СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение практико-ориентированных методов обучения в учебном процессе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке рассказывается о разнообразных современных образовательных технологиях. Как применять их на уроках истории.

Просмотр содержимого документа
«Применение практико-ориентированных методов обучения в учебном процессе»

Применение практико-ориентированных методов обучения в учебном процессе

Скажи мне, я забуду.

Покажи мне, я могу запомнить.

Позволь мне сделать,

и это станет моим навсегда.

Китайская пословица

Учитель призван быть творцом своих уроков. И новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Практико-ориентированный подход оптимально сочетается с активными и интерактивными методами обучения, которые чаще всего характеризуются сочетанием нестандартных форм, средств и методов, направленных на организацию образовательного пространства. При этом при интеграции с активными методами, средствами обучения развивает у обучающихся навыки самостоятельной интеллектуально-практической деятельности в процессе овладения новым учебным материалом, ориентирован на более широкое взаимодействие субъектов образовательного процесса друг с другом, и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения.

Любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.

На протяжение 20 века менялись методы обучения В 40-50-х гг., когда началось внедрение в учебный процесс обучения технических средств, появился термин "технология образования", который в последующие годы под влиянием работ по методике применения различных ТСО, в частности кино, радио, средств контроля, модифицировался в «педагогические технологии».В 70-х годах распространение получила технология интенсификации обучения, особенностью которой является оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов. Разработал и воплотил на практике Шаталов Виктор Федорович.

Изучением данной технологии в рамках предмета по истории занимались выдающиеся педагоги-историки, как Оберман В. Я. (опорные конспекты и схемы на уроках истории) и М.Т. Студеникин (использование опорных схем в методике обучения истории).

Учителя давно обратили внимание, что материал, включающий в себя графики, рисунки, схемы, символы, знаки усваиваются с большим интересом.

На мой взгляд, одно из самых важных современных умений ученика - это умение кодировать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности.

При подготовке к уроку учитель составляет опорный конспект. Учащиеся знакомятся с опорным конспектом, расшифровывают, проговаривают информацию конспекта в целом. А затем приступает к более подробному изложению темы. Учащиеся вносят дополнения в свободные места опорных конспектов. Затем у доски без использования изображения на экране учащиеся выступают по содержанию опорного конспекта, а класс контролирует правильность устных ответов. Учащиеся получают задание доработать при самостоятельном чтении учебника, либо исторического источника. Таким образом, происходит ещё одно повторение пройденного на уроке материала, приращение и усвоение новых знаний.

Постоянная работа по схемам, составление их при непосредственном участии учителя приводит к тому, что на определенном этапе даже слабоуспевающие учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно излагать материал.

Активно применяю на уроках истории Методику обучения диалогу. Она заложена в так называемую “методику развивающего обучения”, например Эльконина –Давыдова. Начинаю с того, что в 5 классе организую работу в парах, где ученики по выделенному абзацу учебного текста по очереди спрашивают друг друга. После вопроса следует ответ, который должен обязательно заканчиваться вопросительным предложением, обращенным к своему напарнику, наподобие: “А что ты мог бы добавить?” или Каково твое мнение? После того как это упражнение войдет в привычку, можно организовать проверку домашнего задания в форме “диалоговой змейки”. Тема – вопрос-ответ. Затем наступает черед содержательной шлифовки отработанной техники: учеников следует научить искусству задавать разные вопросы по поводу одной и той же информации. Конкурс на лучший вопрос учителю, проблемный ринг, сформулируй к одной фразе как можно больше вопросов и т.д. Если терпения хватит на каждом уроке 5-7 минут в 5-6 классах, то нет больших проблем в 7 классе.

Знаменитый английский философ, который жил в конце 16 – начале 17 веков Френсис Бэкон говорил, что «Умный вопрос – это уже добрая половина знаний», «Тот, кто задаёт много вопросов, много узнаёт и много получает». Из технологии критического мышления я взяла прием тонкие и толстые вопросы. На этапе «Актуализация знаний» класс делится на две группы или работают по парам.

