Торунова Ирина Александровна
Учитель английского языка в МБОУ СШ №16
г. Арзамас, Нижегородская область
Аннотация: в статье рассматривается понятие мнемотехники, раскрывается сущность методов мнемотехники в процессе обучения иностранного языка.
Ключевые слова: мнемотехника, квази-слова, метод Цицерона, Рифмизация, Метод создания ассоциограмм.
Применение мнемотехник на уроках английского языка в 4 классах
Система образования в нашей стране вступила в эпоху фундаментальных перемен, характеризующихся новым пониманием целей и ценностей образования, осознанием перехода к непрерывному образованию, новым концептуальным подходом к разработке и использованию технологий обучения. Реализация многих из стоящих перед системой образования задач невозможна без использования современных методов, а также средств информатизации.
Уже в глубокой древности учёные осознали значение такого психического феномена, как человеческая память. Представьте: что стало бы с нами, не будь у нас памяти? Каждый день вновь и вновь мы уподоблялись бы младенцу, познающему мир впервые. Память – определяющий аспект детского развития. Запоминание становится максимально продуктивным, когда включает активную мыслительную работу, когда на смену механическому повторению приходит способность к логическому преобразованию информации, то есть используя специальные приемы запоминания. [1, 45-46]
Одной из центральных задач современного образования является формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового образа жизни.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности развития школьников. Необходимость использования метода мнемотехники в развитии детей школьного возраста неоспорима.То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали великие педагоги такие как В.Б. Косминская, Е.И. Васильченко, А.С. Макаренко, Т.С. Комарова и многие другие.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. [5, 6]
Мнемотехника основана на двух психофизиологических принципах:
Человеческий мозг одинаково обрабатывает информацию о реальных и вымышленных образах.
Цепочка ассоциаций в мозге может быть настоящей или выдуманной. Вот такие выдуманные искусственные цепочки и являются сущностью мнемотехники.
Приёмы мнемотехники не совершенствует память, они только облегчают запоминание, как бы увеличивая объем памяти. Задача мнемотехники - связать запоминаемое понятие с конкретными яркими зрительными, звуковыми образами, с сильными ощущениями. [4, 66-70]
Разберемся, как в принципе работает данная система запоминания. Намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты. По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести. Следовательно, если у каких-либо данных таких связей нет, их надо создать. Именно на этом и построена большая часть приемов мнемотехники.
Существуют различные приемы мнемотехник. Давай те рассмотрим их.
В настоящее время в методической науке можно найти различные мнемотехнические приемы:
- Создание квази-слов. «Квази» - латинское слово, которое означает «как». Квази-слова - это ненастоящие, придуманные слова, которых нет в языке. [1, 45]
- Рифмизация. Детям даются слова, к которым надо подобрать рифму.
- Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.
- Метод ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Главное в образовании ассоциаций - это яркость образа. Чем ярче воображение, тем легче создавать связи между ними, соответственно больше слов вы запомните. Ассоциации должны быть необычными, нестандартными, абсурдными, смешными, образными, неожиданными, новыми. [3, 30-33]
- Метод связок. Этот метод заключается в объединении опорных слов текста в единую целостную структуру, единый целостный рассказ.
- Метод создания ассоциограмм.
- Метод Цицерона. Основан на естественных ассоциациях, то есть на связях, образованных мозгом автоматически при восприятии находящихся рядом (или соединенных) объектов. Каждый человек может точно вспомнить последовательное расположение предметов в своей квартире. Эти связи хорошо закреплены в мозгу благодаря регулярному их восприятию.[2, c.25]
Так какой же метод можно использовать на уроках английского языка?
Для активизации лексических единиц я обычно использую и метод оживления, который позволяет представить сюжет в зрительных образах. Например, при изучении названий цветов дети закрывают глаза и рисуют в своём воображении образы, о которых говорит учитель: «Мы с вами оказались в жаркой Африке, где живёт много животных. По лианам скачут жёлтые непоседы - обезьяны. Они все время елозят – yellow, yellow, yellow. На дереве затаилась чёрная пантера, и вдруг она прыгает – black, black, black. К реке подошёл огненно рыжий, почти красный лев. Его рёв слышно по всей Африкеr-r-r-r,red,red,red. У берега реки отдыхает зелёный крокодил. Он нам улыбается хитрой улыбкой – green, green, green. А в море плавает голубой кит. Он плывёт и булькает – blue, blue, blue». [2, 38]
Одним из эффективных методов заучивания основных правил считается также использование слов или фраз - подсказок. Наиболее распространённым примером таких фраз - подсказок является следующее высказывание: “Richard Of York Gave Battle In Vain”, помогающее запомнить цвета радуги. Русский аналог не менее эффективен и известен среди русскоговорящего населения – «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Такие необычные, ёмкие, но в то же время лаконичные фразы сразу концентрируют на себе внимание учащихся и надолго остаются в памяти.
Ярким примером может запоминание следующих слов с использованием ассоциаций:
slееp (спать): когда мы хотим спать, наши глаза слипаются;
a puddle (лужа): все мы в детстве падали в лужу;
a book (книга): в каждой книге есть буквы;
a boy (мальчик): бойкий мальчик;
brave (храбрый): бравый человек значит храбрый.
Подводя итог хочется сказать, что применение мнемотехник на уроках английского языка является второстепенным средством. Ученики сами развивают способность мыслить, креативность и желание изучать тщательнее материал.
Исходя из своего опыта использования различных методик мнемотехники в процессе обучения все – таки облегчает процесс изучения языка. Среди различных методик, на мой взгляд, наиболее эффективны метод ассоциации и метод Цицерона.
Список литературы
Акимова Г. Е. Эффективные мнемотехники для детей и взрослых. Г. Акимова // Память – на «5» – Екатеринбург: У-Фактория, 2006., стр 45-46
Васильева. Е.Е. 300 английских слов за один день. Учительская техника запоминания // АСТ, Астрель. 2008 г., 2002 г., стр.25, 38
Зиганов М.А., Козаренко В.А., А.М. Семин А.М.. Техника запоминания английских слов // Образование. 2002 г., стр. 30-33
Зяблицева М. А. Мнемотехника: Секреты суперпамяти // Эксмо , 2009 с. 66-70
Кондукторова Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 3-6.