Применение пластилина как арттерапевтического средства
подготовила педагог-психолог ГБОУ СОШ № 13
города Севастополя
Шитикова Марина Николаевна
Цель: пополнение «методической копилки» приёмов
Задачи:
актуализация знаний об арттерапевтичеких приёмах;
анализ позитивных и негативных качеств пластилина как арттерапевтического средства для работы с разными возрастными категориями клиентов;
приобретение опыта создания пластилиновых картин;
тренировка интерпретирования образов;
Материалы и оборудование: пластилин мягкий восковой, стеки, доски, влажные салфетки, картон, бумага, маркеры, скотч, плакат, стикеры, ручки, магнитофон, мультимедийное оборудование (по возможности).
Схема проведения мастер-класса:
№ п/п | Этап мастер-класса | Цель | Материалы, оборудование | Время |
1. | Приветствие | Знакомство участников | Бейджи, мяч | 5 мин. |
2. | Ожидания | Актуализация выбранной темы | Плакат, стикеры, ручки | 3 минуты |
3. | Правила | Принятие регламента и правил работы | | 2 мин. |
4. | Мозговой штурм | Обсуждение достоинств и недостатков пластилина как психотерапевтического средства, анализ эффективности применения в работе с разными возрастными категориями и для решения различных задач | Бумага, маркеры, скотч | 5 минут |
5. | Информационное сообщение | Анализ эффективности арттерапевтических материалов и методик, разнообразие приёмов работы с пластилином | Раздаточный материал | 5 минут |
6. | Релакс-пауза | Любимое место на Земле | Магнитофон, музыка | 3 минуты |
7. | Индивидуальная работа | Создание пластилиновых образов | Магнитофон, музыка, пластилин, картон, доски, стеки | 15 минут |
8. | Шеринг | Интерпретация образов | | 5 мин. |
9. | Притча | Создание настроя на обобщение опыта | Текст притчи | 2 минуты |
10. | Ожидания | Рефлексия | Плакат ожидания | 5 минут |
Содержание мастер-класса
1. Приветствие. Знакомство участников. До начала мероприятия участникам предлагается оформить бейджик.
По кругу передаётся мяч, участникам предлагается назвать своё имя и любую информацию о себе.
Вторым туром мяч передаётся по кругу, и участники называют своё имя и транспортное средство на первую букву своего имени (на выбор реальное или шуточное).
2. Ожидания. Плакат «Дерево ожиданий». На стикерах в форме цветов пишутся ожидания от мастер-класса: что каждый участник ожидает получить в ходе работы. Цветы прикрепляются на дерево и ожидания озвучиваются участниками.
3. Правила. Устно обговаривается регламент работы и правила, по которым будет работать группа. Например: на работу отводится академический час, звук мобильных телефонов нужно отключить, быть активным, иметь право на паузу.
4. Мозговой штурм. Достоинства и недостатки пластилина как арттерапевтического средства. Анализ эффективности применения пластилина в работе с разными возрастными категориями и для решения различных задач. На ватман записываются высказывания участников. Высказывания принимаются безоценочно, допустима корректировка формулировки для простоты понимания.
5. Информационное сообщение. Предлагается раздаточный материал (приложение № 1), демонстрируются приёмы работы с пластилином. Участникам предлагаются для рассмотрения готовые работы, демонстрируются техники выполнения картин пластилином на картоне из жгутиков, шариков, по трафарету, горельефных работ и работ в технике «радужного» пластилина.
6. Релакс-пауза «Любимое место на Земле». Участникам предлагается расположиться удобно, расправить плечи, руки положить на колени, ноги всей стопой опираются на пол. Лучше, если глаза будут закрыты. Под музыку медленно зачитывается текст релакс-паузы (приложение № 2).
7. Индивидуальная работа. Создание пластилиновых образов. Участникам предлагается выбрать лист картона формата А-5 того цвета, который лучше передаст замысел того образа, который возникло желание воплотить. Также предлагается выбрать цвета пластилина для реализации замысла и материалы для декора и отделки. Под музыку участники создают свою пластилиновую картину. Те, кто справиться с работой раньше, смогут начать оформлять импровизированную выставку-галерею, а также продолжить знакомство с альбомами готовых работ.
8. Шеринг. Обсуждение можно построить по-разному. Можно предоставить высказаться участникам: что хотел создать, получилось или нет, каковы чувства в процессе и по окончании работы. Другие участники высказываются по желанию: какие чувства испытывают они, рассматривая данную работу, и что именно: цвет, сам образ, или мастерство исполнения вызывает эти чувства.
В другом варианте создаётся галерея образов, и вначале высказываются зрители о том, что они чувствуют, глядя на данную картину. Затем слово предоставляется автору.
9. Притча (приложение № 3). Цель – создать настрой на рефлексию и работу с ожиданиями.
