ПЛАН-КОНСПЕКТ
учебного занятия кружка «Компьютер и информационные технологии»
Тема учебного занятия: «Применение статистических функций и функции РАНГ при решении задач в Microsoft Excel 2010».
Цели учебного занятия: научиться решать задачи в Microsoft Excel 2010 с использованием статистических функций и функции РАНГ.
Задачи учебного занятия:
Образовательная:
изучить функции СРЗНАЧ, МИН, МАКС из категории Статистические;
изучить функцию РАНГ;
научиться использовать их при решении задач.
Развивающая:
способствовать формированию у обучающихся логического и алгоритмического мышления;
развивать познавательный интерес к учебной дисциплине и навыки ИКТ;
развивать умения оперировать ранее полученными знаниями;
выполнять в процессе учебной деятельности все требуемые этапы решения задач с помощью компьютера.
Воспитательная:
формировать информационную культуру, умения и навыки самостоятельного овладения знаниями;
воспитывать информационную культуру обучающихся, внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость.
Тип учебного занятия: комбинированный.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Методические приемы обучения: словесный, наглядный.
Формы работы: индивидуальная.
Оборудование: персональные компьютеры, доска, мел.
Программное обеспечение: операционная система Windows 7, пакет прикладных программ Microsoft Office 2010.
План занятия:
Организационный момент (3 минуты).
Актуализация базовых знаний (12 минут).
Изложение нового материала (25 минут).
Практическая работа (1 час 30 минут).
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (5 минут).
Ход учебного занятия:
Организационный момент.
Учебное занятие начинается с приветствия обучающихся. Затем педагог дополнительного образования отмечает присутствующих в группе.
Актуализация базовых знаний.
Педагог дополнительного образования старается подвести обучающихся к новой теме, задает несложные вопросы:
1. Установите соответствие между Функцией и Назначением.
2. Впишите категорию функции (Математические или Статистические) (на листках распечатать или на доске).
Функция | Назначение | Категория функции |
СУММ | Вычисление суммы значений в заданном диапазоне | |
МИН | Вычисление корня квадратного | |
СЧЁТЕСЛИ | Округляет вещественное число до ближайшего меньшего целого | |
КОРЕНЬ | Вычисление тригонометрической функции | |
ЦЕЛОЕ | Возвращает максимальное значение в заданном диапазоне | |
SIN | Вычисление минимального значения в заданном диапазоне | |
МАКС | Позволяет найти число ячеек по определенному критерию. Работает с числовыми и текстовыми значениями, датами. | |
СРЗНЧ | Вычисляет среднее арифметическое значение диапазона аргументов | |
СУММ, КОРЕНЬ, ЦЕЛОЕ, SIN - Математические
МИН, СРЗНЧ, МАКС - Статистические
После выполнения задания оцените себя, пожалуйста, в листе самооценки!
Изложение нового материала.
Педагог дополнительного образования поясняет тему нового учебного занятия, цель работы. Затем педагог дополнительного образования приступает к объяснению новой темы.
Для решения задач в Microsoft Excel часто используются статистические функции: МИН, МАКС, СРЗНАЧ.
В самом названии функции МИН содержится ответ на вопрос, что эта функция делает, функция МИН возвращает минимальное значение диапазона или введенных чисел. Если мы напишем, к примеру, в ячейке А1 такую функцию =МИН(3; 4; -7; 23; 0; 73; 12), то получим в ячейке минимальное число среди перечисленных, а именно -7.
Обратите внимание на ограничение — в скобках мы можем указать не более 255 чисел.
Таким же образом мы можем указывать в качестве аргумента не конкретные числа, а диапазон ячеек в котором ищем наименьшее значение.
Например, если мы хотим найти минимальное значение в диапазоне A1:A7 и поместить результат в ячейку B2, то должны в ячейке B2 написать =МИН(A1:A7)
Функция МАКС делает противоположное — она возвращает максимальное значение. Синтаксис ее такой же, как и у функции МИН.
Например, если мы хотим найти максимальное среди чисел 4, 5, 23, 73, 53, 9, 0, то должны написать =МАКС(4, 5, 23, 73, 53, 9, 0). И, конечно же, мы можем указывать не конкретные числа, а диапазон ячеек.
Функция СРЗНАЧ позволяет найти среднее арифметическое аргументов. Синтаксис этой функции такой: СРЗНАЧ(число1, [число2],…)
Не забываем, что ввод формулы в ячейку начинается со знака «=».
