Применение МАК (метафорических ассоциативных карт) как диагностичесого и арттерапевтического средства
подготовила педагог-психолог ГБОУ СОШ № 13
города Севастополя
Шитикова Марина Николаевна
Цель: пополнение «методической копилки» приёмов
Задачи:
актуализация знаний о диагностических и арттерапевтичеких приёмах;
анализ достоинств и недостатков МАК как диагностического и арттерапевтического средства для работы с разными возрастными категориями клиентов;
приобретение опыта работы с метафорой;
тренировка интерпретирования образов;
Материалы и оборудование: колоды МАК: «АНИБИ», «Мастер сказок», «Спектрокарты»; бумага, маркеры, скотч, плакат, стикеры, ручки, магнитофон.
Схема проведения мастер-класса:
№ п/п | Этап мастер-класса | Цель | Материалы, оборудование | Время |
1. | Приветствие | Знакомство участников | Бейджи, мяч | 5 мин. |
2. | Ожидания | Актуализация выбранной темы | Плакат, стикеры, ручки | 3 минуты |
3. | Правила | Принятие регламента и правил работы | | 2 мин. |
4. | Мозговой штурм | Обсуждение достоинств и недостатков МАК как диагностического и психотерапевтического средства, анализ эффективности применения в работе с разными возрастными категориями и для решения различных задач | Бумага, маркеры, скотч | 5 минут |
5. | Знакомство с колодами МАК и способами раскладов | Работа с метафорическими изображениями: выбор в открытую, в закрытую, расклад 3 карты | колоды МАК: «АНИБИ», «Мастер сказок», «Спектрокарты» | 30 минут |
6. | Шеринг | Интерпретация образов, вариативность интерпретации | | 5 мин. |
7. | Ожидания | Рефлексия | Плакат ожидания | 5 минут |
Содержание мастер-класса
1. Приветствие. Знакомство участников. До начала мероприятия участникам предлагается оформить бейджик.
По кругу передаётся мяч, участникам предлагается назвать своё имя и факт из своей жизни, которым участник может похвалиться.
2. Ожидания. Плакат «Берег ожиданий». На стикерах в форме кораблей пишутся ожидания от мастер-класса: что каждый участник ожидает получить в ходе работы. Корабли прикрепляются у берега и ожидания озвучиваются участниками.
3. Правила. Устно обговаривается регламент работы и правила, по которым будет работать группа. Например: на работу отводится академический час, звук мобильных телефонов нужно отключить, быть активным, иметь право на паузу.
4. Мозговой штурм. Достоинства и недостатки МАК как диагностического и арттерапевтического средства. Анализ эффективности применения МАК в работе с разными возрастными категориями и для решения различных задач. На ватман записываются высказывания участников. Высказывания принимаются безоценочно, допустима корректировка формулировки для простоты понимания.
5. Знакомство с колодами МАК и способами раскладов. Предлагаются колоды МАК: «АНИБИ», «Мастер сказок», «Спектрокарты», демонстрируются приёмы работы с картами: выбор в открытую, в закрытую, расклад 3 карты.
6. Шеринг. Обсуждение можно построить по-разному.
Можно предоставить высказаться участникам: какую информацию получил, каковы чувства в процессе работы. Другие участники высказываются по желанию: какие чувства испытывают они, рассматривая данную карточку, какие мысли вызывает данный образ, данное изображение.
Можно предоставить слово только человеку, выбравшему карточку и не давать слова группе.
7. Ожидания. Участники получают стикер в форме яблока и имеют возможность не только высказаться, отрефлексировав своё состояние и приобретённый опыт, но и графически выразить удовлетворённость или неудовлетворённость от участия в мастер-классе. Если ожидания реализовались достаточно полно, яблоко перекрывает цветок полностью, если частично, то яблоко перекрывает цветок ожиданий отчасти. Если ожидания оказались нереализованными, то яблоко размещается далеко от цветка.
Приложение № 1. Раздаточный материал.
