Мой первый опыт по применению
ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ.
1. Почему я решила применять ПДО? слайд 1
Да всё очень просто: мне надоело выполнять всю работу за детей. Всё продумаешь, красиво распишешь. А потом на уроке диктуешь, объясняешь и видишь, что «тихо сам с собою я веду беседу». Да, дети старательно записывают, в классе тишина, но ты совершенно не чувствуешь отклика детей. Прямо как в песне Высоцкого «а на кладбище всё спокойненько, а на кладбище благодать…». Эта фраза так и звучит у меня в голове, когда я вижу отсутствующие глаза детей. Нет, конечно, я всегда пыталась включать учеников в работу, где-то что-то получалось, где-то что-то нет, но я чувствовала, что мне не хватает стройной системы. Такую стройную систему я увидела именно в технологии ПДО.
2. Давайте сейчас сравним разные уроки по теме «Притяжательный падеж существительных, притяжательные местоимения» в шестом классе.
2.1 Урок 1 (традиционный) слайд 2
Так, ребята, тема нашего урока сегодня ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Записали число и тему урока. Что же такое «притяжательный падеж существительного?». Учитель делает паузу. Ждёт ответа детей. В классе или тишина, или находится хороший ребёнок, который занимается дополнительно и изучил этот материал со своим репетитором, он и выдаёт правило. Все остальные при этом как сидели, так и сидят, как молчали, так и молчат. Далее учитель, похвалив хорошего ребёнка, если таковой найдётся, сообщает правило: «Это существительное, которое отвечает на вопрос «чей?» и является определением в предложении. Например, мамины туфли, брат Тома, брат близнецов, бабушка Сэма и Ани.
Далее учитель на этих примерах излагает основные правила: как правильно поставить существительное в притяжательный падеж, где оно стоит в предложении.
Кажется, простой материал, мы всё рассказали, трудно что-то не понять и не запомнить. Но не трудно заметить, что КПД мыслительной деятельности детей на таком уроке равно нулю, им скучно. Учитель делает то, что ему положено, но лишь небольшая группа умненьких детей что-то слушает и воспринимает.
2.2 Урок 2
Второй урок у нас в английском называется active presentation, когда учитель даёт примеры и просит учеников догадаться, что означают эти слова.
В этом уроке, используя предметы, находящиеся на партах и на столе учителя, учитель выстраивает подводящий к теме диалог.
This is my pen. Is this your pen? No, it isn’t. It’s her pen. слайд 3
Учитель | Ученики |
Ребята, о чём я вас спрашивала? Что я хотела узнать? Так. Кто может сказать это по-дру- гому? Что я хотела узнать ? Так какой будет тема урока? | Вы хотели узнать, чьи это вещи (чьё это ). Кому принадлежат эти вещи. Как показать, кому принадлежат вещи / притяжательный падеж |
Это уже сокращённая форма ПДО, без постановки проблемы, но учитель
выстраивает подводящий к теме диалог или побуждающий диалог, заставляет детей думать, рассуждать, вспоминать, повторять, вытягивает тему из детей, а не сообщает её сам, даёт только английский эквивалент, потому что это вряд ли удастся вытянуть из детей.
Дальше урок тоже можно построить по-разному. слайд 4
Вот пример методической разработки урока в книге для учителя:
«Запишите примеры на доске. Замените притяжательные прилагательные существительными в притяжательном падеже: It’s his pen. → It’s Tom’s pen. Объясните, что обе формы выражают принадлежность. Попросите учащихся дать свои примеры с использованием других предметов, находящихся в классе. Обратите внимание учащихся на раздел «Грамматический справочник» для получения целостной информации по новому материалу.
— Книги учащихся открыты. Организуйте комментированное чтение табли-
цы, обращая внимание на образование притяжательного падежа, особенно
когда встречаются фразы, например: Johnny and Gill’s dad.
— Соотнося новый материал с аналогичными явлениями в русском языке, обратите внимание на следующие моменты: ….. и т.д. и т.п. »
Скучно, не правда-ли ? Очень занудно и неинтересно. Даже нам, взрослым людям, слушать этого не хочется. Вот так же пройдёт и урок, превращая учителя в занудный источник информации, а учащихся в пассивных слушателей.
