Применение образовательных технологий в педагогическом процессе класса предшкольной подготовки .
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь»
И.Гёте.
« В 21 веке будет безграмотным не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не хочет учиться, переучиваться и отказываться от старых привычек»
Элвин Тоффлер ( футуролог, ам. Философ)
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
- ТРИЗ
- Технология «Развития критического мышления»
- «БиС»
- Проектная деятельность
Здоровьесберегающие технологии
Цель - здоровьесберегающих образовательных технологий обучения обеспечить детям возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у них необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Утренняя гимнастика
- Физкультурные занятия (сюжетные физ.занятия)
- Физминутки
- Пальчиковая гимнастика
- Гимнастика для глаз
- Дыхательная гимнастика
- Артикуляционная гимнастика
- Динамические паузы
- Физкультурные праздники
Игровые технологии
Цель И.Т.- не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Коррекционные технологии
их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников.
Виды: сказкотерапия (притчи ),музыкальная терапия, рукоделие.
ТРИЗ-теория решения изобретательских задач
ТРИЗ в ИЗО
Кляксография
Ниткография
Пальцеграфия
Рисование штампами
Создание коллажей (сочетание аппликации и рисования)
Рисование свечой
Технология развития критического мышления дошкольников
- Верные - неверные суждения
- Пирамида предсказаний
- Корзина идей и понятий
- Толстые и тонкие вопросы
- Синквейн
- Мозговой штурм
- Круги на воде
- Кластер
- Кубик Блума
Приём «Мозговой штурм»
Прием
«Пирамида предсказаний»:
- Что будет, если исчезнут птицы?
- Что будет, если экзотических птиц поселить в наших условиях?
Занятие «Ознакомление с окружающим миром», тема «Птицы».
Прием «Мозговой штурм»
- Каких птиц вы знаете?
- Назовите виды птиц?
- Чем питаются птицы?
- Какие части тела помогают птицам в полете? - Чего больше боятся зимующие птицы: холода или голода?
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
Тонкие вопросы:
- Защищают ли птицы свое гнездо от врагов?
- Какую пользу приносят птицы?
- Все ли птицы умею летать?
Толстые вопросы:
- Почему птицу клёст , ещё называют «христова птица»
- Почему поют птицы?
Приём «Кубик Блума»
- Дай описание.
- Сравни с чем-нибудь.
- Проассоциируй (на что похоже).
- Проанализируй
- Придумай другое название
- Приведи примеры (поделись аналогичной историей из личной жизни
Этапы работы:
- В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
- Далее в ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы
или понятия могут быть
связаны в логические цепи.
далее, по мере освоения
новой информации
Приём «Корзина идей»
Метод
организации
индивидуальной и групповой
работы учащихся
на начальной
стадии урока,
когда идет актуализация
имеющегося у них
опыта и знаний.
Экология. Тема: Вода и её свойства.
Естествознание. Тема: Что мне нужно для жизни.
Синквейн – прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от французского слова «пять»). Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Эта технология универсальна.
- Цель: добиться более глубокого осмысления вопроса, проверить умение детей кратко и точно выразить свои мысли на заданную тему.
Снегурочка
Красивая, холодолюбивая.
Улыбается, прибирается, радуется.
Хорошая дочка для родителей.
Мечта.
- Собака Мохнатая, преданная
- Собака
- Мохнатая, преданная
- Охраняет, играет, лает
- Друг человека
- Домашнее животное
Космос
Айога
Ленивая, злая
Далёкий, таинственный
Любуется, воображает, не помогает
Зовёт, притягивает, манит
Мне она не нравится
В космос полетел Гагарин.
Грустно
Вселенная
Приём «Круги на воде»
Д еревянный
О бустроенный
М ечты
Опорное слово-это изучаемое
понятие, явление. Оно записывается
в столбик и на каждую букву подбираются
существительные (глаголы, прилагательные,
устойчивые словосочетания) к изучаемой
теме.
Приём очень хорошо расширяет словарный запас детей.
Кластер
Звуки языка
Согласные
Гласные
Безударные
Мягкие
Ударные
Глухие
Твердые
Звонкие
Плюсы данной технологии:
. Учатся классифицировать, оценивать, критически анализировать информацию.
2. Делать выводы.
3. Принимают любые факты, идеи, т.е. не боятся высказывать свои мнения.
4. Технология даёт детям возможность размышлять.
5. Способствует активности в образовательной деятельности
6. Активизирует мышление.
7. Учатся работать в группах и парах.
8. Происходит развитие творческих навыков, их совершенствование.
9. Формируются навыки составления текстов различных жанров.
10. Формируются коммуникативные навыки.
11. Учатся с уважением выслушивать ответы товарищей.
12.Сами могут себя оценить и проверить.
13. Реализуется принцип сотрудничества.
Трудности, которые испытывает педагог, работая в данной технологии.
1. Не все объёмом информации.
2. Технология не всегда эффективна в слабых подгруппах (как и любая другая, развивающая).
дети способны работать с большим 3. С технологией нужно подробно ознакомиться, желательно пройти необходимые курсы, посетить семинары, уроки коллег. Это является одним из условий.
4. Неправильное понимание стратегий и методов.
5. В технологии огромное количество приёмов – затруднение в выборе.
6. Большие моральные, временные и материальные затраты. Подготовка к НОД (качественная) требует много времени и обилия информации, используется много бумаги и краски. Для детей готовится целый пакет заданий .
7. Затруднения в оценивании. Например, когда работают в группе (кто-то пассивен
Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений , которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности
«БиС»
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.
Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!