СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение педагогического мониторинга в деятельности учителя начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

1: Теоретическая интерпретация

2: Применение педагогического мониторинга в деятельности учителя

3: Применение педагогического мониторинга во взаимодействии семьи и школы

Библиография 

Просмотр содержимого документа
«Применение педагогического мониторинга в деятельности учителя начальной школы»

Тема самообразования учителя начальных классов 1 категории (стаж 23 года) Бутенко Надежды Васильевны «Педагогический мониторинг учебного процесса в начальной школе»


Цель: повышение результативности образовательного процесса в классе посредством педагогического мониторинга.

Задачи:

1. Разработать технологию педагогического мониторинга. 2015 - 2016 уч. год

2. Освоить технологию педагогического мониторинга. 2016 – 2017 уч. год

3. Внедрить технологию педагогического мониторинга. 2017 – 2018 уч. год

4. Отследить результаты педагогического мониторинга в образовательном процессе начальной школы. 2018 – 2019 уч. год

- анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся.

- оформление результатов работы над темой.



1: Теоретическая интерпретация

2: Применение педагогического мониторинга в деятельности учителя

3: Применение педагогического мониторинга во взаимодействии семьи и школы

Библиография

Приложение

1: Теоретическая интерпретация

Цель: повышение результативности образовательного процесса в начальной школе посредством педагогического мониторинга.

Задачи:

1. Разработать технологию педагогического мониторинга.

2. Освоить технологию педагогического мониторинга.

3. Внедрить технологию педагогического мониторинга.

4. Отследить результаты педагогического мониторинга в образовательном процессе начальной школы.

Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью и конструктивностью. Управляющая система школы может и должна развиваться вместе с развитием самой школы, чтобы получить качественно новые результаты, что находит отражение в программе развития школы. В поисках новых управленческих технологий необходим переход на методы, опирающиеся на знания мотивов, потребностей, интересов и ценностей конкретной личности. Для учителя очень важно иметь оперативную, точную и объективную информацию о текущем состоянии и развитии образовательного процесса с целью его дальнейшего прогнозирования. Такую информацию могут представить регулярно проводимые мониторинговые исследования, которые являются хорошим инструментом анализа сторон образовательного процесса. В отличие от общепринятого понимания контроля педагогический мониторинг представляет форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающую непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием развития педагогических систем. Результаты исследований педагогического мониторинга - основа портфолио ученика и учителя. Родители мотивированы на совместную деятельность с педагогическим сообществом.

Принципы

В разработке содержания педагогического мониторинга важным является определение его принципов:

1. Принцип непрерывности (определение перехода одного качества в другое, корректировка, поддержание или ослабление тенденций образовательного процесса).

2. Принцип научности (построение на научно-обоснованных характеристиках образовательного процесса).

3. Принцип воспитательной целесообразности (недопустимость применения технологий, наносящих ущерб интересам, достоинствам, правам ребенка, учителя, родителей).

4. Принцип диагностико-прогностической направленности (основа мониторинга – научно- исследовательское слежение, в процессе которого обнаруживается до сих пор не исследованная сущность образования).

5. Принцип объективности требует проникновения в сущность познаваемой проблемы, что достигается посредством всестороннего учета всех факторов и условий.

6. Принцип системности позволяет рассматривать исследуемый объект как динамичную, целостную систему, имеющую многообразие связей, сложную структуру, взаимодействующую со средой.

Поэтому при проведении мониторинговых исследований необходимо соблюдать условия: системность и продолжительность;

сравнимость;

объективность;

комфортность.

Этапы проведения педагогического мониторинга

Подготовительный

• Постановка цели

• Определение объекта

• Установка сроков проведения

• Изучение литературы

• Изучение педопыта

• Разработка инструментария для проведения мониторинга

Практический

• Сбор информации

• Наблюдение

• Тестирование

• Анкетирование

• Контрольные работы

Аналитический

• Систематизация информации

• Анализ имеющихся данных

• Разработка рекомендаций и предложений

Мониторинг представляет собой процесс систематического слежения за учебным процессом, данные которого используются для коррекции учебного процесса.

