Применение метода смысловой фрейм-рамки на уроке истории.
В своей преподавательской деятельности я пришла к фреймовой технологии, так как целью моей педагогической деятельности является работа на таком уровне, при котором ученик, при желании, мог поступить в ВУЗ, несмотря на мнение окружающих о его способностях.
Свернуть и компактно представить учебный материал можно путем использования фреймового подхода к организации знаний, получившего свое название от понятия «фрейм». Фрейм представляет собой способ организации представлений, хранимых в памяти, а так же единицу знаний, организованную вокруг понятия и содержащую данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия. Принцип построения общий для всех фреймов: ««верхние уровни» фрейма фиксированы и содержат вещи, всегда истинные в предполагаемой ситуации. «Нижние уровни» содержат много «терминалов», или «ячеек», которые надо заполнить конкретными данными. Терминал описывает предмет, задавая его специфические черты»1. Фрейм, как рамка − самый простой тип. Он позволяет структурно упорядочить объём знаний, подлежащих изучению, и акцентировать внимание учащихся на основных компонентах, входящих в его состав. Фреймовая модель рамочного типа предполагает, что учитель, анализируя материал, выделит:
компоненты верхнего уровня, они фиксированы и всегда истинны;
компоненты нижнего уровня – конкретные данные, описывающие предмет.
Каждый компонент верхнего уровня записывается учителем в отдельной ячейке (или терминале), а компоненты нижнего уровня будут вписываться учащимися в подготовленные пустые ячейки фрейма.
Основной формой обучения в школе является урок. Так как собственная деятельность ученика позволяет усвоить материал практически на 100%, главным условием успешности проведения урока и усвоения материала учащимися, должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учеников на уровне их потенциальных возможностей. Данный тип урока позволяет учащимся оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.
Хочу подчеркнуть, что во фрейм изучение нового материала я обязательно включаю рациональное чтение.
Без прочтения материала учащимися вся работа оказывается только работой учителя. Это в свою очередь, ведет сразу к проблемам с дисциплиной и отсутствием внимания учащихся, но так как время урока очень ограничено, как и способность долго заниматься одним видом деятельности, то это должно быть именно рациональное чтение.
Использование рационального чтения во фрейме изучения нового материала позволяет в дальнейшем нашим выпускникам безболезненно адаптироваться в высшем учебном заведении. Дети с удовольствием читают материал, помогают составлять план темы, находят необходимые для записи определения и все время находятся в поиске. В кабинете нет никакого шума – все заняты работой.
Рассмотрим конкретное применение метода смысловой фрейм –рамки на уроке истории России.
Технологическая карта урока в 9 классе.
Тема урока. Россия в первой мировой войне.
Тип урока. Изучение нового материала.
План урока.1.Причины и повод к войне. Цель России в войне.
2. Отношение партий к войне.
3.Ход военных действий.
4. Война и общество.
Цель урока. Создать условия для формирования представлений о событиях Первой мировой войны.
Задачи урока. 1. Раскрыть причины войны и повод к войне.
2. Определить роль и место Российской Империи в этом международном конфликте.
3. выявить влияние войны на развитие внутренних процессов ( экономических, политических, социальных) России
Методы обучения: смысловой фрейм –рамки, проблемно -поисковый
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Планируемые образовательные результаты.
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретенная компетентность. |
Научатся: Раскрывать причины, повод, цели Первой мировой войне. Рассказывать о ходе военных действий на Восточном фронте, используя историческую карту. Характеризовать положение людей на фронте и в тылу на основе анализа различных источников. Раскрывать экономические и социальные последствия войны для российского общества Получат возможность научиться: анализировать информацию, ориентироваться на понимание успеха в учебе; формулировать осуществлять поиск нужной информации собственную точку зрения; выделять главное. | Учебно- познавательная компетенция. Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать выводы. Коммуникативная компетенция. Умеют: работать с книгой |
Организационная структура урока.
Этапы урока. | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | Форма организации взаимодействия на уроках. | Универсальные учебные действия (УУД). | Формы контроля. |
I.Мотивация к учебной деятельности. | 4 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановки цели урока. | Слушают и обсуждают тему урока и цель урока, самостоятельно их формулируют и записывают в тетрадь. | Фронтальная. | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения. | Записи в тетради. |
II.Актуализация знаний. | 5 | Беседа по теме. | Вопросы: - что мы знаем про Первую Мировую войну? - что мы хотим узнать про Первую мировую войну? | Высказывают свое мнение. Отвечают на вопрос. | Фронтальная. | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. | Устный опрос. |
III.Изучение нового материала. | 24 | 1.Работа с текстом учебника. 2.Задания по группам. 3. Анимированная интерактивная карта «Россия в Первой мировой войне» . 4.Работа с текстом учебника и картой. 5.Мозговой штурм. Ответить на вопрос « Как Вы думаете , как повлияла война на внутреннее состояние России?» | 1.Предлагает учащимся выявить причины Первой мировой войны, предлог, и цель России в войне, прочитав соответствующий материал в учебнике на стр.63. Заполнив пустые ячейки во фрейме (Приложение №1). Предлагает сравнить вариант учащихся с вариантом предложенным учителем (Приложение №2). 2.Организовывает работу по группам: 1 группа-изучает отношение народа к войне. 2группа изучает отношение кадетов к войне. 3 группа – изучает отношение октябристов к войне. 4 группа, делится на пары-изучает отношение социалистов к войне, каждая пара отдельное направление. 3.Показывает анимированную интерактивную карту «Россия в Первой мировой войне» . 4.Предлагает учащимся на основе карты и материала учебника заполнить пустые ячейки во фрейме (Приложение №3). Предлагает сравнить вариант учащихся с вариантом предложенным учителем (Приложение №4). 5.Формулирует задание. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, проводит дискуссионную беседу. | 1.Читают текст учебника и заполняют пустые ячейки, сравнивают с вариантом на доске. Выявляют правильность определения причин войны и отличие их от предлога к войне. 2.Выполняют задания активно участвуют в обсуждении результатов. 3. Просматривают карту, задают уточняющие вопросы. 4. Читают текст учебника и заполняют пустые ячейки, сравнивают с вариантом на доске. 5.Высказывают свое мнение. | 1. Индивидуальная. 2.Фронтальная, групповая, парная. 3. Индивидуальная 4.индивидуальная. 5.Фронтальная. | Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о Первой Мировой войне. Коммуникативные: Обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество. Регулятивные: Планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала. Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. | 1 Записи в тетради. 2. записи в тетради. 3. записи в тетради. 4.записи в тетради. 5.устные ответы. |
IV.Первичное осмысление и закрепление. | 5 | Выполнение заданий 1, 2 на стр.72 | Формулирует задание. Создает условия для свободного выражения собственного мнения, проводит дискуссионную беседу. | Выполняют задания, высказывают свое мнение. | Фронтальная. | Личностные: Развивают способность к самооценке. Познавательные: Строят логическую цепочку рассуждений. | устные ответы |
V.Итоги урока. Рефлексия. | 5 | Обобщающая беседа. | Вопросы: -Что нового вы узнали на уроке про первую мировую войну? -Чему научились? | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. | Фронтальная. | Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: Прогнозируют результат уровня усвоения материала. | Оценивание учащихся за работу на уроке. |
VI.Домашнее задание. | 2 | Написать мини-сочинение « Первая мировая война глазами современника». | Конкретизирует домашнее задание. | Записывают домашнее задание. | Индивидуальная. | | |
Приложение №1.

