Республика Саха (Я) , г. Якутск
МОБУ СОШ № 10
Им. Д.Г. Новопашина
Учитель начальных классов
Васильева Мария Степановна
«Применение современных педагогических технологий на уроках в начальной школе как средство повышения качества обучения».
2018 год.
В центре внимания современной школы - ученик его личность, неповторимый внутренний мир. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса. Поэтому основная цель учителя – выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся. Основной целью обучения является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическим навыкам.
Задача учителя – активизировать познавательную деятельность в процессе обучения. Повышение качества образования должно осуществляться, не за счёт дополнительной нагрузки на учащегося, а через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых. Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила: 1.обучение в сотрудничестве. 2. Проектная методика 3. Информационно – коммуникационные технологии 4. Технология проблемного обучения. Они помогают реализовать личностно – ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, способствуют повышению качества образовательного процесса.
Обучение в сотрудничестве.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе! Вместе учиться не только интереснее, но и эффективнее. Причём важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать друг другу, слушать и слышать другого, решать вместе проблемы, разделять радость успеха и горечь неудачи. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. Он должен хорошо владеть дисциплиной. В совершенстве освоить технологию групповой работы, уметь регулировать взаимодействия учащихся. Работая с группой детей, учитель выступает в роли консультанта. Позиция учителя и ученика равная. Один – познаёт, другой- помогает ему.
Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения нового материала.
Задачи групповой работы:
Активизация познавательной деятельности.
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.
Развитие умений успешного общения ( умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Совершенствование межличностных отношений в классе.
Уже в первом классе можно вводить элементы групповой работы на уроке. Она более эффективна при повторении и закреплении изученного материала. Сначала дети работают в паре. Например, на уроке математики, можно дать задание – сравнить выражение: 7-3 и 4+5
Учитель объясняет, что задание выполняется совместно, поэтому работу нужно поделить между собой. Учащиеся распределяют задание; один находит значение разности, второй-значение суммы, а затем сравнивают выражение. Учитель напоминает им о взаимном контроле. На данном этапе важно, чтобы ребята поняли, что ответственность за выполнения задания несут оба ученика. Каждому нужно выполнить не только своё задание, но и проверить товарища.
Постепенно от работы в парах можно перейти к работе в группах из 4-5 человек.
Как работать в группе?
( алгоритм коллективного взаимодействия)
Памятка « Правила работы в группах» |
1 | Выбираем организатора работы группы (капитана команды) |
2 | Знакомимся с заданием, обсуждаем. Каждый член группы формулирует общую цель работы: что надо получить в результате. |
3 | Распределяем работу (задания, роли) между членами группы. |
4 | Каждый член группы выполняет свою часть работы. |
5 | Обсуждаем результаты работы каждого, оформляем общий результат работы в группе. |
6 | Решаем, как будем представлять результат работы всему классу (выступаем все вместе, по очереди, отдельные представители группы, роль каждого выступающего и т. д.) |
7 | Представляем результат работы группы. |
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
1. Формируются группы. Соединение в группы – сложный процесс. Нужно учесть личные качества, межличностные отношения, сложность материала, желание самих детей. В каждой группе должны быть сильные, средние и слабые ученики. Количество участников колеблется от 4-5 человек.
2. Группе даётся одно задание. Между участниками группы предусматривается распределение ролей .
3. Оценивается работа не одного ученика, а всей группы.
При оценивании работы группы необходимо подчеркивать человеческие достоинства: вежливость, трудолюбие, взаимопомощь.
Преимущества группового обучения:
Групповая работа – это полноценная самостоятельная форма организации обучения. Использование на уроках групповой работы несёт в себе черты инновационного обучения:
- самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности.
- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми;
- растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют.
- приобретают навыки необходимые для жизни, в обществе: откровенность, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей, умение слушать и слышать друг друга, умение работать сообща для достижения общей цели.
- работа в группе помогает ребёнку не только учиться, но и проявить себя.
- воспитывается сознательное отношение к учебному труду, самоуважение
- между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения.
Далее, групповая работа на уроке русского языка.
3класс. Урок повторения по теме « Состав слова».
Упр. 1. Поиск слов, образованных с помощью суффикса. Выделяют суффикс.(индивидуальная работа)
Ёлочка, листочек, листок, травинка, берёзка, осинка.
Упр. 2. Отработка умения образовывать слова по заданной модели. (работа в паре)
-приставка, корень, суффикс, окончание.
- корень, суффикс, окончание
- корень, суффикс
Упр.3 Групповая работа
Найти в каждой группе слов лишнее, т.е отличающиеся от других слов по своему составу.
А) Забег, заплыв, закон, запуск. (лишнее слово – закон, в нём нет приставки)
Б) Чайник, кофейник, молочник, веник. (лишнее слово- веник, в нём нет суффикса)
В) Посмотрит, победит, подумает, погрустит. ( лишнее слово-победит, в нём нет приставки)
Г) Косточка, шапочка, звёздочка, ленточка. ( лишнее слово- шапочка, образовано не с помощью суффикса –очк-. А с помощью суффикса –к- от слова шапка)
Каждая группа записывает оставшиеся три слова и разбирает их по составу.
Упр.4 Что объединяет слова каждой группы? Назовите как можно больше общих признаков.