Для проведения индивидуального мониторинга важно знать:

- что необходимо отслеживать;

- какие возможные результаты предполагается получить;

- как можно выявить эти результаты;

- каковы пути коррекции полученных результатов с учетом поставленных в процессе обучения целей.

Цель мониторинга - отслеживание динамики качественных показателей успешности учебного процесса в начальной школе, выявление причин несоответствия показателей прогнозируемым, принятие корректирующих решений.

Чтобы мониторинг стал реальным фактором управления, представлял собой определенную систему деятельности, его надо организовать, учитывая при этом ряд требований, которым должна удовлетворять информация: полнота, достоверность, точность, своевременность, доступность, непрерывность, структурированность и специфичность для каждого уровня мониторинга.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Проблема мониторинга особенно актуальна для системы «учитель–ученик», которая включает совокупность непрерывных контролирующих действий, позволяющих наблюдать и корректировать по мере необходимости продвижение ученика от незнания к знанию, ориентируясь непосредственно на личность школьника с учетом его индивидуальных достижений в учебном процессе. Каждый учитель понимает, чтобы добиться хороших результатов по любым направлениям своей деятельности, надо уметь анализировать, сопоставлять, видеть проблемы, выявлять причины их возникновения, а затем уже планировать дальнейшую работу. Отслеживание динамики обучаемости позволяет учителю адекватно оценивать и свои усилия в планировании и организации учебного процесса с каждым учеником, правильно выбирая долю педагогической помощи; в дальнейшем выстраивать индивидуальную образовательную траекторию для обучающихся.

Одним из основных результатов работы системы образования является становление человеческой индивидуальности под внешним влиянием и внутренним саморазвитием. Каждый человек, получая образование, развивается по своему индивидуальному пути, и поэтому личные результаты одного человека всегда будут отличаться от результатов другого. Поэтому востребованной становится оценка спектра индивидуальных достижений личности.

Индивидуальный мониторинг – осуществляет учитель начальных классов ежедневно (это наблюдение, фиксирование динамики развития каждого ученика и классного коллектива в целом или по определенным направлениям). В рамках этой модели мониторинга индивидуальные достижения каждого учащегося учитываются и накапливаться по принципу портфолио. Спектр достижений складывается не только из результатов официальных оценочных процедур, но и из успешности участия в различных конкурсах, спортивных соревнованиях.

Индивидуальному мониторингу придается большое значение, т.к. именно он представляет систему педагогического взаимодействия «учитель-ученик» и обеспечивает развитие индивидуальных способностей каждого ученика, включение его в учебную деятельность с учетом его возможностей и способностей.ю

Объектом индивидуального монитринга являются учащиеся. Этот объект включает в себя следующие показатели:

Количественные, ежегодно анализируемые в начале учебного года (количество учащихся, возрастной состав, количество мальчиков и девочек);

Результаты успеваемости учащихся, причины пробелов в знаниях, уровень сформированности общеучебных умений и навыков; уровень обученности учащихся.

Характеристики состояния здоровья, в частности:

- физическое здоровье учащихся;

- уровень физической подготовленности.

Результаты исследования психического развития учащихся, в том числе:

- исследование по типу характера;

- анализ психологического единства класса;

- выявление отношения учащихся к школе, включая мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся в школе.

Мониторинг качества образовательного процесса должен сопровождаться персонифицированной оценочной деятельностью в области педагогических измерений и в области психофизиологических характеристик обучаемых. Без этого выработать педагогически грамотную стратегию обучения и воспитания невозможно, поэтому, на наш взгляд, первоначальным этапом управления, на котором базируется вся система, является диагностика. Только после сбора и анализа информации можно четко определить цель и задачи управления образовательным процессом, прогнозировать и планировать его результаты, разрабатывать различные виды обеспечения качества образовательного процесса и организовывать его ход в соответствии с целью.

