Существуют различные формы диктантов, которые учитель может применять на уроках иностранного языка для формирования лингвистического компонента иноязычной коммуникативной компетенции.
«Whistle dictation». Выбирается подходящий текст, тематически связанный с недавно пройденной темой и пишется whistle dictation. Отмечаются в тексте слова, которых будут не диктовать, а «просвистывать». Начинается диктовка. Ученики слушают текст и пишут. Каждый раз, услышав свист, учащиеся должны самостоятельно выбрать и записать необходимое слово, требующееся по смыслу. Разумеется, можно заменить свист каким-нибудь словом, например “nut” или любым другим забавным словом.
Например: It is only 5-minute walk. You can go there on “nut”.
It is only 5-minute walk. You can go there on foot.
«Picture dictation» очень полезная деятельность для стимуляции визуального вида памяти. Выбирается подходящий текст и читается учащимся, а затем они делают рисунок о том, что они услышали. Затем можно попросить рассказать историю по рисунку. С удовольствием рисуют 5-классники планы квартиры или дома, план комнаты; picture dictation можно провести при закреплении структуры There is/there are и повторении предлогов местоположения.
«Scrambled dictation» очень полезен для развития навыков диалогической речи и практически не требует никакой подготовки для его проведения.
Берется любой диалог из учебника и диктуется, но порядок следования предложений в диалоге должен быть изменен.
После того как ученики записывают все предложения, их просят переписать диалог, употребляя записанные фразы в правильной последовательности. По окончании работы учеников просят открыть их учебники и самостоятельно проверить работу по учебнику.
«Stop, go back» диктант предназначен для развития полного понимания аудируемого текста. В отличии от традиционного аудирования с использованием аудиозаписей, ученики имеют возможность управлять скоростью диктанта, т.к в качестве магнитофона выступает сам учитель. На доске рисуются знаки, обозначающие “Go”, “Stop”,“Play”, “Rewind” и объясняются ученикам, что они в любой момент могут остановить «кассету» и начать аудирование сначала. По команде учеников “Play” учитель начинает читать текст. Ученики стараются записать текст как можно точнее. Когда кто-либо из учащихся начинает испытывать трудности в записи текста за учителем, он говорит “Stop”, “Rewind”, “Play”. Учащиеся, закончившие диктант, передают свои работы учителю. Первый ученик, закончивший текст, получает максимальное количество баллов и признается победителем первого этапа. Далее следует процедура проверки текстов. Учитель может сделать это дома или раздать работы ученикам, вручив им экземпляры аудируемого текста и попросив их проверить работы друг друга. За допущенные неточности и ошибки снижается первоначально набранное учащимся количество баллов, после чего определяются победители и выставляются оценки.
«Gap dictation». Выбирается небольшой текст из учебника. Подготавливается вариант этого текста с пропусками и записывается на доске или распечатываются копии для каждого ученика. Начинается диктовка текста. Диктуется медленно и учитель просит учащихся записывать только те слова, которые пропущены. Для тех слов, которые записаны на доске (на листах), учащиеся должны оставлять пропуски. Закончив чтение текста, текст стирается с доски и учащихся просят заполнить пропуски в их текстах.
По окончании работы ученики открывают учебники и проверяют свои тексты.
«Text reconstruction dictation» формирует у учащихся навыки составления заметок по прослушиваемому тексту. В качестве текста может быть выбран короткий рассказ или диалог. Во время первого прочтения текста учащиеся ничего не записывают, а только слушают текст, стараясь понять основной смысл. При втором прочтении текста учитель просит учеников записывать не все слова, а только те, которые, по их мнению, являются ключевыми. Ученики могут работать индивидуально или в парах. После второго прочтения учащиеся приступают к реконструкции прочитанного текста, составляя рассказ или диалог по ключевым словам. Данный вид упражнения полезен для развития навыков как основного, так полного понимания аудируемого текста, а также лексической и грамматической составляющих языковой компетентности.
«Running dictation». Для проведения диктанта необходимо разбить учащихся на группы, выбрать подходящий текст и сделать по одной копии этого текста для каждой группы. Текст прикрепляется на стене, и каждая группа выбирает первого «бегуна». Бегун подбегает к тексту, читает его, возвращается к своей группе и начинает по памяти диктовать прочитанный текст. После того, как первый бегун продиктовал все, что он смог запомнить, читать текст отправляется следующий бегун. Побеждает группа, которая справилась с диктантом первой. Эта группа получает 100 баллов, группа, закончившая второй -90 баллов, следующая -80 и так далее.
Далее следует процедура проверки. Ученикам вручается текст, и группы с пристрастием проверяют диктанты своих соперников. За каждую ошибку снижается определенное количество баллов и по результатам проверки определяется победитель. По окончании проверки можно дать ученикам еще одно задание: отберите у них написанные диктанты и попросите их воспроизвести тексты заново по памяти, работая в группах или индивидуально.
«Shadow Dictation». Работа в парах. Учитель диктует, один ученик пишет, другой только слушает. Когда учитель закончит диктовать, ученики-слушатели проверяют написанное своих напарников.
«Card Dictation». Учитель показывает картинку, дети записывают слово или наоборот, учитель показывает слово, а дети рисуют картинку.
«Spelling Dictation». Учитель показывает карточку co словом одному ученику, тот диктует классу слово по буквам, все его записывают. Так учитель просит каждого ученика продиктовать слово, а потом проверяет написанное.
«Song Dictation». Учитель раздает листочки, на которых перемешаны слова песни. Затем сам читает песню (можно включить запись песни), дети размещают листочки со словами песни в соответствии с ее содержанием (последовательность !)
«Half Dictation». Учитель диктует первую часть (начало предложения), ученики должны придумать продолжение (закончить предложение).
As soon as she walked into the room…..
I'm having a lot of trouble deciding…
One Saturday morning in late summer….
If you want to lose all of your friends….
All through history, people have…..
Nobody knows who really….
If you climb to the top of a high mountain…..
I believe that everybody should….
They all started laughing because….
Ученики проверяют «спеллинг» в парах, потом с учителем.
Таким образом, диктант имеет следующие преимущества:
ученики проявляют активность во время диктанта;
диктанты - это путь к устной коммуникативной деятельности;
они полезны в группах учащихся с разными способностями;
можно проводить в группах с разным количеством учеников;
надежный метод использования только иностранного языка(если учитель ставит такую цель);
разнообразные формы проведения;
материал для диктантов легко приспособить к разным этапам урока, лексическому или грамматическому материалу и т.д.