- 9 -
Школьное методическое объединение «МИФ»
Интегрированный физико-математический проект
«Применение математического аппарата к решению физических задач с использованием различных методов»
Автор: Гордин Андрей – 11 класс
Научное руководство:
Скобелева Майя Борисовна,
учитель математики;
«Математика – царица всех наук и служанка физики»(с)
Показателем владения тем или иным навыком является способность применять его к решению кардинально отличающихся друг от друга задач в различных ситуациях. Точно так же, показателем владения математическими методами является умение применить их к решению большого количества прикладных задач. При этом, основным в умении решить задачу различными способами является возможность выбрать из них в данных условиях наиболее рациональный. Что подтверждает незыблемую взаимосвязь абстрактности математики с реальностью окружающего нас мира.
В работе:
1) Рассмотрены разнообразные способы решения одной задачи, с анализом эффективности и рациональности их применения.
2) Отобраны и разобраны задачи по различным темам физики, решающиеся путем применения однотипного математического приема.
Цели работы:
Применить различные методы решения к одной задаче.
Отработать технику решения физических задач одним из математических методов.
Выработать систему анализа эффективности применения различных математических методов к решению физических задач.
Задачи:
Исследовать возможности решений одной физической задачи при применении различных методов.
Оценить эффективность методов, определить их характерные особенности.
Решить графическим методом ряд физических задач.
Сравнить эффективность применения данного метода в различных случаях, оценить его положительные и отрицательные стороны.
Описать основные признаки физических задач, рационально решаемых графическим методом, обосновать критерии отбора.
Исследуем возможность решения одной физической задачи различными методами.
Шофёр резко затормозил при скорости автомобиля 72 км/ч.
Дорога горизонтальная, коэффициент трения скольжения 0,5.
Исследуем эту ситуацию.
1
.Во сколько раз изменится тормозной путь, если начальная скорость машины увеличится в 2 раза?
В
ышеприведённый способ решения носит название:
«Метод размерностей»
Он позволяет определить вид пропорциональных отношений между величинами задачи. С его помощью можно решать задачи на нахождение отношений между двумя величинами.
2. Найдём ускорение автомобиля.
Д
ля этого запишем второй закон Ньютона, применительно к данной ситуации и найдём проекции векторов на координатные оси. Затем, выполнив стандартные алгебраические преобразования, вычислим модуль ускорения автомобиля.
3. Найдём тормозной путь автомобиля.
Воспользуемся для этого графическим методом решения задач.
Я напомню вам его суть.
Графики играют здесь не вспомогательную роль, как, например, в случае приближенного решения уравнений. В случае использования графического метода решения задач графики являются полноправной математической моделью процесса.
Графический метод особенно удобен в тех случаях, когда нужно (или можно) связать некоторую величину со скоростью ее изменения в зависимости от некоторого параметра (не обязательно времени) и с самим этим параметром. Иначе говоря, если у нас есть зависимость вида
,
,
или
, можно попробовать использовать графическую модель процесса для получения необходимых уравнений.
Д
ля примера рассмотрим график зависимости скорости от времени.
Путь, пройденный за какой-либо промежуток времени, численно равен площади фигуры, ограниченной осью времени, графиком скорости и двумя вертикальными отрезками,
проведёнными из точек, соответствующих началу и концу данного промежутка времени, т. е. площади заштрихованной криволинейной трапеции.
В общем случае её можно вычислить по формуле:

В случае, когда зависимость скорости от времени выражается классической алгебраической функцией, криволинейная трапеция превращается геометрическую фигуру, площадь которой мы можем вычислить, используя, знакомые нам из курса геометрии формулы.
В нашей ситуации движение прямолинейное равноускоренное, а значит, зависимость скорости от времени является линейной функцией. Построив её график и найдя площадь получившегося прямоугольного треугольника, мы численно вычислим длину тормозного пути. 
О
бъединив все полученные при исследовании формулы, мы видим, что тормозной путь пропорционален квадрату начальной скорости с коэффициентом пропорциональности
, который зависит от коэффициента трения, т. е. от характеристик резины и дорожного покрытия.
Есть ещё один способ решения этой задачи. Работу в данном случае совершает сила трения. С одной стороны, она равна скалярному произведению вектора силы трения на вектор перемещения, а так как мы видим, что они противоположно направлены, то косинус угла между ними равен -1. С другой стороны, работа равна изменению кинетической энергии автомобиля. Мы помним, что конечная скорость автомобиля равна 0, а значит, путём несложных алгебраических преобразований получаем формулу для вычисления тормозного пути.

Критерии рациональности
применения того или иного метода:
Самый важный – время, затрачиваемое на решение задачи.
Далее, немаловажной является необходимость владения специфическими знаниями и навыками (законы физики, умение брать интегралы и т. п.).
Простота производимых действий и объём работы – как правило, находятся в обратной пропорциональности.
Затрачиваемые умственные и творческие усилия.
Необходимость применения знаний из дисциплин различной степени смежности.
Универсальность метода, точность и полнота полученного результата.
Выводы:
Овладение различными способами решения задач – не самоцель, а возможность выработать более глубокое понимание проблемы.
Одной из основных задач в жизни человека является выбор наиболее рациональных способов решения возникающих проблем.
Выработка критериев оценки рациональности того или иного метода применительно к конкретной проблеме является задачей нетривиальной и требующей детального анализа.
Список литературы
1) Энциклопедия для детей. Том 16. Физика. Ч.1. биография физики. Путешествие вглубь материи. Механическая картина мира / Глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта+, 2000.-448 с.
2) Энциклопедия для детей. Том 14.техника / Глав. ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000.-688 с.
3) Элементарный учебник физики. Учеб. пособие. В 3 т. / Под ред. Г.С.Ландсберга: Т. 1. Механика. Теплота. Молекулярная физика. –
12-е изд. – М.: ФИМАЛИТ, 2000г.-608 с.
4) Физика: механика: 9 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики / М.М.Балашов, А.И.Гомонова, А.Б.Долинский и др.; Под ред. Г.Я.Мякишева. – М.: Дрофа, 1996.-496 с.
5) Работа Гундырева В. Б. «ИНЖЕНЕР- «Физик», «Лирик» или просто волшебник».