Диагностика должна носить системно-комплексный характер и включать в себя социально-педагогическое, социально-психологическое, валеологическое и дидактическое исследования.

Психолого-педагогическая диагностика направлена на анализ индивидуального уровня и этапов развития учащихся. Полученная психологическая информация может быть использована для управления качеством образовательного процесса.

Таким образом, учитель начальных классов осуществляет следующие виды педагогического мониторинга:

дидактический мониторинг – слежение за различными сторонами учебного процесса (уровень развития учащихся, состояние успеваемости, качество знаний, умений и навыков). Методы: беседы, контрольные срезы, тесты, наблюдения, анкетирование.;

воспитательный мониторинг - слежение за различными сторонами воспитательного процесса (уровень воспитанности, уровень развития классного коллектива, социум);

психолого-педагогический мониторинг - слежение за состоянием психологического здоровья обучающихся, развитием их индивидуальных способностей, его отношения к собственной деятельности, настроения, отношений с педагогами, товарищами. (совместно с психологом) Методы: анкетирование, беседы, наблюдения, медико-психологическое обследование.

медицинский мониторинг - слежение за динамикой здоровья обучающихся (совместно с медицинским работником школы).

Индивидуальный мониторинг проводится в три этапа.

На первом этапе (подготовительном) определяется цель, объект (объектом мониторинга для учителя начальных классов является обучающийся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий.

Второй этап (практический) сбор информации.

Методики сбора информации разнообразны: наблюдения, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование и т. д. Использование тех или других методик зависит от целей проведения мониторинга и имеющихся средств.

Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.

По основным направлениям педагогического мониторинга для учителя начальных классов разрабатываются ориентировочные минимальные диагностические программы изучения с целью объективного определения уровней развития заявленных качеств. Использование их в практику поможет педагогу при анализе процессов и результатов развития, обучения и воспитания школьников.

С первых дней обучения в классе должно быть место каждому ребенку вне зависимости от его индивидуальных психофизических особенностей и склонностей. Поэтому учителю начальных классов нужно быстро и гибко реагировать на стремительно меняющуюся ситуацию, уметь спланировать учебный материал для каждого ученика, проанализировать результаты, продумать перспективные задачи его развития. Для этого, ещё до первого сентября, необходимо знать особенности развития первоклассников, их «стартовый» уровень сформированности познавательных умений и навыков. В этом учителю может помочь “Карта особенностей развития ребёнка дошкольного возраста”, которую может заполнить воспитатель детского сада.

Для ведения тематического учета знаний учителю рекомендуется составлять определенные схемы отслеживания за каждым учащимся, которые являются эффективными и позволяют:

выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;

определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;

скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности.

Для обеспечения эффективности индивидуального мониторинга в начальной школе важным становится ряд требований, которым должна удовлетворять обратная информация:

- полнота;

- релевантность (смысловое соответствие между информационным запросом и полученными данными);

- адекватность;

- точность;

- своевременность;

- непрерывность;

- структурированность;

- специфичность.

Все перечисленные требования обычно рассматриваются как основные свойства мониторинга.

При разработке методики индивидуального мониторинга следует исходить из того, что всякая оценка имеет три основания:

Чувства,

Норма,

Оценка через третье лицо.

Чувства оцениваются через психическое, эмоциональное состояние участников педагогического процесса, а также их психологического состояния. Именно оценка чувства позволит выявить позволит выявить социально психологический климат в коллективе, а это важнейшее условие успешного осуществления педагогического процесса.

В качестве нормы оценивают такие конечные рузультаты, как здоровье, обученность, готовность к продолжению образования, воспитанность. Основной нормой для оценки обученности выступает уровень обязательной образовательной подготовки, а также достижения каждым школьником его индивидуальных целей. Кроме этого, в качестве нормы рекомендуется использовать такой комплексный показатель, как время.

