СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на тему "Применение современных педагогических технологий в начальной школе как средство повышения качества обучения"

Просмотр содержимого документа
«Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения»


Республика Саха (Я) , г. Якутск

МОБУ СОШ № 10

Им. Д.Г. Новопашина

Учитель начальных классов

Васильева Мария Степановна









«Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения».



















2018 год.





В центре внимания современной школы - ученик его личность, неповторимый внутренний мир. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса. Поэтому основная цель учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся. Основной целью обучения является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическим навыкам.

Задача учителя – активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Повышение качества образования должно осуществляться, не за счёт дополнительной нагрузки на учащегося, а через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила: 1.обучение в сотрудничестве. 2. Проектная методика 3. Информационно – коммуникационные технологии 4. Технология проблемного обучения. Они помогают реализовать личностно – ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, способствуют повышению качества образовательного процесса.

Обучение в сотрудничестве.

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе! Вместе учиться не только интереснее, но и эффективнее. Причём важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать друг другу, слушать и слышать другого, решать вместе проблемы, разделять радость успеха и горечь неудачи. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. Он должен хорошо владеть дисциплиной. В совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействия учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта. Позиция учителя и ученика равная. Один – познаёт, другой- помогает ему.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения нового материала.

Задачи групповой работы:

  1. Активизация познавательной деятельности.

  2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

  3. Развитие умений успешного общения ( умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)

  4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

Уже в первом классе можно вводить элементы групповой работы на уроке. Она более эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Сначала дети работают в паре. Например, на уроке математики, можно дать задание – сравнить выражение: 7-3 и 4+5

Учитель объясняет, что задание выполняется совместно, поэтому работу нужно поделить между собой. Учащиеся распределяют задание; один находит значение разности, второй-значение суммы, а затем сравнивают выражение. Учитель напоминает им о взаимном контроле. На данном этапе важно, чтобы ребята поняли, что ответственность за выполнения задания несут оба ученика. Каждому нужно выполнить не только своё задание, но и проверить товарища.

Постепенно от работы в парах можно перейти к работе в группах из 4-5 человек.

Как работать в группе?

( алгоритм коллективного взаимодействия)

Памятка « Правила работы в группах»

1

Выбираем организатора работы группы (капитана команды)

2

Знакомимся с заданием, обсуждаем. Каждый член группы формулирует общую цель работы: что надо получить в результате.

3

Распределяем работу (задания, роли) между членами группы.

4

Каждый член группы выполняет свою часть работы.

5

Обсуждаем результаты работы каждого, оформляем общий результат работы в группе.

6

Решаем, как будем представлять результат работы всему классу (выступаем все вместе, по очереди, отдельные представители группы, роль каждого выступающего и т. д.)

7

Представляем результат работы группы.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

1. Формируются группы. Соединение в группы – сложный процесс. Нужно учесть личные качества, межличностные отношения, сложность материала, желание самих детей. В каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики. Количество участников колеблется от 4-5 человек.

2. Группе даётся одно задание. Между участниками группы предусматривается распределение ролей .

3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.

При оценивании работы группы необходимо подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, трудолюбие, взаимопомощь.

Преимущества группового обучения:

Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного обучения:

- самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.

- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми;

- растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.

- приобретают навыки необходимые для жизни, в обществе: откровенность, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, умение слушать и слышать друг друга, умение работать сообща для достижения общей цели.

- работа в группе помогает ребёнку не только учиться, но и проявить себя.

- воспитывается сознательное отношение к учебному труду, самоуважение

- между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.

Далее, групповая работа на уроке русского языка.

3класс. Урок повторения по теме « Состав слова».

Упр. 1. Поиск слов, образованных с помощью суффикса. Выделяют суффикс.(индивидуальная работа)

Ёлочка, листочек, листок, травинка, берёзка, осинка.

Упр. 2. Отработка умения образовывать слова по заданной модели. (работа в паре)

-приставка, корень, суффикс, окончание.

- корень, суффикс, окончание

- корень, суффикс

Упр.3 Групповая работа

Найти в каждой группе слов лишнее, т.е отличающиеся от других слов по своему составу.

А) Забег, заплыв, закон, запуск. (лишнее слово – закон, в нём нет приставки)

Б) Чайник, кофейник, молочник, веник. (лишнее слово- веник, в нём нет суффикса)

В) Посмотрит, победит, подумает, погрустит. ( лишнее слово-победит, в нём нет приставки)

Г) Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка. ( лишнее слово- шапочка, образовано не с помощью суффикса –очк-. А с помощью суффикса –к- от слова шапка)

Каждая группа записывает оставшиеся три слова и разбирает их по составу.

Упр.4 Что объединяет слова каждой группы? Назовите как можно больше общих признаков.

