СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение сервисов web 2.0 в образовании

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение сервисов web 2.0 поможет учителю не только интересно провести урок, но и поможет организовать дистанционную работу с учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Применение сервисов web 2.0 в образовании»

ПРИМЕНЕНИЕ СЕРВИСОВ WEB 2.0 ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ

Червова Елена Анатольевна

МБОУ «СОШ № 94»


Одним из стратегических ориентиров национальной политики в сфере образования является обеспечение современного качественного образования. В настоящее время никакое качественное образование невозможно без информационной и компьютерной грамотности участников образовательного процесса: учителя, ученика, родителя (законного представителя). Речь идет о развитии информационной образовательной среде. Что понимается под этим понятием?

В работах П. В. Зуева, В. А. Козырева, Е. С. Кощеевой и других выявлены следующие педагогически значимые особенности информационной образовательной среды:

- обеспечение информационно-методической поддержки образовательного процесса;

- интенсификация учебного процесса за счет его планирования на базе программного и ресурсного обеспечения;

- дифференциация и индивидуализация учебного процесса за счет мониторинга, осуществления контроля с обратной связью при оценке результатов учебной деятельности;

- автоматизация процессов поиска, сбора, анализа, обработки, хранения, продуцирования, представления и передачи информации об объектах изучения; автоматизация управления обучением. [5]

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утвержденый приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) в п. 26 говорится: «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:

комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы,  совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная  среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

- информационно-методическую поддержку образовательного  процесса;

- планирование образовательного процесса и его ресурсного  обеспечения;

- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

- мониторинг здоровья обучающихся;

- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их  родителей (законных представителей),  педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;

- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.»[6]

Большой объем информации, быстро растущая информатизация общества, требования к реализации ФГОС заставляет каждую школу выстраивать свою информационную образовательную среду. Эта среда позволяет каждому учащемуся не только получить качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и интересов, но и выстроить индивидуальную траекторию обучения, подготовить выпускника к социализации в современном мире.

Информатизация образовательной деятельности создает условия для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения.

Рассмотрим, как Интернет-ресурсы могут использоваться в учебной деятельности (Интернет-ресурсы – это информационные ресурсы в электронном виде, доступные через Интернет).

Таблица 1 – Способы использования Интернета в образовательных целях.

Виды работ в Интернете

Учебная деятельность

Поиск информации

– аналитический обзор литературы в электронных источниках, информационно-справочных системах

– составление коллекции аннотированных ссылок по теме

– сбор мультимедийного материала по теме

Общение

– переписка (сетевые сообщества)

– обсуждение (блоги)

– ролевые игры (веб-квесты)

– виртуальные встречи (вебинары, видеоконференции, интернет-трансляции)

Публикация в сети


– создание тематических веб-страниц

– создание веб-квестов

– публикация методических материалов

– создание тематических банков данных

– создание электронных образовательных ресурсов

Подготовка к занятиям

– планирование учебных занятий (электронный календарь, интеллект-карты)

– подготовка учебных материалов (он-лайн офис)

– хранение учебных материалов (он-лайн хранилища)

– распространение учебных материалов (хостинги)

Обучение

– лекции и курсы в режиме он-лайн

– организация совместной работы обучающихся (вики, совместные веб-проекты)

– сопровождение внеаудиторной работы обучающихся (системы управления обучением, автоматизированные лабораторные практикумы и виртуальные лаборатории удаленного доступа, др.)

– составление ментальных карт (интеллект-карт)

– виртуальные миры, доски, экскурсии, выставки

– работа с электронными картами, переводчиками

Оценка и контроль знаний

обучающихся

– тестирование обучающихся (интернет-тестирование)

– организация выполнения, приема и оценивания заданий (системы управления обучением, др.)


Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.

Рассмотрим возможности использования сети Интернет в построении информационной образовательной среды школы.

Современная концепция развития Всемирной паутины получила название Веб 2.0. Так, 18 октября 2005 г. в журнале «Компьютерра Онлайн» была опубликована статья Тима О'Рейлли под названием «Что такое Веб 2.0». В данной статье Веб 2.0 определяется, как «методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются» [4].

Среди многообразия способов классификации сервисов Веб 2.0, или социальных сетевых сервисов, наиболее простой представляется классификация, предложенная Е.Д. Патаракиным [3] и устроенная по принципу «что можно делать с помощью этого средства»:

вики – сфера деятельности, в которой авторы работают над вики-страницами коллективных гипертекстов;

блоги – сфера деятельности, в которой отдельные авторы оставляют свои записи;

поисковая сфера, в которой участники ищут, сохраняют и классифицируют найденную информацию;

социальные сети – сфера деятельности, в которой люди устанавливают связи друг с другом и строят социальные сети;

карты – сфера деятельности, в которой пользователи работают с детализированными географическими картами или интеллект-картами;

логосфера – сфера деятельности, в которой авторы создают программы и их фрагменты, обмениваются ими;

облака сервисов, в которых участники используют все многообразие сервисов, собранных «под зонтиком» какой-то одной корпорации – Google, Яндекс, Yahoo.