В качестве основного критерия успешности реализации образовательной программы – реализация каждым учеником права на получение образования, соотвествующего его склонностям, интересам, возможностям. Основным показателем реализации этого критерия выступает баланс интересов всех участников педагогического процесса, реализация каждым из них своих целей.

Таким образом, в решении задач, поставленных перед современной школой, индивидуальному педагогическому мониторингу придается большое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы.

Индивидуальный мониторинг позволяет составить наиболее полную психофизиологическую характеристику учащихся, сопровождаемую четкой психолого-педагогической диагностикой каждого ученика, помогающей учителю ориентироваться в выборе разных по сложности учебных программ и рекомендуемых учебников и пособий, используемых педагогических технологий обучения, объективно оценивать и проводить нормирование домашних заданий, т.е. выработать изначально грамотную стратегию обучения и воспитания, а также намечать траекторию развития каждого ученика, своевременно корректируемую в зависимости от состояния его здоровья.



Изучение ребенка (начальная школа):

1. История развития (в т. ч. раннего для учащихся начальной школы). Методы изучения: изучение медицинской документации, беседы с родителями.

2. Семья ученика. Состав семьи, профессия родителей. Отношения членов семьи к учащемуся. Условия воспитания. Режим дня. Методы изучения: беседы с родителями.

3. Физическое состояние учащихся. Двигательная активность, утомляемость.

Методы изучения: наблюдения во время занятий, на переменах, во время игр, уроков физкультуры.

4. Особенности познавательной деятельности:

– состояние анализаторов;

– познавательные интересы, любознательность;

– учебная мотивация.

Методы изучения: индивидуальные беседы с учащимися, наблюдения, изучение творческих работ учащихся. Специальное исследование психолога.

5. Особенности внимания. Легко ли привлекается внимание? Устойчивое ли внимание? Легко ли переключается с одного вида деятельности на другой? Объем внимания, насколько развито произвольное внимание. Работоспособность.

Методы исследования: наблюдение за ребенком во время занятия и во внеурочное время. Специальное исследование психолога.

6. Особенности восприятия и мышления. Восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения предмета или частей предмета. Восприятие времени. Понимание и выделение главного в тексте, содержания картин. Умение сравнивать и различать, улавливать сходство. Установление причинно-следственных зависимостей. Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений. Виды мыслительной деятельности: наглядно-образное, понятийное, творческое или репродуктивное мышление; нарушение мышления, его причины и характер.

Методы исследования: беседы с ребенком, наблюдения на занятиях и во внеурочное время. Специальное исследование психолога.

7. Особенности речи. Есть ли дефекты в произношении. Уровень понимания устной речи: понимает ли указания, объяснения. Запас слов, эмоциональная окраска речи, понимание текста, умение связно рассказывать, давать полные ответы. Молчалив или болтлив ребенок.

Методы исследования: наблюдение за речью ребенка на уроке и вне его, беседы с ним. Изучение письменных работ. Специальное исследование психолога.

8. Особенности памяти. Преобладающий тип памяти: зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Что лучше запоминает: цифры, факты или описание. Индивидуальные особенности памяти.

Методы исследования: беседы с родителем, воспитателями ГПД, наблюдения за ребенком на уроке и вне его. Специальное исследование психолога.

9. Умение учиться. Организованность, выполнение требований учителя, самоконтроль, умение самостоятельно работать с книгой. Способность усвоения учебного материала, умении применять усвоенный материал, приводить собственные примеры. Трудность в восприятии нового материала. Результаты работы по преодолению этих трудностей.

Методы исследования: наблюдение во время занятий, изучение работ детей, беседы с учителем.

10. Мотивы учебной деятельности. Прилежание. Отношение к отдельным предметам. Отношение к отметке, похвале или порицанию учителя.

11. Эмоциональная сфера. Преобладание настроения ребенка, глубина и устойчивость чувств, наличие аффектных вспышек, проявлению негативизма.