10. Ожидания. Участники получают стикер в форме яблока и имеют возможность не только высказаться, отрефлексировав своё состояние и приобретённый опыт, но и графически выразить удовлетворённость или неудовлетворённость от участия в мастер-классе. Если ожидания реализовались достаточно полно, яблоко перекрывает цветок полностью, если частично, то яблоко перекрывает цветок ожиданий отчасти. Если ожидания оказались нереализованными, то яблоко размещается далеко от цветка.
Приложение № 1. Раздаточный материал.
История пластилина
Пластилин – это материал, изобретённый ещё в XIX веке.
Родиной считают Германию, где Франц Колб запатентовал модельную массу в 1880 году и Великобританию, где Уильям Харбутт в 1899 году запатентовал не сохнущую глину, изобретённую им в 1897 году.
Изначально пластилин предназначался для создания моделей студентами художественных училищ.
Применение пластилина в работе с детьми:
работа со скульптурой, объёмными изображениями;
«Обратная аппликация»: создание плоскостной композиции на стекле или прозрачном пластике;
использование барельефных и горельефных изображений в работе;
создание пластилиновых картин: плоскостных или наполовину объёмных изображений на картонной или бумажной основе.
Достоинства пластилина как выразительного средства:
имеет вязкую структуру, что позволяет создавать картины и композиции в объёме;
благодаря пластичности материала, его можно дополнять разнообразными материалами: крупами, бисером, фольгой, что повышает выразительность работы;
позволяет экспериментировать с цветом и фактурой, применять дополнительные инструменты: чеснокодавку, расческу, зубочистку.
работа с пластилином развивает пространственные представления, расширяет кругозор, способствует развитию речи;
позитивная оценка созданных работ способствует принятию себя, установлению дружеских взаимоотношений с окружающими;
создание коллективной работы способствует внутригрупповому сплочению;
широко распространён в работе, хорошо знаком детям, не вызывает затруднений в использовании, что является залогом успешности в работе.
Недостатки пластилина, как выразительного средства:
содержит искусственные вещества;
при длительном хранении работ на картонной основе проявляются жирные следы;
не выносит яркого солнца и тепла: изделие изменяет форму, течёт;
срок жизни работ из пластилина невысок;
не всякий пластилин подходит для создания картин и скульптур.
Возможности использования пластилина, как коррекционного средства:
коррекция тревожности, страхов, неуверенности в себе;
снижение негативизма и агрессии;
работа с уровнем притязаний и самооценкой;
развитие речи;
развитие представлений об окружающем;
коррекция «Образа “Я”».
Приложение № 2. Релакс-пауза «Любимое место на Земле».
Располагайтесь удобно, прочувствуйте положение вашего тела. Садитесь так, чтобы вам было комфортно. Хорошо, если вы закроете глаза.
Почувствуйте, что ваш лоб разглаживается, веки становятся тяжёлыми, мышцы лица расслабляются. Расслабление. Покой. Расслабляются затылок, шея, гортань, плечи. Дыхание глубокое и спокойное. Расслабление. Покой. Расслабляется кисть правой руки, рука до локтя, рука до плеча, вся рука. Расслабляется кисть левой руки, рука до локтя, рука до плеча, вся рука. Расслабляется туловище. Расслабление. Покой. Расслабляется стопа правой ноги, нога до колена, нога до бедра, вся нога. Расслабляется стопа левой ноги, нога до колена, нога до бедра, вся нога. Вы чувствуете себя расслабленно и спокойно. Дыхание глубокое и спокойное. Расслабление. Покой.
Мысленно перенеситесь в то место на Земле, где вам по-настоящему хорошо. Может быть, это хорошо вам знакомое место, а может, вы были там всего однажды. Или, может, вы не были там никогда, а только стремитесь там побывать.
Почувствуйте, как расслабляется и отдыхает ваше тело, как вам спокойно и безмятежно. Прислушайтесь, какие звуки сопровождают вас в этом любимом вами месте. Мысленным взором оглянитесь, рассмотрите те краски и образы, которые предстанут перед вами. Почувствуйте, какие ощущения у вас возникают, когда вы находитесь в любимом месте на Земле. Позвольте себе следовать своим чувствам.
Позвольте себе почувствовать, как жизненная сила наполняет вас с каждым вашим вдохом. Вы наполняетесь энергией, бодростью, силой, здоровьем и любовью.
Почувствуйте, как ваши ладони наполняются радостью, светом, теплом. Приложите ладони к груди, впитайте силу, полученную в этом путешествии. Мысленно поблагодарите своё любимое место на Земле за то, что оно подпитывает вас своей энергией.
Постепенно возвращайтесь в сегодняшний день, на наше занятие. Откройте глаза. С возвращением!
Приложение № 3. Притча. Эти притчи не о пластилине, но они дают отправную точку дискуссии.