Важной чертой использования сервисов Веб 2.0 в образовании является совместное создание и использование ресурсов. Так, данные групповые взаимодействия включают персональные действия участников и коммуникации участников между собой [5]:

– записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов;

– размещение ссылок на Интернет-ресурсы и их рейтингование;

– размещение фотографий;

– размещение книг (возможны иллюстрации);

– размещение и просмотр роликов в видео сервисах;

– компиляция на одной странице «сборной солянки» из различных интернет-сервисов;

– работа с географическими сервисами и сервисами на их основе;

– обмен сообщениями.

Таким образом, социальные сервисы и групповая деятельность внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности:

– использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

– самостоятельное создание сетевого учебного содержания, публикация материалов в Интернете;

– освоение информационных компетенций;

– наблюдение за деятельностью участников сообщества, совместная деятельность и сотрудничество с другими людьми.

В профессиональном стандарте педагога говорится о том, что роль учителя заключается не только в передаче знаний, а в том, что он должен привить учащимся умение учиться. С помощью сервисов Web 2.0 эта задача значительно упрощается. Однако, информационно-компьютерная грамотность педагога должна развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности: современный учитель должен владеть навыками общения в социальных сетях, новыми технологиями, быть умелым пользователем интернет.

Рассмотрим на примере использование сервисов Web 2.0 для построения информационной образовательной среды в нашей школе.

В школе создано сетевое интернет сообщество педагогов, где реализуются следующие виды деятельности:

- сетевое взаимодействие педагогов по вопросам образования, аттестации, применения сервисов Web 2.0 в педагогической практике;

- размещаются полезные ссылки на различные образовательные ресурсы, использующиеся в педагогической деятельности;

- педагогами размещаются сертификаты по повышению их ИКТ компетентности;

- размещается база модулей УЭМК, созданная педагогами нашей школы и школ города в СДО «Прометей»;

- размещаются в открытом доступе различные мониторинги качества образования учащихся школы, которые могут быть использованы педагогами как при составлении портфолио, так и при планировании своей работы;

- внутришкольное повышение профессиональной компетенции.

Таким образом, педагоги приобретают навыки сетевого общения, сетевого взаимодействия.

Ведение электронного документооборота:

- электронного журнала (Электронная школа 2.0), доступного всем участникам образовательной деятельности;

- аналитическая и мониторинговая деятельность.

Совместная работа в гугл документах (документы, таблицы, презентации, интерактивные рисунки и т.д.) позволяет педагогам совершенствовать свою ИКТ компетентность, экономить время. Приобретенные навыки совместной работы, позволяют педагогам применять их в работе с учащимися.

В школе функционирует локальная сеть между педагогами и администрацией школы, что позволяет оперативно решать все организационные вопросы.

Применение системы дистанционного обучения СДО «Прометей» с одной стороны педагогам проверить знания учащихся по теме, провести корректировку знаний учащихся, а с другой стороны учащимся изучить новый материал в удобное для себя время.

Ведется сайт школы и сайт одного из методический объединений школы, что позволяет всем участникам образовательной деятельности владеть информацией.

Педагогами школы созданы и наполняются методическими материалами персональные сайты, на которых размещают свои профессиональные портфолио и методические разработки.

В образовательной деятельности педагоги используют интерактивные средства не только в обучении, но и во внеклассной и внеурочной деятельности.

При подготовке к урокам педагоги активно применяют и создают электронные и цифровые образовательные ресурсы.

Большое внимание педагоги уделяют участию в учебных сетевых проектах совместно с учащимися школы. Создают свои проекты.

Наряду с широким применением ИКТ технологий при построении информационной образовательной среды школы существуют проблемы, которые требуют решения в ближайшее время:

- обновление материально-технической и научно-методической базы;

- изменение форм работы с педагогическим коллективом;

- обновление форм работы с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности;

- развитие дистанционного образования;

- создание условий для взаимодействия семьи и школы (создание блогов, сайтов, сообществ класса и родителей (законных представителей);

- внутришкольное и внешкольное повышение квалификации применения облачных технологий.

Не смотря на то, что каждая школа выстраивает свою информационную образовательную среду, особое внимание необходимо уделять развитию информационной культуры всех участников образовательной деятельности: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). Применение сервисов Web 2.0 позволяет решать задачу реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.


Литература

1. Дырдина Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие /Е.В. Дырдина, В.В. Запорожко, А.В. Кирьякова. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. – 227 с. ISBN 978-5-4417-0128-0

2. О’Рейлли, Т. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] //Компьютерра Online, 2005. – Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234100/, свободный – Загл. с экрана. [дата обращения 04.05.2012]

3. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю /Е.Д. Патаракин – 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007. – 64 с.

4. Слепухин А.В., Стариченко Б. Е. Моделирование компонентов информационной образовательной среды на основе облачных сервисов [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-komponentov-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-na-osnove-oblachnyh-servisov/[дата обращения 19.01.2015]

5. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию: учеб.-метод. пособие / Я.С. Быховский, А.В. Коровко, Е.Д. Патаракин [и др.].– М: Интуит.ру, 2007. – 95 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 – 9 классы) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938/[дата обращения 19.01.2015]









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!