ANIBI
Варианты упражнений:
1. Альбом фотогорафий моего внутреннего ребенка. Из открытых карт выбери карты, которые пробуждают в тебе воспоминания детства - несколько карт с картинками и несколько карт со словами (до 10 карт). Уложи картинки и слова так, чтобы возник рассказ. Посмотри еще раз на карты и выбери карту со словом и карту с картинкой, которые в эту минуту привлекают тебя больше всего. Эти карты отражают что-то (предмет или потребность), что в данную минуту больше всего нужно ребенку из твоего рассказа. Что это? Выбери новую картинку и новое слово, которые символизируют удовлетворение этой потребности. Проверь для себя, каким образом рассказанная тобой история связана с твоей взрослой жизнью и как ты можешь удовлетворить потребности своего внутреннего ребенка.
2. Альбом фотогорафий моего ребенка. Предложи своему ребенку составить альбом его собственных фотографий (упражнение строится по аналогии с предыдущим).
N.B.! Оба упражнения можно проводить с картами, лежащими «рубашкой» вверх.
3. Как ощущает себя твой внутренний ребенок в различных аспектах твоей взрослой жизни: супружестве. профессиональной деятельности и т.п. Перемешай карты-картинки, вытащите карту левой (для левшей — правой) рукой. То же проделай с картами-словами. Переверни карты. Посмотри на картинку. Прислушайся к мыслям, чувствам, ощущениям, которые она в тебе вызывает. Дай картинке название. Посмотри на слово. Какие ассоциации вызывает в тебе это слово? Как связаны между собой картинка и слово? Что ты чувствуешь, думая об этой связи? Как эта связь отражает состояние твоего внутреннего ребенка в той или иной области твоей взрослой жизни? Подумай, что сейчас ему нужно от тебя больше всего? Следующий шаг: выбери из открытой колоды несколько карт, которые олицетворяют эту потребность. Спроси себя, как ты сможешь эту потребность удовлетворить. Помни: сегодня твой ВЗРОСЛЫЙ может предложить твоему РЕБЕНКУ общение, любовь и поддержку, которой в прошлом, возможно, тот не получал.
4. Мой ребенок. Подумай о какой-то ситуации, возникшей в твоих отношениях с ребенком. Выбери из открытых карт картинку и слово, которые отражают эти отношения. Попытайся понять, что он чувствует и переживает в этой ситуации. Выбери несколько картинок и несколько слов, символизирующих альтернативные решения, иные способы общения и поведения. (Можешь проделать это упражнение один, с супругом, с супругом и ребенком). Источник: http://www.knigi-psychologia.com/metaforicheskie-assotsiativnye-karty/anibi-p-3009.html
Приложение № 2.
"Работа с МАК.
Расклад "Я и мой РЕБЕНОК
(авторская техника В. Голобородова)
От автора: Материал полезен для психологов, работающих с метафорическими ассоциативными картами МАК.
Уважаемые коллеги! Сегодня знакомлю вас с авторской методикой работы с израильскими картами "Аниби" . Техника "Я и мой ребенок". Применяется, если с ребенком испортились взаимоотношения, утеряны контакт и взаимопонимание. Инструкция: 1. Попросить клиента выбрать из карт пару (картинка-слово), которые отражают проблемные отношения с ребенком. 2. Рассказать об этом. 3. Предложить клиенту почувствовать, что переживает ребенок в данной ситуации. 4. Выбрать 4 пары (картинка - слово), символизирующие вашу наиболее частую негативную реакцию на ребенка. Выложить их по углам первой пары (картинка – слово), которая символизирует основную проблему. 5. Получится квадрат, в середине которого главная проблема. 6. Найти 4 карты – картинки реакции ребенка на ваше раздражение. Положить рядом с предыдущими картами (по углам). 7. Внимательно посмотреть на расклад. Обсудить. Что нравится, что не нравится. Задать вопрос родителю: чтобы он мог поменять в своей реакции и какая будет ответная реакция ребенка. 8. Выбрать карты замены и составить новый расклад. Обсудить. 9. Посмотреть, есть ли в раскладе наиболее болезненная карта или карты, где клиент не видит решения проблемы. 10. Сосредоточиться и из колоды ОН достать ответ - как можно решить проблему. Положить рядом с наиболее острой картой. Обсудить с клиентом. 11. Подвести итог. |