В скобках мы можем перечислить числа, среднее значение которых хотим найти. К примеру, если мы напишем в ячейке =СРЗНАЧ(1; 2; -7; 10; 7; 5; 9), то получим 3,857142857. Это легко проверить — если мы сложим все числа в скобках (1 + 2 + (-7) + 10 + 7 + 5 + 9 = 27) и разделим на их количество ( 7 ), то получим 3,857142857142857.
Обратите внимание — числа в скобках разделяются точкой с запятой (;). Таким образом, мы можем указать до 255 чисел.
Кроме того, с помощью функции СРЗНАЧ мы можем найти среднее значение диапазона ячеек.
Функция РАНГ возвращает ранг числа в списке чисел. Ранг числа — это его величина относительно других значений в списке. (Если отсортировать список, то ранг числа будет его позицией.)
РАНГ(число;ссылка;[порядок])
Описание аргументов:
Число — число для которого нужно определить ранг/место в массиве
Ссылка — массив значений в котором определяется ранг/место числа
Порядок — необязательный аргумент.
Если поставить 0 или не заполнять этот аргумент то ранг определяется по убыванию. Т.е. наибольшее число 2000 будет на 1ом месте.
Если поставить любое другое число, то максимальное значение будет под последним местом.
А теперь посмотрите, пожалуйста, на карточки. Перед Вами представлена задача – определение рейтинга отелей и гостиниц города Евпатории (Западный Крым) (Приложение 1).
Обсуждение со всеми обучающимися.
Использовать статистические функции МИН, МАКС и СРЗНАЧ для диапазона ячеек вы уже умеете.
Как вы думаете, как выполнить решение задачи? (автокопирование формулы в столбцах «Минимум», «Максимум», «Средний балл» (в строке и в столбце)).
А давайте подумаем, какую формулу можно задать, если необходимо вычислить ранг отеля или гостиницы? Ответ необходимо записать в ячейку таблицы.
=РАНГ(O4;O$4:O$13;0)
В столбце с номером «О» размещены значения «Средний балл».
Молодцы! Справились!
Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия.
Педагог дополнительного образования спрашивает: «Цель нашего учебного занятия выполнена? Что нового вы узнали на занятии? Что было сложно сделать?»
Педагог дополнительного образования демонстрирует работы, выполненные обучающимися и предлагает обучающимся оценить себя самостоятельно.
Приложение 1
Рейтинг отелей и гостиниц города Евпатории (Западный Крым) | |
№ | Название отеля (гостиницы) | Критерии оценивания (максимальная оценка - 10) | | | | | | Минимум | Максимум | Средний балл | Рейтинг |
Внешний вид - качество и состояние фасада, балконов, лоджий, окон, ставней | Наличие гостиных (салонов) | Качество, состояние интерьера холлов, салонов и их оборудования | Качество, состояние интерьера холлов, салонов и их оборудования | Качество и состояние оборудования и оснащения номерного фонда | Наличие Интернета | Телевидение в номерах | Качество и состояние оборудования и оснащения ванных комнат | Транспортное обслуживание проживающих и багажа | Наличие плавательного бассейна с площадью водной поверхности | | | | |
1 | Ribera Resort & SPA | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 1 |
2 | Империя | 8 | 7 | 8 | 10 | 7 | 6 | 9 | 8 | 7 | 9 | 6 | 10 | 8 | 7 |
3 | Лиана | 9 | 7 | 7 | 8 | 5 | 6 | 7 | 8 | 7 | 9 | 5 | 9 | 7 | 8 |
4 | Dolce Vita | 10 | 10 | 8 | 9 | 7 | 10 | 8 | 9 | 10 | 7 | 7 | 10 | 9 | 4 |
5 | Корона | 10 | 9 | 9 | 8 | 10 | 10 | 9 | 8 | 9 | 8 | 8 | 10 | 9 | 3 |
6 | Royal Beach Club | 8 | 6 | 7 | 9 | 8 | 10 | 9 | 8 | 8 | 8 | 6 | 10 | 8 | 5 |
7 | Grand | 10 | 8 | 5 | 8 | 7 | 8 | 9 | 9 | 9 | 7 | 5 | 10 | 8 | 6 |
8 | Планета | 10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 9 | 10 | 10 | 9 | 10 | 9 | 10 | 10 | 2 |
9 | Империя | 10 | 8 | 8 | 7 | 5 | 7 | 4 | 8 | 4 | 7 | 4 | 10 | 7 | 9 |
10 | Оазис | 7 | 6 | 5 | 7 | 5 | 6 | 5 | 3 | 7 | 4 | 3 | 7 | 6 | 10 |
Средний балл | 9 | 8 | 8 | 9 | 7 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | | | | |