СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение маршрутной карты для самостоятельной работы учащихся на уроках химии

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробная информация о содержании каждого модуля, особенностях технологического цикла на каждом этапе работы отражается в «развертке» модуля – Маршрутной карте самостоятельной работы ученика». 

Просмотр содержимого документа
«Применение маршрутной карты для самостоятельной работы учащихся на уроках химии»

Технология разработки Маршрутной карты самостоятельной работы учащегося.

Подробная информация о содержании каждого модуля, особенностях технологического цикла на каждом этапе работы отражается в «развертке» модуля – Маршрутной карте самостоятельной работы ученика».

Основные требования к ее содержанию определяются назначением этого документа – создать условия для полностью или в значительной степени самостоятельной работы учащегося. Для этого в маршрутную карту включается следующая информация:

  • название модуля и его учебные цели (т.е. те цели, которые учитель ставить перед учащимися, а не перед собой);

  • количество занятий и их характер (постановочные, групповые, работа по целям);

  • виды работы на занятиях: указываются конкретные виды работы для каждого занятия. В предлагаемых видах работы обязательно предусматривается возможность для формирования (развития) умения, указанных в модульной программе;

  • темы докладов, рефератов, творческие работы, подготовка или представление которых предусматривается на занятиях;

  • домашние задания для всего модуля сразу;

  • информация, обязательная для повторения;

  • опорные термины и понятия;

  • тематика и возможные формы проектной деятельности;

  • четко сформулированные (обозначенные) результаты изучения модуля;

  • вариант итоговой проверочной работы.

Подготовленная таким образом маршрутная карта обеспечивает:

  1. Возможность самостоятельного усвоения знаний учащимися до заданного (выбранного) уровня;

  2. Условия для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения;

  3. Передачу части управленческих функций педагога модульной программе, где эти функции трансформируются в функции самоуправления.

Для того чтобы эта трансформация могла осуществляться реально, и чтобы каждый ученик мог выбрать желаемый уровень освоения учебного предмета (базовый или углубленный), в маршрутную карту целесообразно вводить информацию по организации контроля и самоконтроля достижений учащихся. В модульном обучении обеспечение постоянной обратной связи является принципиальным требованием как к каждому модулю, так и к модульной программе в целом. Имея информацию об уровне сформированности тех или иных знаний и умений ученика, учитель может подбирать задания, способствующие дальнейшему развитию ребенка. Поэтому, в маршрутную карту обязательно включаются задания для контроля и самоконтроля учебной деятельности школьников.

Кроме того, в конце изучения каждого учебного элемента обязательно предусматривается промежуточный контроль для определения качества усвоения учебного материала и степени достижения частных дидактических целей.

Возможно, эта информация будет представлена как отдельная графа, в которой учитель указывает номера заданий из учебника или какого-либо другого источника, возможно – ссылка на специально подготовленные задания и т.п. Если промежуточный контроль организуется в виде самоконтроля, то для заданий должны быть составлены ключи, пользуясь которыми, ученик может проверить правильность и качество выполненной им работы.

В ключе должны быть представлены нормативы оценивания и указания к дальнейшей работе. Например, если задание выполнено верно и полностью – оценка «5», можно переходить к следующему блоку работы. Если допущены 1 – 2 ошибки или исправления, небрежность в оформлении работы – оценка «4», необходимо выполнить следующие дополнительные задания: … и т.п.

Для тех учащихся, которые хотят и могут освоить предмет углубленно, в маршрутном листе предусматриваются более сложные, исследовательского или творческого характера задания и проекты. Они могут быть вынесены в специальный учебный элемент или, имея условное обозначение *, входить в состав любого учебного элемента. Эти задания обязательны для выполнения теми детьми, которые будут участвовать в олимпиадах по данному предмету. Для всех остальных – это задания по выбору на дополнительную оценку.

