Технология разработки Маршрутной карты самостоятельной работы учащегося.
Подробная информация о содержании каждого модуля, особенностях технологического цикла на каждом этапе работы отражается в «развертке» модуля – Маршрутной карте самостоятельной работы ученика».
Основные требования к ее содержанию определяются назначением этого документа – создать условия для полностью или в значительной степени самостоятельной работы учащегося. Для этого в маршрутную карту включается следующая информация:
название модуля и его учебные цели (т.е. те цели, которые учитель ставить перед учащимися, а не перед собой);
количество занятий и их характер (постановочные, групповые, работа по целям);
виды работы на занятиях: указываются конкретные виды работы для каждого занятия. В предлагаемых видах работы обязательно предусматривается возможность для формирования (развития) умения, указанных в модульной программе;
темы докладов, рефератов, творческие работы, подготовка или представление которых предусматривается на занятиях;
домашние задания для всего модуля сразу;
информация, обязательная для повторения;
опорные термины и понятия;
тематика и возможные формы проектной деятельности;
четко сформулированные (обозначенные) результаты изучения модуля;
вариант итоговой проверочной работы.
Подготовленная таким образом маршрутная карта обеспечивает:
Возможность самостоятельного усвоения знаний учащимися до заданного (выбранного) уровня;
Условия для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения;
Передачу части управленческих функций педагога модульной программе, где эти функции трансформируются в функции самоуправления.
Для того чтобы эта трансформация могла осуществляться реально, и чтобы каждый ученик мог выбрать желаемый уровень освоения учебного предмета (базовый или углубленный), в маршрутную карту целесообразно вводить информацию по организации контроля и самоконтроля достижений учащихся. В модульном обучении обеспечение постоянной обратной связи является принципиальным требованием как к каждому модулю, так и к модульной программе в целом. Имея информацию об уровне сформированности тех или иных знаний и умений ученика, учитель может подбирать задания, способствующие дальнейшему развитию ребенка. Поэтому, в маршрутную карту обязательно включаются задания для контроля и самоконтроля учебной деятельности школьников.
Кроме того, в конце изучения каждого учебного элемента обязательно предусматривается промежуточный контроль для определения качества усвоения учебного материала и степени достижения частных дидактических целей.
Возможно, эта информация будет представлена как отдельная графа, в которой учитель указывает номера заданий из учебника или какого-либо другого источника, возможно – ссылка на специально подготовленные задания и т.п. Если промежуточный контроль организуется в виде самоконтроля, то для заданий должны быть составлены ключи, пользуясь которыми, ученик может проверить правильность и качество выполненной им работы.
В ключе должны быть представлены нормативы оценивания и указания к дальнейшей работе. Например, если задание выполнено верно и полностью – оценка «5», можно переходить к следующему блоку работы. Если допущены 1 – 2 ошибки или исправления, небрежность в оформлении работы – оценка «4», необходимо выполнить следующие дополнительные задания: … и т.п.
Для тех учащихся, которые хотят и могут освоить предмет углубленно, в маршрутном листе предусматриваются более сложные, исследовательского или творческого характера задания и проекты. Они могут быть вынесены в специальный учебный элемент или, имея условное обозначение *, входить в состав любого учебного элемента. Эти задания обязательны для выполнения теми детьми, которые будут участвовать в олимпиадах по данному предмету. Для всех остальных – это задания по выбору на дополнительную оценку.
Чтобы ученик имел возможность работать самостоятельно на любом уровне сложности, модуль должен быть оснащен методическим руководством. Оно может оформляться отдельным листом в модульной программе и включать в себя следующую информацию:
Перечень источников информации, которые могут быть использованы для изучения содержания на базовом и углубленном уровне: учебники; учебные пособия; справочная и энциклопедическая литература; тела, вещества, аппараты и другие объекты; схематическая и символическая наглядность.
Методы учебно-познавательной деятельности, оптимальные для изучения содержания данного модуля и обеспечивающие взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности учащихся;
Возможные формы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке и дома;
Описание формируемых общеучебных умений.
Разработанная таким образом Маршрутная карта самостоятельной работы ученика выполняет две функции:
1. Служит моделью процесса изучения конкретного модуля, отражая цели и последовательность работы, особенности технологии обучения, результаты, которые должны быть достигнуты; формы их текущего контроля и итоговой проверки.
2. Является основой для организации индивидуального образовательного маршрута ученика, предоставляя ему возможность в системе воспринимать все особенности работы с данным модулем.
Учащиеся могут выполнять задания маршрутной карты заранее (домашнее задание, проекты и т.д.)
Пример контрольной работы также предоставляется учащимся, они могут прийти (такие учащиеся есть) заранее и выполнить задания контрольной работы.
ПРИМЕР МАРШРУТНОЙ КАРТЫ УЧАЩЕГОСЯ
УМК – Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия – 11. Изд-во: Просвещение, 2009г
Маршрутная карта
Модуль 5. «Металлы»
УЭ 3 – Химические свойства металлов.
Цель: систематизировать знания об общих химических свойствах металлов и их восстановительных способностях.
Номер УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Рекомендации к выполнению заданий и оцениванию своей работы |
УЭ-3 | I. Фронтальный опрос 1) Отличаются ли металлы по активности? Посмотрите на ряд активности металлов. Сделайте вывод об активности различных металлов. 2) Предположите каковы химические свойства металлов. С какими веществами могут они взаимодействовать? 3) Вспомните основное химическое свойство металлов на основании строения их атомов. II. Проведение исследований Исследование 1. Взаимодействие металлов с неметаллами (кислородом, водородом, галогенами). Исследование 2. Взаимодействие металлов с водой. Задание 1. Проведите опыт, доказывающий активность щелочных металлов. Задание 2. Укажите восстановитель и окислитель, подведите электронный баланс. Исследование 3. Взаимодействие металлов с кислотами. Задание 1. Проведите опыт, доказывающий активность металлов, стоящих до водорода в электрохимическом ряду напряжения металлов Задание 2. Укажите восстановитель и окислитель, подведите электронный баланс. Исследование 4. Взаимодействие металлов с солями. Задание 1. Проведите опыт, доказывающий, что согласно расположению металлов в электрохимическом ряду напряжения каждый предыдущий металл вытесняет все последующие из растворов их солей. Задание 2. Укажите восстановитель и окислитель, подведите электронный баланс. Исследование 5. Химические свойства амфотерных металлов. Задание 1. Проведите опыты, доказывающие амфотерные свойства алюминия. Задание 2. Укажите восстановитель и окислитель, подведите электронный баланс в реакции алюминия с соляной кислотой. III. Первичная проверка знаний 1) Заполните таблицу в ваших рабочих листах, обозначив правильный ответ «+». 2) Осуществите взаимопроверку, обменявшись заполненными таблицами с соседом по парте Все правильно – оценка «5»; Одна ошибка – «4»; Две ошибки – «3». IV. Подведение итогов урока. Рефлексия. Вопросы: 1) Что мы сегодня повторили на уроке? 2) Добились ли мы поставленной цели? Сделай те вывод: Что было трудно запомнить на уроке | Что нового узнал на уроке | Что вызвало интерес на уроке | | | | | Работайте вместе с классом Работайте вместе с классом Группа 1 Группа 2 Группа 3 Группа 4 Работайте индивидуально Работайте индивидуально |