СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение метода смысловой фрейм-рамки на уроке истории.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конкретное применение технологии смысловой фрейм рамки на уроке истории России в 9 классе."Россия в первой мировой войне"

Просмотр содержимого документа
«Применение метода смысловой фрейм-рамки на уроке истории.»

Применение метода смысловой фрейм-рамки на уроке истории.

В своей преподавательской деятельности я пришла к фреймовой технологии, так как целью моей педагогической деятельности является работа на таком уровне, при котором ученик, при желании, мог поступить в ВУЗ, несмотря на мнение окружающих о его способностях.

Свернуть и компактно представить учебный материал можно путем использования фреймового подхода к организации знаний, получившего свое название от понятия  «фрейм». Фрейм представляет собой способ организации представлений, хранимых в памяти, а так же единицу знаний, организованную вокруг понятия и содержащую данные о существенном, типичном и возможном для этого понятия. Принцип построения общий для всех фреймов: ««верхние уровни» фрейма фиксированы и содержат вещи, всегда истинные в предполагаемой ситуации. «Нижние уровни» содержат много «терминалов», или «ячеек», которые надо заполнить конкретными данными. Терминал описывает предмет, задавая его специфические черты»1. Фрейм, как рамка − самый простой тип. Он позволяет структурно упорядочить объём знаний, подлежащих изучению, и акцентировать внимание учащихся на основных компонентах, входящих в его состав. Фреймовая модель рамочного типа предполагает, что учитель, анализируя материал, выделит:

компоненты верхнего уровня, они фиксированы и всегда истинны;

компоненты нижнего уровня – конкретные данные, описывающие предмет.

Каждый компонент верхнего уровня записывается учителем в отдельной ячейке (или терминале), а компоненты нижнего уровня будут вписываться учащимися в подготовленные пустые ячейки фрейма.

Основной формой обучения в школе является урок. Так как собственная деятельность ученика позволяет усвоить материал практически на 100%, главным условием успешности проведения урока и усвоения материала учащимися, должно стать участие в учебной деятельности всех без исключения учеников на уровне их потенциальных возможностей.  Данный тип урока позволяет учащимся оценить собственные силы и выбрать для себя уровень целей, соответствующий их потребностям и возможностям в данный момент, а со временем – перейти на более высокий уровень.

Хочу подчеркнуть, что во фрейм изучение нового материала я обязательно включаю рациональное чтение.

Без прочтения материала учащимися вся работа оказывается только работой учителя. Это в свою очередь, ведет сразу к проблемам с дисциплиной и отсутствием внимания учащихся, но так как время урока очень ограничено, как и способность долго заниматься одним видом деятельности, то это должно быть именно рациональное чтение.

Использование рационального чтения во фрейме изучения нового материала позволяет в дальнейшем нашим выпускникам безболезненно адаптироваться в высшем учебном заведении. Дети с удовольствием читают материал, помогают составлять план темы, находят необходимые для записи определения и все время находятся в поиске. В кабинете нет никакого шума – все заняты работой.

Рассмотрим конкретное применение метода смысловой фрейм –рамки на уроке истории России.

Технологическая карта урока в 9 классе.

Тема урока. Россия в первой мировой войне.

Тип урока. Изучение нового материала.

План урока.1.Причины и повод к войне. Цель России в войне.

2. Отношение партий к войне.

3.Ход военных действий.

4. Война и общество.

Цель урока. Создать условия для формирования представлений о событиях Первой мировой войны.

Задачи урока. 1. Раскрыть причины войны и повод к войне.

2. Определить роль и место Российской Империи в этом международном конфликте.

3. выявить влияние войны на развитие внутренних процессов ( экономических, политических, социальных) России

Методы обучения: смысловой фрейм –рамки, проблемно -поисковый

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Планируемые образовательные результаты.

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретенная компетентность.

Научатся: Раскрывать причины, повод, цели Первой мировой войне.

Рассказывать о ходе военных действий на Восточном фронте, используя историческую карту.

Характеризовать положение людей на фронте и в тылу на основе анализа различных источников.

Раскрывать экономические и социальные последствия войны для российского общества

Получат возможность научиться: анализировать информацию, ориентироваться на понимание успеха в учебе; формулировать осуществлять поиск нужной информации собственную точку зрения; выделять главное.

Учебно- познавательная компетенция.

Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать выводы.

Коммуникативная компетенция.

Умеют: работать с книгой






Организационная структура урока.

Этапы урока.

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Форма организации взаимодействия на уроках.

Универсальные учебные действия (УУД).

Формы контроля.

I.Мотивация к учебной деятельности.

4

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Создает условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки.

Организует формулировку темы и постановки цели урока.

Слушают и обсуждают тему урока и цель урока, самостоятельно их формулируют и записывают в тетрадь.

Фронтальная.

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно- познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цель урока после предварительного обсуждения.

Записи в тетради.

II.Актуализация знаний.

5

Беседа по теме.

Вопросы:

- что мы знаем про Первую Мировую войну?

- что мы хотим узнать про Первую мировую войну?

Высказывают свое мнение.

Отвечают на вопрос.

Фронтальная.

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества;

сравнивают разные точки зрения.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя.


Устный опрос.

III.Изучение нового материала.

24

1.Работа с текстом учебника.





































2.Задания по группам.






