Чтобы ученик имел возможность работать самостоятельно на любом уровне сложности, модуль должен быть оснащен методическим руководством. Оно может оформляться отдельным листом в модульной программе и включать в себя следующую информацию:

  1. Перечень источников информации, которые могут быть использованы для изучения содержания на базовом и углубленном уровне: учебники; учебные пособия; справочная и энциклопедическая литература; тела, вещества, аппараты и другие объекты; схематическая и символическая наглядность.

  2. Методы учебно-познавательной деятельности, оптимальные для изучения содержания данного модуля и обеспечивающие взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся;

  3. Возможные формы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке и дома;

  4. Описание формируемых общеучебных умений.

Разработанная таким образом Маршрутная карта самостоятельной работы ученика выполняет две функции:

1. Служит моделью процесса изучения конкретного модуля, отражая цели и последовательность работы, особенности технологии обучения, результаты, которые должны быть достигнуты; формы их текущего контроля и итоговой проверки.

2. Является основой для организации индивидуального образовательного маршрута ученика, предоставляя ему возможность в системе воспринимать все особенности работы с данным модулем.




Учащиеся могут выполнять задания маршрутной карты заранее (домашнее задание, проекты и т.д.)



Пример контрольной работы также предоставляется учащимся, они могут прийти (такие учащиеся есть) заранее и выполнить задания контрольной работы.

















ПРИМЕР МАРШРУТНОЙ КАРТЫ УЧАЩЕГОСЯ

УМК – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия – 11. Изд-во: Просвещение, 2009г

Маршрутная карта

Модуль 5. «Металлы»

УЭ 3 – Химические свойства металлов.

Цель: систематизировать знания об общих химических свойствах металлов и их восстановительных способностях.


Номер УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации к выполнению заданий и оцениванию своей работы

УЭ-3

I. Фронтальный опрос

1) Отличаются ли металлы по активности? Посмотрите на ряд активности металлов. Сделайте вывод об активности различных металлов.

2) Предположите каковы химические свойства металлов. С какими веществами могут они взаимодействовать?

3) Вспомните основное химическое свойство металлов на основании строения их атомов.


II. Проведение исследований

Исследование 1. Взаимодействие металлов с неметаллами (кислородом, водородом, галогенами).


Исследование 2. Взаимодействие металлов с водой.

Задание 1. Проведите опыт, доказывающий активность щелочных металлов.

Задание 2. Укажите восстановитель и окислитель, подведите электронный баланс.


Исследование 3. Взаимодействие металлов с кислотами.

Задание 1. Проведите опыт, доказывающий активность металлов, стоящих до водорода в электрохимическом ряду напряжения металлов

Задание 2. Укажите восстановитель и окислитель, подведите электронный баланс.

Исследование 4. Взаимодействие металлов с солями.

Задание 1. Проведите опыт, доказывающий, что согласно расположению металлов в электрохимическом ряду напряжения каждый предыдущий металл вытесняет все последующие из растворов их солей.

Задание 2. Укажите восстановитель и окислитель, подведите электронный баланс.


Исследование 5. Химические свойства амфотерных металлов.

Задание 1. Проведите опыты, доказывающие амфотерные свойства алюминия.

Задание 2. Укажите восстановитель и окислитель, подведите электронный баланс в реакции алюминия с соляной кислотой.

III. Первичная проверка знаний

1) Заполните таблицу в ваших рабочих листах, обозначив правильный ответ «+».

2) Осуществите взаимопроверку, обменявшись заполненными таблицами с соседом по парте

Все правильно – оценка «5»; Одна ошибка – «4»; Две ошибки – «3».


IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Вопросы:

1) Что мы сегодня повторили на уроке?

2) Добились ли мы поставленной цели?

Сделай те вывод:

Что было трудно запомнить на уроке

Что нового узнал

на уроке

Что вызвало интерес на уроке







Работайте вместе с классом






Работайте вместе с классом



Группа 1




Группа 2




Группа 3




Группа 4





Работайте индивидуально









Работайте индивидуально







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!