Работая со старшеклассниками, пробуя различные технологии, сделала вывод, что самой результативной оказалась технология «Дебаты». Данная технология способствует формированию качеств, необходимых для эффективной деятельности в условиях современного общества и информационного пространства, включению самого ученика в поисковую, учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации; обеспечивает диалогичность общения не только между учителем и учениками, но и между учащимися в процессе приобретения новых знаний. Целевые функции и возможности дебатов очень широки и позволяют решать следующие задачи:

социализирующие — приобщение учащихся к нормам и ценнос­тям гражданского общества, формирование умений вести полемику, отстаивать свои интересы, применять свои знания, способность работать в команде;

воспитательные — дебаты позволяют вырабатывать само­стоятельные оценки, мировоззренческую позицию и поведенческие установки, способствуют формированию культуры спора, терпимости, признанию множественности подходов к решению проблемы;

развивающие—дебаты развивают логику, критическое мышление, умение синтезировать знания, позволяют сформировать системное видение проблемы. Участие в дебатах помогает выработать стиль публичного выступления, развивает навыки устной речи.

В наше время «Дебаты» – это технология, предложенная известным американским социологом Карлом Поппером. Первоначально «Дебаты» создавались как программа для учащихся, позволяющая обучить умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс дискуссии. С.А. Пуйман и В.В. Чечет в книге "Практикум по педагогике" определяют дебаты как прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.По мнению доктора педагогических наук Е.О. Галицких, дебаты – форма обучения общению, способ организации воспитательной работы школьников, позволяющий тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и другими источниками информации, отрабатывать умения вести дискуссию и отстаивать собственную точку зрения с учетом того, что и противоположная позиция тоже имеет право на существование.

Изучив труды видных ученых Карла Поппера, С.А. Пуймана и В.В. Чечета и апробировав технологию «Дебаты», я пришла к выводу, что обучение на основе данной технологии носит деятельностный характер, учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности учащихся за результаты своей деятельности, в процессе обучения создаются условия для приобретения опыта постановки и достижения цели, а также для организации продуктивной групповой работы. Таким образом, технология «Дебаты» позволяет сформировать ключевые компетенции обучающихся, прежде всего, коммуникативную компетенцию.

Необходимым предварительным шагом на пути реализации технологии «Дебаты» на уроках истории является использование в процессе преподавания таких элементов, как конструирование системы аргументов и контраргументов. Необходимо найти и сформулировать аргументы «за» и «против» какого-либо тезиса. Этот тип задания используется в процессе работы с историческими источниками. Например, на уроке «Внутренняя политика России в годы царствования Александра III» ученикам предлагаю проанализировать, как оценивали личность и политику Александра III его современники и ученые. Учащиеся выражают и аргументируют в ответах свои мнения по разным точкам зрения. Их рассуждения строятся по следующей схеме.

Я согласен с этой точкой зрения, так как:

аргумент 1____________________; аргумент 2______________________;

Я не согласен с этой точкой зрения, так как:

аргумент 1____________________; аргумент 2______________________;

Следующий этап - защита основных мнений, высказанных обучающимися. Подводится итог и делается вывод по данной теме. Обязательным этапом на уроке является рефлексия.