Притча о мастере с цветными мелками
Если спросить у прохожих, то никто с точностью не смог бы ответить, когда этот странный человек появился в городе. Казалось, что он был здесь вечно. Он сидел на асфальте посреди оживленной улицы и рисовал рисунки цветными мелками. Он рисовал удивительные картины. Рисовал людей со счастливыми лицами, необычных веселых зверушек, радугу, ангелов спускающихся с небес. Его рисунки были наполнены удивительной простотой и счастьем. Некоторые прохожие останавливались рядом с ним, что бы полюбоваться его шедеврами. Кое-кто бросал ему мелкую монету, другие пытались поговорить с ним.
Зачастую люди в своих беседах пытались поведать ему о своих проблемах. О своих горестях и несчастье, о надежде, о том, как трудно жить, если не знаешь, что ожидает тебя в будущем. А, человек все слушал. Он любил слушать, пожалуй, даже больше, чем говорить. И никто не знает, о чем он думал в эти моменты.
Но вот однажды, человек решил покинуть этот город. И тогда все люди собрались вокруг него. Нельзя уйти, не оставив подарка. Но у человека ничего не было. Были только цветные мелки. И тогда он подарил жителям города по одному цветному мелку на каждого. А потом ушел. Жители были рады такому подарку. Ведь у них осталась память о том человеке. И каждый принес свой мелок домой и положил в ящик для всяких безделушек, которые люди так любят собирать. Через какое то время люди просто забыли о нем, как забывают о других невостребованных вещах. Забыли в повседневной рутине своей жизни.
Люди забыли, что они сами творцы своего счастья. Люди забыли, что Бог каждому дал право раскрасить свой мир всеми цветами радуги. Только от нас самих зависит, в каких цветах будет выглядеть наше будущее. И если мы возьмем в руки наши цветные мелки и начнем рисовать красочные картины сейчас, то в недалеком будущем, мы можем наслаждаться красотой радуги и пением ангелов.
Сказка-притча о цветных карандашах (Флэтчер)
Жили-были в старой картонной коробке десять разноцветных карандашей: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, коричневый, белый и черный. Жили они дружно, всегда вместе брались за работу, рисовали красивые, яркие картинки и никогда не ссорились.
Но вот однажды Красный Карандаш сказал: «Я самый главный из вас, потому что я самый яркий! Я могу нарисовать красный огонь, красное солнце, а вы не можете!» «Зато я могу нарисовать жёлтое солнце, лимон, морской песок, а вы не можете! Значит, я самый главный!» - возразил Жёлтый Карандаш. «Нет, - сказал Зелёный Карандаш. – Я самый главный! Только я могу нарисовать зелёную траву, кузнечика, крокодила, а вы не можете!» «А я могу нарисовать чёрную ночь, а еще могу закрасить всё, что вы ни нарисуете и будет одна сплошная чернота!» - громко закричал Чёрный Карандаш. Долго спорили карандаши. Каждый говорил, что он самый главный.
Решили они покинуть родной дом – старую картонную коробку – и отправиться странствовать по свету. Каждый пошёл в свою сторону в гордом одиночестве. Красному Карандашу повстречалась яркая бабочка-махаон. Захотел он её нарисовать, но у него получилась красная бабочка, совсем не похожая на настоящую. Огорчился Красный Карандаш. Жёлтый карандаш увидел на своём пути волшебный цветок – цветик-семицветик. Попробовал-было он его нарисовать, но у него получился жёлтый цветок на жёлтом стебле с жёлтыми листьями, совсем не похожий на сказочного красавца. Заплакал Жёлтый Карандаш. Зелёному Карандашу попалась на пути яркая спелая клубничка. Стал рисовать её карандашик, и вышла у него клубничка совсем неспелая, зелёная. Загрустил Зелёный Карандаш. А Чёрный Карандаш и вовсе что ни пытался нарисовать, всё у него было чёрным, как ночь.
Долго бродили в одиночестве наши герои. И вот однажды после дождя вышли они все одновременно на широкую лесную полянку. Очень обрадовались братья-карандаши друг другу, стали обниматься и радоваться, что они снова вместе. Вдруг тучки рассеялись, выглянуло яркое солнышко, зазеленела изумрудная травка, запестрели цветы, запорхали яркие бабочки, и на голубом небе раскинулась коромыслом разноцветная радуга-дуга. Обрадовались карандаши и, недолго думая, дружно взялись за дело. Каждому нашлась своя работа, никто не остался в стороне. Вскоре у них получилась яркая сказочная разноцветная картина, которая выглядела, как живая. Посмотрели на неё карандаши и ахнули от восхищения. А солнышко в небе улыбнулось и ласково сказало: «Вот видите, как важно держаться всем вместе! Каждый из вас хорош по-своему, но только вместе вы можете творить чудеса!»