А можно опять организовать побуждающий или подводящий диалог, заставляющий детей искать решение. Слайд 5
Посмотрите на примеры. С помощью каких слов мы показали, кому принадлежит ручка ? А как называются эти слова, кто помнит? (напомнить русское и английское название). Вспомните, какие ещё притяжательные прилагательные (местоим) вы знаете? | His, her. скорее всего промолчат My, your, our , their, its |
Дальше на доске даём предложения, где подлежащее выражено личным местоимением, а притяжательные местоимения пропущены. Дети вставляют пропущенные местоимения, подчёркивают подлежащее. Надо ещё раз напомнить детям, что притяжательное местоимение соответствует подлежащему. Попросить кого-то из детей ещё раз обобщить возможность выразить принадлежность с помощью местоимений. И отобразить это на компьютере. Слайд 6
А можно ли сказать, кому принадлежит вещь, по-другому, не местоимениями? Так, кто думает иначе? Ваши предположения, как это можно сделать. Если класс слабый или дети начинают двигаться в своих размышлениях не в ту сторону, даём подсказку – Петя убежал из класса и забыл свой учебник. Учитель спрашивает: «Чей это учебник?» Что вы скажете? Правильно. Вы что сказали? Что вы здесь использовали ? На какой вопрос оно отвечает? | Нет. Да. Уч. высказывают свои предположения, которые мы записываем на доске и сразу разбираем. Это Петин учебник. Кому принадлежит учебник (Петин) Имя. Чей? |
И далее мы подводим детей к мысли, что мы из существительного сделали прилагательное, отвечающее на вопрос «Чей?»
Слайд 7 Чтобы объяснить правила написания и употребления притяжательных существительных, тоже не надо сразу выдавать готовую информацию. Здесь появляется большая возможность организовать групповую работу. Нужно дать различные предложения, среди которых есть все необходимые нам примеры с существительными в притяжательном падеже. Их всего три. Дети работают в группах, находят нужные предложения. Мы
проверяем всем классом. Слайд 8 Опять в группах дети пытаются сами
сформулировать правило и всем классом обсуждаем и формулируем окон-
чательно правило.
2.3 Урок 3 ПДО с проблемной ситуацией
Второй урок, по-моему, выгодно отличается от первого, включая детей в процесс приобретения знаний, исключая ситуацию неуспеха, потому что ошибаться здесь нормально, мы не одёргиваем детей и не употребляем слова «неправильно». Но он не затрагивает проблему, которая кроется за многозначностью этого пресловутого ‘s. На этом и может быть построено ПДО с проблемной ситуацией №6.
Слайд 9 Здесь уже на этапе постановки проблемы организуем групповую работу. Предлагаем детям предложения, по своей форме очень напоминающие предложения с притяжательным падежом и предлагаем им расшифровать предложения, избавиться от ‘s. Проверяем результаты, делаем вывод.
1.Tonny’s fifteen. -- Tonny is fifteen.
He’s young. -- He is young
2. Tonny’s got a dog. -- Tonny has got a dog.
He’s got a cat too. -- He has got a cat too.
Слайд 10 Даём задание сходное с предыдущим, которое выполнить не- возможно. Посмотрите на третье предложение, расшифруйте его, избавьтесь от ‘s. Дети работают в группах.
Учитель | Ученики |
Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Какой возникает вопрос? | Избавиться от ‘s О сокращённых формах глаголов. Нет. Что обозначает этот ‘s ? |
Дальше ищем решение. Уч. высказывают свои предположения, которые мы записываем на доске и сразу проверяем. Если класс слабый или дети начинают двигаться в своих размышлениях не в ту сторону, даём подсказку.
После того, как мы сформулируем тему, по тому же сценарию, что в предыдущем уроке разбираем правила написания и употребления притяжательного падежа существительных.
Завершаем урок продуктивным заданием: дети задают друг другу вопросы по изученному материалу. К сожалению, это задание идёт плохо, этому надо предметно учить.
3. Подводим итоги. Слайд 11
Мы с вами разобрали на примере традиционный урок и 2 урока ПДО. Цель одна – знания, а деятельность учеников и учителя разная. При традиционном уроке деятельность ученика репродуктивная, ребёнок просто воспроизводит знания, излагаемые учителем. А при ПДО деятельность творческая, хоть и направляемая учителем.
Но при всех неоспоримых достоинствах ПДО, не надо думать, что это панацея от всех бед и даёт полную 100% гарантию успеха. Всё равно будут дети, которым не дано что-то понять или запомнить, будут дети, которым это всё равно будет неинтересно. Увы, само понятие всеобщего образования исключает 100% гарантию успеха.
Кроме того, как любая развивающая технология, ПДО вступает в противоречия с нашими «набитыми» программами и временными рамками.
И последнее, учиться и тратить время придётся и учителям, потому что ничто не даётся просто так. Но я бы всё-таки советовала попробовать, потому что скучно не будет, уроки будут интереснее и для вас и, главное, для учеников. Это я вам гарантирую.
Слайд 12 Завершить своё выступление я хотела бы словами Бенджамина Франклина, который сказал : « Tell me and I forget, teach me and I may remember, involve me and I learn» ( Скажи мне и я забуду, научи меня и может я запомню, вовлеки меня и я научусь). Это, между прочим, 18 век, а мы говорим «современные технологии».
Слайд 13 Так что желаю вам всем успехов в освоении новых в кавычках технологиях. Приносите радость себе и детям и помните, что нужно нашим детям, чтобы стать успешными в жизни людьми!