В старших классах все составляющие технологии «Дебаты» строго соблюдаются. В зависимости от темы урока и особенностей класса я применяю следующие виды «Дебатов»:

а) проблемные дебаты, которые предусматривают знакомство участников с историографическими концепциями, затрагивают ключевые, дискуссионные проблемы (например: «Роль варягов в образовании Древнерусского государства», «Влияние ордынского ига на историческое развитие Руси»;

б) экспресс-дебаты по мини-проблемам — дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалам учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов успешно использую для закрепления учебного материала либо для активизации познавательной деятельности;

в) дебаты, предусматривающие работу учащихся с историческими документами, призваны научить анализировать исторический источник (например: при подготовке к дебатам по темам «Нападение Германии на Советский Союз в 1941 г. было внезапным?», «Аграрная реформа П.А. Столыпина была неудачной?»);

г) дебаты как форма подведения итогов самостоятельной работы учащихся по какой-либо проблеме. Темы таких дебатов: «Опричнина породила Смутное время», «России был необходим Брестский мир»;

д) дебаты как форма проведения повторительно-обобщающих уроков. В качестве примера таких уроков-дебатов можно привести следующие: «Петровские реформы — прогрессивное явление в истории России», «Октябрьская революция не была неизбежной».

Для того чтобы выступление во время дебатов прошло успешно, следует придерживаться следующих правил, разработанных мною: выступление должно быть понятно и интересно аудитории; в выступлении должны быть использованы только ключевые факты; выступление должно быть лаконично, по существу; необходимо соблюдать регламент; выступая, нельзя «утыкаться» в текст, а необходимо обращаться к аудитории – вы должны сделать ее своим союзником. Тема диспута формулируется в виде вопроса таким образом, чтобы не было однозначного ответа. Для успешного участия в диспуте необходимо уметь: выявлять и аргументировать проблему; аргументировать свои высказывания; слушать и слышать оппонента; соотносить свои высказывания с высказываниями других участников; придерживаться темы диспута с тем, чтобы прийти к решению проблемы; быть терпимым к другим мнениям; высказывать свое отношение не в оценочной, а в описательной манере. Эти умения и являются критериями оценки каждого участника диспута. Готовиться к диспуту нужно так же как к письменной работе: подобрать литературу, составить выписки на отдельных карточках, заранее придумать как можно больше вопросов по теме и подготовить примерные ответы. В процессе подготовки следует обратить внимание не только на аргументы «за», но и на аргументы «против». Поставить себя на место «противника» и подумать, как он сможет вам возразить. Таким образом, можно будет предположить, с чем придет ваш оппонент, и это поможет достойно «отбить удар».

Следующий метод, которым я пользуюсь на уроках истории это - Урок-дуэль. Данный вид деятельности актуален, так как в ЕГЭ в задании С5 используя исторические знания, надо привести два аргумента, которые подтверждают и опровергают данную точку зрения. Говорят по очереди – то один, то другой. Тот, кто произнесет последнее предложение, выигрывает дуэль.

В качестве психологической основы проблемного обучения обычно называют тезис: "Мышление начинается с проблемной ситуации". Система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы составляет суть технологии проблемного обучения. Итак, что же такое проблемное обучение? По И.Я. Лернеру, это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала.

Данный метод (озадачивание), сводится к тому, что я ставлю перед учащимися проблему: вопрос или систему вопросов. Ставлю проблему с помощью графиков, чертежей, рисунков, сравнительных таблиц.

Применяя данную технологию в процессе обучения, я пришла к выводу, что она помогает мне научить учащихся:

  • отстаивать свою точку зрения, отстаивать свое мнение;

  • развивать мыслительную деятельность;

  • искать альтернативные варианты и различные суждения и точки зрения;

  • анализировать, сопоставлять учебный материал;

  • делать выводы, обобщения и сравнения;

  • готовить учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, части «С».

Опыт Кейс – технологии основывается на идеях, изложенных в работах М.Н. Скаткина, В.В. Давыдова, А.В.Хуторского, М.В.Рыжакова, С.Е.Шишова и др., на идеях Концепции модернизации российского образования.

Методические основы кейс - технологии освещаются в работах В.В. Гузеева, Шимутиной Е.Н., Смоляниновой О.Г. В основном работы освещают использование данной технологии в высшей школе и применительно к социальным наукам (экономика, социология и др.)

Кейс- технология- технология изучения явлений на основе конкретных ситуаций. Сущность технологии - изучение общих закономерностей на примере анализа конкретных случаев. Название технологии произошло от от английского «case» - казус, запутанный или необычный случай.

