ПРИМЕНЕНИЕ СЕРВИСОВ WEB 2.0 ДЛЯ СОЗДАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ
Червова Елена Анатольевна
МБОУ «СОШ № 94»
Одним из стратегических ориентиров национальной политики в сфере образования является обеспечение современного качественного образования. В настоящее время никакое качественное образование невозможно без информационной и компьютерной грамотности участников образовательного процесса: учителя, ученика, родителя (законного представителя). Речь идет о развитии информационной образовательной среде. Что понимается под этим понятием?
В работах П. В. Зуева, В. А. Козырева, Е. С. Кощеевой и других выявлены следующие педагогически значимые особенности информационной образовательной среды:
- обеспечение информационно-методической поддержки образовательного процесса;
- интенсификация учебного процесса за счет его планирования на базе программного и ресурсного обеспечения;
- дифференциация и индивидуализация учебного процесса за счет мониторинга, осуществления контроля с обратной связью при оценке результатов учебной деятельности;
- автоматизация процессов поиска, сбора, анализа, обработки, хранения, продуцирования, представления и передачи информации об объектах изучения; автоматизация управления обучением. [5]
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утвержденый приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) в п. 26 говорится: «Информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает:
комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
- мониторинг здоровья обучающихся;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе, в рамках дистанционного образования;
- дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.»[6]
Большой объем информации, быстро растущая информатизация общества, требования к реализации ФГОС заставляет каждую школу выстраивать свою информационную образовательную среду. Эта среда позволяет каждому учащемуся не только получить качественное образование с учетом индивидуальных потребностей и интересов, но и выстроить индивидуальную траекторию обучения, подготовить выпускника к социализации в современном мире.
Информатизация образовательной деятельности создает условия для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения.
Рассмотрим, как Интернет-ресурсы могут использоваться в учебной деятельности (Интернет-ресурсы – это информационные ресурсы в электронном виде, доступные через Интернет).
Таблица 1 – Способы использования Интернета в образовательных целях.
Виды работ в Интернете | Учебная деятельность |
Поиск информации | – аналитический обзор литературы в электронных источниках, информационно-справочных системах – составление коллекции аннотированных ссылок по теме – сбор мультимедийного материала по теме |
Общение | – переписка (сетевые сообщества) – обсуждение (блоги) – ролевые игры (веб-квесты) – виртуальные встречи (вебинары, видеоконференции, интернет-трансляции) |
Публикация в сети | – создание тематических веб-страниц – создание веб-квестов – публикация методических материалов – создание тематических банков данных – создание электронных образовательных ресурсов |
Подготовка к занятиям | – планирование учебных занятий (электронный календарь, интеллект-карты) – подготовка учебных материалов (он-лайн офис) – хранение учебных материалов (он-лайн хранилища) – распространение учебных материалов (хостинги) |
Обучение | – лекции и курсы в режиме он-лайн – организация совместной работы обучающихся (вики, совместные веб-проекты) – сопровождение внеаудиторной работы обучающихся (системы управления обучением, автоматизированные лабораторные практикумы и виртуальные лаборатории удаленного доступа, др.) – составление ментальных карт (интеллект-карт) – виртуальные миры, доски, экскурсии, выставки – работа с электронными картами, переводчиками |
Оценка и контроль знаний обучающихся | – тестирование обучающихся (интернет-тестирование) – организация выполнения, приема и оценивания заданий (системы управления обучением, др.) |
Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.
Рассмотрим возможности использования сети Интернет в построении информационной образовательной среды школы.
Современная концепция развития Всемирной паутины получила название Веб 2.0. Так, 18 октября 2005 г. в журнале «Компьютерра Онлайн» была опубликована статья Тима О'Рейлли под названием «Что такое Веб 2.0». В данной статье Веб 2.0 определяется, как «методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются» [4].
Среди многообразия способов классификации сервисов Веб 2.0, или социальных сетевых сервисов, наиболее простой представляется классификация, предложенная Е.Д. Патаракиным [3] и устроенная по принципу «что можно делать с помощью этого средства»:
– вики – сфера деятельности, в которой авторы работают над вики-страницами коллективных гипертекстов;
– блоги – сфера деятельности, в которой отдельные авторы оставляют свои записи;
– поисковая сфера, в которой участники ищут, сохраняют и классифицируют найденную информацию;
– социальные сети – сфера деятельности, в которой люди устанавливают связи друг с другом и строят социальные сети;
– карты – сфера деятельности, в которой пользователи работают с детализированными географическими картами или интеллект-картами;
– логосфера – сфера деятельности, в которой авторы создают программы и их фрагменты, обмениваются ими;
– облака сервисов, в которых участники используют все многообразие сервисов, собранных «под зонтиком» какой-то одной корпорации – Google, Яндекс, Yahoo.
Важной чертой использования сервисов Веб 2.0 в образовании является совместное создание и использование ресурсов. Так, данные групповые взаимодействия включают персональные действия участников и коммуникации участников между собой [5]:
– записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов;
– размещение ссылок на Интернет-ресурсы и их рейтингование;
– размещение фотографий;
– размещение книг (возможны иллюстрации);
– размещение и просмотр роликов в видео сервисах;
– компиляция на одной странице «сборной солянки» из различных интернет-сервисов;
– работа с географическими сервисами и сервисами на их основе;
– обмен сообщениями.