Методы исследования: наблюдение за ребенком на уроках и во внеурочное время. Специальное исследование психолога.

12. Особенности личности. Нравственные качества, наличие чувства долга, ответственности, соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения в коллективе: симпатии, дружба со сверстниками, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении и характере: замкнутость, эгоизм, чрезмерная обидчивость. Поведение в игровой и трудовой деятельности, отношение к поручениям. Самооценка.


Библиография

  1. Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах. – М: Наука, 2001.- 134с.

  2. Казанская В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. – Санкт-Петербург: Аванта +, 2004.- 201с.

  3. Калинина Н. В. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе // Завуч начальной школ. – 2003.-№5.- С.15-18.

  4. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003.-№6.- С.19-21.

  5. Корнева О. А. Педагогический мониторинг // Завуч. – 1998.-№6.- С.16-18.

  6. Управление образованием по результатам. Теория и практика. /Под редакцией П.И. Третьякова.- М.: Новая школа, 2001.- 234с.

  7. Управление качеством образования. /Под ред. М.М.Поташника.- М.: Педагогическое общество России, 2000.- 167с.

  8. Фральцова Т. А., Вертохвостова Г. А. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении. – Кемерово, 2002.- 190с.

  9. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции.- М: Дрофа, 234с.

  10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования.«Педагогическое общество России», М.: Наука, 2000.- 205с.

  11. Абрамова М. Н. Организация работы заместителя директора начальных классов. – М., 2012.

  12. Зверева М. В. Изучение результативности обучения в начальных классах. - М., 2011.

  13. Казанская В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. – Санкт-Петербург, 2004.

  14. Калинина Н. В. Особенности диагностики развития личности учащихся в начальной школе // Завуч начальной школ. – 2003.-№5.

  15. Калинина Н. В. Диагностика результативности образовательного процесса в начальной школе: проблемы и опыт // Завуч начальной школ. – 2003.-№6.

  16. Корнева О. А. Педагогический мониторинг // Завуч. – 1998.-№6.

  17. Ромадина Л. П. Справочник завуча. - М., 2013.

  18. Ушакова Н. В. Развитие навыков учебной деятельности дошкольников/ Завуч начальной школ. – 2004.-№5.

  19. Фральцова Т. А., Вертохвостова Г. А. Педагогический мониторинг в образовательном учреждении. – Кемерово, 2012.

2: Применение педагогического мониторинга в деятельности учителя

Цель: изменение уровня профессиональной компетентности учителя

Профессиональная компетентность - сформированность в труде учителя различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога на уровне, обеспечивающем устойчиво положительные результаты в обучении, воспитании и развитии (С.С. Татарченкова, М.В.Узкая). Используются методы диагностики: беседа, наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование, эксперимент, рейтинг, изучение и анализ результатов деятельности, изучение литературных источников.

4: Применение педагогического мониторинга в учебной деятельности

Цель: изменение уровня обученности, воспитанности и развития учащихся

Направления

Показатели

Средства

1.

Готовность ребёнка к школе.

Уровень готовности ребёнка к школе.

Диагностика готовности детей дошкольного возраста к школе (Л.Г. Журова и др.).

2.

Адаптация первоклассников к школе.

Степень адаптированности учащихся к школе.

Рисуночная методика (Р.В. Овчарова) «Моя школа», «Я- в школе». Опросник Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация». Анкета « Определение школьной мотивации» (А.П.Ануфриев). Методика изучения произвольности «Графический диктант» (Е.И.Рогов). Диагностика школьной тревожности (А.М.Прихожан) ( в особых случаях). Опросник Ч.Д.Спилберга-Ю.Л.Ханика для измерения ситуативно-личностной тревожности (в особых случаях).

3.

Состояние здоровья учащихся.

Уровень состояния здоровья младших школьников.

Анализ медицинских карт и результатов медосмотров. Создание банка данных о состоянии здоровья. Анкетирование (беседы) родителей о состоянии здоровья детей. Наблюдения о периодичности болезни ребёнка.



Уровень овладения двигательными качествами.

Изучение физической подготовленности учащихся (тесты, упражнения).



Уровень развития психических процессов.

Индивидуальные особенности учащихся (Диагностика познавательной сферы ребёнка Т.Г.Богданова, Т.В.Корнилова).

4.

Успешность обучения.

Уровень знаний в начале года.

Нулевой срез (входная контрольная работа).



Оценка успешнос- ти промежуточных итогов.

Промежуточный срез (тематический за 1,2,3 четверть).



Уровень обученности за год.

Итоговый срез (контрольная работа за год).



Качество ЗУН, их соответствие стандарту.

Тестовая диагностика обученности по предметам (Научно-методический центр г.Санкт- Петербурга).



Уровень обученности.

Диагностика фактической обученности учащихся (В.П.Симонов).



Уровень комфортности.

Определение эмоциональной комфортности на уроке (цветопись).



Уровень познавательного интереса

Диагностика «Интерес к предметам»



Уровень сформированности учебной деятельности.

Анкета «Учебная деятельность младших школьников». Сформированность ОУУН Н.А. Лошкарёва, В.Н. Паламарчук)



Уровень готовнос- ти к обучению в среднем звене

Методика «Готовность к обучению в среднем звене»

5.

Воспитанность учащихся и развитие ученического коллектива.

Уровень воспитанности.

Методика определения воспитанности (Н.П.Капустин).



Уровень сформированности коллектива.

Определение процессов коллективообразования в классе : -цветопись; -анкетирование «Твой класс дружный?» -методика «Какой у нас коллектив?» (А.Н.Лутошкина). -«В нашем классе». Изучение социометрического статуса ученика в коллективе (Е.Н.Степанов). Определение индекса групповой сплочённости Сишора. Изучение эмоционального климата класса (цветопись).

6.

Удовлетворённость учащихся школьной жизнью.

Степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью

Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (А.А.Андреева). Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью (Е.Н.Степанов).

Диагностика развития личности учащихся в начальной школе позволяет учителю отслеживать развивающий эффект своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка как причины его трудностей и оказывать своевременную и необходимую помощь каждому ученику. Такая диагностика составляет основу качества образования в современной начальной школе.


3: Применение педагогического мониторинга во взаимодействии семьи и школы


Цель: активизация участия семьи в образовательном процессе

1.

Поступление ребёнка в школу.

Знания о ребенка и его семье (социо- графические данные).

Анкета «Ваш ребёнок- школьник». Беседа о ребёнке и желании родителей участвовать в образовательном процессе.

2.

Адаптация первоклассник ов и вновь прибывших учащихся к школе

Степень адаптации учащихся к школе.

Анкета и беседа о протекании адаптации учащихся к школе.

3.

Социографиче ские данные о семье.

Создание социального паспорта семьи.

Сбор социографических данных о семье. Анкета – опрос (социальный статус родителей, возраст, образование, состав семьи и др.).

4.

Воспитательны й потенциал семьи.

Уровень воспитанности в семье

Диагностики: «Рисунок семьи». «Автопортрет». Педагогическая культура семьи. О нравственном воспитании в семье. О трудовом участии ребенка в жизни семьи.

5.

Участие роди- телей в делах класса и школы

Степень участия родителей в делах класса и школы.

Совместный анализ работы за четверть «Участие родителей в делах класса и школы».

6.

Удовлетворенн ость роди- телей состоя- нием образо- вательного процесса

Уровень удовлетво- ренности родителей состоянием образо- вательного процесса

Диагностики: Отношение учащихся к школе, к урокам. Что для вашего ребенка в школе самое трудное? Оценка ребенка учителем и родителями. Взаимоотношения ребенка с одноклассниками. О формировании классного коллектива Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Е.Н. Степанов).


Основные задачи участия родителей в образовательном процессе:

1.Создание воспитывающей среды, обеспечивающей единство требований семьи и школы.

