности с целью активизации познавательных интересов учащихся, развития умений самостоятельного конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления. Суть технологии проекта в том, что она ориентирует учащегося не на простое изучение определенной темы, а на создание осязаемого результата – какого-либо продукта (интеллектуального, научного, художественного). В нашем случае - пение на уроках сольфеджио, применение теоретических знаний учащимися на практике, игра музыкальных произведений из мировой классики и узбекской музыки в классе по специальности и на уроках музыкальной литературы. Главное в этой технологии чтобы этот результат можно было увидеть, услышать, осмыслить и применить в реальной практической деятельности. Результатом профессиональной деятельности музыканта всегда является создание, исполнение или слушание музыкального произведения.

Поэтому, исходя из определения рассматриваемой технологии деятельность музыканта по своей сути, имеет проектный характер. Самостоятельная творческая проектная работа учащихся осуществляется по всем музыкально-теоретическим дисциплинам, является частью учебного процесса.

Применимой для обучения музыкально-теоретическим дисциплин, а именно сольфеджио является технология коллективного обучения в малых группах, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических (меняющихся) парах. Учащиеся со средними музыкальными способностями объединяются в пары между собой и под контролем друг друга и педагога осваивают новый (нотный) материал. Цель применения подобного метода – подтянуть исполнительские вокально-интон6ационные навыки и умения отстающих до среднего уровня, освоить методику и технику исполнения упражнений. Сильные и средние по способностям учащиеся имеют возможность утвердиться в своих знаниях, попрактиковаться, когда материал ими усвоен. Считается, что такое обучение по схеме «учитель-ученик-ученик» - повышает эффективность усвоения материала на 10%.

Можно смело констатировать, что современная технология интерактива перекликается с издревле сложившейся узбекской традиционной системой «устоз-шогирд».

Технология моделирования педагогического труда применяется с целью акцентировать внимание обучаемого на каком-либо важном понятии, предоставляет возможность в творческой обстановке сформировать и закрепить те или иные навыки. Например, выявить ошибки в музыкальном диктанте у товарища, определить причины их возникновения и методы устранения.