Таким образом, социальные сервисы и групповая деятельность внутри сетевых сообществ открывают перед педагогической практикой следующие возможности:
– использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
– самостоятельное создание сетевого учебного содержания, публикация материалов в Интернете;
– освоение информационных компетенций;
– наблюдение за деятельностью участников сообщества, совместная деятельность и сотрудничество с другими людьми.
В профессиональном стандарте педагога говорится о том, что роль учителя заключается не только в передаче знаний, а в том, что он должен привить учащимся умение учиться. С помощью сервисов Web 2.0 эта задача значительно упрощается. Однако, информационно-компьютерная грамотность педагога должна развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности: современный учитель должен владеть навыками общения в социальных сетях, новыми технологиями, быть умелым пользователем интернет.
Рассмотрим на примере использование сервисов Web 2.0 для построения информационной образовательной среды в нашей школе.
В школе создано сетевое интернет сообщество педагогов, где реализуются следующие виды деятельности:
- сетевое взаимодействие педагогов по вопросам образования, аттестации, применения сервисов Web 2.0 в педагогической практике;
- размещаются полезные ссылки на различные образовательные ресурсы, использующиеся в педагогической деятельности;
- педагогами размещаются сертификаты по повышению их ИКТ компетентности;
- размещается база модулей УЭМК, созданная педагогами нашей школы и школ города в СДО «Прометей»;
- размещаются в открытом доступе различные мониторинги качества образования учащихся школы, которые могут быть использованы педагогами как при составлении портфолио, так и при планировании своей работы;
- внутришкольное повышение профессиональной компетенции.
Таким образом, педагоги приобретают навыки сетевого общения, сетевого взаимодействия.
Ведение электронного документооборота:
- электронного журнала (Электронная школа 2.0), доступного всем участникам образовательной деятельности;
- аналитическая и мониторинговая деятельность.
Совместная работа в гугл документах (документы, таблицы, презентации, интерактивные рисунки и т.д.) позволяет педагогам совершенствовать свою ИКТ компетентность, экономить время. Приобретенные навыки совместной работы, позволяют педагогам применять их в работе с учащимися.
В школе функционирует локальная сеть между педагогами и администрацией школы, что позволяет оперативно решать все организационные вопросы.
Применение системы дистанционного обучения СДО «Прометей» с одной стороны педагогам проверить знания учащихся по теме, провести корректировку знаний учащихся, а с другой стороны учащимся изучить новый материал в удобное для себя время.
Ведется сайт школы и сайт одного из методический объединений школы, что позволяет всем участникам образовательной деятельности владеть информацией.
Педагогами школы созданы и наполняются методическими материалами персональные сайты, на которых размещают свои профессиональные портфолио и методические разработки.
В образовательной деятельности педагоги используют интерактивные средства не только в обучении, но и во внеклассной и внеурочной деятельности.
При подготовке к урокам педагоги активно применяют и создают электронные и цифровые образовательные ресурсы.
Большое внимание педагоги уделяют участию в учебных сетевых проектах совместно с учащимися школы. Создают свои проекты.
Наряду с широким применением ИКТ технологий при построении информационной образовательной среды школы существуют проблемы, которые требуют решения в ближайшее время:
- обновление материально-технической и научно-методической базы;
- изменение форм работы с педагогическим коллективом;
- обновление форм работы с учащимися на уроках и во внеурочной деятельности;
- развитие дистанционного образования;
- создание условий для взаимодействия семьи и школы (создание блогов, сайтов, сообществ класса и родителей (законных представителей);
- внутришкольное и внешкольное повышение квалификации применения облачных технологий.
Не смотря на то, что каждая школа выстраивает свою информационную образовательную среду, особое внимание необходимо уделять развитию информационной культуры всех участников образовательной деятельности: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей). Применение сервисов Web 2.0 позволяет решать задачу реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Литература
1. Дырдина Е.В. Информационно-коммуникационные технологии в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие /Е.В. Дырдина, В.В. Запорожко, А.В. Кирьякова. – Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. – 227 с. ISBN 978-5-4417-0128-0
2. О’Рейлли, Т. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] //Компьютерра Online, 2005. – Режим доступа: http://www.computerra.ru/think/234100/, свободный – Загл. с экрана. [дата обращения 04.05.2012]
3. Патаракин, Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю /Е.Д. Патаракин – 2-е изд., испр. – М: Интуит.ру, 2007. – 64 с.
4. Слепухин А.В., Стариченко Б. Е. Моделирование компонентов информационной образовательной среды на основе облачных сервисов [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-komponentov-informatsionnoy-obrazovatelnoy-sredy-na-osnove-oblachnyh-servisov/[дата обращения 19.01.2015]
5. Учим и учимся с Веб 2.0. Быстрый старт. Руководство к действию: учеб.-метод. пособие / Я.С. Быховский, А.В. Коровко, Е.Д. Патаракин [и др.].– М: Интуит.ру, 2007. – 95 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5 – 9 классы) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/938/[дата обращения 19.01.2015]