  1. – берег, ветер, свет, воздух. ( у всех слов нулевое окончание, нет суффиксов и приставок, все слова – имена существительные)

  2. – солдатики, песенка, беленький, избушка, чёрненький. ( во всех словах есть суффиксы, все суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение

  3. – ледоход, ледокол, самолёт, снегоход, снегопад, листопад. ( во всех словах два корня, образованы способом сложения, соединительная гласная О, нулевое окончание, все слова-имена существительные)

  4. – придорожный. Приморский, пригородный, прибрежный. (все слова образованы приставочно-суффиксальным способом, во всех словах приставка – при, все слова- имена прилагательные)

Таким образом, групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.

Такие работы в начальной школе очень важны, так как групповая форма работы создаёт условия живого общения. Проблема современных детей в том, что им очень сложно работать в группах, координировать свои действия с другими участниками. Опыт работы показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся. Но нужно учесть, что в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия. Для него учитель заранее готовит индивидуальное задание. Это дополнительные сложности для учителя. Также нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет.

Проектная технология.

Цель технологии- стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания и обеспечивает личностно – ориентированное обучение. Проектная работа формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, слушать и уважать мнение партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, работать со справочной литературой, словарями, компьютером.

Таким образом, проектная методика:

  1. Характеризуется высокой коммуникативностью;

  2. Предполагает выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность.



Этапы работы над проектом.

(алгоритм проектной деятельности)

1.

Познакомься с общей темой проекта класса.

2.

Выбери свою тему в рамках общей темы.

3.

Собери информацию к своей теме.

4.

Оформи информацию на одном – двух листах.

5.

Выбери, как ты будешь использовать собранную информацию: сделаешь поделку, подготовишь мероприятие, создашь книгу.

6.

Выполни свой проект.

7.

Представь свой проект публике вместе с другими ребятами.



Информационно – коммуникативная технология.

Использование ИКТ на уроке направлено на формирование следующих компетенций:

- учебно – познавательные компетенции

- учиться оперировать научными знаниями и фактическим материалом

- развивать умение использовать источники информации;

- оценивать самооценку своей учебно – познавательной деятельности;

- обозначать своё понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме

- владеть навыками сотрудничества

- владеть навыками решения проблем в различных жизненных ситуациях

- уметь представить себя, владеть способами совместной деятельности

- владеть навыками работы с различными источниками информации.

Технология проблемного обучения.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения. В чём его актуальность?

Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащегося, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, умениями и навыками.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащегося, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления, умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определение понятиям, проводить наблюдения, делать выводы, доказывать и защищать свои мысли, работать с текстом, обеспечивает высокое качество знаний.

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. В качестве проблемных заданий, ситуаций могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п.

Как самим открывать знания?

( алгоритм проблемного диалога)

1.

Выявите противоречие, которое мешает понять ситуацию, действовать.

2.

Сформулируйте проблему, задачу, вытекающую из противоречия ( как правило, в виде вопроса)

3.

Продумайте версии решения проблемы.

4.

Вспомните то, что пригодится для решения проблемы.

5

Наметьте план решения проблемы, источники для поиска новой информации.

6.

Осуществите поиск решения – по плану открыть новые знания (понятие, закономерность) или новый порядок действий.

7.

Выразите решение проблемы в виде краткого вывода.

8.

Сверьте результат с поставленной проблемой – сделать вывод о ее решении или не решении.



Проблемные ситуации:

1.Урок русского языка по теме « Неизменяемые имена существительные»

На доске записаны слова:

Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, кофе, шоссе.

- Что объединяет эти слова? ( имена существительные)

- Выделите окончания у этих имён сущ-х. ( ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)

- вспомните, как найти в слове окончание? ( изменить форму слова)

- докажите, что вы правильно определили окончания. ( не получается изменить форму слова).

Это сложный приём. Сначала учитель даёт практическое задание « на ошибку». Затем сообщением, экспериментом предъявляет научный факт.

2.Урок русского языка по теме « Правописание «И» и «Ы» после «Ц»»

На доске записаны слова:

Цирк, зайцы, цифра, акация, цыплёнок.

- Какая буква объединяет все слова? ( Ц)

- Какая буква написана после «Ц»? ( И,Ы)

- Какой звук слышится в этих словах после «Ц»? (Ы)

- Какой вопрос возникает?

Одновременно предъявляются противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

1. Урок математики по теме « Вычитание многозначных чисел»

На доске:

458 – 216; 598 – 374; 287 – 142; 800 – 368.

- Что объединяет числовые выражения? ( действие – вычитание трехзначных чисел)

- Найдите значение каждого выражения.( Дети легко выполнят все вычисления, кроме последнего)

- В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание?

Даётся практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично – поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Это технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на уроках по любому предмету.





























Литература.

  1. Карпова Е.В. Шевко О.И. возможности применения проблемного обучения в начальной школе.

  2. Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании.

  3. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?

  4. Кудряшова Т.Г. групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода.

  5. Савушкина Т.П. аспекты группового обучения младших школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!