– берег, ветер, свет, воздух. ( у всех слов нулевое окончание, нет суффиксов и приставок, все слова – имена существительные)
– солдатики, песенка, беленький, избушка, чёрненький. ( во всех словах есть суффиксы, все суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение
– ледоход, ледокол, самолёт, снегоход, снегопад, листопад. ( во всех словах два корня, образованы способом сложения, соединительная гласная О, нулевое окончание, все слова-имена существительные)
– придорожный. Приморский, пригородный, прибрежный. (все слова образованы приставочно-суффиксальным способом, во всех словах приставка – при, все слова- имена прилагательные)
Таким образом, групповая форма работы на уроке может применяться для решения почти всех основных дидактических задач.
Такие работы в начальной школе очень важны, так как групповая форма работы создаёт условия живого общения. Проблема современных детей в том, что им очень сложно работать в группах, координировать свои действия с другими участниками. Опыт работы показывает, что именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся. Но нужно учесть, что в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия. Для него учитель заранее готовит индивидуальное задание. Это дополнительные сложности для учителя. Также нужно учесть, что абсолютной тишины на уроке не будет.
Проектная технология.
Цель технологии- стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания.
Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний. Проектная технология – это практические творческие задания и обеспечивает личностно – ориентированное обучение. Проектная работа формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, слушать и уважать мнение партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из разных источников, работать со справочной литературой, словарями, компьютером.
Таким образом, проектная методика:
Характеризуется высокой коммуникативностью;
Предполагает выражение учащимися своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность.
Этапы работы над проектом.
(алгоритм проектной деятельности)
1. | Познакомься с общей темой проекта класса. |
2. | Выбери свою тему в рамках общей темы. |
3. | Собери информацию к своей теме. |
4. | Оформи информацию на одном – двух листах. |
5. | Выбери, как ты будешь использовать собранную информацию: сделаешь поделку, подготовишь мероприятие, создашь книгу. |
6. | Выполни свой проект. |
7. | Представь свой проект публике вместе с другими ребятами. |
Информационно – коммуникативная технология.
Использование ИКТ на уроке направлено на формирование следующих компетенций:
- учебно – познавательные компетенции
- учиться оперировать научными знаниями и фактическим материалом
- развивать умение использовать источники информации;
- оценивать самооценку своей учебно – познавательной деятельности;
- обозначать своё понимание и непонимание по отношению к изучаемой проблеме
- владеть навыками сотрудничества
- владеть навыками решения проблем в различных жизненных ситуациях
- уметь представить себя, владеть способами совместной деятельности
- владеть навыками работы с различными источниками информации.
Технология проблемного обучения.
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения. В чём его актуальность?
Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащегося, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащегося, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления, умение видеть проблемы, задавать вопросы, давать определение понятиям, проводить наблюдения, делать выводы, доказывать и защищать свои мысли, работать с текстом, обеспечивает высокое качество знаний.
Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. В качестве проблемных заданий, ситуаций могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т.п.
Как самим открывать знания?
( алгоритм проблемного диалога)
1. | Выявите противоречие, которое мешает понять ситуацию, действовать. |
2. | Сформулируйте проблему, задачу, вытекающую из противоречия ( как правило, в виде вопроса) |
3. | Продумайте версии решения проблемы. |
4. | Вспомните то, что пригодится для решения проблемы. |
5 | Наметьте план решения проблемы, источники для поиска новой информации. |
6. | Осуществите поиск решения – по плану открыть новые знания (понятие, закономерность) или новый порядок действий. |
7. | Выразите решение проблемы в виде краткого вывода. |
8. | Сверьте результат с поставленной проблемой – сделать вывод о ее решении или не решении. |
Проблемные ситуации:
1.Урок русского языка по теме « Неизменяемые имена существительные»
На доске записаны слова:
Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, кофе, шоссе.
- Что объединяет эти слова? ( имена существительные)
- Выделите окончания у этих имён сущ-х. ( ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)
- вспомните, как найти в слове окончание? ( изменить форму слова)
- докажите, что вы правильно определили окончания. ( не получается изменить форму слова).
Это сложный приём. Сначала учитель даёт практическое задание « на ошибку». Затем сообщением, экспериментом предъявляет научный факт.
2.Урок русского языка по теме « Правописание «И» и «Ы» после «Ц»»
На доске записаны слова:
Цирк, зайцы, цифра, акация, цыплёнок.
- Какая буква объединяет все слова? ( Ц)
- Какая буква написана после «Ц»? ( И,Ы)
- Какой звук слышится в этих словах после «Ц»? (Ы)
- Какой вопрос возникает?
Одновременно предъявляются противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.
1. Урок математики по теме « Вычитание многозначных чисел»
На доске:
458 – 216; 598 – 374; 287 – 142; 800 – 368.
- Что объединяет числовые выражения? ( действие – вычитание трехзначных чисел)
- Найдите значение каждого выражения.( Дети легко выполнят все вычисления, кроме последнего)
- В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание?
Даётся практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.
По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трёх основных формах: проблемного изложения, частично – поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности. Это технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на уроках по любому предмету.
Литература.
Карпова Е.В. Шевко О.И. возможности применения проблемного обучения в начальной школе.
Танцоров С.Т. Групповая работа в развивающем образовании.
Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?
Кудряшова Т.Г. групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода.
Савушкина Т.П. аспекты группового обучения младших школьников.