3. Анимированная интерактивная карта «Россия в Первой мировой войне» .




4.Работа с текстом учебника и картой.






















5.Мозговой штурм. Ответить на вопрос « Как Вы думаете , как повлияла война на внутреннее состояние России?»


1.Предлагает учащимся выявить причины Первой мировой войны, предлог, и цель России в войне, прочитав соответствующий материал в учебнике на стр.63.

Заполнив пустые ячейки во фрейме

(Приложение №1).

Предлагает сравнить вариант учащихся с вариантом предложенным учителем (Приложение №2).





2.Организовывает работу по группам:

1 группа-изучает отношение народа к войне.

2группа изучает отношение кадетов к войне.

3 группа – изучает отношение октябристов к войне.

4 группа, делится на пары-изучает отношение социалистов к войне, каждая пара отдельное направление.


3.Показывает анимированную интерактивную карту «Россия в Первой мировой войне» .



4.Предлагает учащимся на основе карты и материала учебника заполнить пустые ячейки во фрейме

(Приложение №3).

Предлагает сравнить вариант учащихся с вариантом предложенным учителем (Приложение №4).


5.Формулирует задание.

Создает условия для свободного выражения собственного мнения, проводит дискуссионную беседу.



1.Читают текст учебника и заполняют пустые ячейки, сравнивают с вариантом на доске. Выявляют правильность определения причин войны и отличие их от предлога к войне.

















2.Выполняют задания активно участвуют в обсуждении результатов.























3. Просматривают карту, задают уточняющие вопросы.





4. Читают текст учебника и заполняют пустые ячейки, сравнивают с вариантом на доске.














5.Высказывают свое мнение.


1. Индивидуальная.





































2.Фронтальная, групповая, парная.





























3. Индивидуальная










4.индивидуальная.
























5.Фронтальная.

Познавательные: умеют структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о Первой Мировой войне.

Коммуникативные:

Обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные:

Планируют промежуточные цели с учетом конечного результата; оценивают качество и уровень усвоенного материала.

Личностные:

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу.

1 Записи в тетради.



































2. записи в тетради.




























3. записи в тетради.








4.записи в тетради.






















5.устные ответы.

IV.Первичное осмысление и закрепление.

5

Выполнение заданий 1, 2 на стр.72

Формулирует задание.

Создает условия для свободного выражения собственного мнения, проводит дискуссионную беседу.


Выполняют задания, высказывают свое мнение.

Фронтальная.

Личностные:

Развивают способность к самооценке.

Познавательные:

Строят логическую цепочку рассуждений.

устные ответы

V.Итоги урока.

Рефлексия.

5

Обобщающая беседа.

Вопросы:

-Что нового вы узнали на уроке про первую мировую войну?

-Чему научились?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная.

Личностные:

Оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные:

Прогнозируют результат уровня усвоения материала.


Оценивание учащихся за работу на уроке.

VI.Домашнее задание.

2

Написать мини-сочинение « Первая мировая война глазами современника».

Конкретизирует домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Индивидуальная.





Приложение №1.

Причины Первой мировой войны.













Цели России в войне.













Приложение №2.

Обострение экономических и политических противоречий между ведущими странами мира.





Борьба за рынки сбыта и мировое господство.



Причины Первой мировой войны





Закрепиться на Балканах и Черноморских проливах

Противостояние германскому экспансионизму и турецкому реваншизму.



Защита славянских народов на Балканах.



Цели России в войне.



Противостояние двух военно- политических блоков.





Приложение №3





1915 г



1916 г

1914 г

Ход военных действий





1917 г









Приложение №4.

Восточно Прусская операция. Встречное сражение между русской и германской армиями у города Гумбиннен. Галицийская битва. Сражение на Марне

Варшавско-Ивангородская операция. Лодзинская операция Сарыкамышская операция





Австро-германские войска прорывают русский фронт в Галиции (Горлицкий прорыв). Германия захватила территории в Прибалтике, Белоруссии, Польше6, Галиции.









Эрзерумская операция.

Верденская операция.

Брусиловский прорыв.

Сражение на реке Сомме



Список литературы:

Наступательная операция русских войск в районе Риги силами 12-й армии Северного фронта.



1917 г.

1914г.

1916г.

1915 г.

Ход военных действий.



  1. Соколова Е.Е., Федорова С.И. Теоретические основы и реализация применения фреймового подхода в обучении : моногр. : в 2 ч. Ч. I. Гуманитарная область знаний: лингвистика, история / Е.Е. Соколова, С.И. Федорова ; под ред. Е.Е. Соколовой. – Ульяновск : УлГУ, 2008

  2. Гурина, Р.В. Фреймовые схемы-опоры как средство интенсификации учебного процесса // Школьные технологии, 2004.- №1. - С. 184 – 195.

  3. Колодочка, Т.Н. Дидактические возможности фреймовой технологии // Школьные технологии. – 2003. - № 3 . - С. 27 – 30.
























1Соколова Е.Е., Федорова С.И. Теоретические основы и реализация применения фреймового подхода в обучении : моногр. : в 2 ч. Ч. I. Гуманитарная область знаний: лингвистика, история / Е.Е. Соколова, С.И. Федорова ; под ред. Е.Е. Соколовой. – Ульяновск : УлГУ, 2008 , с. 36