2.Повышение педагогической культуры семьи, формирования её педагогического сознания.

3.Информирование о современных тенденциях в образовании, об образовательных технологиях и конкретной образовательной программе, которую реализует школа.

4.Обеспечение реального участия родителей в образовательном пространстве.


Приоритетные формы и методы работы с родителями:

1.Дискуссионная форма проведения родительских собраний и заседаний родительского комитета.

2.Разработка программы «Содружество» по педагогизации сознания родителей с целью оказания помощи в деле воспитания детей.

3.Проведение «недель открытых дверей» (один раз в полугодие), в ходе которых родителям разрешается по желанию посещение уроков

4.Активные формы взаимодействия с другими родителями и специалистами (психологами, педагогами, логопедами) на заседаниях «круглых столов», научно-практических конференциях, дискуссиях, семинарах.

5.Вовлечение родителей в коллективную творческую деятельность класса, школы.

6.Включение в план работы школы «консультационные дни», в которые родители могут прийти за разъяснениями и ответами на возникшие у них вопросы к учителю, психологу, администрации

Программа формирования основ учебной деятельности младших школьников.


Компоненты учебной деятельности:

1.Мотивационный компонент (это условие), желание узнавать новое, в 1 классе через эмоции пробудить интерес к знаниям, а в 4 классе через -волевой компонент (надо), главное - разбудить у ребёнка желание учиться (хочу сам). В 1 классе все функции возложены на учителя, а со 2 класса на ученика.

2.Учебная задача и целеполагание. Всегда интересно учиться, когда знаешь ради, чего. Зачем? УЗ - сталкивание известного и неизвестного. Научить ребёнка вычленять известное от неизвестного и ставить УЗ и цель урока. УЗ- близкая, а цель -дальняя. УЗ вытекает из проблемной ситуации. УЗ связана с нахождением поиска ответа (как? каким образом?), а цель - с результатом. В 1 классе цель ставит учитель и делает личностно-значимой для ученика и несколько раз к ней возвращается в течение урока. Реально достижимая цель у всех своя.

3.Учебные действия – это различные преобразования, которые ребёнок совершает с практическим материалом ради учебной задачи и достижения цели. УД- этапы, последовательность, шаги: проанализируй, вычлени проблему (найди неизвестное), вычленив проблему, найди решение, нашёл способ решения УЗ, зафиксируй его (решение).

4.Контроль и самоконтроль, оценка и самооценка. Самоконтроль и самооценка - это умение сознательно регулировать процесс учения и достаточно правильно оценивать достигнутый результат.

Контроль в учебной деятельности - это самостоятельное определение этапов работы. Самоконтроль связан с учебной задачей, а самооценка с целеполаганием. Необходимо формировать адекватную самооценку, тогда не будет стрессовых ситуаций. Качественная оценка: что получилось? Что не получилось ? Почему ?

Результат сформированности учебной деятельности:

1.Ученик знает, что он знает.

2.Учение знает, что он не знает.

3.Ученик знает, как незнание сделать знанием.

Задача учителя – включить ребёнка в активный познавательный процесс, создать такие условия, чтобы ребёнок захотел сам добывать знания, тем самым в большей мере сохраним его здоровье.


Изучение процессов коллективообразования в классе


Анкета для учащихся 1 классов

Выбрать и подчеркнуть ответ:

1.Много ли у тебя друзей в классе? Да нет

2.Часто ли вы играете вместе в классе? Да нет не очень

3.Нравится ли тебе, когда проводятся интересные дела? Да нет не очень

4.Любишь ли ты в них участвовать? Да нет не во всех

5.Кто обычно готовит эти дела? Все вместе учительница родители не знаю

6.Что ты делал(а) во время интересного дела? * Читал(а) стихотворение * Пел(а) * Танцевал(а) * Слушал(а) учительницу * Просто сидел(а) * Загадывал(а) загадку классу * Участвовал(а) в конкурсах * Что ещё?