Структура процесса обучения по Кейс-Технологии.

Школьникам предлагается СЛУЧАЙ (реальный, вымышленный)

- он должен быть проблемным;

- имеющий прецеденты,

- должен допускать альтернативные варианты решения

- кейсы могут быть как вербальные, так и использующие таблицы, диаграммы , символы, фотографии, рисунки , карикатуры , сценарии ролевых и деловых игр и т.д .“

ОТБОР ИНФОРМАЦИИ из кейса, самостоятельный поиск информации - ученики учатся самостоятельно добывать информацию, её обрабатывать, анализировать (учебно- информационные компетентности), выявляется ПОЗИЦИЯ школьника по сути ситуации (формируется альтернативное мышление).

Коллективное обсуждение вариантов решения (сравниваются результаты, обсуждаются инновационные идеи и подходы), формируются социальные компетентности.

Преимущество данной технологии состоит в том, что обучающимся предоставляется возможность погрузиться в конкретную ситуацию, осознать себя участником каких-либо исторических событий, встать на чью-либо позицию. Наиболее эффективно данная технология применяется на уроках, где необходимо рассмотреть конкретные события, взгляды, мнения.

Уверена, что многие педагоги на своих уроках применяют игровые технологии. Игра позволяет учащимся в непринужденной форме усвоить необходимый материал.

Игровая технология дает положительные результаты, так как:

1. Вовлекает всех учащихся класса в процесс обучения.

2. Позволяет учащимся быть непосредственными участниками игры.

3. Создает образное восприятие учащимися исторических событий.

4. Позволяет учащимся раскрепоститься психологически.

5. Помогает учащимся лучше запомнить учебный материал.

«Представим себе, что мы корреспонденты, нам представилась возможность задать вопросы князю и услышать ответы».

Проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов делегаций или других групп с представителями телевидения, прессы, журналистами газет и журналов, фотокорреспондентами. Перед участниками конференции ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера.

На следующем уроке, в качестве проверки домашнего задания рекомендовать подготовить репортаж о встрече. Расскажите, что вы увидели и кого встретили?

Мой опыт использования игровых технологий показал, что учащимся такие формы обучения нравятся, они способствуют повышению интереса к предмету.

В конце урока из технологии критического мышления можно предложить написать синквейн, предлагаю выразить свое отношение к теме урока, составить синквейн (стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам). Правила написания синквейна. 

1. Первая строка – тема, называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строка – описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словам (глаголами).

4. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Учащиеся работают индивидуально (каждый составляет синквейн) - 1 мин. Идет обсуждение в группах – 2 мин. Сообщения групп (озвучивание синквейна).

Нельзя забывать о самой главной технологии – Здоровьесберегающей. Конечно хорошо, когда ребенок умный, эрудированный, но мы должны сохранить здоровье учащихся, ведь для родителей это самое главное. Нельзя забывать про выполнение санитарно-гигиенических условий, смену вида занятий, посадку учащихся. Снизить утомления школьников помогают дидактические игры, физкультминутки, групповая и парная работа, создание благоприятного психологического климата с помощью создания ситуаций успеха.

В заключение хочу сказать, что нет на свете другой такой профессии, как педагог, в которой личность человека, его характер, убеждения, умение общаться с людьми имели бы такое решающее значение.

Древняя мудрость гласит: «Если вы загадываете на год вперед, сажайте рожь; если вы загадываете на сто лет вперед, сажайте рощу; если вы загадываете вперед на целую вечность, воспитывайте Человека».

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Лесков С.Л. Живая инновация. Мышление XXI века. Пособие для старшеклассников/С.Л.Лесков. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Морева, Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А. Морева. - М.: Просвещение, 2007. - 158 с.

  3. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

  4. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2010. -448 с.

  5. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М.М.Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

  6. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!