Причины Первой мировой войны.




Цели России в войне.




Приложение №2.
Обострение экономических и политических противоречий между ведущими странами мира.

Борьба за рынки сбыта и мировое господство.
Причины Первой мировой войны


Закрепиться на Балканах и Черноморских проливах
Противостояние германскому экспансионизму и турецкому реваншизму.
Защита славянских народов на Балканах.
Цели России в войне.
Противостояние двух военно- политических блоков.
Приложение №3

1915 г
1916 г
1914 г
Ход военных действий





1917 г


Приложение №4.
Восточно Прусская операция. Встречное сражение между русской и германской армиями у города Гумбиннен. Галицийская битва. Сражение на Марне
Варшавско-Ивангородская операция. Лодзинская операция Сарыкамышская операция
Австро-германские войска прорывают русский фронт в Галиции (Горлицкий прорыв). Германия захватила территории в Прибалтике, Белоруссии, Польше6, Галиции.
Эрзерумская операция.
Верденская операция.
Брусиловский прорыв.
Сражение на реке Сомме





Список литературы:
Наступательная операция русских войск в районе Риги силами 12-й армии Северного фронта.
1917 г.
1914г.
1916г.
1915 г.
Ход военных действий.
Соколова Е.Е., Федорова С.И. Теоретические основы и реализация применения фреймового подхода в обучении : моногр. : в 2 ч. Ч. I. Гуманитарная область знаний: лингвистика, история / Е.Е. Соколова, С.И. Федорова ; под ред. Е.Е. Соколовой. – Ульяновск : УлГУ, 2008
Гурина, Р.В. Фреймовые схемы-опоры как средство интенсификации учебного процесса // Школьные технологии, 2004.- №1. - С. 184 – 195.
Колодочка, Т.Н. Дидактические возможности фреймовой технологии // Школьные технологии. – 2003. - № 3 . - С. 27 – 30.


1Соколова Е.Е., Федорова С.И. Теоретические основы и реализация применения фреймового подхода в обучении : моногр. : в 2 ч. Ч. I. Гуманитарная область знаний: лингвистика, история / Е.Е. Соколова, С.И. Федорова ; под ред. Е.Е. Соколовой. – Ульяновск : УлГУ, 2008 , с. 36