7.Часто ли вы ссоритесь в классе? Да нет не очень

8.Обзываете ли Вы друг друга? Да нет не знаю

А теперь напиши ответы на вопросы: Какое дело было самым интересным в вашем классе в этом учебном году? Что тебе больше всего нравится делать в классе вместе с ребятами? Спасибо за твои ответы


Анкета для учащихся 2 и 4 классов

Выбрать и подчеркнуть ответ:

1. Хорошо ли тебе живётся в твоём классе? Да нет не очень

2. Нравятся ли тебе те дела, которые бывают в классе? Да нет не очень

3. Дружный ли твой класс? Да нет не очень

4.Часто ли вы ссоритесь друг с другом, дерётесь? Да нет не очень никогда

5. Обзываете ли вы друг друга? Да нет редко

6. Какое участие ты принимал в этом интересном деле? * Активно готовил(а) его * Проводил(а) * Просто смотрел(а) 15 * Участвовал(а) * Отвечал(а) на вопросы

7.Кто обычно проводит интересные дела в классе? * Девочки * Все вместе * Учительница * Некоторые ребята * Папы и мамы * Студенты * Мы сами

А теперь ответь на вопросы:

8.Какое дело было самым интересным в этом учебном году?

9.В каких делах класса ты участвуешь с большим интересом и удовольствием?

10.В каком общешкольном деле ты принимал (а) участие в этом году?


Анкета для родителей

Уважаемый друг, мы думаем о том, как сделать наш класс более дружны, а жизнь нашего класса более творческой, чтобы всем детям в классе было интересно, чтобы каждый мог проявить себя как личность. Надеемся, что откровенные ответы на наши вопросы помогут нам в этом (анкета анонимная).

Ответьте, пожалуйста, на вопросы, подчеркнув ответ:

1.Считаете ли Вы класс, в котором учится Ваш ребёнок, дружным? Да нет не знаю не думал об этом

2.Считаетели Вы достаточным количество дел, проводимых в классе? Да нет не совсем

3.Все ли дела , проводимые в классе , стоят того, чтобы их проводить? Все некоторые далеко не все не знаю

4.Во всех ли классных делах принимает участие Ваш ребёнок? Да нет не знаю

5.В качестве кого он ( она ) обычно принимает участие? * Организатора дела * Исполнителя отдельного поручения * Слушателя-зрителя * Кого ещё?................................................................

6. Во многих ли классных делах Вы принимали участие? Да нет

7. Как Вы думаете, комфортно ли Вашему ребёнку в классном коллективе? Да нет не очень не знаю

А теперь продолжите, пожалуйста, предложения:

Самым интересным делом в этом учебном году был(-о,-а Хорошей традицией в классе стало Считаю, что в следующем учебном году больше внимания в процессе формирования коллектива класса следует уделить


Изучение удовлетворённости состоянием образовательного процесса


Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (или прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 - согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.Я иду в школу с радостью.

2.В школе у меня обычно хорошее настроение.

3.В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5.У меня есть любимый учитель ( учителя).

6.В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение .

7.Я считаю., что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.


Методика изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива

Цель: выявить уровень удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения и его педагогического коллектива.

Ход проведения: родителям предлагается внимательно прочитать ниже пнречисленные утверждения и оценить степень согласия с ними, для этого необходимо каждое утверждение обозначить одним из указанных баллов:

4 – совершенно согласен

3 - согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1.Класс, в котором учится ваш ребёнок, можно назвать дружным.

2.В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно.

3.Педагоги проявляют доброжелательное отношение к вашему ребёнку.

4.Мы испытываем чувства взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка.

5. В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель.

6.Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка.

7.Наш ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

8.В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребёнку.

9.В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребёнок. 10.Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания.

11. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка.

12.Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка. 13.Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка.

14.Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни.

Обработка: общее количество баллов разделить на количество вопросов, которые были оценены баллами 1 и 0



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!